Национальная безопасность

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «национальная безопасность» в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.
Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления «безопасность», увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства.
Первоначально национальная безопасность не выделялась из общих полицейских задач. Деятельность общества и государства по обеспечению национальной безопасности ограничивалась в основном созданием условий для материального и духовного благополучия людей. Так продолжалось до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе полицейских задач выделялась деятельность государства по обеспечению внешней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя же безопасность, в силу различных причин идеологического и политического характера, до последнего времени (почти до начала XXI в.) оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к какой-либо сфере безопасности государства: политической, экономической, социальной, оборонной.
1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них – философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др.
Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью. Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.
Изучение национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации.
Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворяет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития.
В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор национальных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности. Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития. Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз национальным ценностям, интересам и целям Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.
До 1997 г. в России не было единого документа, отражающего концепцию национальной безопасности. Вместо него государство и общество полагались на некий синтез программных заявлений государственных и партийных деятелей, которые отражали национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им.
В настоящее время в Российской Федерации активно дорабатывается Концепция национальной безопасности (схема приведена в Приложении 1). В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придерживаться единого понимания национальной цели, национальных ценностей и интересов.
Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства россиян. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства. Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства вполне определены и немногочисленны. Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех россиян, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать национальную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руководством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к национальному консенсусу. В настоящее время общество могло бы поддержать такую национальную цель, как безопасность и благосостояние народа (духовное и материальное).
Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации – личности, общества и государства. Потребности объективно возникают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов:
экономические (внешние и внутренние);
политические (внешние и внутренние);
социальные (внутренние);
экологические (внутренние);
оборонные (внешние и внутренние);
информационные (внешние и внутренние).
Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внутри страны – федеральном, региональном и местном. Они взаимосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обеспечения национальной безопасности.
В первую очередь подлежат защите государством и обществом высшие жизненно важные интересы нации. В зарубежной политологии их часто называют «интересами выживания нации». К ним относятся: защита национальной независимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя; конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обитания человека; реальное функционирование структур гражданского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация «скатывается» к тоталитарному государству и постепенно деградирует, что ведет к политической нестабильности и, в конечном счете, может привести к «умиранию» государства). Группы лиц, институты и отдельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.). Жизненно важные интересы и национальные ценности являются наиболее стабильными элементами системы национальной безопасности. В то же время необходимо иметь в виду, что в российском политическом процессе не было и нет какого-либо институционально закрепленного способа определения иерархии социальных интересов. Нет плана реализации интересов, который оставался бы неизменным при смене руководства страны и в котором бы были провозглашены национальные интересы в конкретных регионах и сферах жизнедеятельности. Руководитель должен весьма внимательно отражать комулятивный, интерактивный и динамичный процесс выражения национальных интересов. Он должен тонко реагировать на смену нюансов, личностей, предрасположенностей и, конечно же, политики. На стратегическом уровне планирования внутренней безопасности руководитель должен стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта Федерации), но учитывать при этом национальные интересы. Это также можно отнести к отраслевому (ведомственному) планированию. Посредством политического процесса региональные и ведомственные интересы согласуются.
Поскольку лица, определяющие политику, делают упор на различные интересы, определяют разные приоритеты во внутренней и внешней политике или придают новое толкование старым социальным интересам и приоритетам, то концепция, политика и стратегия национальной безопасности должна строиться на совокупности жизненно важных интересах личности, общества и государства, т. е. на национальных интересах.
Определение ресурсов (материальных, интеллектуальных и духовных) национальной безопасности – необходимое условие для формулирования стратегий национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества. Ресурсы обеспечивают защиту национальных интересов посредством достижения целей (в сферах безопасности, на различных уровнях обеспечения безопасности). Поэтому их распределение невозможно без иерархии жизненно важных интересов. Я предлагаю в ранг национальных интересов, кроме высших жизненно важных интересов личности, общества и государства, ввести категории «первоочередных» и «второстепенных» интересов.
Изучение альтернативных вариантов политики обеспечения национальной безопасности позволяет лицам директивного уровня определить возможные последствия каждого варианта, с точки зрения первоочередности реализации интересов. Концепция же национальной безопасности должна указать, что должно быть осуществлено, чтобы были соблюдены приоритеты в национальных интересах.
