Концепция нацбезопасности ПМР
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ
МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ПРОЕКТ)
Концепция национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Концепция содержит методологическую основу построения системы обеспечения национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики (далее – национальная безопасность) и предназначена для использования при планировании и осуществлении деятельности государства по обеспечению национальной безопасности.
Концепция служит основой для выработки направлений государственной политики в области национальной безопасности, разработки соответствующих нормативных актов, совершенствования управленческих структур и организации деятельности органов обеспечения национальной безопасности.
Приднестровье – полиэтническое государство с богатой историей и культурными традициями. Реализовав на референдуме фундаментальное право нации на самоопределение и отстояв это право в ходе вооруженной агрессии со стороны Республики Молдова в 1992 году, народ Приднестровья строит независимое, демократическое и правовое государство.
Исходя из принципов мирного решения спорных вопросов, на протяжении ряда лет Приднестровье участвовало в переговорном процессе с Республикой Молдова с участием стран-гарантов, международных посредников и наблюдателей.
По вине молдавской стороны переговоры были сорваны. В отношении Приднестровья проводится политика экономического и политического давления в целях принуждения к односторонним уступкам. Кризис переговоров связан также со столкновением в данном регионе Европы геополитических интересов ведущих мировых держав.
Процессы энергетической, экономической и военной глобализации вынуждают государства объединяться вокруг центров стабильности. В силу исторических, экономических, культурных и ряда других факторов Приднестровье связывает свое будущее с Россией.
1. Общие положения
1. Под национальной безопасностью Приднестровской Молдавской Республики понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Приднестровской Молдавской Республике, а также состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства.
2. Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства, проявленный в различных формах умысел противостоящих сил либо фактор экологического, технического и иного характера, реализация или развитие которых создает опасность личности, обществу и государству.
3. Возможные угрозы национальной безопасности
К основным угрозам национальной безопасности относятся:
а) непосредственная агрессия и территориальные притязания со стороны других государств, локальные или региональные конфликты в непосредственной близости границ Приднестровской Молдавской Республики;
б) наличие на территории Приднестровской Молдавской Республики населенных пунктов, находящихся под юрисдикцией Молдовы, рассматриваемых как плацдарм для возможной агрессии, и присутствие в них ее силовых органов и государственных учреждений;
в) неконтролируемое перемещение войск вблизи границ Приднестровской Молдавской Республики, а также ввоз на территорию республики оружия и наркотических веществ.
г) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, подрыв или уничтожение суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской Республики;
д) действия, направленные на подрыв или уничтожение экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны, угрозы приграничному сотрудничеству, а также создание экологически опасных ситуаций;
е) действия, ставящие своей целью ущемление конституционных прав и свобод граждан, а также направленные на создание социальной напряженности и социальных конфликтов;
ж) действия, связанные с терроризмом и увеличением его масштабов, организованной преступностью, криминализацией общественных отношений, организацией нелегальной иммиграции, распространением наркотических веществ.
4. Под обеспечением национальной безопасности понимается деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Обеспечение национальной безопасности осуществляется использованием научно-технического, экономического и оборонного потенциала государства и включает: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам.
Научно-технический потенциал – совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения задач научно-технического развития общества.
Экономический потенциал – совокупная способность экономики государства, его отраслей осуществлять производственно-экономическую деятельность, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.
Оборонный потенциал – совокупность экономических, морально-политических и военных ресурсов.
5. Обеспечение национальной безопасности основывается на принципах:
а) законности, предполагающей соблюдение норм международного права и национального законодательства;
б) «всеобщей безопасности», предполагающей взаимный учет и соблюдение интересов всех субъектов отношений в сфере безопасности как внутри страны, так и на международном уровне;
в) соблюдения баланса жизненно важных интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения национальной безопасности;
г) постоянного информирования граждан республики по вопросам состояния национальной безопасности;
д) разделения полномочий органов, обеспечивающих национальную безопасность;
е) поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности Вооруженных сил;
ж) уважения основных прав и свобод человека и гражданина.
6. Обеспечение национальной безопасности достигается путем:
а) создания и совершенствования правовой базы обеспечения национальной безопасности, определяющей основы безопасности, компетенцию органов государственной власти, права и обязанности граждан, организаций и общественных объединений по обеспечению национальной безопасности;
б) образования органов, обеспечивающих национальную безопасность;
в) разработки и реализации государственных программ экономического, политического, правового, военного, организационного и иного характера, направленных на своевременное выявление, предупреждение и пресечение угроз национальной безопасности.
