Концепция национальной безопасности Эстонии 2004

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ (2004)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Цель Политики Национальной безопасности, основные руководящие принципы и угрозы безопасности
1.1. Цель и основные руководящие принципы Политики Национальной безопасности
1.2. Развитие политики безопасности в мире и позиция Эстонии в среде международной безопасности
1.3. Угрозы национальной безопасности
2. Внешняя политика в обеспечении национальной безопасности
2.1. НАТО
2.2. Европейский союз
2.3. Другие международные организации
2.4. Двусторонние и многосторонние отношения в области безопасности
2.4.1. Трансатлантические отношения
2.4.2. Отношения в области безопасности в Балтийском регионе
2.5. Участие в усилиях по поддержанию международного мира и безопасности
2.5.1. Международное кризисное управление
2.5.2. Международная борьба против терроризма
2.5.3. Контроль над вооружениями и меры по укреплению уверенности
3. Военная оборона Эстонии
3.1. Военная оборона для обеспечения национальной безопасности
3.2. Роль Сил обороны и Оборонной Лиги в осуществлении Политики Национальной обороны
4. Защита конституционного порядка и секторов жизненной важности; обеспечение государственной безопасности
4.1. Объединение нормы права
4.2. Улучшение внутренней безопасности
4.2.1. Деятельность органов безопасности
4.2.2. Обеспечение законности и правопорядка
4.2.3. Обеспечение безопасности границы и контроль над перемещениями
4.2.4. Антикризисное управление и аварийные службы
4.3. Укрепление экономической, социальной, и экологической безопасности
4.3.1. Укрепление экономической безопасности
4.3.2. Улучшение социальной защиты
4.3.3. Улучшение экологической безопасности
ВВЕДЕНИЕ
Концепция Национальной безопасности республики Эстонии (2004) была составлена правительством. Она представляет цель и руководящие принципы Политики Национальной безопасности Эстонии и общую оценку существующей обстановки безопасности. Этот документ был составлен и принят на основе Закона о Национальной обороне в Мирное время.
Концепция Национальной безопасности, которая была принята в 2001, имела отношение к периоду, когда Эстония продвигалась по направлению к вступлению в Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС). Достижение этих целей создало потребность в реорганизации национальных действий относительно национальной безопасности, придерживаясь основного национального курса в этой области.
Концепция Национальной безопасности является документом на среднесрочную перспективу. Она будет пересмотрена в соответствии с изменениями в среде безопасности, а также разработками новых возможностей для обеспечения и укрепления безопасности Эстонии.
1. ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Цель и основные руководящие принципы Политики Национальной безопасности
Цель Политики Национальной безопасности Эстонии состоит в том, чтобы сохранить независимость, а также суверенитет, территориальную целостность, конституционный порядок, и государственную безопасность Эстонии.
Безопасность Эстонии обеспечена в соответствии с законом, при использовании всех средств внешней и внутренней политики.
Членство в НАТО, ЕС, и других международных организациях, так же как успешные двусторонние и многосторонние отношения, позволяют защитить интересы Эстонии и достигнуть цели Политики Национальной безопасности.
Эстонская Политика Национальной безопасности основана на принципе, что безопасность не разделяется, на необходимость в сотрудничестве по международной безопасности, и на общую защиту демократических ценностей. В качестве члена НАТО и ЕС, Эстония хочет обеспечить свою национальную безопасность, а вместе с тем, таким образом, улучшить среду международной безопасности. Членство в союзах с общими демократическими принципами и целями – главная основа и гарантия для национальной безопасности Эстонии.
Эстония соблюдает тот принцип, что каждая страна имеет право и свободу выбора своих собственных решений для своих потребностей в области безопасности, и, что каждая страна обязана не угрожать безопасности других стран. Эстонская Политика Национальной безопасности и ее выполнение не направлены против любой другой страны.
Исходя из своих национальных интересов, а также ее членства в НАТО и ЕС, Эстония придерживается следующих принципов в своей национальной политике безопасности:
• Принимать активное участие в работе НАТО и структурах ЕС, так же как укреплять сотрудничество с другими государствами-членами;
• Принимать участие в системе международной безопасности и соответствующих совместных усилиях, включая международное антикризисное управление и миротворческие операции, в соответствии с обязательствами и возможностями Эстонии;
• Совместно с ее союзниками, развивать военную защиту Эстонии, чтобы гарантировать национальную оборонную способность;
• Гарантировать демократическое развитие общества и улучшать внутреннюю национальную безопасность;
• Повышать социальную, экономическую, и экологическую стабильность.
Для достижения цели Политики Национальной безопасности, Эстония гарантирует, что будут применены все средства, необходимые чтобы выполнить внешнюю политику, чтобы защитить страну в военном отношении, для того, чтобы гарантировать конституционный порядок, для того, чтобы гарантировать государственную безопасность, и для того, чтобы защитить секторы жизненной важности, взаимно координируемым способом. Анализ степени риска и оценки угрозы, составленные министерствами и управлениями по безопасности, составляют существенное основание для того, чтобы сформулировать Политику Национальной безопасности, а также помогают правительству определить краткосрочные Политические директивы Национальной безопасности и самые важные сферы сотрудничества между правительственными учреждениями.
1.2. Развитие политики безопасности в мире и позиция Эстонии в среде международной безопасности
Национальная безопасность Эстонии непосредственно связана с событиями в среде международной безопасности. Евроатлантическое сотрудничество в области безопасности и интеграция, включая расширение и НАТО и ЕС, сократили угрозу крупномасштабных военных конфликтов в Европе. Глобализация экономических и социальных процессов, а также коммуникация, создают тесные связи между странами, и имеют решающее влияние на среду безопасности. Несмотря на положительные тенденции, сфера международной безопасности не достигла состояния устойчивости.
Для Эстонии, наиболее значимой тенденцией в области международной безопасности является развитие евро-атлантического сотрудничества – НАТО и ЕС расширились, и присоединение новых членов продолжается. С тех пор как они были созданы, эти две структуры обеспечили мир в Европе, устойчивость социального развития и экономического роста. Членство в расширенном НАТО и ЕС дает Эстонии уникальную историческую возможность для того, чтобы укрепить ее национальную безопасность. Параллельно с многосторонним сотрудничеством в области безопасности в пределах НАТО, партнерство с Соединенными Штатами и другими союзниками является для Эстонии главным фактором безопасности.
