Концепция национальной безопасности Грузии
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗИИ
«Непреклонная воля граждан Грузии, установить демократический общественный строй, экономическую свободу, социальное и правовое государство, обеспечить общепризнанные права и свободы человека, укрепить государственную независимость и мирные отношения с другими народами… »
Преамбула Конституции Грузии
Введение
Грузия находится сегодня на важном этапе своей многовековой истории. После семидесятилетней оккупации, в 1991 году Грузия вновь обрела независимость, после чего последовал период политической и экономической нестабильности и внутренних конфликтов, поддержанных внешними силами. Несмотря на это, грузинский народ принял непоколебимое решение, построить демократическое и свободное государство, в котором будут осуществлено верховенство закона, гарантированы права человека, безопасность, благополучие граждан и рыночная экономика.
«Революция роз» в 2003 году еще раз показала, что демократия и свобода – жизненно важные, традиционные ценности для грузинского народа. Грузия, как неотъемлемая часть европейского политического, экономического и культурного пространства, фундаментальные национальные ценности которой основаны на европейских ценностях и традициях, стремится к интеграции в европейские структуры политики, экономики и безопасности. Грузия стремится вернуться к своим европейским традициям и остаться неотъемлемой частью Европы.
Концепция национальной безопасности Грузии является основополагающим документом, который отражает видение путей безопасного развития государства, фундаментальных национальных ценностей и национальных интересов, описывает угрозы, риски и вызовы, стоящие перед национальной безопасностью и определяет основные направления политики безопасности. Эта Концепция подчеркивает стремление народа Грузии осуществить полную интеграцию страны в Организацию Североатлантического Договора (NATO) и Евросоюз и внести свою долю в укрепление безопасности Черноморского региона, как части североатлантической системы безопасности.
На основе Концепции национальной безопасности, Правительство Грузии проводит соответствующие долгосрочные мероприятия, которые обеспечивают соблюдение фундаментальных национальных ценностей и национальных интересов путем адекватного реагирования на угрозы, риски и вызовы, стоящие перед национальной безопасностью.
На основе Концепции национальной безопасности создаются различные отраслевые стратегии и планы. Обновление отдельных отраслевых стратегий и планов происходит вместе с изменением Концепции национальной безопасности.
Фундаментальные национальные ценности Грузии
Государственность Грузии основывается на ее фундаментальных национальных ценностях, верность которым обязательна для существования Грузии и ее безопасности, для безопасности и благополучия ее граждан. Грузия будет защищать свои фундаментальные национальные ценности всеми доступными правовыми средствами. Фундаментальными национальными ценностями Грузии являются:
1. Независимость. Грузия является суверенным, независимым государством, которое уважает суверенитет и территориальную целостность других стран и требует к себе соответствующего отношения. Для Грузии неприемлемо вмешательство в ее внутренние дела со стороны других стран.
2. Свобода. Права и свободы, предусмотренные Всеобщей Декларацией прав человека и Европейской конвенцией по защите прав человека и фундаментальных свобод, являются фундаментальными национальными ценностями. Грузия создает гарантии по защите общепризнанных прав и свобод всех проживающих на ее территории граждан и групп, уважает их право свободного выбора и создает благоприятную среду для реализации возможностей каждого гражданина.
3. Демократия и верховенство закона. Грузия привержена универсальным демократическим ценностям и принципам, на основе которых она создает демократическую систему правления, где власть государства определена законом и распределена между ветвями власти. В политической системе Грузии гарантированы сила и независимость судебной власти. Грузия способствует развитию гражданского общества и обеспечивает независимость СМИ.
4. Благосостояние. Для повышения благосостояния каждого гражданина и создания достойных условий жизни, Грузия обеспечивает устойчивое экономическое развитие страны на основе демократических, прозрачных правил и проведение эффектной социальной политики. Правительство Грузии способствует развитию свободной рыночной экономики, создает благоприятную среду для развития свободного предпринимательства, расширения внешней торговли и привлечения инвестиций.
5. Мир. Грузия преследует цель наладить со всеми государствами отношения, основанные на признанных нормах международного права. Для Грузии особенно важно развитие дружеских отношений с соседними государствами. Для решения спорных вопросов Грузия будет использовать мирные методы, предусмотренные международными правовыми нормами. Свободная, независимая, единая, развитая и мирная Грузия внесет значительную лепту в обеспечение региональной безопасности и стабильности.
6. Безопасность. Правительство Грузии стремится обеспечить безопасность грузинского государства, его институтов и граждан в пределах государственных границ, признанных международным сообществом. В целях обеспечения безопасности Грузия руководствуется признанными нормами международного права.
Национальные интересы Грузии
Национальные интересы Грузии проистекают из существующего в современной международной системе и стране положения. Национальные интересы основываются на фундаментальных национальных ценностях Грузии. Реализация национальных интересов обеспечивает стабильность и дальнейшее развитие государства, благополучие и безопасность, защиту прав и свобод граждан Грузии. Незащищенность национальных интересов ставит под удар фундаментальные национальные ценности. Национальными интересами Грузии являются:
1. Обеспечение территориальной целостности: Грузия призвана восстановить и сохранить территориальную целостность и обеспечить нерушимость своих международно-признанных границ. Грузия будет использовать все доступные законные средства для мирного и правового решения проблем, которые могут возникнуть на территории Грузии при восстановлении конституционного порядка.
2. Обеспечение национального единства и гражданского согласия: Грузия обеспечивает защиту интересов, прав и свобод всех проживающих в стране граждан, этнических и религиозных групп. Для этого Грузия строит общество, которое основывается на принципах плюрализма, терпимости, справедливости, солидарности и недискриминации. Грузия стремится развить среди граждан уважение к Конституции и обеспечить их самоидентификацию как граждан Грузии.
3. Региональная стабильность: Среда безопасности, в которой находится Грузия, в первую очередь определяется происходящими в Европе процессами, на нее серьезное влияние оказывают также события, происходящие на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Грузия придает особую значимость процессам, происходящим в бассейне Черного моря, на Кавказе и в России. Для Грузии крайне важно сохранение мира и безопасности в этом пространстве и мирное разрешение споров. Грузия вносит свою лепту в обеспечение региональной системы безопасности путем международного сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах.
4. Укрепление свободы и демократии в соседних странах и регионах: Грузия приветствует и способствует укреплению в соседних странах и регионах демократии, свободы и гражданского общества, как важного условия обеспечения стабильности и безопасности.