Варианты политики обеспечения национальной безопасности ограничиваются внутренними и внешними факторами. Эти факторы создают среду, в которой известные силы либо действуют в одном направлении с национальными интересами, либо вразрез с ними. Поэтому при формировании политики национальной безопасности важно проанализировать совпадающие с национальными интересами интересы других государств, выделить конфронтационные с другими государствами интересы России, учесть тенденции во внутренней и внешней среде. Такой анализ позволит спрогнозировать тенденции развития внутренней и внешней ситуации, в которой будет осуществляться политика обеспечения национальной безопасности. Например, тенденции развития экономически могут повлиять на внутренние приоритеты в такой же степени, в какой влияют результаты переговоров по разоружению на уровни стратегических сил. Имея набор предполагаемых тенденций, можно оценивать альтернативные варианты политики обеспечения национальной безопасности и соответствующие им стратегии. Понятие вариантов политики обеспечения национальной безопасности является концептуальным и предполагает последующие действия по достижению национальной цели. Указанная политика проводится в поддержку высокоприоритетных национальных интересов, определенных концепцией национальной безопасности (интересов выживания нации и «первоочередных» жизненно важных интересов личности).
Политика реализуется через стратегию обеспечения национальной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Политика определяет основные направления, движение к достижению национальной цели, а стратегия, выраженная в конкретных государственных актах, представляет собой подробные варианты действий государственных органов с указанием ресурсов и конкретных мер, необходимых для реализации политики. Государственные органы в осуществляемых ими программах выражают политику в области обеспечения национальной безопасности.
Каждое федеральное учреждение на основании политики обеспечения национальной безопасности, выраженной концептуально, разрабатывает ряд программ для непосредственной реализации каждого направления политики. Эти программы должны быть тщательно скоординированы между министерствами и иными ведомствами, чтобы обеспечить синергетический характер осуществления программы. Любые недостатки, дефекты или сбои в межведомственной координации осуществления программы ведут к разбазариванию бюджетных ресурсов России, а также к тому, что элементы различных программ начинают наносить вред друг другу.
Стратегию обеспечения национальной безопасности можно определить как науку сосредоточения и использования различных средств и ресурсов страны для достижения национальных целей в конкретных сферах жизнедеятельности. Она выражается, как это было отмечено выше, в различных государственных актах, которые определяются политикой обеспечения национальной безопасности и является содержанием действий для Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Они говорят им о том, что они должны делать и что они должны стремиться заполучить от государственных органов власти и управления субъектов Российской Федерации, а также от общества для обеспечения и защиты национальных интересов в соответствии с концепцией, политикой и стратегией национальной безопасности. Определение элементов национальных политик и стратегий других государств имеет прямое отношение к национальной безопасности России. Однако многие аспекты внутренней и внешней политики связаны с национальной безопасностью лишь опосредованно. В целом определение элементов внутренней и внешней политики, которые имеют отношение к национальной безопасности, находятся под значительным влиянием природы возникающих проблем и характера осуществляемой стратегии. Как правило, напрямую вопросы национальной безопасности затрагивают деятельность силовых структур, министерства иностранных дел, министерства торговли и экономического развития, министерства энергетики, министерства налогов и сборов, а также некоторых агентств и служб РФ.
Стратегия обеспечения национальной безопасности напрямую зависит от бюджета страны. Для оценки бюджетных последствий следует производить общую оценку бюджетных и финансовых условий на среднесрочную перспективу (5-10 лет). Цель бюджетного и финансового анализа состоит в том, чтобы обрисовать для Президента РФ возможные экономические и бюджетные последствия стратегий национальной безопасности, которые ему предстоит утвердить.
Разработка любой стратегии обеспечения безопасности включает четыре основных этапа: изучение обстановки; определение конкретных задач;»проигрывание»различных вариантов стратегии; определение необходимых сил, средств и ресурсов.