С расширением НАТО и ЕС, наблюдается значительное увеличение безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе. Расширение НАТО и ЕС также оказало положительное влияние на безопасность окружающей среды в регионе Балтийского моря. Подавляющее большинство государств региона принадлежат к ЕС, и многие из них НАТО. Логическое продолжение этого процесса позволит, в интересах мира и стабильности, усилить сотрудничество безопасности скандинавских стран и Стран Балтии, как в пределах структуры Евроатлантического сотрудничества, так и на местах.
В изменившейся международной обстановке безопасности, существует опасность усиления часто непредсказуемо вспыхивающих и развивающихся местных и региональных кризисов. Изменения в обстановке безопасности, и принадлежность к НАТО и ЕС, значительно расширили интересы политики безопасности Эстонии в регионах, в которых у Эстонии ранее не было никаких прямых интересов. Эти регионы затрагивают безопасность Эстонии и ее союзников, так же как обстановку международной безопасности и ее стабильность. Поэтому, особое внимание должно быть сфокусировано на них.
Изменения политики безопасности, происходящие в мире, были рассмотрены в стратегической концепции НАТО (1999) и в других документах, а также в Европейской стратегии безопасности (2003).
Изменения в международной обстановке безопасности принесли с собой новые угрозы безопасности. Нетрадиционные угрозы, среди которых: международный терроризм, бесконтрольное распространение оружия массового поражения, организованная преступность, контрабанда оружия, наркотиков и людей, и поток беженцев, спровоцированный кризисными ситуациями. В таких условиях, ни одна страна или область в мире не находиться вне опасности. Также для Эстонии, многие, ранее не имеющие значение угрозы, стали реальными.
Распространение и координация терроризма, а также преступные организации, связанные с ними, постоянно увеличиваются. Это означает, что страны-члены НАТО и Европейского Союза должны использовать эффективные контрмеры, включая возможность и готовность разрешить кризисы сопровождающие терроризм.
Потребность в сотрудничестве между странами на двусторонней и многосторонней основе, а также в пределах структуры международных организаций, постоянно увеличивается. Однако в то же самое время, способность международных организаций решать определенные проблемы безопасности, не улучшилась.
Быстро развивающиеся международные контакты увеличивают дальнейшую интернационализацию различных социальных проблем и проблем охраны окружающей среды. Соответственно, существует также возрастающая возможность того, что Эстонии будут угрожать проблемы, которые возникли далеко от нас.
Вследствие малости и открытости страны, экономика Эстонии очень зависит от развития мировой экономики. С точки зрения национальной безопасности важно развивать сбалансированные и прозрачные экономические отношения с другими странами, наряду с устойчивым поступлением иностранных инвестиций. Недостатки в этих сферах могут увеличить различные угрозы, сопровождающие развитие мировой экономики.
1.3. Угрозы национальной безопасности
События, которые не поддаются контролю в мировых и международных кризисах
Возрастающая вероятность того, что неожиданно возникнут новые многогранные и часто непредсказуемые угрозы, ставит обеспечение безопасности перед новыми проблемами. Наиболее серьезные угрозы для безопасности Эстонии – возможная нестабильность и наряду с международными кризисами события, которые не поддаются контролю.
Безопасность Эстонии и ее союзников неразделимы, потому что обстановка международной безопасности оказывает влияние на безопасность Эстонии и наоборот. Обстановке безопасности угрожают как международные кризисы, так и их последствия. Участие в международных усилиях по предотвращению и разрешению кризисов, позволяет Эстонии содействовать обеспечению международной безопасности.
С расширением НАТО и ЕС, значительно расширилась зона безопасности и стабильности в Европе. В то же время, в связи с противоречивыми процессами демократизации и внешней политикой некоторых соседей этих альянсов, все еще не представляется возможным исключить угрозы безопасности для Эстонии.
Угроза военного конфликта
Вероятность вспыхивающего военного конфликта, который мог бы охватить всю Европу, или угроза конфликта в Балтийском регионе, была сокращена к минимуму. Членство в НАТО и ЕС еще больше сокращает угрозу войны для Эстонии.
Национальная безопасность Эстонии ни теперь, ни в ближайшем будущем, не столкнется с прямой военной угрозой. Даже в среднесрочной и долгосрочной перспективе, военное нападение на любое государство-член НАТО очень маловероятно. Для того чтобы подобная угроза повторно появилась, должно произойти значимое изменение власти в системе международной безопасности вместе с крупным и долгосрочным ухудшением обстановки в сфере безопасности. Такое развитие, однако, маловероятно. Все же, в долгосрочной перспективе, возможность для нового возникновения такой угрозы не может быть полностью исключена.
Различные кризисы, которые имеют военный характер – наиболее вероятный источник военной угрозы для безопасности Эстонии. Кризис военного характера, который непосредственно затрагивает Эстонию, мог быть деятельностью военной природы, которая нацелена на оказание давления на Эстонию, или любого другого члена НАТО, для того, чтобы достигнуть иначе недопустимых политических решений или уступок.
Кризис военного характера, который непосредственно затрагивает Эстонию, может быть вызван:
• Неожиданным увеличением или передислокацией вооруженных сил, размещенных около границы Эстонии;
• Крупномасштабными военными маневры, в непосредственной близости от границы Эстонии, которые противоречат международным соглашениям контроля над вооружениями;
• Намеренным нарушением воздушного пространства Эстонии, сухопутной границы, или территориальных вод.
Кризис военного характера, непосредственно затрагивающий Эстонию, также может быть вызван политически мотивированной террористической атакой на Эстонию, ее союзников, или соседние государства.
Дальнейшее сокращение случаев вооруженных столкновений и прочих военных угроз зависит от развития международных отношений так же как НАТО, ЕС, и оборонных способностей Эстонии.