5. Укрепление транзитной функции государства и энергетическая безопасность: Грузия придает особое значение усилению своей функции как транзитного и энергетического коридоров. С этой целью она активно участвует в международных энергетических, транспортных и коммуникационных проектах. Обеспечение подачи энергии и других стратегически важных ресурсов из альтернативных источников, а также развитие стратегически важной региональной инфраструктуры, связано с укреплением стабильности в Грузии, экономического развития страны и благосостояния ее граждан.
6. Экологическая безопасность в стране и регионе: качество защиты окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов тесно связаны с общественной безопасностью и здравоохранением. С учетом биомногообразия и транзитной функции Грузии, особое значение придается экологической безопасности крупномасштабных международных и локальных проектов.
7. Обеспечение национальной и культурной самобытности: Грузия, как государство с многовековой историей и богатым культурным наследием, рассматривает сохранение культурной многогранности и национальной самобытности как важный элемент обеспечения национальной безопасности.
Угрозы, риски и вызовы, стоящие перед национальной безопасностью
1. Нарушенная территориальная целостность: Нарушенная территориальная целостность является главной угрозой национальной безопасности Грузии. Инспирированные и поддержанные извне агрессивные сепаратистские движения переросли в вооруженные конфликты, что вызвало фактическое отделение Абхазии и Южной Осетии от Грузии и потерю контроля властей Грузии над этими территориями.
Нарушение территориальной целостности является причиной некоторых проблем, которые подрывают политическую, экономическую и социальную стабильность в стране: почти триста тысяч граждан Грузии были вынуждены оставить законные места проживания; государственные границы остаются неустановленными; на неконтролируемых территориях находятся незаконные вооруженные формирования; создана благоприятная среда для деятельности террористических групп и плодотворная почва для контрабанды и транснациональной организованной преступности; сепаратистские режимы систематически нарушают права человека. Если не удастся своевременно решить эту проблему, нарушенная территориальная целостность может создать угрозу для функционирования Грузии как полноценного государства.
2. Перетекание конфликтов из соседних государств: Перетекание конфликтов из соседних государств на территорию Грузии является серьезной угрозой национальной безопасности Грузии и может повлечь за собой дестабилизацию в стране. Эти конфликты могут вызвать провокации со стороны других государственных и негосударственных акторов, как это неоднократно случалось в связи с Панкисским ущельем. Конфликты в соседних государствах могут вызвать массовый наплыв беженцев на территорию Грузии и создать благоприятные условия для контрабанды и транснациональной организованной преступности.
Отсутствие контроля на абхазском и югоосетинском участках государственной границы Грузии с Российской Федерацией усиливает указанную угрозу и создает дополнительные помехи для эффективной борьбы с упомянутой проблемой. Неурегулированность и продолжение конфликтов, нарушение стабильности в России, в особенности на Северном Кавказе, могут вызвать втягивание в конфликт Грузии. При этом, присутствие вооруженных формирований Российской Федерации на территории Грузии, в известных случаях, является фактором риска для стабильности государства.
3. Военная интервенция: Вероятность открытой военной агрессии против Грузии мала, хотя вооруженное нарушение границы и вторжение на территорию страны государственных и негосударственных акторов все еще реально и вновь угрожает национальной безопасности. Неоднократно фиксировались посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии, что выражается в систематическом нарушении воздушного, наземного и морского пространства Грузии и осуществлении военного нападения на территорию страны.
Присутствие незаконных вооруженных формирований вблизи границ государства и на неконтролируемых грузинскими властями территориях, существенно увеличивает возможность дестабилизации и возобновления вооруженных конфликтов в Грузии. При этом предоставление российского гражданства жителям сепаратистских регионов Грузии является потенциальной угрозой, поскольку в определенных случаях это можно использовать для оправдания вмешательства во внутренние дела Грузии.
4. Международный терроризм: Международный терроризм является важной угрозой для национальной безопасности Грузии, в особенности, принимая во внимание расположенные в соседних регионах террористические очаги.
Грузия, как активный член международной антитеррористической коалиции, может стать мишенью международных террористических атак. Террористические акты могут быть направлены на стратегически важную с точки зрения национальной безопасности инфраструктуру и/или объекты, в особенности, на международные нефте- и газопроводы и на находящиеся на территории Грузии объекты других государств.
5. Контрабанда и транснациональная организованная преступность: Неурегулированные конфликты в соседних государствах, беззаконье в Абхазии и Южной Осетии и отсутствие должного контроля на государственной границе создают благоприятные условия для контрабанды и транснациональной организованной преступности, что серьезно вредит национальной безопасности и экономике страны. Эти угрозы подрывают стабильность в Грузии и регионе, мешают установлению законности и правопорядка в государстве. Особой угрозой для Грузии является вероятность использования ее естественного транзитного расположения для совершения указанных транснациональных преступлений.
6. Военные базы Российской Федерации: Расположенные в Грузии военные базы Российской Федерации более не создают прямую угрозу суверенитету государства, однако до их полного вывода, присутствие на территории Грузии военных формирований Российской Федерации продолжает оставаться фактором риска для безопасности государства и все еще отрицательно влияет на нее. Грузия приветствует перевод российских военных баз на режим вывода и полагает, что неукоснительное выполнение «Совместного заявления министров иностранных дел Грузии и Российской Федерации» от 30 мая 2005 года будет способствовать нормализации двусторонних отношений и укреплению взаимного доверия.
7. Коррупция и неэффективная система государственного управления: Росту коррупции способствовали слабая традиция демократической системы правления и механизма взаимосдерживания и равновесия. В последние годы коррупция проникла во все сферы общественной жизни и приняла такой системный и драматический характер, что начала угрожать национальной безопасности – разбазариванием ресурсов, поколебленной верой населения в демократические ценности и институты и замедлением экономического развития, что отрицательно сказалось на единстве общества и социальной гармонии. Недавний опыт Грузии показывает, что коррупция и неэффективная система государственного управления, если они не являются постоянно предметом внимания, могут создать угрозы национальной безопасности государства.
8. Социальные и экономические вызовы: Слабо развитая экономика является серьезным вызовом для национальной безопасности Грузии, поскольку конкурентоспособность национальной экономики Грузии остается низкой без устойчивого развития.
Экономическая отсталость способствовала ухудшению уровня жизни населения, деградации систем здравоохранения и образования, высокому уровню безработицы, ухудшению демографического положения и увеличению численности крайне бедного населения, что вызвало рост незаконной деятельности среди населения.
Неравное социальное и экономическое развитие и отсутствие сильного среднего сословия вызывает диспропорцию жизненных условий различных социальных групп. Социальное и экономическое неравенство между центром и регионами обостряет ситуацию и может способствовать пробуждению социального и политического экстремизма. Социальная напряженность может создать угрозы для устойчивого развития страны, стабильности и национальной безопасности.