1. Изучение обстановки предполагает анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности. Главным ориентиром для разработчиков стратегии служит национальный интерес Защита национальных интересов является стержнем стратегии. Соответственно, ясное и краткое определение национальных интересов будет первым шагом к изучению обстановки. Естественно, что интересы изменяются. Потребность государства, общества в реализации того или иного интереса с течением времени может полностью утрачивать свою злободневность. Тем не менее, в качестве основы для разработки любой стратегии на краткосрочный либо среднесрочный период (5-10 лет) интересы должны быть четко идентифицированы и ясно изложены. Интересы отражают национальные ценности страны и служат важнейшими побудительными мотивами поведения людей. Интересы выражаются в качестве желаемого конечного состояния или условии, т.е. осознанных потребностей. Формулировки интересов не должны включать предполагаемые действия или желаемые цели, а лишь констатировать главное искомое конечное состояние, без уточнения характера или способа действия. Уточнение характера действия превратит «интерес» в «цель».
Например, национальный интерес может быть изложен так: суверенитет и территориальная целостность; независимость экономики; политическая стабильность; технологическая независимость; согласованность действий федерального центра и регионов.
Когда национальные интересы четко зафиксированы в Концепции национальной безопасности, разработчику стратегии национальной безопасности остается проанализировать факторы, тенденции и события, влияющие на национальные интересы в этой сфере жизнедеятельности. Факторы среды безопасности должны конкретно рассматриваться применительно к национальным интересам России, на которые они влияют. При этом следует делать упор на группу факторов анализируемой сферы безопасности. После анализа факторов, определения направленности их влияния на национальную безопасность, выявляется угроза интересам.
В военной стратегии дополнительно определяют ресурсные возможности страны, ее сильные стороны, по сравнению с потенциальным противником. Анализ среды, факторов и угроз национальным интересам позволяет оценить ситуацию в каждой сфере безопасности.
2. вторым шагом является определение конкретных задач, которые, возможно, придется решать, чтобы защитить оказавшиеся под угрозой интересы и поддержать политику обеспечения национальной безопасности в данной сфере безопасности.
При определении задач надо учитывать, что каждая задача должна относиться к конкретному интересу, задачи должны ограничивать анализируемой сферой безопасности, региона, деятельности и функции и, кроме того, надо выделить задачи, которые можно решить лишь на межведомственном уровне. Решение задач будет зависеть от ответа на вопрос «что необходимо сделать на конкретном отрезке времени при наличии ограниченных ресурсов».
3. «Проигрывание» различных вариантов стратегий представляет собой логический процесс перехода от одного варианта стратегии к другому, опираясь на ранее разработанные стратегии, подставляя в них изменения среды, факторов, угроз. При моделировании вариантов стратегий, нельзя руководствоваться отраслевыми (ведомственными) интересами. Оптимальным решение может быть лишь тогда, когда оно учитывает имеющиеся средства, ресурсы и временные ограничения. Стратегия должна быть четко изложена, чтобы служить руководством при планировании, а также ориентиром для сил и органов, обеспечивающих безопасность в конкретной сфере жизнедеятельности. Разработанная стратегия может считаться верной, если прослеживается четкая связь между национальными целями, интересами, задачами и ресурсами.
4. На четвертом этапе рассчитываются силы и средства для реализации выбранной стратегии.
Все три документа – концепция, политика и стратегия национальной безопасности – должны быть взаимосвязаны и работать на национальные цели, опираться на имеющиеся ресурсы (материальные и интеллектуальные). Национальные цели должны служить реализации национальных интересов. Каждой цели должны соответствовать сформулированные политика и стратегия обеспечения национальной безопасности. Некоторые цели могут служить для удовлетворения нескольких национальных интересов, а определенные ресурсы могут поддерживать несколько стратегий. Политика и стратегия обеспечения национальной безопасности должны быть легитимными, вызывать доверие у народа, а также доверие и понимание у наших партнеров и союзников, у мировой общественности.
Разработка научных методов исследования национальной безопасности особенно актуальна для России в условиях ее реформирования, выбора путей развития, усиливающихся угроз самому существованию нации. Ежегодная убыль населения России составляет 750 тыс. человек1. Серьезную угрозу представляет экономическая слабость России, слабость государства и неразвитость гражданского общества2.
О духовном кризисе российского общества свидетельствуют социологические исследования, проведенные Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в марте-апреле 2000 г. Большинство опрошенных респондентов отмечают снижение у россиян таких качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие, уважение к женщине и старшим, готовность помочь друг другу. Одновременно социологи отмечают усиление у россиян проявлений агрессивности, цинизма3.