Угроза внешнего принуждения
Угроза прямого политического или какого-либо другого принуждения, применяемого с целью изменения основных альтернатив внутренней или внешней политики Эстонии, является минимальной. Такое давление могло быть связано с операциями спецслужб других государств, а также политически мотивированных экономических и прочих мер, применяемых в отношении Эстонии. Вступление в ЕС и НАТО, как успешное политическое, экономическое, и социальное развитие Эстонии плюс консолидация общества на основе демократических ценностей и успешного поддержания законов и правопорядка гарантирует способность Эстонии избежать применения такого принуждения, и, в случае необходимости, эффективно этому противостоять.
Угроза международного терроризма
Хотя вероятность прямой военной угрозы уменьшается, нетрадиционные угрозы, прежде всего глобальный характер международного терроризма, и возможность бесконтрольного быстрого увеличения химического, биологического, а также радиоактивного или ядерного оружия ставит перед международным сотрудничеством новые серьезные задачи.
Международный терроризм и организованная преступность, последняя является рассадником для первого, распространяются в областях, где отсутствует национальная безопасность, законность и правопорядок, так же как и норма права. Устранение угрозы терроризма требует быстрого и эффективного международного сотрудничества, в котором Эстония участвует в рамках своих обязательств и возможностей. В дополнение к международному сотрудничеству Эстония также проводит внутренние контр террористические меры.
Угроза организованной преступности
Международная организованная преступность может часто быть в значительной мере связана с деятельностью террористических организаций и быть связана с распространением оружия массового уничтожения. Являясь, таким образом, важным фактором угрозы для международной стабильности и национальной безопасности Эстонии.
Значительной угрозой для функционирования нормы права в Эстонии, и таким образом, для национальной безопасности, является возможное увеличение влияния международной организованной преступности в пределах общества и сопровождающая её коррупция, так же как ее проникновение в политику, государственную службу, и экономику.
Угрозы, произрастающие от деятельности человека и стихийных бедствий
Угрозы, происходящие от деятельности человека, которые влияют на национальную безопасность Эстонии: пожары и взрывы; транспорт, радиация, и химические несчастные случаи; а также международные последствия этих несчастных случаев.
Особенно опасны для Балтийского региона атомные электростанции старого типа. Угроза непосредственной катастрофы, прежде всего, связана с крупными предприятиями, которые имеют дело с опасными химикатами, и активизации движения танкеров в Балтийском море, особенно в Финском заливе.
Ухудшение состояния окружающей среды – последствие экологических опасностей международного масштаба, и может быть связано с изменениями климата, утончением озонового слоя, и истощением природных ресурсов. Стихийными бедствиями, которые в основном угрожают Эстонии, являются штормы и наводнения, которые могут спровоцировать чрезвычайные ситуации.
Угрозы социального характера
Наркомания, алкоголизм, и распространение ВИЧ/СПИДа, наряду с другими опасными заразными заболеваниями, ставят под угрозу экономическое благосостояние Эстонии так же как национальную социальную и политическую стабильность. Чрезвычайные ситуации в близости от Эстонии могут сопровождаться большим потоком беженцев и обширной миграцией.
Угрозы экономического характера
Экономика Эстонии, в значительной степени, интегрирована в мировую экономику, и поэтому, Эстония может отказаться под влиянием потенциальных международных экономических кризисов, или неустойчивости иностранных рынков, имеющих большое значение для Эстонии. Основной фактор угрозы – большая зависимость газовых и электрических систем Эстонии от иностранных монополистических энергетических систем и поставщиков.
Угрозы в сфере информационных технологий
Неустойчивость или выход из строя информационных систем могут спровоцировать серьезные угрозы. Постоянно увеличивающаяся скорость, с которой электронные информационные системы применяются в Эстонии, а также их связь и зависимость от международных информационных систем, увеличивают угрозу для компьютерных преступлений, так же как и уязвимость информационных систем, включая сферы жизненной важности для национальной безопасности. В течение последних нескольких лет наблюдается увеличение числа лиц, которые в рамках своей деятельности в интернет среде, могут поставить под угрозу правительственные базы данных и реестры.
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Организация Североатлантического договора
Членство в НАТО гарантирует национальную военную безопасность, и позволяет Эстонии конструктивно участвовать в сотрудничестве в области международной безопасности и наиболее эффективно гарантировать национальную защиту.
Эстонская Политика Национальной безопасности отвечает обязательствам и правам членов НАТО, которые вытекают из Североатлантического Соглашения. Эстонская Политика Национальной безопасности поддерживает достижение целей для этих обязательств и прав, а также целей НАТО в целом. Подход Эстонии к вопросу национальной безопасности находится в полном соответствии с принципами Стратегической Концепции НАТО.
Как член НАТО, Эстония выделяет необходимые средства и прочие ресурсы для участия в деятельности Североатлантического союза и для выполнения своих обязательств, а также участвует в военной структуре НАТО и совместном оборонном планировании. Эстония выполняет обязательства, вытекающие из Статьи 5 Североатлантического Соглашения, для предотвращения и отражения военных нападений на любое государство-член НАТО.
Главная задача для НАТО есть и будет, общая защита ее участников и обеспечение международной стабильности. НАТО гарантировало безопасность Европы. НАТО, как единственной эффективной международной организации в области защиты и безопасности, удалось действовать решительно, чтобы разрешить кризисы в Европе и в другом месте в мире. НАТО должно быть способно к ответу на угрозы, независимо от того, где в мире они происходят, так же как быть способными к ответу на такие нетрадиционные угрозы как терроризм. Для Эстонии это важно, то НАТО продолжит выполнять свою основную задачу – обеспечение общей защиты. Эстония полностью поддерживает готовность НАТО иметь дело с новыми угрозами так же как участвовать в предотвращении международных конфликтов и в международном кризисном управлении.
В качестве члена НАТО военная защита и готовность обороны Эстонии, а также планирование военных возможностей, полностью согласованы с оборонным планированием и обязательствами НАТО. Эстония отвечает своим согласием относительно ресурсов и сил для совместных сил НАТО. Вклад Эстонии определяется на основе целей, потребностей, и возможностей, как Эстонии, так и НАТО. Важная и неотделимая часть политики национальной безопасности Эстонии – участие в операциях НАТО. Эстония продолжает развивать свои соответствующие возможности.