9. Энергетические вызовы: Зависимость Грузии от энергоресурсов государства, где не гарантированы права на собственность и свободный рынок, а также недостаточное развитие энергетических ресурсов, нестабильная подача энергии и тяжелое техническое состояние энергетической инфраструктуры, делают Грузию слабой и создают благоприятные условия для внешнего давления. Энергетические вызовы, если своевременно и эффективно не реагировать на них, могут создать угрозы не только экономическому развитию, но и национальной безопасности государства.
10. Информационные вызовы: Слабость единой государственной информационной политики и обеспечивающей ее инфраструктуры, а также использование государственными органами управления недостаточной и недостоверной информации, могут создать угрозы национальной безопасности государства. Кроме этого, неполноценная система охраны принадлежащей государству информации с соответствующим грифом, незаконное вторжение в государственные информационные системы с целью добывания или повреждения информации и информационные атаки против грузинского государства со стороны внешних сил, являются серьезными вызовами для национальной безопасности.
11. Экологические вызовы: Ухудшение состояния природной среды, бедствия, возникшие вследствие человеческой деятельности или природных катаклизмов, могут создавать угрозы естественной среде Грузии, благополучию ее граждан и биомногообразию. Расположение Грузии в сейсмически активной зоне увеличивает степень ее незащищенности от природных катастроф. Направленные против энергетической инфраструктуры террористические акты могут нанести серьезный вред окружающей среде. Также ощутимый экологический урон и другие негативные результаты могут последовать за повреждением крупных промышленных объектов в соседних государствах.
Основные направления политики национальной безопасности Грузии
Цель политики национальной безопасности Грузии – защитить национальные интересы, основанные на фундаментальных национальных ценностях, дать ответ на стоящие перед страной угрозы и помешать перерастанию рисков и вызовов в угрозы или усилению существующих угроз.
1. Усиление государственного управления и упрочение демократических институтов
Твердая воля граждан Грузии – построить свободное и демократическое общество, создать систему управления, основанную на верховенстве закона и равенстве каждого гражданина перед законом, прозрачную и подотчетную народу, которая будет гарантом обеспечения прав человека и свобод для каждого гражданина Грузии. Такая политическая система – главная основа дальнейшего развития страны.
Конституция Грузии обеспечивает разделение функций между законодательной, исполнительной и судебной властями, что является фундаментом демократической системы управления. Параллельно с реформированием и оптимизацией деятельности законодательных и исполнительных органов, активно идет реформа правоохранительных органов и судебной власти. Создана правительственная комиссия по реформе государственного управления, которая должна обеспечить эффективное осуществление структурного и функционального реформирования управления. Идет разработка стратегии эффективного управления, цель которой – совершенствование системы управления, усиление прозрачности общественного сектора и общественного участия, внедрение верховенства закона и обеспечение независимости всех трех ветвей власти.
Грузия придает особое значение формированию эффективной системы управления и местного самоуправления. Для осуществления реформ в этой сфере и децентрализации системы государственного управления создана и работает «Государственная комиссия по реформе эффективной системы управления и территориального устройства».
Грузия обеспечивает создание должных условий для развития неправительственного сектора и масс-медиа. Это способствует формированию сильного и активного гражданского общества, усилению подотчетности власти перед обществом.
Формирование демократической системы управления невозможно без сокращения коррупции в государственном секторе, чему в значительной степени будет способствовать усиление прозрачности власти и ее подотчетности, а также формирование сильной, имеющей соответствующие социальные гарантии публичной службы. Для усиления механизмов предупреждения коррупции осуществляются институциональные и законодательные изменения. На этапе завершения – разработка антикоррупционной стратегии Грузии, которая предусматривает проведение соответствующих антикоррупционных мероприятий. После утверждения стратегии, власти Грузии разработают и утвердят План действий по осуществлению стратегии, в котором будут определены необходимые мероприятия, ответственные за выполнение ведомства и сроки исполнения.
2. Повышение обороноспособности государства
Для повышения обороноспособности государства Грузия развивает вооруженные силы, усиливает механизмы гражданской обороны, сотрудничает с международным сообществом в деле укрепления мира и безопасности в мире, а также формирует механизмы управления кризисами.
Грузия осуществляет широкомасштабную реформу обороны, в результате чего создаются соответствующие стандартам североатлантического альянса, имеющие возросшие возможности, современные, эффективные и надежные вооруженные силы, способные дать отпор военным угрозам национальной безопасности. Вооруженные силы Грузии должны быть в состоянии принимать участие в международных антитеррористических и миротворческих операциях, а также оказывать помощь гражданским властям в ликвидации результатов чрезвычайного положения, обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Эта реформа предусматривает не только структурные изменения, но и модернизацию вооружений, оснащения и инфраструктуры, оптимизацию численности вооруженных сил применительно к различным задачам. На пути строительства своих вооруженных сил Грузия большое значение уделяет помощи дружественных стран и углублению двустороннего сотрудничества.
В основе осуществления и прочности указанных реформ лежат «План действий по индивидуальному партнерству» с НАТО и стратегический обзор существующей системы обороны.
Один из центральных элементов реформы обороны – установление эффективного демократического гражданского контроля за вооруженными силами. Министерство обороны Грузии было превращено в гражданское ведомство, которым руководит гражданский министр; идет разделение функций между министерством и генеральным штабом. Подотчетность системы обороны гарантируется Парламентом Грузии, который определяет государственную политику в области обороны, утверждает оборонный бюджет, контролирует оборонные расходы, принимает законы в сфере обороны и проверяет их
Для повышения обороноспособности страны государственная власть Грузии считает обязательным реформу мобилизационной системы и развитие системы подготовки резервистов. Вместе с тем, для обеспечения безопасности населения, должна получить развитие гражданская оборона. Гражданская оборона должна быть механизмом поддержки в деле обороны государства во время серьезных угроз и кризисов; она подготовит граждан к обороне и обеспечит защиту на территории страны материальных и культурных ценностей путем сокращения или ликвидации ущерба, полученного в результате чрезвычайных ситуаций.
Участием в многонациональных антитеррористических, миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях Грузия приобретает богатый опыт, хотя более важно то, что тем самым она вносит свой вклад в укрепление евроатлантической безопасности. Своим членством в мировой антитеррористической коалиции, Грузия вносит свой вклад в укрепление мира и стабильности в различных регионах мира. Военнослужащие Грузии участвовали в операциях НАТО в Афганистане, в настоящее же время находятся с миротворческой миссией в Косово и Ираке.
