Избирательный закон Кубы

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН КУБЫ ОТ 7 ИЮЛЯ 1976 Г.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. СОВЕТ МИНИСТРОВ

ОСВАЛЬДО ДОРТИКОС ТОРРАДО,
Президент Республики Куба.
Уведомляю, что Совет Министров постановил, и я утвердил следующее.
Поскольку, как указано в статье 4 Конституции, провозглашенной 24 февраля, «в Республике Куба вся власть принадлежит трудовому народу, который осуществляет ее через Ассамблеи народной власти и другие образуемые ими государственные органы или же непосредственно».
Поскольку в соответствии с принципами социалистической демократии Ассамблеи народной власти, являющиеся на своих соответствующих уровнях высшими органами государственной власти, состоят из выборных и периодически сменяемых представителей трудового народа, которые могут быть отозваны своими избирателями.
Поскольку муниципальные Ассамблеи народной власти состоят из делегатов, избираемых свободным, всеобщим, прямым и тайным голосованием граждан, а эти Ассамблеи избирают делегатов в провинциальные Ассамблеи и депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти.
Поскольку в соответствии с тем, что выборные представляют волю своих избирателей, Конституция устанавливает право последних отзывать мандаты, которые они вверили своим представителям.
Поскольку Конституция предусматривает, что определенные конституционные реформы, а также, когда Национальная Ассамблея Народной Власти сочтет это целесообразным, другие проекты должны быть одобрены непосредственно народом путем референдума.
Поскольку для осуществления того, что предусмотрено Конституцией, необходим закон, регулирующий организацию и проведение выборов состава органов народной власти и порядок его отзыва в необходимых случаях способом и на условиях, которые гарантируют самое широкое участие масс в определении тех, кто должен их представлять, и самое полное выражение воли избирателей в акте их избрания, содержащий также регулирование, необходимое для проведения референдумов.
Постольку в силу предоставленных ему полномочий и в соответствии с четвертым предписанием Закона о конституционном переходе Совет Министров принимает решение издать следующий Закон № 1305
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ЧАСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ. О ПРЕДМЕТЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 1. Настоящий Закон регулирует:
а) выборы делегатов в муниципальные Ассамблеи народной власти всеобщим, тайным и прямым голосованием;
б) выборы муниципальными Ассамблеями народной власти делегатов в провинциальные Ассамблеи народной власти и депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти;
в) выборы муниципальных и провинциальных исполнительных комитетов соответствующими Ассамблеями народной власти;
г) выборы Государственного Совета Национальной Ассамблеей Народной Власти;
д) порядок отзыва выборных в необходимых случаях;
е) народное голосование на референдумах, назначаемых Национальной Ассамблеей Народной Власти для одобрения определенных предложений о реформах Конституции и других проектов, которые сама Ассамблея считает необходимым вынести на референдум.
ЧАСТЬ I. ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ
Статья 2. В соответствии с положениями Конституции:
а) все кубинские граждане, мужчины и женщины, включая состоящих в вооруженных формированиях, которые достигли шестнадцатилетнего возраста, имеют право голосовать на выборах делегатов в муниципальные Ассамблеи народной власти и на референдумах.
Не могут осуществлять это право умалишенные, признанные таковыми судебным постановлением, и осужденные к поражению в правах за совершение преступления;
б) все кубинские граждане, имеющие право голоса и пользующиеся, кроме того, своими политическими правами во всей полноте, имеют право быть избранными в качестве делегатов в муниципальные и провинциальные Ассамблеи народной власти;
в) кубинские граждане, которые наряду с тем, что пользуются своими политическими правами, достигли восемнадцатилетнего возраста, имеют право быть избранными в качестве депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти.
Статья 3. В соответствии со статьей 134 Конституции на всех выборах и на референдумах голосование является свободным, равным и тайным. Каждый избиратель имеет право только на один голос.
ЧАСТЬ II. ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 4. Для организации выборов в органы народной власти, а также народного голосования на референдуме, и для руководства их проведением в каждом случае будут создаваться избирательные комиссии: Национальная, провинциальные и муниципальные, а также специальные, которые сочтет необходимым образовать Национальная избирательная комиссия.
Статья 5. Национальная избирательная комиссия, соответственно тому, что установлено в Конституции и в настоящем Законе, будет издавать правила и необходимые распоряжения для проведения соответственно выборов или голосования на референдуме.
Провинциальные и муниципальные избирательные комиссии в пределах территориальных единиц, в которых осуществляют свою юрисдикцию, будут исполнять распоряжения Национальной избирательной комиссии и осуществлять функции, определенные настоящим Законом.