Государства-члены НАТО взяли на себя обязательство по повышению своего военного потенциала с целью развития современных, многоцелевых, повторного развертывания, мобильных и устойчивых подразделений быстрого реагирования. В реализации политики национальной безопасности, Эстония строит свою оборонной политики на этих обязательствах, которые были приняты в рамках НАТО, и участвуют в выполнении общих целей.
Эстония принимает участие в сотрудничестве НАТО с его государствами партнерами. Сотрудничество государств с различными альтернативами национальной безопасности так же как активной ролью НАТО, повышает международную безопасность и стабильность.
2.2. Европейский союз
Вступление в ЕС, наряду с членством в НАТО, усилило национальную безопасность Эстонии. Расширение Евросоюза увеличило безопасность и стабильность в Балтийском регионе и во всей Европе. Операции ЕС, направленные на противостояние угрозам международной безопасности стали более эффективными. Эстония увеличивает свои возможности для участия в Общей внешней политике и политике безопасности ЕС (CFSP), а также в процессах принятия решений ЕС в целом.
Чтобы помочь в обеспечении безопасности Европы, Эстония содействует развитию CFSP, а также военным и гражданским возможностям кризисного управления европейской безопасности и Оборонной политики (ESDP). С развитием сотрудничества в области безопасности и защиты ЕС, государства-члены взяли на себя обязательство по улучшению их военных и гражданских возможностей. Эстония продолжает соответствующее развитие своих военных и гражданских возможностей. В осуществлении ее Политики Национальной безопасности Эстония исходит из обязательств, установленных целями ЕС в этой сфере, и участвует в достижении общих целей. Эстония поддерживает активный обмен и координацию информации в пределах контр – террористической структуры сотрудничества стран-членов Европейского Союза.
Участие в ЕС CFSP и операциях ESDP является основной частью Политики Национальной безопасности Эстонии. В соответствии со Стратегией Европейской Безопасности, Эстония активно участвует в действиях ЕС, чтобы уменьшить угрозы международной безопасности, а также увеличить и обеспечить зону стабильности в регионах, непосредственно граничащих с ЕС и дальнего зарубежья.
Сотрудничество, которое существует в пределах структуры ЕС CFSP и ESDP, и его дальнейшее развитие, должно осуществляться таким образом, чтобы не влечь за собой дублирование оборонного сотрудничества, имеющего место в пределах структуры НАТО, и которое поддерживает трансатлантическое сотрудничество. Эстония поддерживает шаги, предпринятые, чтобы увеличить координацию операций ЕС в различных международных организациях, в пределах структуры политики безопасности и принципов торговой политики так же как сотрудничества в целях развития.
Основы европейской безопасности – работа НАТО и партнерства ЕС. Соглашения НАТО и ЕС для того, чтобы выполнить оборонное сотрудничество сделали устойчивую основу для развития стратегического партнерства. Чтобы увеличить защиту Европы и возможности кризисного управления, важно координировать ЕС и военные процессы планирования НАТО.
2.3. Другие международные организации
В пределах структуры международных организаций Эстония сталкивается с проблемами, такими как политические, экономические, и военные вопросы, так же как права человека и демократические свободы. Активное участие в международных организациях дает возможности для того, чтобы объединить как глобальную, так и региональную среду безопасности и гарантировать национальную безопасность Эстонии. Распространение демократических ценностей и защита основных прав и свобод человека находятся в интересе Эстонии.
Эстонская внешняя политика исходит из Устава Организации Объединенных Наций (ООН), принципов защиты прав человека и продвижения международной безопасности, и распространения демократии. Участие Эстонии в миротворческих операциях ООН помогает реализовать вышеупомянутые принципы.
Эстония участвует в разработке и реализации норм и принципов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) так же как в предотвращении конфликтов и в кризисном управлении. Эстония также участвует в миссиях ОБСЕ, и в совместных стремлениях в сферах контроля над вооружениями и мер укрепления доверия.
Эстония участвует в работе Совета Европы для того, чтобы поддержать законодательную реформу и защиту прав человека, с целью помощи в укреплении демократической стабильности и развития национально-культурной специфики Европы.
Участие в региональном сотрудничестве в пределах структуры Совета Балтийских государств (CBSS) предоставляет дополнительные возможности для того, чтобы достигнуть цели Политики Национальной безопасности Эстонии.
Обеспечение национальной безопасности Эстонии также усиливается участием в международном сотрудничестве в целях развития. Вовлечение Эстонии направлено на обеспечение мира, демократии, и соблюдения прав человека. Эстония помогает гарантировать экономическую и социальную стабильность так же как сокращение бедности, в соответствии с принципами устойчивого развития. Эстония принимает участие в сотрудничестве в целях развития согласно руководящим принципам, ратифицированным парламентом, на основе международных норм и в партнерстве с государствами получателями.
2.4. Двусторонние и многосторонние отношения в области безопасности
2.4.1. Трансатлантические отношения
Для того чтобы гарантировать национальную безопасность Эстонии, первостепенное значение имеет альянс с Соединенными Штатами Америки. Эстония развивает обширное и тесное сотрудничество с Соединенными Штатами во всех сферах особой важности. Краеугольный камень европейской безопасности – Американское военное присутствие и последовательное участие в обеспечении этой безопасности.
Крепкие трансатлантические отношения – основа Евроатлантической стабильности, экономического роста, и постоянного развития. В трансатлантических отношениях Эстония стремиться к сотрудничеству, которое основанное на общих ценностях, нацеленных на обеспечение мира, демократии, и безопасности. Это сотрудничество, кроме прочего, также включает борьбу против терроризма и безудержного быстрого распространения оружия массового поражения.
Укрепление трансатлантических отношений проявляется, прежде всего, с помощью сотрудничества в пределах структуры НАТО. Эстония поддерживает развитие более сильных совместных трансатлантических отношений между Соединенными Штатами и ЕС. Переплетение членств НАТО и ЕС усиливает сотрудничество и партнерство между Европой и Соединенными Штатами.
Для Эстонии важно, что Соединенные Штаты активно интересуются и участвуют в обеспечении безопасности Северной Европы и Балтийского региона.