2. Безопасность Приднестровской Молдавской Республики в политической сфере
В стремлении стать полноправным субъектом международного права Приднестровская Молдавская Республика является объектом необоснованного политического, экономического, информационного, дипломатического давления со стороны ряда государств и их организаций. Ими организуется и финансируются деятельность деструктивных сил как внутри, так и вне республики по дестабилизации общественно-политической обстановки и неправомерному изменению конституционного строя.
Исходя из национальных интересов, с учетом факторов, воздействие которых может поставить под угрозу национальную безопасность, Приднестровская Молдавская Республика:
— придерживается основополагающих принципов мирного разрешения споров, отказывается от применения силы или угрозы силой;
— не относится ни к одному государству как к своему противнику;
— не допускает использования своей территории для агрессивных действий против других стран.
7. Жизненно важные интересы Приднестровской Молдавской Республики в политической сфере:
а) международное правовое признание Приднестровской Молдавской Республики, укрепление ее независимости и суверенитета, обеспечение нерушимости границ;
б) построение демократического правового государства. Формирование гражданского общества. Обеспечение эффективного функционирования политической системы государства, гражданского мира, национального согласия и социальной стабильности;
в) достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержки обществом его внутренней и внешней политики;
г) снижение уровня преступности и криминализации общества;
д) установление и развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности;
е) противодействие незаконному распространению оружия, наркотических, психотропных и других опасных веществ и материалов, международному терроризму, организованной преступности и иным видам преступлений.
8. Основные факторы, создающие угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республике в политической и международной сфере:
а) создание или расширение военно-политических союзов, деятельность которых может нанести ущерб интересам Приднестровской Молдавской Республики;
б) использование или угроза использования силовых методов для разрешения территориальных и иных конфликтов, затрагивающих национальные интересы Приднестровской Молдавской Республики;
в) деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, направленная на нанесение ущерба национальным интересам Приднестровской Молдавской Республики;
г) неконтролируемое перемещение оружия и боевой техники вблизи от границ Приднестровской Молдавской Республики, попытки использования территории Приднестровской Молдавской Республики для их транзита и распространения;
д) деятельность, направленная на создание социально-политической напряженности и противостояния в обществе, проявление политического экстремизма;
е) высокий уровень криминализации общества, рост числа тяжких и особо тяжких преступлений, распространение коррупции в эшелонах власти.
9. Приоритетные направления обеспечения безопасности Приднестровской Молдавской Республики в политической сфере:
а) осуществление внешнеполитической деятельности, ориентированной на признание Приднестровской Молдавской Республики, укрепление ее международного авторитета;
б) создание условий и гарантий для реализации прав и свобод граждан и выполнения обязанностей, установленных законодательством, совершенствование организационно-правовых процедур реализации волеизъявления граждан;
в) последовательная реализация принципов демократического, социального, правового государства, четкого разграничения функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, совершенствование правового механизма их эффективного взаимодействия;
г) принятие в соответствии с законодательством своевременных и действенных мер по устранению условий и предпосылок формирования политической и социально-экономической напряженности в обществе;
д) решительное пресечение любых проявлений политического экстремизма. Реализация комплекса мер по недопущению деятельности на территории республики международных террористических организаций;
е) содействие мирному урегулированию конфликтов и споров;
ж) повышение эффективности противодействия разведывательным и иным акциям спецслужб и организаций иностранных государств в отношении Приднестровской Молдавской Республики;
з) организация эффективной борьбы с преступностью в особенности с ее организованными проявлениями и коррупцией. Развитие международного сотрудничества Приднестровской Молдавской Республики по вопросам борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступлений.
3. Безопасность Приднестровской Молдавской Республики в экономической сфере
Преодолев последствия экономического кризиса, связанного с развалом СССР, республика столкнулась с рядом новых проблем, связанных с экономической блокадой со стороны Молдовы, дискриминационными мерами в отношении Приднестровской Молдавской Республики некоторых развитых стран и их сообществ, потерей отдельных традиционных рынков сбыта продукции, а также высокой степенью зависимости Приднестровской Молдавской Республики от импортных энергоносителей.