3. Восстановление территориальной целостности Грузии
Нарушенная территориальная целостность Грузии и существование в ее границах неконтролируемых территорий мешает ее формированию как полноценного демократического государства. Следовательно, реинтеграция грузинского государства и восстановление на всей территории страны верховенства закона – один из важнейших приоритетов политики национальной безопасности. Политика государственной реинтеграции предполагает участие Абхазии и Южной Осетии в установлении конституционного порядка в Грузии.
Власти Грузии призваны осуществить своевременные и эффективные шаги, направленные на урегулирование конфликтов мирными, основанными на принципах международного права методами; они готовы обеспечить защиту гражданских, политических, экономических, социальных, религиозных и культурных прав всех проживающих на территории Грузии этнических групп.
Грузия дала стимул политическому диалогу с существующими властями Абхазии и Южной Осетии о политическом статусе и разделении полномочий с центральной властью, основанном на принципе нерушимости территориальной целостности и широкой региональной автономии.
По вопросу Южной Осетии, новая инициатива Президента Грузии – «Инициатива Правительства Грузии в связи с мирным урегулированием Юго-Осетинского конфликта» – серьезная основа для восстановления доверия и разрешения существующего противостояния. Эта инициатива предлагает статус автономии для Южной Осетии, отрицает применение силы и основывается на культурной самобытности и самоопределении, защите прав меньшинств, неуклонном соблюдении содержащихся в Конституции Грузии принципов защиты прав и свобод человека, равенства всех граждан.
По вопросу Абхазии, документ «Об основных принципах разделения полномочий между Тбилиси и Сухуми», разработанный по инициативе ООН и с непосредственным участием группы стран-друзей Генерального секретаря ООН по Грузии (Соединенные Штаты Америки, Германия, Великобритания, Российская Федерация, Франция), является рамочным, что предполагает присвоение Абхазии по федеративному договору широких полномочий и особого статуса и обеспечение прав и интересов ее многонационального населения. Для разрешения абхазского конфликта важным является деятельность группы стран-друзей Генерального секретаря ООН по Грузии и продолжение грузино-абхазских переговоров в рамках женевского мирного формата.
Возвращение в законные места проживания насильственно перемещенных лиц и беженцев и обеспечение гарантий их безопасности должно быть осуществлено с полным соблюдением справедливости, равенства, прав и свобод человека и основано на принципах международного права.
Грузия приветствует все мирные предложения и инициативы, которые будут способствовать мирному и справедливому разрешению существующих конфликтов. Для успешного разрешения этих конфликтов, на основе выдвинутых Грузией инициатив, необходимо более активное участие международной общественности. Это положит конец монополизации мирного процесса одним из акторов.
4. Интеграция в Организацию североатлантического договора (НАТО) и Евросоюз
Грузия, как государство Черноморского региона и Юго-восточной Европы, исторически является географической, политической и культурной частью Европы. Интеграция в европейские и евроатлантические политические, экономические системы, системы безопасности – твердая воля народа Грузии. Грузия приветствует расширение НАТО и Евросоюза и считает, что интеграция в НАТО и Евросоюз стран Черноморского региона значительно усилит безопасность этого региона как юго-восточной границы Европы. Членство в Североатлантическом альянсе и Евросоюзе – наиважнейший приоритет внешней политики и политики национальной безопасности Грузии.
4.1. Грузия рассматривает НАТО как организацию коллективной безопасности, которая является на североатлантическом пространстве важнейшим механизмом обеспечения безопасности и стабильности. Сотрудничество с НАТО способствует утверждению в Грузии демократических ценностей, проведению демократических реформ, особенно в сфере обороны, а также формированию безопасной и стабильной среды. Членство в НАТО даст Грузии не только беспрецедентные гарантии военной и политической безопасности, но и возможность внести свой вклад в укрепление безопасности Европы, особенно Черноморского региона. Свою готовность разделить ответственность за коллективную безопасность Грузия уже доказала посылкой военного контингента в Афганистан и Косово.
29 октября 2004 года НАТО утвердила План действий по индивидуальному партнерству Грузии с НАТО (IPAP), выполнение которого имеет существенное значение для получения членства в НАТО. Этот план предусматривает проведение комплексных реформ в политической, оборонной сфере, сфере безопасности, экономической и других сферах, что обязательно для превращения Грузии в стабильную, демократическую страну и надежного партнера НАТО.
Грузия выполняет упомянутый План действий, в котором расписаны конкретные мероприятия, обязательные для его исполнения. С целью способствовать процессу интеграции в НАТО осуществляются институциональные реформы: при премьер-министре создана «Государственная Комиссия по выполнению Плана действий по индивидуальному партнерству Грузии с НАТО», в Парламенте работает Комитет по европейской интеграции, Государственный министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции отвечает за координацию мероприятий, связанных с выполнением IPAP различными государственными институтами, что будет в значительной степени способствовать включению Грузии в План действий по членству в НАТО (MAP).
Грузия активно сотрудничает с государствами-членами и партнерами НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» и Совета евроатлантического партнерства. Грузия уделяет особое внимание политике двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами-членами НАТО, в оборонной сфере и сфере безопасности.
4.2. Интеграция в Евросоюз
Грузия рассматривает Евросоюз, как содружество государств, которое обеспечивает установление в Европе мира и благополучия. Сотрудничество с Евросоюзом способствует осуществлению в Грузии демократических реформ, укреплению свободной рыночной экономики и безопасности. Грузия разделяет общие для Евросоюза ценности и цели, и считает, что членство в Евросоюзе для страны – важная гарантия ее экономического и политического развития. Вместе с тем, членство Грузии в Евросоюзе усилит Европу путем восстановления Черноморского региона в качестве зоны европейской стабильности и торговли.
Главной юридической основой взаимоотношений между Грузией и Евросоюзом является «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве». К целям партнерства относятся усиление политического диалога, рыночной экономики, демократии, торговли, инвестиций и гармоничных экономических взаимоотношений и создание основ для законодательного, экономического, социального, финансового, научного, технологического и культурного сотрудничества. В рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Грузия осуществляет «Национальную программу гармонизации законодательства Грузии и европейского
В июне 2004 года Грузия включилась в Европейскую политику соседства, являющуюся важным механизмом сближения с Евросоюзом. Политика соседства дает возможность обеспечения четырех свобод (перемещения товаров, услуг, капитала и людей), роста эффективности государственных институтов и сотрудничества в сфере науки и образования. Кроме этого, существуют возможности для сотрудничества в сфере политического диалога, охраны границ, управления кризисными ситуациями и верховенства закона.