2.4.2. Отношения в области безопасности в Балтийском регионе
Стабильность, консолидация демократических ценностей, и развитие международного сотрудничества в Балтийском регионе непосредственно влияют на достижение цели Политики Национальной безопасности Эстонии. В Балтийском регионе сотрудничество в сфере национальной безопасности выполняется как в пределах структуры различных международных организаций, так и на двусторонней основе. После расширения значение НАТО и ЕС в области сотрудничества по вопросам безопасности для Балтийского региона увеличилось и продолжает дальше увеличиваться.
У Эстонии есть хорошие отношения сотрудничества со скандинавскими странами (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, и Швеция), которые, в пределах структуры когда-либо более тесного сотрудничества со Странами Балтии, помогли усилить оборонную способность Эстонии и продвинуть национальную экономику. У Эстонии есть хорошее сотрудничество с Латвией и Литвой во всех сферах, как на двусторонней основе, так и в пределах структур Балтийского Собрания и Балтийского Совета министров. Было заключено совместное, трехстороннее оборонное соглашение о сотрудничестве. Эстония заинтересована в увеличении сотрудничества в области безопасности между странами Северной Европы и Балтии, как в регионе Балтийского моря, так и дальнего зарубежья.
Отношения Эстонии с Германией и Польшей многогранны и быстро развиваются в отношении двусторонних вопросов и тем, относительно развития Балтийского региона, а также продвижения европейской безопасности и сотрудничества.
Эстонские и российские двусторонние отношения пересекаются с многосторонними усилиями НАТО и ЕС по установлению отношений взаимно выгодного партнерства с Россией.
Отношения России с НАТО и ЕС основаны на документах, отражающих партнерство и сотрудничество, и на совместных структурах, имеющих дело с самым большим диапазоном вопросов. В поисках хороших приветливых отношений с Россией, Эстония, наряду с другими государствами, способствует выполнению принципов, предписанных в НАТО и стратегий безопасности ЕС, а также активно участвует в дальнейшем развитии этого сотрудничества.
Развитие демократии и увеличение благосостояния в России важны для безопасности Балтийского региона в целом. Эстония прилагает усилия, чтобы использовать возможности для того, чтобы сотрудничать с Россией и ее пограничными районами. Это включает борьбу против общих угроз, таких как организованная преступность, терроризм, и экологические катастрофы.
2.5. Участие в усилиях по поддержанию международного мира и безопасности
2.5.1. Международное кризисное управление
Основная часть Политики Национальной безопасности Эстонии – сотрудничество в области международной безопасности, элементом которого является участие в кризисном управлении и миротворческих операциях. Международная репутация Эстонии, как партнера в сотрудничестве по безопасности, зависит непосредственно от национальной готовности и возможности содействовать операциям ЕС и НАТО. Эстония готова участвовать в международных операциях в пределах структуры НАТО и ЕС, так же как ООН и прочих международных организаций, обеспечивать мир и безопасность и разрешить кризисы, а также участвовать в прочих операциях кризисного управления наряду с его союзниками НАТО и ЕС.
Для участия в разрешении международных кризисов устанавливается всесторонняя система кризисного управления, которая охватывает военные, юридические, и финансовые аспекты. Потребность в развитии соответствующих возможностей учтена в планах развития правительственных организаций, принимающих участие в кризисном управлении.
2.5.2. Международная борьба против терроризма
Эстония осуждает все возможные формы терроризма, относительно политического насилия и международного терроризма, как являющегося существенной угрозой международной безопасности и миру. Эстония поддерживает все всемирно признанные антитеррористические меры.
Эстония последовательно участвует в усилиях, направленных против международного терроризма, и поддерживает операции всех международных организаций, которые нацелены на предотвращение терроризма и остановку его распространения. Поэтому, Эстония целеустремленно развивает соответствующее международное двустороннее и многостороннее сотрудничество и обмен информацией.
Эстония выполняет Резолюции Совета Безопасности ООН, направленные против терроризма, и участвует во всех существенных международных антитеррористических соглашениях.
Эстония делает все возможное, чтобы препятствовать тому, чтобы оружие массового поражения попало во владение террористами так же как идентифицировало и устранило возможные источники международного терроризма финансирования.
2.5.3. Контроль над вооружениями и меры по укреплению уверенности
Эстония поддерживает все меры по укреплению уверенности и безопасности (CSBM), осуществляемые в Евроатлантическом регионе. Аналогично, Эстония придерживается норм международного контроля над вооружениями и доверия, а также мер в области безопасности. Эстония участвует в обеих международных организациях и в двустороннем международном сотрудничестве, которые имеют, в качестве их цели, повышение безопасности, уверенности, и информационного обмена.
Соглашение об Обычных Вооруженных силах в Европе, цель которой состоит в том, чтобы увеличить прозрачность военной деятельности с помощью контроля над обычным вооружением, информационном обмене, и выполнении полной системы мониторинга, который является важной частью обеспечения европейской безопасности. Эстония следует за развитием Соглашения так же как за выполнением Договорных обязательств, и готова начать переговоры о присоединении после того, как Соглашение, измененное в 1999, вступает в силу. Эстония присоединяется к Соглашению, только если условия являются приемлемыми и будут соответствовать другим международным обязательствам Эстонии.
Эстония не имеет оружия массового поражения и приняла главные международные соглашения для того, чтобы предотвратить их быстрое увеличение. Эстония стремится предотвращать незаконный транзит через свою территорию, и возможную торговлю и контрабанду компонентов, используемых для изготовления оружия массового поражения. Так же важно предотвратить изготовление, этих компонентов или орудий в Эстонии, и распространение соответствующего ноу-хау. С этой целью, законом была учреждена государственная система для контроля стратегических товаров, координации операций соответствующих правительственных учреждений, и обширного международного сотрудничества, включая обмен данными. Эстония придерживается принципов контроля над экспортом и соответствующего законодательства ЕС.
3. ВОЕННАЯ ОБОРОНА ЭСТОНИИ
3.1. Военная оборона для обеспечения национальной безопасности
Цель военной защиты Эстонии состоит в том, чтобы способствовать достижению цели Политики Национальной безопасности военными средствами. Эстония будет обороняться при любых обстоятельствах и против врага любого превосходства.