10. Жизненно важные интересы Приднестровской Молдавской Республики в экономической сфере:
а) осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения;
б) многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности;
в) поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений. Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных товаропроизводителей;
г) сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственности;
д) повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств;
е) обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике;
ж) защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции;
з) стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня;
и) устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии;
к) совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению циклических кризисов;
л) обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы землепользования;
м) гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующий экономическому развитию;
н) формирование единого экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с достигнутыми договоренностями на принципе баланса интересов;
о) совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.
11. Основные факторы, создающие угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республики в экономической сфере:
рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности;
ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки;
снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей;
снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке;
снижение конкурентоспособности приднестровских товаров на внешних рынках. Принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия приднестровских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций;
отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений, коррумпированность управленческих структур;
отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.
12. Приоритетные направления обеспечения безопасности Приднестровской Молдавской Республики в экономической сфере:
развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизма разрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения;
разработка стратегии обеспечения реализации жизненно важных экономических интересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразований и постоянного роста удельного веса товаров отечественного производства на внутреннем рынке;
обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных сферах (производство, финансы, распределение, обмен, потребление и другое);
повышение эффективности макроэкономического регулирования через постоянно совершенствующееся законодательство и механизмы прямого и косвенного управления экономическими процессами, недопущение коррупции в сферах управления экономикой;
использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов;
совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг;
всемерное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятости населения;
ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением;
формирование законодательства, необходимого для эффективного функционирования экономики, проведения рыночных преобразований в части согласования экономических интересов различных социальных групп, общества и государства;
рациональное использование географического положения страны, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций;
повышение наукоемкости производимой продукции, развитие сферы услуг по ее сервисному обслуживанию;
обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использования собственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкого привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны;
создание необходимых запасов стратегического сырья, материалов и резерва мощностей для их использования при возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. Безопасность Приднестровской Молдавской Республики в военной сфере
Расширение НАТО на Восток, провозглашение Североатлантическим альянсом новой стратегической концепции, предусматривающей применение военной силы без санкции ООН, создание европейских сил быстрого развертывания, непризнанность Приднестровской Молдавской Республики мировым сообществом, политическая нестабильность в соседних государствах, государственно-территориальные претензии к Приднестровской Молдавской Республике со стороны Республики Молдова, ее активное участие в деятельности военных структур НАТО с проведением ими военных маневров в непосредственной близости от государственной границы Приднестровской Молдавской Республики, увеличение Молдовой расходов на военные нужды, реформирование ее национальной армии под стандарты НАТО, в его интересах и с его участием, непрекращающиеся попытки изменения существующего формата миротворческой операции существенно осложняют военно-политическое положение Приднестровской Молдавской Республики.
Приднестровская Молдавская Республика стремится к укреплению и развитию всестороннего сотрудничества с Российской Федерацией в целях сохранения и расширения политического, экономического и военно-гарантийного присутствия в регионе, как государства-гаранта мира, безопасности, экономической и политической стабильности. Большое внимание Приднестровская Молдавская Республика уделяет сотрудничеству с Российской Федерацией как страной-гарантом и посредником в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию.
13. Жизненно важные интересы Приднестровской Молдавской Республики в военной сфере:
обеспечение эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности республики в случае применения против нее вооруженной силы или угрозы силой;
поддержание военного потенциала государства на уровне, достаточном для нейтрализации военных угроз. Обеспечение оптимального соотношения между потребностями обороны и интересами социально-экономического развития страны;
формирование научно-технического и производственного потенциала с учетом современных тенденций развития вооружений и военной техники;
создание эффективного механизма перевода республики на режим военного положения в случае его объявления;
сохранение и развитие в обществе чувства патриотизма, понимания каждым гражданином страны долга защиты Приднестровской Молдавской Республики.
14. Основные факторы, создающие угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республики в военной сфере:
стремление Республики Молдова, некоторых других государств и их коалиций (в частности, ГУАМ) решать внешнеполитические проблемы путем применения либо угрозы применения военной силы;
формирование международного общественного мнения, оправдывающего возможность применение военной силы при разрешении противоречий;
наличие вооруженных сил и вооружений, которые могут быть применены для разрешения противоречий и конфликтных ситуаций;
наращивание военного потенциала Республики Молдова, блока НАТО в Европейском регионе и расширение ударно-наступательных возможностей их войск;
противодействие со стороны отдельных государств (коалиций государств) сотрудничеству Приднестровской Молдавской Республики с Россией и военному присутствию России в регионе.