В международном плане не оправдались расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных отношений России с окружающим миром; по целому ряду параметров нынешние военные и политические установки НАТО не совпадают с интересами национальной безопасности
Российской Федерации, а порой и прямо противоречат им4. Разработка средств научного анализа национальной безопасности основывается на ряде концептуальных положений, определяющих общий подход к исследованиям социальных явлений.
Средствами формального анализа, основанными на схематизации в рамках формальных систем с фиксированным смыслом понятий и строгими правилами оперирования внутри этих систем, изучается «простое» в реальных социальных явлениях и процессах. «Сложное» в социальных явлениях и процессах изучается гуманитарными методами, основанными на интуиции, на понятиях и терминах, имеющих расплывчатый смысл. Между «простым» и «сложным» нет неподвижной границы. Формальные методы анализа и прогноза реальных явлений постоянно совершенствуются, превращают сложное в простое, делают это сложное доступным для понимания не только специалистов, экспертов, но и любых достаточно грамотных людей, сумевших овладеть соответствующей технологией формального анализа. Этот процесс превращения сложного в простое, движения границы между сложным и простым в сторону сложного проявляется внешне как «отвоевывание» математикой у гуманитарных сфер исследования все новых областей, как проникновение математики во все новые сферы исследования.
В то же время в любом явлении, процессе, предмете имеются одновременно и простые, и сложные стороны. Какая сторона явления или процесса в данный момент существенна, зависит от того, что мы хотим, имея дело с этим явлением или процессом, какой стороной мы к этому явлению обращены. Проблемы исследования национальной безопасности связаны с прогнозами развития геополитической структуры, развития экономики, вооруженных сил государств, их научно-технического потенциала, внутриполитической обстановки в них. Все эти процессы являются сложными и комплексными, их исчерпывающий прогноз современными средствами формального анализа невозможен. В то же время в течение этих процессов есть «простые» стороны, которые можно прогнозировать средствами формального анализа. Примерами «простых сторон обсуждаемой проблемы являются макроэкономические процессы (изменение с течением времени таких величин, как: валовой национальный продукт, темп инфляции, учетные ставки, доходы различных групп населения и т. д. в зависимости от экономической политики правительства – налогов, государственных расходов, в зависимости также от характера экономических взаимоотношений государств и т.д.), которые сейчас уже можно попытаться прогнозировать с помощью математических моделей, процессы вооруженной борьбы с применением обычного оружия. В основе моделей таких процессов лежат балансы соответствующих, вовлеченных в них, материальных средств. Этих простых сторон у любого сложного явления много, они образуют сложную структуру, в основе их изучения лежат различные формализации и математические методы. Когда все эти простые стороны в совокупности эквивалентны исходному процессу, то это означает, что данный процесс поддается изучению и прогнозированию с помощью средств формального анализа. В большинстве случаев это не так, и тогда изучение и прогноз данного процесса осуществляется, в конечном счете, с помощью специалистов, имеющих гуманитарную ориентацию. В какой мере при изучении общественно-политического процесса существенны его «простые» стороны, которые могут быть изучены формальными средствами, зависит от характера этого процесса. В какой мере эксперты при анализе общественно-политического процесса, при его прогнозе, при принятии решений используют результаты исследования формальными методами его «простых» сторон, зависит от общего развития науки и культуры, от образованности и культуры экспертов, от развития фундаментальной науки, математического моделирования, информатики и имеющихся в ней инструментов, от того, в какой мере средства формального анализа уже проникли в считающиеся гуманитарными сферы деятельности, наконец, от общественного мнения, от отношения к науке.