Оборона Эстонии, прежде всего, основывается на членстве в НАТО, которое является достаточным средством устрашения и ограничения для того, чтобы предотвратить агрессию. Военная оборона Эстонии запланирована как Североатлантическая операция Статьи 5 Соглашения.
Военная защита Эстонии обеспечена в сотрудничестве с союзными войсками. В качестве члена НАТО Эстония накапливает свою военную защиту, управляемую коллективными оборонными принципами НАТО. Основанием для того, чтобы развить военную защиту Эстонии является способность к взаимодействию с НАТО и государствами-членами НАТО, так же как сотрудничеством в пределах структуры европейской безопасности и Оборонной политики. Военная защита Эстонии развита согласно национальным приоритетам и целям, которые представлены в Национальной военной стратегии. Этот документ учитывает обязательства, вытекающие из членства Эстонии в НАТО, ЕС, и других международных организациях.
Принцип тотальной обороны имеет большое значение для поддержания единства военной защиты Эстонии. Защита. Общая оборона – это постоянная готовность умственных, физических, экономических, и прочих способностей национальных гражданских структур, местных органов власти, Сил обороны (Кайтсевдги) и Оборонной Лиги (Кэйтселиит), так же как всего населения для того, чтобы разрешить кризисы, для того, чтобы выполнить координируемое и объединенное действие, чтобы предотвратить и отразить агрессию, и для того, чтобы гарантировать выживание страны.
Эстония обеспечивает необходимое обучение и поддержание постоянной готовности Сил обороны и Оборонной Лиги встать на защиту страны, совместно с их службами поддержки и организациями, так же как рациональным использованием всех ресурсов. Две основных цели военной воинской повинности: установить необходимый пул, из которого можно набрать профессиональных служащих для приоритетных отрядов, и гарантировать формирование резервных единиц.
Эстония поддерживает свои оборонные расходы на уровне 2 % ВВП.
Принципы оборонной политики Эстонии:
• Неделимость безопасности, согласно которому изменения в среде международной безопасности за границей влияют, в большей или меньшей степени на национальную безопасность Эстонии, и наоборот.
• Солидарность и двустороннее, многостороннее, и региональное сотрудничество с союзниками в области защиты общих ценностей так же как осуществление мер по созданию безопасности и уверенности.
• Надежное военное средство сдерживания, согласно которому, оборонные действия, прежде всего, направлены на предотвращение военных угроз и их роста. Надежность военной обороны Эстонии вытекает из коллективной обороны, участие в которой обеспечивается: основной независимой оборонной способностью, которая соответствует требованиям оценки угрозы; готовностью увеличить оборонную способность Эстонии; и способностью оказать поддержку странам-организаторам.
• Единство военной защиты, и принцип тотальной защиты, который основан на конституционном обязательстве граждан принимать участие в национальной обороне, на поддержке обществом военной обороны, и на координируемом сотрудничестве гражданских и военных структур. В процессе увеличения поддержки обществом военной защиты, Оборонная Лига и ее отделения организации играют существенную роль.
• Коллективная защита государств-членов НАТО, и сдерживание, а в случае необходимости, отпор военных нападений. Согласно Североатлантическому Соглашению, военное нападение на любое государство-член – нападение на НАТО в целом. Любая военная деятельность направленная на отражение военного нападения, направленного против Эстонии, является коллективной оборонной работой. Эстония готова выполнить свои обязательства союзника по отношению к другим государствам-членам НАТО.
• Поддержка развития военных способностей ЕС в пределах структуры европейской безопасности и Оборонной политики, и участия в ESDP.
• Гражданский контроль, который основан на: подчинении вооруженных сил конституционному руководству Эстонии; высоких профессиональных стандартах для военнослужащих, в соответствии с признанием пределом их полномочий; и необходимой компетентности в военных вопросах национального политического руководства и правительственных учреждений.
3.2. Роль Сил обороны и Оборонной Лиги в осуществлении Политики Национальной обороны
Силы обороны являются военно-организованной и структурированной организацией, подчиненной Правительству под управлением министерства обороны. Оборонная Лига – добровольная оборонная организация под управлением Министерства обороны.
Приоритетом Сил обороны и Оборонной Лиги является развитие современных, многоцелевых, складных, мобильных, жизнеспособных, подразделений быстрого реагирования. Такие подразделения более всего в состоянии обеспечить защиту национальных интересов, и позволить Эстонии быть активным и надежным членом НАТО и Европейского Союза. В качестве участника коллективной обороны НАТО, Эстония не должна самостоятельно разрабатывать все военные возможности.
Силы обороны и Оборонная Лига, вместе с Министерством обороны, гарантируют готовность выполнять следующие основные военные оборонные задачи:
• Коллективная защита и управление международными кризисами, непосредственно угрожающими безопасности Эстонии и/или другим государствам-членам НАТО;
• Демонстрация государственного суверенитета с целью обеспечения контроля над территорией Эстонии, территориальными водами, и воздушным пространством;
• Участие в международном кризисном управлении и миротворческих операциях, включая операции ЕС;
• Международное оборонное сотрудничество;
• Помощь гражданским структурам в разрешении чрезвычайных ситуаций.
Национальная военная стратегия определяет Концепцию Военных операций и структуры Сил обороны Эстонии.

4. ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА И СЕКТОРОВ ЖИЗНЕННОЙ ВАЖНОСТИ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Объединение нормы права
С точки зрения национальной безопасности Эстонии важно гарантировать функционирование демократических институтов и норм права, а также обеспечить защиту основных прав и свобод человека. Административная, правовая, и судебная системы усиливаются и развиваются, чтобы обеспечить управление, основанное на норме права.
Непрерывное развитие гражданского общества важно для функционирования демократических институтов и нормы права. Предпосылки для развития гражданского общества – открытость общества, продвижение инициативы граждан, и доступность качественного образования.