15. Приоритетные направления обеспечения безопасности Приднестровской Молдавской Республики в военной сфере:
проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию возможных внешних военных угроз;
создание необходимого оборонного потенциала и эффективного механизма его использования;
реализация программы военного строительства, обеспечивающего достижение необходимого уровня боеспособности Вооруженных сил. Развитие военной науки и системы подготовки военных кадров;
разработка государственных программ технического переоснащения Вооруженных сил, планомерная их реализация;
миротворческая деятельность в рамках Совместных миротворческих сил.
укрепление сотрудничества с Российской Федерацией и государствами–гарантами в военной и военно-технической областях;
ж) совершенствование базы мобилизационного развертывания и создание необходимых запасов материальных ресурсов. Определение порядка перехода государственных органов, организаций на режим работы в условиях военного положения;
з) разработка государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций.
Являясь важнейшей составляющей национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики, безопасность в военной сфере включает в себя оборонную безопасность, государственную безопасность, общественную безопасность, гражданскую защиту.
16. Оборонная безопасность – часть национальной безопасности представляющая военную защищенность государства от внешних и внутренних военных угроз путем проведения оборонной политики, создания Вооруженных сил государства, способных отразить возможную вооруженную агрессию.
Основными задачами в области обеспечения оборонной безопасности являются:
а) вооруженная защита государства от внешней агрессии;
б) охрана государственной границы в воздушном пространстве;
в) содействие иным силовым структурам и органам при решении ими задач обеспечения национальной безопасности.
Оборонная безопасность обеспечивается Вооруженными силами (силами обороны государства), предназначенными для обеспечения обороны Приднестровской Молдавской Республики, охраны границ и общественного порядка.
в состав Военной организации организационно входят Приднестровская Армия и все воинские и специальные формирования министерств и ведомств, в которых в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики осуществляется военная служба.
Основным воинским формированием Вооруженных сил государства является Приднестровская армия, состоящая из регулярных войск, мобилизационного резерва, народного ополчения.
Общее руководство деятельностью по обеспечению оборонной безопасности осуществляет Президент Приднестровской Молдавской Республики, являющийся главнокомандующим Вооруженными силами.
Непосредственное руководство Вооруженными силами в области обороны в мирное время осуществляет министр обороны через Министерство обороны Приднестровской Молдавской Республики и высший орган военного управления – Главный штаб Вооруженных сил.
В военное время Президент Приднестровской Молдавской Республики руководит оборонной деятельностью государства через создаваемый и возглавляемый им Государственный комитет обороны. Главный штаб Вооруженных сил становится планирующим и исполнительным органом Государственного комитета обороны.
общее руководство боевыми действиями Вооруженных сил осуществляет главнокомандующий Вооруженными силами, возглавляющий Главное командование Вооруженными силами через Главный штаб Вооруженных сил, а также управления и отделы Министерства обороны.
Командование войсками Вооруженных сил, ведущими военные действия, осуществляет командующий действующими войсками Вооруженных сил.
В мирное время все воинские и специальные формирования Вооруженных сил государства функционируют в структурах соответствующих министерств и ведомств.
Принципы управления, комплектования, подготовки кадров, применения Вооруженных сил, прохождения военной службы военнослужащими, материально-технического обеспечения, функции, полномочия, контроль и надзор за деятельностью воинских и специальных формирований устанавливаются на основе Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики.
17. Государственная безопасность – часть национальной безопасности, представляющая защищенность суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя республики, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, прав и законных интересов личности от разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, преступных посягательств отдельных групп и лиц.
Основными задачами в области обеспечения государственной безопасности являются:
а) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Приднестровской Молдавской Республики, безопасности ее пограничного пространства;
б) своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики;
в) осуществление разведывательной деятельности в целях добывания политической, экономической, научно-технической и военной информации, необходимой Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Верховному Совету, органам исполнительной власти и Вооруженным силам для решения задач национальной безопасности, внешнеполитической, внешнеэкономической и военной деятельности;
г) осуществление контрразведывательной деятельности в целях выявления, предупреждения и пресечения разведывательных и подрывных акций со стороны спецслужб и организаций иностранных государств, отдельных враждебно настроенных групп и лиц, борьба с организованной преступностью и коррупцией в органах власти.
Государственная безопасность обеспечивается органами и подразделениями Министерства государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики во взаимодействии с соответствующими формированиями Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики.
