Грамота об учреждении Патриаршества
УЛОЖЕННАЯ ГРАМОТА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ В РОССИИ ПАТРИАРШЕСТВА
1589 г., май
Грамота была написана на большом листе пергамента золотом и киноварью более чем через три месяца после утверждения самодержцем, Константинопольским патриархом Иеремией, новым патриархом Иовом и освященным собором изложенных в ней решений. Таково было указание царя Федора Иоанновича, пожелавшего перед отъездом Иеремии из Москвы получить официальный документ «для утверждения от рода в род и навеки» нового статуса Русской православной церкви. Подлинник был удостоверен подписями всех участников освященного собора и десятью вислыми печатями: Большой государственной, двумя патриаршими (причем Иов воспользовался новой великолепной двусторонней печатью Московского патриарха), четырьмя митрополичьими, двумя архиепископскими и епископской.
Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола, посвящении первого российского Патриарха Иова, поставлении впредь Патриархов Российским освященным собором и Государем и о новом составе русских епархий. Май 1589 года
«Благоволением всед(е)ръжителя Бога и Отца, иже преже век сый пребывающаго, ниже начинаема, ниже престаема, и поспешением единороднаго его Сына Слова Божия, безсмертнаго и изволившаго спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и приснодевы Мария, и действом Святаго Духа, истиннаго и животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, в Троицы славимаго Бога нашего, неизреченным его милосердием, молитвами и щедротами нашея христианския заступницы пресвятыя и преблагословенныя владычица нашея Богородица и приснодевы Мария, к ея же мольбам призирая единочадный Сын Слово Божие, иже из нея прошед неизреченно, и молитв ради святых пророк, и апостол, и всех святых, и великих чюдотворцов московских Петра, Алексея, Ионы, первопрестольников царьствующаго града Москвы, и прочих святых, просиявших в наших государствах Великого Росийского царьствия.
Их предстательством и молитвами к Богу приахом скифетр Великого Росийского царьствия во обдержание и во осмотрение благочестивого нашего Великого Росийского царьствия, з Божиею милостию соблюдати мирно, и немятежно, и от враг непоколебимо мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росии, Владимерский, Московский, Ноугородцкый, царь Казанский, Царь Астороханский, государь Псковский, и великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермьский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Сибирские земли и Сиверныя страны облаадатель, и иных многих государств государь и самодержец.
Изволением человеколюбца Бога и пречистые Богородицы нашие, заступницы христианские, в наше скифетродержание великого Росийского царствия прииде к нам, к великому государю благочестивому царю и великому князю Федору Ивановичю всея Великиа Росия самод(е)ръжцу и многих государств ко государю и облаадателю, в царствующи(й) град Москву Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и святейший Вселенский патриарх; а с ним Манавасийский митрополит Ерофей, да архиепископ Еласонской Арсеней, и архимариты, и игумены, и священноиноки, и честныя мнихи.
И мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росии самод(е)ръжец и многих государств государь и облаадатель, помыслив о сем превеликом деле с нашею з благоверною и со христолюбивою царицею великою кня(г)инею Ириною, чтоб з Божиею помощию и пречистыя Богородицы милостью в царствующем нашем граде Москве устроити превеликий престол патриарш в почесть святые превеликие соборные церкви пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея Успения и первопрестольников великих святых чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы.
И мысль свою царьскую пресвятейшему Еремею, Божиею милостию архиепископу Констянтинополя, Новаго Рима, и Вселенскому патриарху, объявили, понеже наши прародители великие государи цари веса Великиа Росиа приняли святую и непорочную христианскую веру, и поставление патриарша первопрестольники новые чюдотворцы Петр и Алексей Киевъские и всего Великого Росийского царствия и прочие от святейшего патриарха Костянтинопольские церкви, Новаго Рима, ея же, вседержителя Бога милосердием и пречистые Богородицы, и доныне непоколебимо держим.
А ты, пресвятейший Еремей патриарх, по благодати Святого и животворящего Духа того ж превеликого апостольского престола Костянтинопольские церкви приимник и пастырь и отцем отец. — И по изволению б нашего царского величества сие дело совершил еси, по совету с нами и с первопрестольником Иевом, митрополитом царствующаго града Москвы и всеа Русии, и с архиепископы, и епископы, и архиманъриты, и игумены, и со всем освященным собором нашего Великого Росийского и Греческого царствия.