Статья 6. Избирательные комиссии должны будут оказывать друг другу содействие в выполнении всех тех юридических актов, которые должны совершаться вне их соответствующих территориальных единиц.
Статья 7. Министерства и другие государственные ведомства и учреждения, а также их должностные лица обязаны сотрудничать с избирательными комиссиями при осуществлении ими функций, возложенных на них настоящим Законом.
Статья 8. Национальная избирательная комиссия будет публиковать в официальном вестнике Республики свои общие инструкции и положения. Специальные инструкции и постановления будут публиковаться, когда они представляют общий интерес.
ГЛАВА II. О СОСТАВЕ И ФУНКЦИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
И О НАЗНАЧЕНИИ ИХ ЧЛЕНОВ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
Статья 9. Национальная избирательная комиссия будет осуществлять юрисдикцию на всей национальной территории, иметь свое местонахождение в столице Республики и состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря, десяти гласных и четырех их заместителей.
Статья 10. Государственный Совет в течение трех дней после опубликования в официальном вестнике Республики акта о назначении выборов или референдума назначит членов Национальной избирательной комиссии.
Комиссия должна будет конституироваться в течение двух дней после назначения ее членов.
Статья 11. Национальная избирательная комиссия будет иметь следующие функции:
а) издавать правила, которые будут применяться для образования территориальных и специальных округов для проведения выборов, согласно положениям статей 34 и 35;
б) разрешать вопросы, которые перед ней ставят в связи с выборами нижестоящие избирательные комиссии;
в)назначать лиц в состав каждой из провинциальных избирательных комиссий и муниципальной избирательной комиссии Исла-де-Хувентуд, выдавать заинтересованным лицам удостоверения, подтверждающие их назначение;
г) в необходимых случаях назначать специальные избирательные комиссии, ведающие специальными избирательными округами;
д) устанавливать образцы избирательного ящика, карточки избирателя, бюллетеней, печатей избирательных комиссий и коллегий, протоколов и бланков для подсчета голосов, протоколов избрания кандидатов в делегаты, удостоверений об избрании делегатами и депутатами, списков и регистров избирателей и любых других документов, необходимых для надлежащего проведения выборов;
е) рассматривать и разрешать жалобы, заявленные на ее резолюции или постановления;
ж) в случае референдума, осуществлять надзор за проведением подсчета голосов в провинциях и муниципиях, производить подсчет голосов в национальном масштабе и информировать о результатах Государственный Совет;
з)принимать отставку лиц, входящих в состав провинциальных избирательных комиссий, и отставку членов муниципальной избирательной комиссии Исла-де-Хувентуд или, в соответствующем случае, производить их замену;
и) представлять Государственному Совету подробный доклад о ходе каждых выборов в течение тридцати дней по их окончании;
к) осуществлять любые другие функции, которыми наделят ее Национальная Ассамблея Народной Власти или Государственный Совет.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
Статья 12. Провинциальные избирательные комиссии будут осуществлять юрисдикцию на территории своих соответствующих провинций, иметь местонахождение в их столицах и состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря, восьми гласных и трех заместителей.
Национальная избирательная комиссия в течение сорока восьми часов после своего конституирования назначит членов данных комиссий, и эти комиссии конституируются в течение последующих двадцати четырех часов.
Статья 13. Провинциальные избирательные комиссии будут иметь следующие функции:
а) назначать лиц в состав каждой из муниципальных избирательных комиссий соответствующей территориальной единицы и выдавать этим лицам удостоверения;
б) разрешать жалобы, заявленные на оспариваемые постановления и резолюции муниципальных избирательных комиссий;
в) в случае референдума осуществлять надзор за проведением подсчета голосов в муниципальных избирательных комиссиях соответствующей территориальной единицы и производить подсчет голосов в масштабе провинции;
г) принимать отставку членов муниципальных избирательных комиссий в своей территориальной единице или, в соответствующем случае, производить их замену;
д) представлять Национальной избирательной комиссии подробный доклад о ходе каждых проведенных в своей провинции выборов в течение пятнадцати дней по их окончании;
е) одобрять или исправлять границы округов, установленные муниципальными избирательными комиссиями;
ж) осуществлять любые другие функции, которыми наделит их Национальная избирательная комиссия.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
Статья 14. Муниципальные избирательные комиссии будут осуществлять свою юрисдикцию на территории соответствующих муниципий, иметь свое местонахождение в их центрах и состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря, восьми гласных и пяти заместителей.
Провинциальные избирательные комиссии в течение сорока восьми часов после своего конституирования назначат членов муниципальных избирательных комиссий, и эти комиссии конституируются в течение последующих двадцати четырех часов.