Общее руководство деятельностью по обеспечению государственной безопасности осуществляют Президент Приднестровской Молдавской Республики.
Непосредственное руководство деятельностью органов и подразделений, обеспечивающих государственную безопасность, осуществляет Министерство государственной безопасности во главе с министром.
В своей деятельности Министерство государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики руководствуется Конституцией и другими нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики в области обеспечения государственной безопасности.
В пределах своей компетенции Министерство государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики представляет предложения Президенту и принимает необходимые меры по обеспечению и совершенствованию системы обеспечения государственной безопасности от внешних и внутренних угроз, несет ответственность за обеспечение защиты прав и законных интересов личности, общества и государства, охрану государственной границы Приднестровской Молдавской Республики.
18. Общественная безопасность – часть национальной безопасности, представляющая систему основанных на законе государственных и негосударственных мер политического, социального, экономического, правового и организационного характера по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, по их предупреждению, пресечению и расследованию, а также осуществлению по ним правосудия.
Основными задачами в области обеспечения общественной безопасности являются:
а) защита жизни, здоровья человека, его достоинства, прав и свобод, имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
б) обнаружение и расследование преступлений, розыск лиц, их совершивших; поддержание общественного порядка и обеспечение особых правовых режимов;
в) охрана объектов и грузов особой важности, пенитенциарных учреждений, конвоирование арестованных и осужденных лиц во время их передвижения; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
г) борьба с коррупцией, оказание на условиях и в порядке, установленных законом, помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей.
Обеспечение общественной безопасности возлагается на ряд государственных и негосударственных структур и органов, образующих систему обеспечения общественной безопасности.
Основными структурами, обеспечивающими общественную безопасность, являются органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, обороны, юстиции, транспорта, охраны окружающей среды и другие.
19. Гражданская защита – часть национальной безопасности, представляющая систему общегосударственных мер и мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для обеспечения защиты населения материальных и культурных ценностей от последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных и экологических бедствий, аварий, катастроф, эпифитотий, эпизоотий), а также от применения современных средств поражения.
Основными задачами в области гражданской защиты являются:
а) защита населения и национальной экономики в условиях чрезвычайных ситуаций и при ликвидации их последствий;
б) создание органов управления, сил и средств гражданской защиты, привлечение предприятий, учреждений и организаций к действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
в) проведение спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций и при ликвидации их последствий;
г) обучение руководящего состава, военизированных формирований и населения гражданской защите.
Гражданская защита обеспечивается службами, силами и средствами гражданской защиты, центрами подготовки по гражданской защите, органами материально-технического обеспечения и эвакуационными органами.
Непосредственное руководство гражданской защитой осуществляет Министерство обороны Приднестровской Молдавской Республики.
5. Безопасность Приднестровской Молдавской Республики в экологической сфере
Индустриальное и сельскохозяйственное производство, обуславливают высокий показатель нагрузок на уникальную и богатую природную среду практически на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.
Потенциальную опасность представляют объекты повышенного риска, расположенные на сопредельных с Приднестровской Молдавской Республикой территориях в том числе: перемещение отходов химического производства под видом сырья; транзит экологически опасных грузов, в том числе ядерных отходов и ядерного топлива; трансграничное загрязнение водных ресурсов и атмосферного воздуха.
20. Жизненно важные интересы Приднестровской Молдавской Республики в экологической сфере:
а) сохранение биосферы и среды обитания человека в состоянии, обеспечивающем воспроизводство природных систем жизнеобеспечения и возобновляемых ресурсов атмосферы, гидросферы и литосферы;
б) сохранение биологического и ландшафтного разнообразия на территории страны;
в) преодоление отрицательных воздействий на биосферу и среду обитания человека;
г) обеспечение рационального и экологически безопасного использования природных ресурсов (земельных, водных, климатических, недр, растительного и животного мира), экологизация отечественной экономики;
д) создание условий безопасного проживания населения и защиты территорий от чрезвычайных ситуаций.