И по благодати Святаго Духа, и нашего царского величества изволением, и избранием твоим, пресвятейшего Еремея архиепископа Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенского патриарха, и прочих вселенских патриархов — Александрейского, Аонтиохийского, Иерусалимского — и всего собору греческого, по правилом божественных апостол и святых отец, благословил и поставил в патриархи, кому Господь Бог и пресвятая Богородица благоволит быти на том превеликом престоле святых великих чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы первопрестольников, в царствующем граде Москве патриархом.
И слышав таковая от благочестиваго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великия Росиа самод(е)ръжца и многих государств государя и облаадателя, пресвятейший Иеремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенский патриарх, попремногу благодарив Бога и похвалил мысль и изволение благочестиваго и христолюбиваго великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всея Великия Росиа самод(е)ръжца о начинании таковаго превеликого дела.
И глаголаше сице: «О благоверный и христолюбивый, и Богом венчанный, и Богом почтенный, и Богом украшенный, и Богом превознесенный, и благочестием всея вселенный в концех просиавый, наипаче же во царех пресветлейший и преславный великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росия самод(е)ръжец и многих государств государь и облаадатель, истинный рачитель благочестию, и богошественный святаго пути богоуставнаго закона, и премудрый исходатай, и благоразумный поспешник истинне, изыскатель отеческому преданию благоразумие, цветуще совершенным благочестием.
Хощеши почтити и украсити святую превеликую соборную церковь пресвятые Богородицы честнаго и славнаго ея Успениа превысоким престолом патриаршества и тем превеликим делом царствующий град Москву и все свое Великое Росийское царство наипаче прославить и возвеличить во всю вселенную, совершенным благочестием сиающу!
Воистинну в тебе, благочестивом царе, Дух Саятый пребывает и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет! Праве и истинно вашего благородна начинание, а нашего смирения и всего освященного собора того превеликаго дела совершение.
Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы — от безбожных турок — обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех.
И по Божию промыслу, и пречистые Богородицы милости, и молитв ради новых чюдотворцов Великого Росийского царствиа, Петра, и Алексея, и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом сие превеликое дело исполнитца».
И по благодати Святаго и животворящего Духа, и изволением благочестиваго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Великиа Росии самод(е)ръжца и многих государств государя и облаадателя, пресвятейший Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенский патриарх, по правилам божественных апостол и святых отец и по совету всех митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимаритов, и игуменов, и всего освященного собора Великого Росийского и Греческаго царствиа, избрал и поставил в патриархи, в почесть святые превеликие соборные и апостольские церкви пречистые Богородицы честнаго и славного ея Успениа, на превеликий престол первопрестольников и великих святителей и чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы, царствующего града Москвы Иева преосвященнаго митрополита всеа Русии.
И потом по великой вере и по произволению истинного рачителя благочестию великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росии самод(е)ръжца и многих государств государя и облаадателя, на утвержение совершеннаго ради благочестиа святыя и непорочныя православныя христианскиа веры и в почесть превеликого престола патриарша царьствующаго града Москвы, пресвятейший Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенский патриарх, и святейший Иев, Божиею милостию патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии, со всеми митрополиты, и архиепископы, и епископы, архимариты и игумены, и со всем освященным собором Великого Росийского и Греческого царствиа, советовали.
И соборне уложили быти в Великом Росийском царствии в преимянитых и богоспасаемых градех четырем митрополитом: в великом государстве Новгородцком, в царствующих градех в Казани и в Асторахани, в великом княжение града Ростова, близ царствующаго града Москвы на Крутицах.
Да шесть архиепископов: великого княжения на Вологде, в великом княжение в Суздале, в великом княжение Низовские земли в Нижнем Новегороде, в великом княжение в Смоленску, в великом княжение на Резани, в великом княжение во Твери.
Да восмь епископов: в государстве града Пскова, в великом княжение во Ржеве Володимерове, на Великом Устюге, в великом княженье на Белеозере, в великом княженье< .> [1], во княженье удельном на Коломне, в Севере во Брянску и в Чернигове, в княженье удельном в Дмитрове.