Грузия уделяет большое значение выработке в рамках Енвропейской политики соседства плана действий и его осуществлению для более полного использования тех возможностей, которые предлагает Евросоюз. После достижения заметного прогресса в социальной, экономической, институциональной, правовой и политической сферах, Грузия намерена развивать формат, обеспечивающий более высокий уровень интеграции, до тех пор, пока не станет возможным членство в Евросоюзе.
Грузия полностью разделяет положения документа, отражающего стратегию безопасности Евросоюза – «Безопасная Европа в лучшем мире» и выражает готовность принять участие в его имплементации.
Грузия проводит правовые и институциональные реформы в соответствии со стандартами Евросоюза. В Парламенте существует Комитет по интеграции в Европу, введен пост государственного министра во вопросам европейской и евроатлантической интеграции, в государственных структурах функционируют службы европейской интеграции.
Оказанная Грузии Евросоюзом помощь путем осуществления проектов в рамках программы технической помощи странам СНГ (TACIS) и миссия Евросоюза в области верховенства закона играют большую роль в осуществлении реформ в различных сферах.
5. Упрочение внешних связей
Внешняя политика – одно из главных направлений политики национальной безопасности Грузии – ставит целью формирование для Грузии благоприятной международной среды. Для достижения этой цели Грузия сотрудничает с международным сообществом в двустороннем и многостороннем форматах.
5.1 Стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки
Грузия продолжает развивать стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки. После обретения Грузией независимости, США активно поддерживает ее государственность, стремление к демократии, обороноспособность и развитие экономики. Непрерывная помощь Грузии со стороны Соединенных Штатов Америки, которая находит выражение в различных программах сотрудничества, в значительной степени способствует развитию в Грузии демократии и рыночной экономики, ее стремлению в евроатлантические структуры. Важное значение имеют также осуществленные США образовательные программы, которые способствовали повышению уровня образования и квалификации грузинских студентов.
Значительно усилилась обороноспособность Грузии в результате осуществленной Соединенными Штатами Америки программы помощи. Программа по обучению и оснащению для Грузии (GTEP), которая была осуществлена по инициативе США – важный успех в процессе создания современных грузинских вооруженных сил. Новая программа операций по сохранению стабильности и безопасности (SSOP) на качественно новый уровень поднимает обороноспособность Грузии. Обученные по этим программам военные части составляют ядро армии Грузии.
Грузия политическими и военными средствами продолжает активно поддерживать инициированную США антитеррористическую коалицию. Обученные по программам помощи США воинские части Грузии успешно участвуют в антитеррористических и миротворческих миссиях как в Грузии, так и за ее пределами. В настоящее время Грузия 580-тью военнослужащими помогает проведению под руководством США миротворческой операции в Ираке.
5.2 Стратегическое партнерство с Украиной
После «розовой» революции в Грузии и «оранжевой» революции в Украине, выразивших общую веру в ценности демократии и свободы, началась новая эра во взаимоотношениях двух стран.
Стратегическое партнерство Грузии и Украины основано на исторически сформировавшихся дружеских и добрососедских отношениях двух народов. Отношения между двумя странами после обретения независимости были институционализированы беспрецедентным договором от 1993 года «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Грузия и Украиной». Грузия и Украина установили партнерские отношения в различных сферах: свободная торговля, промышленное сотрудничество, военное обучение и военная помощь. Грузия стремиться максимально использовать возможности стратегического партнерства с Украиной.
Грузия и Украина сотрудничают в сфере внешней политики и национальной безопасности, не только в двустороннем формате, но и в таких многосторонних форматах, как ООН, ОБСЕ, Черноморская организация экономического сотрудничества и ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Грузия приветствует возможное вступление Украины в состав группы стран-друзей Генерального секретаря ООН по Грузии. Для Грузии особенно важно сотрудничество с Украиной в процессе интеграции в НАТО и Евросоюз. Грузия приветствует «Интенсивный диалог» Украины с НАТО и разработанный в рамках Европейской политики соседства Евросоюза план действий. Координация деятельности в сфере внешней политики и безопасности будет полезна для обеих стран на пути интеграции в НАТО и Евросоюз.
5.3 Стратегическое партнерство с Турцией
Турция- ведущий региональный партнер для Грузии, который поддерживает ее усилия по созданию стабильных экономических, политических и военных институтов.
Со дня восстановления Грузией своей независимости, Турция является ее важным торговым и экономическим партнером. Углубление экономического сотрудничества и успешное осуществление совместных региональных транспортных и энергетических проектов, таких как Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум, имеют стратегическое значение для обоих стран. Кроме этого, важно также углубление сотрудничества с Турцией в рамках Черноморского региона.
Турция для Грузии – важный военный партнер. Помощь Турции в обучении воинских частей, улучшении технических и логистических возможностей и модернизации военной инфраструктуры значительно усилила вооруженные силы Грузии. Турция играет также значительную роль в обучении военного персонала, развитии национальной военной академии и осуществлении других образовательных программ.
5.4 Партнерство с Азербайджаном и Арменией
С Азербайджаном и Арменией Грузию исторически связывают традиционные добрососедские отношения. Грузия считает, что огромное значение имеет формирование общих подходов в отношении будущего развития региона. Углубление регионального сотрудничества, создание единого экономического пространства и формирование общего рынка в значительной степени будет способствовать стабильности и благополучию в регионе.
Конфликт в Нагорном Карабахе создает угрозу стабильности стран региона. Грузия поддерживает мирное разрешение этого конфликта и более активное включение международного содружества в мирный процесс, что будет способствовать укреплению стабильности в регионе и углублению сотрудничества.
Грузия стремиться к углублению партнерских отношений с Азербайджаном и Арменией на основе сотрудничества в сфере взаимных интересов. Осуществление в регионе крупных экономических проектов, кроме экономического значения, имеет и функцию укрепления региональной безопасности – путем формирования сотрудничества и прочного бизнес-партнерства.
Взаимоотношения Грузии с Азербайджаном сформировались в стратегическое партнерство. Совместные энерегетические, транспортные и коммуникационные проекты в значительной степени способствуют стабильности и благополучию обеих стран. У двух самых значительных региональных энергетических проектов – нефтепровода Баку-Тбилиси- Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум – есть не только экономическое значение, но функция укрепления стабильности в регионе. После задействования этих проектов начнется поставка альтернативных энергоресурсов на мировые рынки. Для достижения этой цели Грузия тесно сотрудничает с Азербайджаном в вопросах безопасности трубопроводов.
Грузия тесно сотрудничает с Азербайджаном в сфере политики и безопасности, а также в процессе интеграции в Евросоюз. Партнерство Грузии и Азербайджана в рамках ГУАМ, участие Азербайджана в Европейской политике соседства Евросоюза и программе НАТО «Партнерство ради мира» способствует гармонизации интересов в сфере безопасности и формированию единой позиции в различных стратегических вопросах.