Статья 15. Муниципальные избирательные комиссии будут иметь следующие функции:
а) устанавливать на территории муниципии округа в соответствии с правилами, изданными Национальной избирательной комиссией, и представлять их на одобрение соответствующей провинциальной избирательной комиссии;
б) организовывать в округах своей территориальной единицы процесс предложения и выдвижения кандидатов в делегаты муниципальных Ассамблей народной власти и руководить этим процессом. В течение тридцати дней, предшествующих дню выборов, распространять и вывешивать на стенах в общественных местах фотографии и биографии кандидатов в делегаты муниципальной Ассамблеи народной власти;
в) распоряжаться о печатании по одобренной Национальной избирательной комиссией форме подлежащих использованию бюллетеней, в которых очередность кандидатов будет определяться в алфавитном порядке их фамилий;
г) составлять в сотрудничестве с паспортными учреждениями и массовыми политическими организациями регистр избирателей по каждому округу соответствующих муниципий;
д) составлять регистр избирателей каждой избирательной коллегии;
е) решать в соответствующих случаях вопрос об исключении из регистра избирателей или включении в него любого лица, исправлять ошибки, замеченные в записях регистра;
ж) разрешать жалобы, заявленные на действия в связи с выдвижением кандидатов;
з) в соответствии с правилами, издаваемыми Национальной избирательной комиссией, выдавать каждому гражданину, занесенному в регистр избирателей, его карточку избирателя;
и) назначать членов избирательных президиумов в своей территориальной единице, следя за тем, чтобы они были избирателями тех округов, в которых должны действовать данные коллегии;
к) определять коллегию, в которой будет производиться подсчет голосов по округу в случае, предусмотренном абзацем вторым статьи 24;
л) обеспечивать должное размещение и оборудование избирательных коллегий и оповещать об их местонахождении;
м) следить за тем, чтобы регистры избирателей каждой коллегии были обнародованы за тридцать дней до дня, установленного для проведения выборов;
н) выдавать соответствующие удостоверения председателям и другим членам избирательных коллегий и снабжать каждую коллегию избирательным ящиком и документацией;
о) следить за тем, чтобы избирательные коллегии осуществляли подсчет голосов предписанным способом;
п) проверять действительность выборов в соответствующих округах своей территориальной единицы и оповещать о результатах голосования;
р) принимать меры, необходимые для проведения выборов в случаях, указанных в статье 91;
с) провозглашать избрание делегатов муниципальной Ассамблеи народной власти, которые оказались избранными, и выдавать удостоверения об избрании;
т) представлять избирателям муниципии избранных делегатов;
у) в случаях референдума производить подсчет голосов в масштабе муниципии и немедленно информировать вышестоящие избирательные комиссии о результатах голосования;
ф)представлять соответствующей провинциальной избирательной комиссии подробный доклад о ходе каждых проведенных в своей муниципии выборов в течение десяти дней по их окончании, за исключением муниципальной избирательной комиссии Исла-де-Хувентуд, которая представит свой доклад Национальной избирательной комиссии;
х) осуществлять любые другие функции, которыми наделит их соответствующая провинциальная избирательная комиссия.
ГЛАВА III. О ЧЛЕНАХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О ТРЕБОВАНИЯХ К ЧЛЕНАМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 16. Чтобы быть членом какой-либо избирательной комиссии, требуется обладать избирательным правом согласно установлениям статьи 2 настоящего Закона.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О ФУНКЦИЯХ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 17. Председатели избирательных комиссий будут иметь следующие функции:
а) руководить деятельностью вверенной избирательной комиссии;
б) представлять соответствующую избирательную комиссию;
в) следить за исполнением и соблюдением постановлений, принятых избирательными комиссиями;
г) назначать по собственной инициативе или во исполнение постановлений избирательных комиссий, к которым принадлежат, инспекционные проверки нижестоящих органов;
д) созывать заседания комиссии, составляя заранее повестку дня, и председательствовать на них;
е) осуществлять любые другие функции, которыми их наделяют закон, положения или постановления и инструкции Национальной избирательной комиссии.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ФУНКЦИЯХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 18. В случае временного или окончательного отсутствия председателя его функции будет выполнять заместитель председателя.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. О ФУНКЦИЯХ СЕКРЕТАРЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 19. Секретари избирательных комиссий будут иметь следующие функции:
а) вести протокол заседаний;
б) доводить подлежащие рассмотрению комиссией вопросы до стадии разрешения;
в) хранить официальные печати, корреспонденцию и другие документы;
г) безотлагательно доводить до сведения председателя о полученных сообщениях или документах;
д) редактировать соответствующие доклады и сообщения;
е) выдавать и удостоверять своей подписью копии находящихся у них протоколов и документов;
ж) осуществлять организацию, руководство и контроль в отношении административной работы комиссии;
з) осуществлять любые другие функции, которыми их наделяют закон, положения или постановления и инструкции Национальной избирательной комиссии.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. О ФУНКЦИЯХ ГЛАСНЫХ И ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
Статья 20. Гласные избирательных комиссий будут иметь следующие функции:
а) посещать заседания соответствующей комиссии;
б) участвовать в административной работе комиссии;
в) по назначению председателя замещать секретаря на заседании, на которое тот не прибыл;
г) выполнять задачи, порученные комиссией;
д) осуществлять любые другие функции, которыми их наделяют закон, положения или постановления и инструкции Национальной избирательной комиссии.