Консолидация сбалансированного и демократического общества в Эстонии улучшена выполнением Политики Интеграции. Эстония гарантирует права лиц, принадлежащих меньшинствам, так же как помогает интегрировать различные этнические и социальные группы в общество. Интеграция эстонского общества основана на двух параллельных процессах: объединении общества на основе знания эстонского языка и приобретении эстонского гражданства, а, с другой стороны, поддержании сохранения этнокультурного разнообразия. Чтобы гарантировать эффективное функционирование Эстонии как страны, важно осуществить свою Демографическую политику, цели которой состоят в том, чтобы остановить демографическое снижение и общий процесс старения эстонского общества, и достигнуть, в будущем, положительного темпа роста населения.
4.2. Улучшение внутренней безопасности
Политика Внутренней безопасности Эстонии охватывает функции служб внутренней безопасности государства и общую структуру системы так же как участие в операциях, гарантирующих международную безопасность. Главными функциями Политики Внутренней безопасности, для достижения цели Политики Национальной безопасности, являются обеспечение внутренней стабильности, и защита и сохранение человеческих жизней.
4.2.1. Деятельность органов безопасности
Цель деятельности органов безопасности, Департамента полиции безопасности (Кэйтсеполицеи) и Информационной комиссии (Тибимет), состоит в том, чтобы гарантировать национальную безопасность и поддержать конституционный порядок через невоенные, предупредительные меры. Чтобы достигнуть этой цели, и для изложения Политики Национальной безопасности, органы безопасности собирают и обрабатывают информацию, на основе которой сформулированы основные принципы Политики Национальной безопасности. Операции органов безопасности координируются через Правительственную Комиссию по Безопасности.
Департамент полиции безопасности собирает и обрабатывает информацию относительно операций, которые нацелены на сильное нарушение конституционного порядка и территориальную целостность государства. Функции Департамента полиции безопасности: предотвратить шпионаж, защитить государственные тайны, и победить терроризм и коррупцию. В обстоятельствах, предусмотренных в законодательном порядке, ведет расследование уголовных дел.
Информационная комиссия собирает разведданные относительно зарубежных стран, событий и мероприятий за границей, которые необходимы для формулировки Иностранной, Экономической, и Оборонной политики. Информационная комиссия выполняет функции контрразведки для защиты эстонских дипломатических миссий, и размещенных за рубежом подразделений Сил обороны. Информационная комиссия также организует и контролирует осуществление мер, принятых для безопасности информации переданной электронно.
Информационная комиссия и Департамент полиции безопасности участвуют в работе соответствующих учреждений, выполняя важные функции контрразведки и защищая информацию, передаваемую электронным путем. Система по охране государственной тайны далее развивается в контексте документов классифицированных НАТО и ЕС.
Все более важно получать своевременную информацию относительно событий, представляющих опасность для национальной безопасности. Для противодействия угрозам безопасности, управления безопасности развивают внутреннее и внешнее сотрудничество. Поскольку Эстония расширяет объем своего участия в международном кризисном управлении и миротворческих операциях, информация, собранная управлениями безопасности относительно международных кризисов, становится когда-либо более существенной.
Чтобы противостоять распространению терроризма, управления по безопасности развивают международное сотрудничеством, параллельно с внутренней деятельностью, прежде всего для того, чтобы предотвратить быстрое распространение оружия массового поражения, идентифицировать и устранить возможные источники финансирования международного терроризма.
Департамент полиции безопасности, вместе с правоохранительными органами, предотвращает проникновение организованной преступности в политику, правительственные учреждения, и местные органы власти. В дополнение к существенной правовой базе, которая была создана для борьбы против коррупции, важная роль в борьбе с коррупцией принадлежит Стратегии, принятой правительством.
4.2.2. Обеспечение законности и правопорядка
Центральное правительственное агентство по борьбе против организованной преступности – Центральная Уголовная Полиция (Кесккриминаалполицеи). В этой сфере Центральная Уголовная Полиция тесно сотрудничает с другими полицейскими агентствами, Департаментом полиции безопасности, Департаментом пограничной охраны (Пииривэльвимет), Департаментом по Налогам и Таможне (Мэксу-джа Толиамент), и Прокуратурой (Прокурэтуур). Систематическая борьба против организованной преступности должна сконцентрироваться на предотвращении и предупреждении преступлений, обеспечивающих крупную незаконную прибыль.
Большой акцент делается на обеспечение более эффективного использования различных возможностей, предоставляемых по линии Интерпола и Европола, а также на сотрудничество с соседними государствами. Кроме того, необходимо создать систему защиты свидетелей, для того, чтобы участвовать в международных программах защиты свидетелей.
Учитывая процесс глобализации, и тот факт, что международные события все чаще происходят в Эстонии, важно развивать способности к обеспечению безопасности на общественных мероприятиях.
4.2.3. Обеспечение безопасности границы и контроль над перемещениями
Квалифицированная охрана и контроль на границе важны для обеспечения национальной безопасности Эстонии. Эффективная охрана границы Эстонии, которая является внешней границей ЕС, помогает гарантировать безопасность Европы в целом, и исполняется в соответствии с требованиями, установленными в ЕС.
Департаментом пограничной охраны предотвращает незаконное пересечение границ, гарантирует эффективную обработку на контрольно-пропускных пунктах, и отвечает за поддержание высоких стандартов пограничного контроля. Чтобы гарантировать безопасность границы в борьбе против незаконного перемещения, организованной преступности, терроризма, и других форм преступлений, важно учредить интегрированную модель безопасности границы. Она охватывает все аспекты пограничного контроля: меры, осуществляемые как на внешних границах, так и в стране, необходимые меры, осуществляемые как в стране происхождения, так и в стране транзита, а также внутреннее и внешнее сотрудничество в сфере безопасности границы.
Эстония учреждает интегрированную систему управления перемещения. Её различные меры и современные методы биометрической идентификации должны использоваться, чтобы предотвратить въезда в Эстонию и пребывания здесь тех иностранцев, которые могут представлять угрозу для безопасности Эстонии.
Чтобы предотвратить любые возможные отрицательные события, связанные с международными границами между Эстонией и другими странами-членами Европейского Союза, прекращающими функционировать в результате предстоящего вступления Эстонии в Шенгенскую зону, расширяется сотрудничество с другими государствами-членами в сфере исследований и миграционного контроля.