Тесное партнерство связывает Грузию с Арменией по всему спектру двусторонних интересов. Грузия считает, что углубление добрососедских взаимоотношений и взаимовыгодного сотрудничества с Арменией соответствует национальным интересам двух стран и способствует упрочению традиционной дружбы между двумя странами, экономическому благополучию и политической стабильности.
Грузия и Армения должны использовать выгоду от совместных экономических, коммуникационных и транспортных проектов. Грузия считает, что Армения должна использовать выгоду от транзитного положения Грузии – за счет транспортировки армянской продукции через территорию Грузии. Грузия и Армения активно сотрудничают в рамках такого регионального форума, как Черноморская организация экономического сотрудничества (BSEC). Грузия поддерживает участие Армении в Европейской политике соседства Евросоюза и приветствует ее более активное сотрудничество с НАТО.
5.5 Партнерство с Российской Федерацией
Грузия стремится с сотрудничеству с Россией, основанному на принципах добрососедства,, равноправия и взаимного уважения. Грузия приветствует превращение России в стабильную демократическую страну, в которой функционирует рыночная экономика и которая уважает европейские ценности. Демократизация Российской Федерации и ее прогнозируемая внешняя политика окажет положительное влияние на безопасность Грузии и всего региона.
Грузия готова активизировать политический диалог с Российской Федерацией, углубить торгово-экономические и социально-культурные взаимоотношения, сотрудничать в деле урегулирования региональных конфликтов и в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью. Грузия считает, что заключение рамочного соглашения о дружбе и сотрудничестве будет способствовать улучшению взаимоотношений между двумя странами. Грузия вновь высказывает готовность к подписанию подобного договора.
Российская Федерация должна неуклонно выполнить взятые на себя на Стамбульском 1993 года саммите ОБСЕ обязательства и в согласованные сроки вывести свои военные базы с территории Грузии, что бесспорно улучшит отношения между Грузией и Российской Федерацией.
5. 6 Сотрудничество в Черноморском регионе
Регион Черного моря – неотъемлемая часть Европы. Новая система безопасности Европы, которая основывается на трансформированных европейской и евроатлантической организациях, не сможет полностью развиться без формирования системы Черноморской безопасности как важного элемента евроатлантической безопасности. У НАТО и Евросоюза есть уникальная возможность путем сотрудничества поддержать усилия стран Черноморского региона по обеспечению прочной региональной стабильности и безопасности.
Политика национальной безопасности Грузии основывается на принципе неразделимости пространства евроатлантической безопасности и принадлежности Грузии, как государства Черноморского региона, к этому пространству. Грузия приветствует происходящую интеграция стран Черноморского региона в НАТО и Евросоюз и выражает уверенность в том, что будущее Грузии связано с еще более безопасным и стабильным Черноморским регионом и, соответственно, с НАТО и Евросоюзом. Интеграция Грузии и других стран Черноморского региона укрепит безопасность важного южного пространства НАТО и Евросоюза.
Грузия приветствует активное участие НАТО в сотрудничестве в сфере Черноморской безопасности. Важно участие НАТО в борьбе с незаконной торговлей наркотиками и оружием, трефикингом людей, а также с терроризмом и распространением оружия массового поражения.
Для Грузии крайне важно углубление сотрудничества со странами Черноморского региона. С этой точки зрения она придает большое значение участию в следующих инициативах:
5.6.1. ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Грузия рассматривает ГУАМ как региональную организацию государств-партнеров, которые объединились на основе общих интересов в развитии демократии, благосостояния и безопасности. Грузия крайне заинтересована в трансформации ГУАМ в полноценную организацию, которая способствует экономическому и социальному развитию, демократической стабильности и безопасности. Осуществление в границах рамочной программы США-ГУАМ таких проектов, как поддержка развития торговли и транспорта, виртуальный центр, помогают странам-членам углублять сотрудничество в таких сферах, как торговля и борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового поражения.
5.6.2. Организация Черноморского экономического сотрудничества (BSEC): Грузия рассматривает BSEC как организацию, которая своим большим экономическим потенциалом и геополитическим значением оказывает влияние на экономику и безопасность региона. Грузия стремиться углублять сотрудничество в рамках BSEC в таких сферах, как торговля, экономика, коммуникации, информационные технологии, транспорт, туризм и развитие инфраструктуры.
5.6.3. Своим участием в Черноморской группе военно-морского сотрудничества (BLACKSEAFOR), а также в рамках «Документа о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Черном море» (т.н. «инициатива Украины») (CSBM), как в инициативах, способствующих укреплению мира и стабильности в Черноморском бассейне и усилению морского сотрудничества, Грузия вносит свой вклад в обеспечение безопасности Черноморского региона и укрепление доверия между государствами региона. Грузия приветствует сотрудничество BLACKSEAFOR с другими странами-партнерами и международными организациями, что способствует укреплению безопасности и стабильности на Черном море.
5.7 Межрегиональное сотрудничество
Грузия активно сотрудничает с балтийскими странами по широкому спектру вопросов. Особое значение для Грузии имеет опыт Прибалтики в вопросах европейской и евроатлантической интеграции. Поддержка Грузии со стороны этих стран в процессе ее интеграции в НАТО и Евросоюз играет значительную роль в гармонизации национального законодательства и институтов, в реформировании оборонной и других сфер государственного сектора.
Важно углубление экономического и политического сотрудничества со странами восточной и юго-восточной Европы и их поддержака проводимых в Грузии реформ. Участие Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии в группе стран «новых друзей Грузии» способствует устремленности Грузии к интеграции в Европу.
Грузия, как естественное связующее звено между Европой и Азией, большое внимание уделяет развитию тесного сотрудничества со странами Центральной Азии. Основная цель такого сотрудничества – способствовать свободному обращению между Западом и Востоком грузов, рабочей силы и информации.
5.8 Форумы многостороннего сотрудничества
Сотрудничество в многосторонних форматах с международным содружеством – важный приоритет внешней политики и политики национальной безопасности Грузии.
5.8.1. Грузия считает, что Организация Объединенных Наций (ООН) должна играть ведущую роль в укреплении мира во всем мире и в процессе справедливого урегулирования существующих конфликтов. Для этого необходимо повышение эффективности ООН и с этой целью ее реформирование. Грузия поддерживает важную роль ООН в ликвидации социального неравенства и в вопросах ликвидации последствий природных и экологических катастроф.