Другими словами, рациональным при изучении сложных комплексных общественно-политических процессов, характеризующих национальную безопасность, является сочетание (адекватное рассматриваемым проблемам) средств гуманитарного и формального анализа. Средства формального анализа выступают при этом как инструменты анализа и прогноза. Здесь необходимо отметить, что неправильное использование инструментов в любой сфере деятельности приносит не пользу, а вред, и тем больший, чем мощнее инструмент. Неквалифицированное использование средств формального анализа в таком вопросе, как национальная безопасность, способно поставить государство на грань катастрофы. Использование этих средств вовсе не облегчает жизнь принимающим решение, как об этом иногда думают, а существенно усложняет ее, требуя от них другого, на порядок более высокого уровня образованности, культуры, владения различными инструментами, способности понимать и интерпретировать результаты исследования с применением средств формального анализа.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С окончанием «холодной войны» среда безопасности не изменилась в лучшую сторону. Эпоха революций в политике, экономике, технологии продолжается и сегодня. Успех демократии по всему миру, рост новых глобальных торговых отношений, расширение сети глобальных коммуникаций, прорывы в информационных технологиях существенно повлияли на внешнюю и внутреннюю среду безопасности всех без исключения стран, привели к трансформации угроз национальной безопасности. Старые страхи, вызываемые угрозами «холодной войны», сменились новыми страхами перед лицом новых угроз: угрозой международной преступности и международного терроризма, опасностью распространения оружия массового поражения, опасностью национальной ненависти, опасностью агрессии со стороны государств, поддерживающих терроризм. С точки зрения национальной безопасности, XXI в. представляется более неопределенным, чем период «холодной войны».
В период «холодной войны» сохранение суверенитета государства, его конституционного строя, территориальной целостности были главными интересами государственного уровня стран-членов НАТО и Варшавского Договора. Силы, ведущие идеологическую борьбу, стремились к уничтожению самого образа жизни противоборствующих сторон. Поэтому проникновение буржуазной идеологии, с одной стороны, или коммунистической идеологии, с другой стороны, в общественное сознание считалось основной угрозой национальной безопасности, а сохранение идеологических догм государства – основополагающим национальным интересом. В качестве вспомогательных рассматривались интересы, способствовавшие укреплению обороноспособности государства и снижению уязвимости от внешней военной угрозы. На основе таких представлений была выстроена биполярная система международной безопасности, наложившая отпечаток на всю систему международных отношений в XX в. С окончанием «холодной войны» угроза образу жизни исчезла для большинства государств Европы и Центральной Азии. Сегодня уже нет значительной угрозы сохранения того или иного устройства государства со стороны приверженцев либерально-демократических или коммунистических идей. Очевидно, в XXI в. будет преобладать мышление либерализма, которое уже сегодня оказывает сильное влияние на восприятие национальных интересов, ценностей и характера угроз им. И в России на рубеже веков безопасность личности приобрела первоочередное значение. Безопасность государства признается в качестве инструмента, обеспечивающего безопасность личности и общества Либерализм все больше становится доминирующей идеологией, определяющей отношения между личностью и государством5.
Либеральные философско-мировоззренческие взгляды на проблему национальной безопасности оказывают непосредственное влияние на саму среду безопасности, в которой развивается личность, общество и государство. Они повлияли и на разработку новых концепций национальной безопасности в конце XX в. в новых независимых государствах Европы и Азии. В частности, ученые стран, недавно входивших в СССР, заговорили об «общечеловеческой» или «общей» безопасности, чтобы подчеркнуть расширение парадигмы национальной безопасности6. Новое понимание национальной безопасности в Российской Федерации, например, предполагает, что государство должно заниматься проблемами личности: материальным благосостоянием, качеством окружающей среды и правами человека, что личность является главной ценностью государства и общества.
Изменились подходы к определению и оценке угроз национальной безопасности. Если традиционное понятие национальной безопасности было связано с отсутствием военной угрозы или способностью защитить нацию от внешней агрессии, то сегодня рассматриваются угрозы экологических катастроф, массовых перемещений беженцев, нарушения прав национальных меньшинств наряду с угрозами пограничных споров или распространения оружия массового поражения. Список анализируемых органами обеспечения национальной безопасности угроз стал длиннее по сравнению с эпохой идеологизированных государственных ценностей.
Однако с официальным окончанием «холодной войны» старое мышление как отдельных политических деятелей, так и целых социальных общностей автоматически не изменилось. По-прежнему еще остаются приверженцы добиваться национальной безопасности путем достижения односторонних преимуществ за счет своих оппонентов. Сторонники концепций политического реализма и неореализма считают, что мир в XXI в. будет жить по принципу Т.Гоббса «война всех против всех». Американские политологи Генри Киссинджер и Кеннет Уолтс и сегодня делят мир на антагонистические блоки и по-прежнему уделяют главное внимание балансу военной силы между этими блоками»7. Такое мышление свойственно и некоторым отечественным ученым, которые считают целесообразным создание подобного блока между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Такая точка зрения представляется ошибочной.