21. Основные факторы, создающие угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республики в экологической сфере:
а) стихийные бедствия (наводнения, засухи, ураганы, смерчи, землетрясения, магнитные бури и другое), а также чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии, катастрофы, взрывы и тому подобное);
б) недостаток современных технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспечивающих экологически допустимую эксплуатацию, использование и воспроизводство природных ресурсов. Износ технологического оборудования потенциально опасных объектов;
в) выбросы, сбросы и отходы промышленного производства, приводящие к химическому, механическому, тепловому, электромагнитному загрязнению атмосферы, литосферы, гидросферы;
г) низкая технологическая надежность систем управления и обеспечения безопасности в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте;
д) эрозия почв и негативные изменения природных комплексов в районах мелиорации земель. Загрязнение лесных массивов;
е) функционирование на территории республики объектов повышенного риска (предприятия химической промышленности, газопроводы и другое) и их размещение вблизи жилых зон и систем жизнеобеспечения;
ж) экологически необеспеченные хранение (содержание), акклиматизация, реакклиматизация, транспортировка, использование и захоронение микроорганизмов, животных и растений, оказывающих вредное воздействие на население и элементы окружающей среды;
з) низкий уровень экологической культуры. Преобладание у граждан республики потребительской психологии по отношению к природе.
22. Приоритетные направления обеспечения безопасности Приднестровской Молдавской Республики в экологической сфере:
создание целостной общегосударственной системы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
экономическое стимулирование ресурсосбережения. Разработка и внедрение экологически безопасных технологий и техники в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте;
обеспечение функционирования национальной системы мониторинга окружающей среды Приднестровской Молдавской Республики;
совершенствование механизмов осуществления экологической экспертизы всех программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
разработка и реализация специальных программ сохранения биологического разнообразия, включая редкие и исчезающие виды растений и животных, типичные и уникальные ландшафты и экологические системы;
совершенствование системы оперативного реагирования и оповещения о загрязнении окружающей среды в результате промышленных аварий, стихийных бедствий или уничтожения природных ресурсов, совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
создание системы комплексного использования лесных ресурсов на основе соблюдения приоритетной природоохранной функции лесов, а также комплексного освоения и использования водных ресурсов, улучшения качества воды и обеспечения устойчивости водных экологических систем;
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области экологии и безопасности жизнедеятельности. Разработка и использование безопасных заменителей веществ, негативно воздействующих на экологию;
совершенствование системы ведения кадастров природных ресурсов, платежей за пользование природными ресурсами и возмещения ущерба, причиненного окружающей среде;
подготовка кадров в области природопользования и охраны окружающей среды. Разработка и осуществление программ всестороннего образования в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности;
развитие международного сотрудничества республики в области охраны окружающей среды и разрешения экологических проблем транснационального характера, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
6. Безопасность Приднестровской Молдавской Республики в информационной сфере
Информационное пространство республики характеризуется открытостью для воздействия зарубежных радио- и телекоммуникационных средств, печатных изданий, глобальной компьютерной сети Интернет.
Транзитное положение Приднестровской Молдавской Республики позволяет создавать и использовать в своих интересах международные каналы коммуникации.
Отсутствие средств информации отечественного производства обуславливает относительно высокий уровень зависимости республики от зарубежного программного обеспечения и средств информатизации.
Несовершенство законодательства по защите жизненно важных интересов в информационной сфере республики в условиях массированного воздействия зарубежных средств массовой информации создает возможности для манипулирования информацией, негативного воздействия на сознание людей, культуру, нравственные и духовные устои приднестровского общества.
23. Жизненно важные интересы Приднестровской Молдавской Республики в информационной сфере:
обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности;
обеспечение прав граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений;
эффективное использование государственных информационных ресурсов, создание условий по поддержанию сохранности и систематическому их пополнению;
защита сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законодательством тайну;
развитие современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи, расширение участия республики в международной кооперации производителей таких средств и систем;
обеспечение безопасности информационных систем и сетей связи от несанкционированного получения информации и ввода дезинформации в особый период;
ж) участие Приднестровской Молдавской Республики в работе международных организаций, определяющих принципы и направления сотрудничества в информационной области.
24. Основные факторы, создающие угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республики в информационной сфере:
распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни;
зависимость информационной инфраструктуры Приднестровской Молдавской Республики от импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения;
недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в области информационных технологий и защиты информации. Выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифицированных специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;
недостаточное развитие государственной системы регулирования в области информатизации в соответствии с требованиями информационной безопасности;
использование при создании и модернизации республиканской инфраструктуры несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации и связи;
несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем и сетей связи;
отсутствие в республике эффективной системы обеспечения сохранности открытой информации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность.