А на соборе, и на избрании, и на поставлении патриарше, и на всем соборном уложенье были с благочестивым великим государем царем и великим князем Феодором Ивановичем всея Великия Росия самод(е)ръжцом: пресвятейший Еремей архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенский патриарх; Иев, святейший патриарх царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия; Александр, митрополит великого государства Новагорода и Великих Лук и всего Поморья; Ермоген, митрополит великих царств Казанский и Астороханский; Варлам, митрополит великого княжения Ростовского и Ярославского; Ерофей, митрополит Мановосийский Греческаго царствия; Галасия, митрополит Сарский, и Подонский, и Козельский; Иона, архиепископ Вологоцкой и Великопермьской; Иев, архиепископ великого княжения Суздальской и Туруской; архиепископ < ...> [2] великого княжества Нижнего Новагорода; Селивестр, архиепископ великого княжества Смоленской и Дорогобужской; Митрофан, архиепископ великого княжениа Резанской и Муромской; Захарья, архиепископ великого княжения Тверской и Старицкой; Мисайло, епископ государьства Псковскаго; епископ < ...> великого княжества Ржевы Володимеровы; епископ < ...> Устюга Великого; епископ < ...> великаго княжениа Белоозерской; епископ < ...> [3] Иосиф, епископ удельного княжества Коломенской и Коширской; из Северы епископ < ...> Брянский и Черниговский; епископ < . > удельного княжества Дмитровской и Кашинской.
Архимариты и игумены были на соборе: Троецкой Сергиева монастыря архимарит Кипреян; из Володимера Рожественого монастыря архимарит < ...>; Спаского монастыря архимарит Сергей; Великого Новагорода Юрьевъской архимарит < ...> [4]; Чюдовской архимарит Феодосей; Симановской архимарит Тихон; из Нижнего Новагорода Печерской архимарит Анофрей; Свияжской архимарит Мисайло; Андроньева монастыря архимарит Гурей; Казанской архимарит < ...>; из Иерусалима от Господня гроба архимарит Феодосей; из Великого Новагорода Хутынской игумен Селивестр; Кириловской игумен Марко; из Переславля Горитцъкого монастыря архимарит < ...>; святые горы Синайские архимарит Лаврентей; из Можайска Лужецкого монастыря архимарит Иасаф; из Ростова Богоявленской архимарит Иосиф; святые горы Афонские игумен Сергей; Богоявленской игумен из-за Торгу Иосиф; из Ярославля Спаской архимарит Сергей; из Боровска Пафнутиевской игумен Варламей; Осифова монастыря игумен Левкиа; из Суздаля Спаской архимарит Левкиа; из Смоленска Борисоглебский архимарит < ...>; с Резани Спаской архимарит Иона; из Великого Новаграда Антоньевской игумен Кирил; из Великого Новагорода Духовского монастыря игумен Иона; изо Твери Отроча монастыря архимарит < ...>; из Переславля Залеского Даниловской архимарит Иона; с Вологды Каменого монастыря Спаской архимарит Филарет; Феропонтова монастыря игумен < ...>; Борисоглебской с Устья игумен < ...>; с Резани (Сол)очинской архимарит < ...>; Соловецкой игумен Яков; из Звенигорода Сторожевской игумен Феодосей; с Вологды Прилутцкой игумен Галахтион; с Вологды Троецкой Павлова монастыря игумен Сидор; с Вологды Глушитцкой игумен Никон; из Кашина Колязинской игумен < ...>; с Вологды Корнильевъской игумен < ...>; из Переславля Залеского Никитцкой игумен Никон; из Можайска Колотцкого монастыря игумен < ...>; с Угреши Никольской игумен Лаврентей; из Великого Новагорода Вяжитцкой игумен Закхея; изо Пскова Печерской игумен Мелентей.
Да старцы соборные: Сергиева монастыря келарь Еустафей, старец Варсунофей, строитель Ипацкого монастыря Гурей, Сергиева ж монастыря строитель старец Игнатей, из Володимеря Рожественого монастыря строитель старец Серапион, Кирилова монастыря старец Елеуферей, из Боровска Пахнутьева монастыря старец Галасей; Осифова монастыря старцы: старец Измайло, старец Мосей; Духова монастыря старец Варлам.
И весь освященный собор Великого Росийского царствия и Греческого Царствия соборне уложиша: да и предъидущие лета в Великом Росийском царстве по благодати Святаго и животворящего Духа, и изволением благочестиваго и христолюбиваго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росиа самодержца и многих государств государя и облаадателя, и по благословению святейшего Иеремея патриарха Вселенского, поставлятися патриархом в царствующем граде Москве от митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимаритов, и игуменов, и всего освященного собору Великого Росийского царствиа, кому Господь Бог и пречистая Богородица благоволит, и благочестивый великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Великиа Росиа и многих государств государь и облаадатель изволит, и по избранию всего освященнаго собора, по правилом божественных апостол и святых отец поставлен будет.