Заместители замещают гласных в случае их отсутствия, участвуют в заседаниях с правом совещательного голоса и выполняют задачи, порученные им комиссией.
ГЛАВА IV. О ЗАСЕДАНИЯХ И ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 21. Для проведения заседаний избирательных комиссий требуется присутствие более половины общего числа их членов.
Статья 22. Постановления и резолюции избирательных комиссий будут приниматься положительным голосованием простого большинства членов, присутствующих на заседании.
ГЛАВА V. О ПРЕЗИДИУМАХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ
Статья 23. Президиумы избирательных коллегий будут составляться из председателя, секретаря, двух гласных и одного заместителя, назначенных муниципальной избирательной комиссией.
Лица, входящие в состав избирательных президиумов, должны будут соответствовать тем же требованиям, что и избиратели. Лица, выдвинутые в качестве кандидатов, не должны будут состоять членами избирательных президиумов.
Статья 24. Избирательные президиумы должны производить подсчет голосов, как только закончится голосование.
В округах, где будет функционировать более одной коллегии, в одной из них, которую заранее выберет муниципальная избирательная комиссия, будет производиться подсчет голосов по округу.
Статья 25. Председатель избирательного президиума будет иметь следующие функции:
а) следить за соблюдением настоящего Закона и инструкций, издаваемых избирательными комиссиями, а также за поддержанием дисциплины во время процесса выборов;
б) проверять подаваемые жалобы и доводить о них до сведения состава президиума с целью их разрешения;
в) требовать доставки избирательного ящика, соответствующих документов и материалов в коллегию не позднее, чем за двадцать четыре часа до времени, установленного для начала выборов, если все это не поступило в коллегию ранее;
г) производить вместе с остальными членами избирательного президиума подсчет поданных голосов;
д) вручать в течение двадцати четырех часов, следующих за окончанием выборов, совместно с другими назначенными для этого членами президиума результат подсчета голосов, документацию, избирательный ящик и оставшиеся материалы муниципальной избирательной комиссии. Если в соответствующем округе будет действовать более одной коллегии, дубликат протокола предварительно будет передан президиуму коллегии, выбранной для подсчета голосов по всему округу.
Статья 26. Секретарь избирательного президиума составит и вместе с председателем и остальными присутствующими членами подпишет протокол, в котором будет содержаться:
а) время начала и окончания голосования;
б) время начала и окончания подсчета голосов;
в) число избирателей, занесенных в регистр коллегии;
г) число проголосовавших избирателей согласно отметкам в регистре избирателей;
д) число неиспользованных бюллетеней и бюллетеней, возвращенных избирателями;
е) число действительных, аннулированных и незаполненных бюллетеней;
ж) перечень кандидатов и число голосов, полученных каждым из них;
з) имена и фамилии избирателей, проголосовавших первым и последним;
и) краткое изложение хода выборов, причем особо будут отмечены заявленные жалобы и принятые в каждом случае решения.
Статья 27. Гласные избирательного президиума и их заместитель будут иметь полномочия, а также выполнять функции, которые на них возложит председатель.
Статья 28. Кворум в избирательных президиумах будут составлять три их члена.
Если не будет кворума для конституирования президиумов, прибывший член или члены президиума назначат из числа прибывших избирателей заместителей отсутствующих членов.
ГЛАВА VI. О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ПРЕЗИДИУМОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ
Статья 29. После конституирования органов народной власти или, соответственно, после окончания процесса референдума избирательные комиссии представят отчеты о своей работе и отдадут необходимые распоряжения относительно хранения находившихся у них документов и материалов, после чего функции избирательных комиссий прекратятся.
Статья 30. Полномочия президиумов избирательных коллегий прекращаются со сдачей документации по окончании выборов.