5.8.2 Грузия рассматривает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как важную организацию коллективной безопасности, которая играет большую роль в укреплении стабильности в Европе. Грузия считает, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе остается краеугольным камнем безопасности Европы. Особое значение Грузия придает своевременному и неуклонному выполнению решений, принятых на Стамбульском саммите ОБСЕ. Для Грузии важна помощь ОБСЕ в укреплении демократических институтов в Грузии и процессе обеспечения стабильности. Руководство Грузии приветствовало бы более активное участие ОБСЕ в разрешении существующих в Грузии конфликтов. Прерванная миссия ОБСЕ по мониторингу границ выполняла важную роль в деле обеспечения стабильности на границах Грузии. Несмотря на то, что под эгидой ОБСЕ осуществляется важная программа обучения грузинских пограничников, Грузия считает, что проблема мониторинга границ по-прежнему актуальна. Для решения указанной проблемы Грузия продолжает работать с международным содружеством.
5.8.3. Сотрудничество в рамках Евросовета Грузия рассматривает как наилучшую возможность для внедрения европейских ценностей и норм в политической, правовой, социальной и культурных сферах. Грузия верна стандартам Евросовета, что является важной предпосылкой в создании демократического государства, имеющего западные ценности и нормы. Грузия стремиться выполнить рекомендации Евросовета по таким вопросам, как развитие демократии на местном и региональном уровне, укрепление механизмов, необходимых для защиты прав человека и национальных меньшинств, обеспечения верховенства закона.
Грузия придает большое значение участию членов Парламента Грузии в парламентских ассамблеях ОБСЕ и Евросовета, что рассматривается ею в качестве важного механизма достижения консенсуса на политическом уровне.
6. Борьба с международным терроризмом, контрабандой и транснациональной организованной преступностью
Грузия противостоит проявлениям терроризма в любом виде и отдает себе отчет в растущей угрозе со стороны международного терроризма и его новых форм. Цель государственной антитеррористической политики Грузии – обеспечить безопасность граждан страны, государства и других институтов.
Для достижения этой цели власти Грузии развивают средства борьбы с терроризмом, в том числе силы специального назначения в вооруженных силах и органах правопорядка. Для предотвращения опасности использования террористами территории Грузии в транитных целях, руководство Грузии усиливает охрану границы и активно сотрудничает с соседними странами в плане антитерроризма. Мероприятия по борьбе с терроризмом также должны ставить целью внедрение строго определенных процедур для расследования террористических актов, усиление возможностей антитеррористической разведки и контрразведки и идентификация лиц, причастных к заказу и исполнению террористических актов.
Участием в многонациональных антитеррористических операциях Грузия приобретает богатый опыт и, что важнее, вносит свой вклад в деятельность антитеррористической коалиции.
Особое значение уделяется транспортной и энергетической инфраструктурам, в частности, охране нефте- и газопроводов. Грузия осуществляет активное международное сотрудничество в целях эффективного выполнения указанной задачи.
Для Грузии один из важнейших приоритетов – принять решающие меры против контрабанды, незаконной торговли оружием и наркотиками, трефикингом людей и другими видами транснациональной организованной преступности. Для успешного разрешения этой проблемы необходима политическая воля, консолидация усилий и реформирование соответствующих ведомств.
После «революции роз» грузинское руководство проявило твердую волю к разрешению данной проблемы. В результате целенаправленной государственной политики контрабанда и транснациональная организованная преступность значительно сократились, что выразилось в резком сокращении теневой экономики, улучшении экономического положения и росте государственных доходов.
Для закрепления этого процесса необходимо осуществление реформы и совершенствование законодательной базы применительно к требованиям борьбы против контрабанды, транснациональной организованной преступности и терроризма. Необходима институциональная реформа правоохранительной системы, ее децентрализация и координированные действия соответствующих государственных институтов, хотя без восстановления конституционного порядка на всей территории Грузии и установления долгосрочного мира у ее границ, преодоление этой угрозы потребует грандиозных затрат ресурсов, качество же защищенности все равно останется низким.
Произошла модернизация министерств внутренних дел и безопасности и объединение их в министерстве внутренних дел, чем был положен конец дублированию функций этими ведомствами и их нескоординированным действиям. Идет оптимизация разведывательной системы. Контрразведка стала подведомственна министерству внутренних дел, а департамент внешней разведки перешел в подчинение Президенту Грузии. Происходит преобразование Государственного департамента по охране границы из военизированной структуры в пограничную службу, имеющую гражданские полицейские функции. Необходимо осуществление дальнейших реформ при поддержке программ внешней помощи, чтобы завершить формирование институциональной системы провоохранительных служб, что будет гарантией строгого соблюдения закона.
7. Политика экономической безопасности
Цель политики экономической безопасности Грузии заключается в создании обязательных экономических условий для развития Грузии и ее национальной безопасности. Оживление экономики – это результат текущей политики, которая нацелена в дальней перспективе на устойчивое развитие экономики, основанной на рыночных принципах.
Принципы политики экономической безопасности Грузии:
Укрепление макроэкономической стабильности путем улучшения бюджетной системы и налогового администрирования, проведения гибкой денежно-кредитной политики путем внедрения принципов среднесрочной политики расходов и эффективного обслуживания государственного долга; развитие частного сектора и создание рабочих мест путем институционального регулирования экономики, стимулирования малого и среднего бизнеса, улучшения инвестиционного климата и защиты прав частной собственности; улучшение инвестиционного климата в сельскохозяйственном секторе и развитие земельного рынка; создание благоприятного бизнес-климата для развития традиционных и инновационных отраслей промышленности; развитие туризма и полноценная реализация туристического потенциала Грузии; сокращение социального и экономического неравенства между регионами и столицей путем разработки и воплощения в жизнь региональной политики, создания благоприятных условий для равноправного развития регионов и осуществления специальных программ для высокогорных регионов; развитие базовой инфраструктуры и реализация сравнительных преимуществ страны, как-то, ее транзитный, транспортный и коммуникационный потенциал, включая восстановление и развитие дорог; активное участие в международных экономических проектах, что поможет интеграции Грузии в глобальную экономику; поддержка экспортного потенциала Грузии; создание условий для здоровой конкуренции и равных условий для развития бизнеса и предотвращение предоставления привилегий, ограничивающих конкуренцию, особенно в сферах коммуникации и энергетики.
Значительный прогресс в развитии экономики отмечен за период, прошедший после «революции роз». Уровень теневой экономики и коррупции заметно понизился, государственный бюджет значительно вырос, осуществляется широкомасштабная приватизация, размеры зарплат увеличились, началось восстановление инфраструктуры. Грузия осуществляет эти реформы на основе правительственной программы развития экономики и преодоления бедности.
8. Политика социальной безопасности
Грузия осуществляет политику социальной безопасности с целью обеспечения социальной безопасности населения Грузии и упрочения социального единства.