25. Приоритетные направления обеспечения безопасности Приднестровской Молдавской Республики в информационной сфере:
совершенствование механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации. Обеспечение доступа к открытым государственным и муниципальным информационным ресурсам, к архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
осуществление государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием средств защиты информации;
обеспечение правовых и организационных условий предупреждения, выявления, пресечения преступлений в информационной сфере;
участие Приднестровской Молдавской Республики в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных глобальных информационных сетей и систем.
7. Безопасность Приднестровской Молдавской Республики в гуманитарной сфере
Несмотря на принимаемые меры демографическая ситуация в стране продолжает осложняться – сокращается средняя продолжительность жизни, увеличивается количество заболеваний алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
С 1990 года постоянно снижается рождаемость, а уровень смертности возрастает, в результате коэффициент депопуляции превышает пороговое значение.
Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума также достаточно велика при пороговом значении 10 процентов.
По количеству студентов в расчете на 10 тысяч населения Приднестровской Молдавской Республика вышла на европейский уровень. Высшее, среднее и базовое образование имеют более 90 процентов работников народного хозяйства.
26. Жизненно важные интересы Приднестровской Молдавской Республики в гуманитарной сфере
создание условий для полноценного духовного и физического развития каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики;
сохранение и укрепление здоровья нации, создание условий, обеспечивающих прирост населения;
поддержание здорового нравственного потенциала народа. Сохранение духовного и культурного наследия, укрепление традиционных ценностей общества;
сохранение, укрепление и развитие интеллектуального потенциала приднестровского народа;
обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания;
развитие национального достоинства, сохранение этнической, культурной, языковой самобытности граждан Приднестровской Молдавской Республики всех национальностей.
27. Основные факторы, создающие угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республике в гуманитарной сфере:
процесс депопуляции, деформация половозрастной структуры, ухудшение здоровья народа;
девальвация традиционных духовных ценностей. Обострение проблем семьи. Нравственная деградация личности;
рост преступности несовершеннолетних;
увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и табакокурением. Увеличение количества детей, рожденных с особенностями психофизического развития;
сокращение численности научных и научно-педагогических кадров, а также притока молодежи в сферу образования, науки и культуры. Недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение сферы образования, науки, культуры и здравоохранения;
активизация деятельности иностранных религиозных организаций и миссионеров по монополизации духовной жизни общества. Деятельность в республике неомистических, псевдорелигиозных групп.
28. Приоритетные направления обеспечения безопасности Приднестровской Молдавской Республики в гуманитарной сфере:
реализация государственной политики, направленной на духовное и нравственное развитие личности и общества;
осуществление мероприятий по профилактике социально опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, обеспечению стабильной медико-демографической ситуации, надлежащего уровня здоровья граждан;
развитие образования, науки, культуры и здравоохранения. Укрепление международного сотрудничества в этих областях, особенно с братской Россией, интеграция в ее гуманитарную сферу;
совершенствование государственной политики в области национально-культурного развития национальных общностей республики и межнациональных отношений, направленной на создание условий развития всех этносов республики как единого приднестровского народа. Обеспечение всестороннего освещения национальной истории. Охрана и сохранение историко-культурных ценностей;
поддержка семьи как важнейшего института развития и социализации детей, создание благоприятных социально-экономических условий для ее жизнедеятельности;
совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей, подростков, молодежи, формирования здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде, а также системы по выявлению, развитию творческого потенциала и поддержке талантливых детей и молодежи;
противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Обеспечение мониторинга этноконфессиональной сферы;
совершенствование системы учреждений коррекции девиантного поведения детей и подростков.
8. Система обеспечения национальной безопасности
29. Система обеспечения национальной безопасности и ее правовое регулирование
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.
Основными задачами системы обеспечения национальной безопасности являются: прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности, осуществление комплекса мер по их предупреждению и устранению; создание и подготовка сил и средств обеспечения национальной безопасности; управление силами и средствами обеспечения национальной безопасности, в том числе при чрезвычайных ситуациях.
В обеспечении национальной безопасности основным субъектом выступает государство. Субъектами системы обеспечения национальной безопасности являются органы государственной власти, организации, общественные объединения, а также граждане.
Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Приднестровской Молдавской Республики, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности, Совет обороны и Кабинет министров Приднестровской Молдавской Республики.
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики осуществляет законодательное регулирование в области национальной безопасности и контроль за исполнением законодательства органами, обеспечивающими национальную безопасность.
Кабинет министров проводит внешнюю и внутреннюю политику государства с учетом интересов национальной безопасности.