В современной Европе и Центральной Азии угроза военного конфликта, несомненно, сохраняется, однако причины вооруженных столкновений сегодня совсем другие: это этнические, религиозные и националистические конфликты; слабость институтов государственной власти; массовая миграция; террористические акции, пограничные споры; распространение обычного оружия среди населения отдельных стран; ухудшение экологии и др. Многие из этих проблем существовали десятилетиями, но они обострились после распада Советского Союза и породили множество пограничных споров, которые не разрешены и по сей день. Границы новых государств, бывших республик СССР, образовавшихся после распада Советского Союза, и сегодня не имеют четкой определенности. Это порождает явные и скрытые противоречия между государствами СНГ. Коммунистическая пропаганда отрицала существование в СССР «национального» вопроса. Пропаганда использовала термин «советский народ». Боясь репрессий, этнические меньшинства не осмеливались говорить и бороться за свои права, а Советское правительство ограничивало перемещение народов, нарушало права человека. Сегодня этнические конфликты представляют серьезную угрозу национальной безопасности. Примерами могут служить войны в бывшей Югославии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе, Чечне и Афганистане. Конфликты порождают региональные проблемы безопасности, так как беженцы и боевики противоборствующих сторон часто переходят на территорию соседних государств, где проживают представители этнических групп, участвующих в конфликте. Это, в свою очередь, порождает проблемы безопасности для правительств, не вовлеченных в изначальный конфликт государств. Многие молодые независимые государства пришли к либеральной демократии со слабыми институтами государственной власти. Как известно, слабость государственной власти создает множество проблем безопасности личности и обществу даже в отсутствие этнической напряженности. Примером может служить Албания, где слабая государственная власть, судебная система и неразвитая экономика привели к анархии и жертвам в стране. Это вызвало серьезную озабоченность правительств других государств. Волна албанских беженцев, хлынувшая в Италию, продемонстрировала, что массовая миграция является еще одной из современных проблем безопасности. Развитие ситуации с миграцией значительно влияет на стабильность и безопасность в Европе. Россия ощутила на себе «груз» вынужденных мигрантов – беженцев, вынужденных переселенцев, экологических мигрантов и жертв стихийных бедствий – в конце 80-х годов XX в. Широкий поток мигрантов, охвативший почти все регионы России, не иссякает и сегодня. Межнациональные конфликты, финансовая и политическая нестабильность в стране не способствуют его снижению. Государство же не ведет должного учета и статистики миграционных потоков и не контролирует этот процесс.
Мигранты хаотично размещаются практически по всей территории России и пока трудно прогнозировать влияние их на национальную безопасность. С одной стороны, мигранты фактически возмещают эмиграционный отток населения из северных и восточных экономических районов; с другой стороны, происходит скрытое заселение российских территорий населением сопредельных стран. Примером может служить расселение эстонцев в Печерском районе Ленинградской области, заселение Приморского и Хабаровского краев гражданами КНР.
В XXI в. старая угроза безопасности в виде пограничных конфликтов с распадом Советского Союза и Югославии приобрела новое звучание. Сегодня предметом спора государств являются многочисленные сухопутные и морские границы. Легко предвидеть, что некоторые такие пограничные разногласия в XXI в. приведут к вооруженным конфликтам. Территориальные споры чаще всего возникают тогда, когда границы между государствами четко не определены. Примером может служить вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией, споры между Россией и Украиной по поводу бывшей Крымской области СССР.
Сегодня неурегулированность территориальных проблем с Японией остается причиной вероятного кризисного развития российско-японских отношений. Ослабление внешнеполитических позиций России, дальнейшее усугубление экономического кризиса могут подтолкнуть Японию к активным притязания на острова Курильской гряды. Остаются территориальные проблемы в отношениях России с Прибалтийскими государствами, неопределенность морских границ в Балтийском и Каспийском морях. Неурегулированность советско-китайской границы в течение многих лет была причиной неспокойной обстановки на Дальнем Востоке. Эта проблема осталась в наследство и бывшим советским республикам.