И патриарху новопоставленному царствующаго града Москвы о своем поставлении отписать в царствующи(й) град Костянтинополя к патриарху вселенскому, хто в то время прилучитца, о согласие о своем поставлении. И патриарх Вселенский Костянтинопольские церкви отпишет в своей грамоте к тому патриарху царствующаго града Москвы Великие Росии о его поставление.
А митрополитом, и архиепископом, и епископом богоспасаемых градов Великого Росийского царствиа, по благодати Святаго Духа, изволением великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росиа самодержца и по избранию всего освященного собора поставлятися от святейшего патриарха царствующаго града Москвы и всеа Русии.
И о всех о тех великых делех, уложенных на соборе, благочестивый великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии самод(е)ръжец и многих государств государь и облаадатель, и пресвятейшкй Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенский патриарх, и святейший Иев, Божию милостию патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии, и преосвященные митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященный собор всего Великого Росийского и Греческого царствиа — уложиша и утвердиша крепко и непоколебимо и непреложно соблюдати от рода в род и навеки.
И для сего уложениа мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Великиа Росиа самодеръжец и многих государств государь и облаадатель, с пресвятейшим Еремеем, Божиею милостию архиепископом Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенским патриархом, и с первопрестольником с святейшим Иевом, Божиею милостию патриархом царствующаго града Москвы и всеа Русии, и с нашими богомольцы с преосвященными с митрополиты, и архиепископы, и епископы, и с архимариты, и игумены, и со всем освященным собором всего Великого Росийского и Греческого царствиа, сию грамоту, для утвержениа от рода в род и навеки, велели написати.
А на большое утвержение к сей грамоте велели есмя нашу царскую печать привесити. И пресвятейший Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенский патриарх, и первопрестольник святейши(й) Иев, божиею милостию патриарх царствующего града Москвы и всеа Русии, и преосвященные митрополиты, и архиепископы, и епископы печати свои приложили и руки свои приписали. А архимариты, и игумены, и соборные старцы руки свои приписали.
А уложена бысть и написана сиа соборная грамота в царствующем граде Москве лета от Создания миру 7097 (1589), индикта 2-го, господьствиа нашего (от начала царствования лета) 6-го, а царств наших — Росийского 43, Казанского 37, Астороханского 35-го, месяца маия».
На обороте грамоты собственноручные подписи тридцати двух лиц. Первыми приложили руки патриархи Иеремия и Иов. За ними следовали митрополиты: Гермоген Казанский и Астраханский, Варлаам Ростовский и Ярославский. Иерофей Монемвасийский, Геласий Сарский и Подонский; архиепископы: Иона Вологодский и Великопермский, Иов Суздальский и Тарусский, Сильвестр Смоленский и Дорогобужский, Митрофан Рязанский и Муромский, Захарий Тверской и Старицкий, Арсений Елассонский; епископ Иосиф Коломенский и Каширский.
После иерархов подписались архимандриты и игумены монастырей: греческий Христофор, Троице-Сергиева Киприан, Новоспасского Сергий, Чудова Феодосии, Симонова Тихон, Свияжского Мисаил, Андроникова Гурий, Богоявленского Иосиф, Пафнутьева-Боровского Варлаам, Смоленского Борисоглебского Адриан, Рязанского Спасского Иона, Тверского Отроча Феодосии, Переяславль-Залесского Даниловского Иона, Рязанского Рождества Богородицы Солочинского Андроник, Cnaco-Прилуцкого Галактион, Вологодского Корнильева Лаврентий и Переяславского Никитского Никон. Последними поставили свои подписи Троице-Сергиева монастыря келарь Евстафий и монах Варсонофий Якимов.
Примечания
[1] Название епархии в подлиннике пропущено
[2] В подлиннике имена пропущены, для них оставлены пробелы
[3] В подлиннике пропущено имя и место епископа.
[4] В подлиннике имена пропущены, для них оставлены пробелы.
Грамота издана: СГГиД. М., 1819. Т. 2. № 59. Приводится по изданию: А.П.Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 1. — М.: ТЕРРА; Республика. 1999. С. 88-97.