4.2.4. Антикризисное управление и аварийные службы
Чтобы поддержать внутреннюю безопасность, важно быть подготовленными, и вовремя реагировать на чрезвычайные ситуации. С этой целью, законом о Готовности к Чрезвычайным ситуациям, была установлена национальная система мер для управления в чрезвычайных ситуациях с целью обеспечения безопасности и государственной сохранности в случае чрезвычайной ситуации. В чрезвычайных ситуациях также необходимо гарантировать функционирование жизненно важных секторов, защитить существенную инфраструктуру, и обеспечить общественную информацию. Для поддержания жизненно важных секторов, функционирующих в чрезвычайной ситуации, необходимо реорганизовать систему стратегических резервов и приспособить её к национальным потребностям.
Важно обеспечить, что служба спасения, правоохранительные органы, энергетика, транспорт, электронная коммуникация, среда, здравоохранение, и социальные службы хорошо обеспечены и обучены. В интересах внутренней безопасности и управления чрезвычайными ситуациями, будет установлена национальная система радиосвязи особого назначения.
Основная часть управления в чрезвычайных ситуациях – анализ степени риска, в ходе которого сформулирована и применена, вероятность чрезвычайных ситуаций, их возможных последствий и предупредительных мер.
Спасательный Департамент и другие поставщики аварийных служб, в сотрудничестве с Департаментом пограничной охраны, играют центральную роль в спасении жизни людей и имущества, а также в выполнении крупных операций для защиты среды. Эстонская Команда Помощи при бедствиях была создана, чтобы увеличить международные чрезвычайные способности Эстонии.
4.3. Укрепление экономической, социальной, и экологической безопасности
4.3.1. Укрепление экономической безопасности
Быстрый, сбалансированный, и устойчивый рост экономики важен для достижения цели Политики Национальной безопасности Эстонии. Для экономической безопасности в интересе Эстонии содействовать диверсификации внешнеэкономических связей. Чтобы достигнуть этого, важно поддержать устойчивую экономическую среду, которая, кроме прочего, обеспечивает привлекательность Эстонии для иностранных капиталов из надежных источников.
Эстония гарантирует надежность своей финансовой системы. Для облегчения международных кризисов и их экономических последствий, необходимо гарантировать существование существенной стабилизации и резервных фондов в пределах структуры национальной финансовой системы.
В контексте развития восточно-западного транзита торговли, можно быть успешным, несмотря на усиление конкуренции, и политического влияния, оказываемого на экономические процессы.
Регулирование рынка электроэнергии и развитие соответствующей инфраструктуры должны гарантировать надежную поставку электроэнергии для потребителей, чтобы гарантировать выполнение существенных функций государства. На газовом рынке должны быть полностью проверены операции газовых поставщиков, и должны быть найдены возможности для того, чтобы диверсифицировать национальные связи поставки газа. На рынке тепловой энергии создаются условия, которые гарантируют, что население будет обеспечено теплом, даже если поставка основного топлива будет нарушена. На рынке жидкого топлива создается топливный резерв минимума, который, по крайней мере, удовлетворит количественные потребности ЕС, и будет обеспечено его эффективное использование, если регулярная поставка жидкого топлива будет нарушена. Определенное количество всего жидкого резервного топлива может храниться в другом государстве-члене ЕС.
В соответствии с международными стандартами, Эстония приводит в исполнение требования безопасности эстонских гаваней, судов, аэропортов, и самолетов.
Чтобы предотвратить компьютерное преступление и угрозы внутренней безопасности, которая может явиться результатом уязвимости систем IT, а так же гарантировать безопасность национальных регистров и баз данных, будут предприняты необходимые организационные, информационно технологические меры, и меры физического обеспечения безопасности. Пока это не сделано, компьютерное преступление может перерасти в опасную форму организованной преступности наравне с незаконной торговлей оружием и наркотиками.
4.3.2. Улучшение социальной защиты
Чтобы улучшить национальную социальную защиту, важно решить проблемы рынка труда, установить жизнеспособную систему социальной защиты, которая покрывает группы риска, а также обучить и подготовить достаточно многочисленную компетентную рабочую силу, чтобы гарантировать продолжение экономического роста.
В случае чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, может быть большое количество людей, требующих медицинского обслуживания вследствие вспышки заразных болезней, отравлений, или действия радиации. Эстония учреждает её национальную подготовленность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения, базируя её на тесном сотрудничестве с другими странами-членами Европейского Союза.
Борьба с заразными заболеваниями, включая распространение ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, является ответственностью государства. В соответствии с международными медицинскими регулирующими положениями, в Эстонии осуществлены меры для того, чтобы предотвратить распространение особенно опасных заразных болезней. Национальные программы осуществляются, чтобы сократить наркоманию, ограничить распространение ВИЧ/СПИДа и туберкулеза.
4.3.3. Улучшение экологической безопасности
Эстония выполняет обязательства, вытекающие из Соглашения по Защите Морской среды Балтийской области, и осуществляет меры, чтобы предотвратить распространение опасных веществ, а так же управлять источниками загрязнения, как на земле, так и в море. Эстония повышает уровень готовности, чтобы сражаться с морским загрязнением.
Целью Эстонии является обеспечение, в сотрудничестве с другими странами, безопасного судоходства в Балтийском море и, в первую очередь, в Финском заливе. Эстония поддерживает установление ограничений на однокорпусные танкеры, перевозящие тяжелые нефтепродукты, и установление требования, что зимой используются только танкеры с ледовыми укреплениями.
Чтобы обеспечить безопасность атомных электростанций Балтийского региона, Эстония активно участвует в соответствующих рабочих группах, которые были учреждены международными организациями. Чтобы быть должным образом подготовленными для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с химическим и радиологическим загрязнением, сейчас обновляется определенное техническое оборудование и прочие необходимые запасы соответствующих служб, а также на регулярной основе выполняются учебные маневры.
Чтобы предотвратить безудержное распространение в окружающей среде генетически модифицированных организмов (ГМО), Эстония наложила строгие требования относительно импорта, анализа степени риска, маркировки, контроля, и управления для ГМО.