Судебные органы осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства, анализируют причины и условия, способствующие их совершению.
Прокуратура республики в соответствии с Законом о Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения национальной безопасности.
Функционирование системы обеспечения национальной безопасности организуется в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, регламентирующим отношения между субъектами системы.
30. Требования к системе обеспечения национальной безопасности:
способность системы к своевременному реагированию на изменения внешней и внутренней обстановки и самосовершенствованию по мере накопления информации об угрозах и опыта их предупреждения и нейтрализации;
полнота и достоверность информации о реальных и потенциальных угрозах, способность создания организационных механизмов обеспечения национальной безопасности, наличие сил и средств;
способность выполнения системой заданных функций в условиях неполной, противоречивой и нерегулярно поступающей информации об угрозах;
сочетание централизации управления системой обеспечения национальной безопасности с самостоятельностью ее отдельных элементов;
оперативность выработки и принятия решений, их адекватность угрозам национальной безопасности;
способность эффективного использования сил и средств системы обеспечения национальной безопасности и координации усилий всех ее элементов.
31. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности:
анализ и оценка текущего состояния национальной безопасности;
определение приоритетных направлений укрепления национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства;
разработка и осуществление оперативных и долговременных мер по предупреждению, выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз, а также принятие мер по их нейтрализации или локализации;
поддержание сил и средств системы обеспечения национальной безопасности в готовности, разработка и осуществление мер по их эффективному взаимодействию и использованию в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
контроль за деятельностью органов государственной власти, организаций, в том числе общественных объединений, а также граждан, занятых в сфере обеспечения национальной безопасности;
информирование граждан по вопросам обеспечения национальной безопасности.
32. Органы, обеспечивающие национальную безопасность
Органами, обеспечивающими национальную безопасность, являются: Совет безопасности, Совет обороны, Министерство иностранных дел, Министерство государственной безопасности, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Служба государственной охраны и иные министерства и ведомства в пределах их компетенций.
Совет безопасности и Совет обороны являются консультативными органами национальной безопасности при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, которые разрабатывают и представляют ему рекомендации по вопросам внешней и внутренней политики и обороны, координируют деятельность министерств и ведомств по разработке нормативной правовой базы в области национальной безопасности и обороны. В состав Совета безопасности и Совета обороны входят должностные лица, назначаемые Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Компетенция министерств и ведомств в области обеспечения национальной безопасности определяется законами, а также положениями о министерствах и ведомствах, утверждаемыми Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Министерства государственной безопасности, внутренних дел, обороны, осуществляют непосредственное руководство воинскими и специальными формированиями, несут полную ответственность за их боевую, специальную и мобилизационную подготовку и готовность выполнить возложенные на них задачи по обеспечению национальной безопасности.
Служба государственной охраны обеспечивает государственную охрану высших органов власти и их должностных лиц в соответствии с законом.
9. Содействие обеспечению национальной безопасности
33. Субъекты, содействующие обеспечению национальной безопасности, и их основные задачи
Министерства и ведомства, которые непосредственно не обеспечивают национальную безопасность, органы местного управления и самоуправления, государственные администрации, организации, общественные объединения, а также граждане содействуют обеспечению безопасности личности, общества и государства в рамках, предусмотренных Конституцией и действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Основными задачами субъектов, содействующих обеспечению национальной безопасности, являются: выявление, предупреждение возникновения и устранение причин и условий, способствующих снижению уровня защищенности личности, общества и государства; обеспечение сохранности государственной тайны в их сферах деятельности; удовлетворение требований органов, обеспечивающих национальную безопасность; другие задачи, установленные нормативными актами.
34. Формы содействия
Субъекты, содействующие обеспечению национальной безопасности, могут: направлять непосредственно или через свои вышестоящие органы Совету безопасности и Совету обороны предложения по совершенствованию законодательства, организации путей и методов обеспечения безопасности; участвовать в пропаганде, направленной на повышение уровня защищенности личности, общества и государства; создавать за счет средств одной или нескольких организаций самостоятельные службы безопасности в целях обеспечения общественного порядка, неприкосновенности их имущества.
Граждане вправе объединяться в ассоциации по охране общественного порядка и обеспечению безопасности по месту жительства, создавать общественные секции при воинских и специальных формированиях, а также оказывать содействие органам, обеспечивающим национальную безопасность, в качестве внештатных сотрудников и в других формах.