Нарастает опасность распространения огнестрельного оружия среди гражданского населения. С окончанием «холодной войны» продавцы огромных арсеналов оружия более не связаны политическими ограничениями в торговле «смертью». Неразбериха внутри молодых независимых государств, стремление получить большие прибыли на любых внешнеторговых сделка способствует появлению на местных, региональных и международных рынках различного оружия.
Опасность, вызванная ухудшением экологии, более чем приведенные выше иные угрозы и опасности, может служить примером изменения нашего
представления о национальной безопасности. До недавнего времени худшение экологии по чьему-то умыслу не рассматривалось в качестве угрозы национальной безопасности. В странах, где остро ощущалась, скажем, нехватка воды, это было проблемой истощения природных ресурсов.
Здоровая среда обитания человека сегодня повсеместно рассматривается в качестве величайшей национальной ценности. Однако эта ценность сегодня находится под угрозой в результате трансграничных загрязнений. В будущем эти разногласия могут приобрести еще большую остроту: экологические вопросы все чаще приводят к росту напряженности и усугубляют противоречия государств и по другим спорным вопросам.
В странах Европы некоторые экологические проблемы приводят не только к возникновению напряженности, но и к ситуации близкой к конфликтной, из-за проблем совместного использования водных ресурсов, утилизации опасных отходов и производства ядерной энергии.
Серьезную угрозу безопасности отдельных граждан, социальных общностей и государств представляют терроризм и организованная преступность. Сегодня к терроризму прибегают религиозные, этнические, националистические группы. Организованная преступность в некоторых странах (например, в России) подкупает государственные структуры обеспечения.
Среди новых угроз и опасностей для россиян следует отметить, во-первых, слабость государственной власти, пассивность многих государственных органов инедостаточную межведомственную координацию и согласованность их действий; во-вторых, криминализация общества и «сращивание» государственных структур с криминальным миром; в-третьих, неразвитость свободного рынка, незавершенность модернизации предприятий, неразвитость российского сель ского хозяйства, фермерства, нерешенность в законодательном плане вопроса о земле. В-четвертых, ухудшение демографической ситуации. В-пятых, ухудшение состояния вооруженных сил. И, наконец, в-шестых, экологические катастрофы во многих регионах страны и региональный сепаратизм.
Среду безопасности любой страны в значительной мере определяют философско-мировоззренческие взгляды политической элиты на национальную безопасность. Сегодня эти взгляды четко не выражены ни в Концепции национальной безопасности Российской Федерации8, ни в практической политике обеспечения национальной безопасности. Различные политические партии не нашли общего понимания национальных интересов России. Государственные органы заняты разработкой множества «концепций», «политик» и «стратегий» безопасности – военной, экономической, экологической, образовательной, ядерной, общественной, информационной и т.д. Однако все эти «политики» и «стратегии» не опираются на единый концептуальный документ обеспечения безопасности. В существующей Концепции национальной безопасности не отражены главные ориентиры для этих «политик» и «стратегий» – национальные цели и национальные ценности Российской Федерации в XXI в. Отсутствие целеполагания обрекает на провал любую политику. Ибо сама политика – это не что иное, как достижение поставленной цели. Национальные цели и национальные ценности, определенные концептуально, предотвращают ведомственный подход в политике. Сегодня к политике обеспечения национальной безопасности неоправданно относят отраслевые проблемы и заботы.
Ликвидация СССР, кризис федерализма, конфронтация между партиями и ветвями государственной власти, борьба между старым и новым мышлениями – все это причины анархии в формировании национальных целей, ценностей и интересов России.
Сторонники «особой роли» и «особого пути» России сводят политику обеспечения национальной безопасности к изоляции страны от внешнего мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых – высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические особенности характерны не только для изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система «национальная безопасность» выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного. Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства. Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.
Национальная безопасность как социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы «национальная безопасность» способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безопасности. Исторический аспект зарождения и развития системы национальной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в различных условиях. Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основные направления деятельности личности, общества и государства. Он позволяет видеть политику как конкретную деятельность субъектов обеспечения безопасности национальных целей, проследить зарождение и истинную роль государства в обеспечении национальной безопасности.
Особенностью отечественной системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодательное закрепление основных принципов и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы. Отечественная система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.
2. Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке». М.: ЭДАСПАК, 2001.
3. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.
4. Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997.
5. Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб. статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.
6. Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000.
7. Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997.