Принципы политики социальной безопасности Грузии:
Преодоление нищеты и социальной отверженности, сокращение масштабов бедности, повышение уровня жизни и поддержка процесса создания сильного среднего класса; сокращение уровня безработицы, поддержка в деле создания рабочих мест в стране, особенно в регионах, а также увеличение социальной мобильности; создание современной системы образования; обеспечение всеобщего начального и среднего образования; улучшение качества высшего образования и выравнивание его по международным стандартам и требованиям рынка труда; реформирование как системы пенсий, так и системы социальной защиты; обеспечение целевой направленности программ социальной помощи; завершение процесса покрытия долгов по пенсиям и социальной защите; реформирование системы здравоохранения с целью обеспечения доступного и качественного здравоохранения; создание эффективной системы социального страхования; поддержка внедрения здорового образа жизни и создания здоровой среды; превенция опасных для жизни заболеваний (туберкулез, СПИД, наркомания).
Грузинское руководство осуществляет активную политику социальной безопасности. Значительный прогресс уже очевиден: идет интенсивная реформа системы образования Грузии, значительная часть пенсионной задолженности уже покрыта, программы социальной помощи осуществляются беспрепятственно.
9. Политика энергетической безопасности
Грузия – часть энергетических коридоров Восток-Запад и Север-Юг, что очень важно для политической независимости страны и ее экономического развития. Грузинское руководство осознает роль Грузии в процессе поставок энергоресурсов каспийского и среднеазиатского регионов для остального мира. Нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан уже действуют, а газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум начнет функционировать в 2006 году. Власти Грузии призваны обеспечить эффективное функционирование этих проектов.
Для энергетической безопасности и независимости страны необходима диверсификация источников генерации и импорта энергии, поддержка роста энергоэффективности, превенция энергокризисов и создание системы управления ими. Необходимо развивать благоприятные условия для привлечения инвестиций и международного сотрудничества в сфере энергетики, а также активно участвовать в европейских энергетических проектах.
Грузинское руководство приступило к реформированию энергетического сектора. Краткосрочные приоритеты в этом направлении включают в себя следующие мероприятия:
преодоление энергодефицита; реабилитация инфраструктуры природного газа и электроэнергии; оздоровление и либерализация финансового состояния энергосектора; приватизация системы энергодистрибуции и некоторых ГЭС.
10. Политика информационной безопасности
Грузия осознает, что существование единой государственной информационной политики и системы принятия решений на основе достоверной информации являются обязательными условиями эффективного управления государством. Последовательное и убедительное представление государственной позиции как внутри страны, так и на международной арене является одним из главных элементов системы безопасности любой страны. Грузия придает большое значение вопросам обеспечения безопасности секретной информации, регулирующего законодательства по безопасности информационных технологий и защите государственных критических информационных систем. При чрезвычайных ситуациях обладание надежной и защищенной информацией является обязательной предпосылкой для эффективной превенции и управления кризисами.
Грузия создает соответствующую законодательную базу и инфраструктуру, необходимые для улучшения информационных технологий и обеспечения защиты информации. При Совете национальной безопасности было создано Специальное государственное агентство по коммуникациям и информации. При том же Совете национальной безопасности создается ситуационный Центр, который будет способствовать бесперебойной подаче информации, координации между ведомствами и координированному управлению кризисами и чрезвычайными ситуациями.
11. Политика экологической безопасности
Политика экологической безопасности Грузии имеет целью защиту населения и окружающей среды от значительного сокращения природных ресурсов путем превенции загрязнения окружающей среды и бедствий, возникших в результате природных явлений и человеческой деятельности. Особое внимание обращается на масштабные производственные инциденты и такие природные явления как наводнение, оползни, лавины и землетрясения. Обязательно должны проводиться регулярная оценка рисков, кампании по информированию населения и разрабатываться программы по эффективной превенции кризисов и управлению пост-кризисными ситуациями.
Приоритеты политики экологической безопасности Грузии:
Проведение мероприятий против загрязнения окружающей среды; установление контроля над источниками загрязнения воздуха; превенция загрязнения почвы; очистка территории Грузии от радиоактивных отходов и ракетного топлива; обеспечение безопасности пищевых продуктов; поэтапное приближение законодательства Грузии к стандартам ООН по защите окружающей среды.
Руководство страны сознает, что экологическая безопасность Грузии требует тесного регионального и международного сотрудничества. Успешное сотрудничество Азербайджана, Армении и Грузии в сфере защиты окружающей среды способствует усилению безопасности окружающей среды и экологической безопасности в регионе.
12. Защита культурного наследия
Руководство Грузии сознает, что развитие культурной сферы является обязательным условием стабильного развития страны и защиты ее безопасности.
Грузия стремится к развитию уникального культурного наследия страны, которое обогащает мировое культурное наследие. Для этого необходимо осуществлять политику защиты культурного наследия, поддерживать современные и традиционные виды грузинского искусства, заботиться об архитектурных и ландшафтных памятниках. Грузия создает соответствующие условия и гарантии защиты культурного наследия всех национальных меньшинств, проживающих на ее территории. Грузия защищает и оберегает государственный язык, а также стремиться к обеспечению уважения к грузинскому языку на всей территории страны.
Заключение
После восстановления независимости Грузия впервые публикует Концепцию национальной безопасности. Грузия публикует этот документ с тем, чтобы продемонстрировать своему народу и всему миру те направления, по которым она следует по пути строительства сильного общества и государства. Грузинский народ твердо решил присоединиться к сообществу тех наций, у которых есть демократическое государственное правление и которые уважают права человека и верховенство закона.
Каждое министерство и государственное ведомство Грузии подготовит на основе настоящей Концепции отраслевую стратегию в рамках своей сферы и компетенции. Они немедленно приступят к осуществлению этой стратегии на основе конкретного плана действий. Только с такой целеустремленностью и правильным осознанием направленности развития государства станет возможно обеспечение фундаментальных ценностей и национальных интересов, предусмотренных данной Концепцией.
Этот документ отражает некоторые шаги, уже предпринимаемые Грузией в этом направлении, а также намечает амбициозный, но обязательный путь, проистекающий из устремлений народа Грузии. Грузия полностью осознает, что для достижения этих целей требуется время, самоотверженность и напряженный труд. На этом пути немало проблем, но есть и возможности, которые следует максимально использовать. Грузия, усилиями народа Грузии и грузинского руководства, а также с помощью международного сообщества, сможет построить такое государство, которым будут гордиться граждане страны, которое будет руководствоваться принципами мирного сосуществования и демократических ценностей и которое займет достойное место в содружестве наций.