ЧАСТЬ III. ОБ ОКРУГАХ И О РЕГИСТРЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Муниципальные избирательные комиссии составят регистр избирателей, включив в него всех прописанных кубинских граждан избирательного возраста, которые не лишены права голоса согласно установлениям статьи 2.
Статья 32. Ни один гражданин, имеющий избирательное право, не может быть исключен из соответствующего регистра избирателей.
Ни один гражданин не может быть включен более чем в один регистр избирателей.
Статья 33. Ни один избиратель не может быть занесен в регистр избирателей вне своего местожительства, за исключением:
а) лиц, состоящих в Революционных Вооруженных Силах и других вооруженных формированиях страны, а также в Молодежной армии труда. Эти лица, постоянно пребывающие в расположении своих соответствующих частей, должны заноситься в регистр избирателей и осуществлять свое избирательное право в специальных округах, организуемых с этой целью;
б) лиц, которые постоянно пребывают в учебных центрах или школьных интернатах и которые по этой причине должны заноситься в регистр избирателей и осуществлять избирательное право в специальных округах, организуемых с этой целью;
в) лиц, которые включены в трудовые бригады или по характеру осуществляемой ими работы должны в течение длительных периодов времени оставаться в отдаленных от своего обычного местопребывания местах национальной территории. Эти лица также будут включены в специальные округа, создаваемые с этой целью.
ГЛАВА II. ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГАХ
Статья 34. В каждой муниципии будут образованы избирательные округа числом не менее тридцати и не более двухсот.
Избирательные округа должны быть по возможности единообразными.
Статья 35. В необходимых случаях могут быть учреждены специальные избирательные округа для лиц, постоянно пребывающих в расположении частей Революционных Вооруженных Сил и других вооруженных формирований нации, частей Молодежной армии труда, в школьных интернатах, а равно для тех, кто по характеру осуществляемой ими работы должны в течение длительных периодов времени оставаться в отдаленных от своего обычного местопребывания местах национальной территории.
Статья 36. Избирательные округа определяются муниципальными избирательными комиссиями с одобрения соответствующей провинциальной избирательной комиссии согласно правилам, издаваемым Национальной избирательной комиссией.
ГЛАВА III. О РЕГИСТРЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О СПИСКАХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 37. В пятнадцатидневный срок после опубликования в официальном вестнике Республики акта о назначении выборов паспортисты составляют построенную по единицам первичного паспортного контроля ведомость жителей, пребывающих в данной территориальной единице и имеющих, по их мнению, право голоса. В этой ведомости указываются следующие данные:
а) порядковый номер;
б) имена и фамилии избирателя;
в) дата рождения;
г) местожительство, включая улицу и номер дома или номер дома и квартиры, в случае многоэтажного дома, если речь идет о городской местности, либо, если речь идет о сельской местности, усадьбу или место и крестьянскую базу.
В список избирателей не будут включаться лица, которые согласно статье 2 не могут голосовать.
Списки избирателей будут представлены паспортистами для ознакомления сроком на десять дней способом, о котором распорядится муниципальная избирательная комиссия. В течение упомянутого срока будут приниматься и разрешаться ходатайства заинтересованных лиц относительно исправления ошибок либо включения в список или исключения из него лиц, необоснованно включенных.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О СОСТАВЛЕНИИ РЕГИСТРОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 38. Муниципальные избирательные комиссии составят регистры избирателей в пределах десяти дней после истечения срока, о котором говорится в последнем абзаце предыдущей статьи.
Статья 39. Регистр избирателей каждой муниципии будет разделен по округам, а внутри них – по избирательным коллегиям.
Регистр каждой избирательной коллегии будет построен по единицам первичного паспортного контроля, и копия составленного таким образом регистра будет направлена соответствующим Комитетам защиты Революции (КЗР) или крестьянским базам Национальной ассоциации мелких земледельцев (НАМЗ), чтобы они его обнародовали. Равным образом в каждой избирательной коллегии должна будет находиться копия регистра округа.
Книги регистра избирателей по округам и коллегиям будут должным образом пронумерованы, и на каждой странице будет поставлена печать муниципальной избирательной комиссии. В конце каждой книги будет помещен заключительный лист, на котором указано число зарегистрированных избирателей и который подписан председателем и секретарем муниципальной избирательной комиссии и заверен печатью.
Статья 40. Регистр избирателей будет записан в соответствующую книгу в алфавитном порядке фамилий избирателей с указанием данных, которые перечислены в статье 37, и соответствующего порядкового номера по регистру коллегии.
ЧАСТЬ V. О ЖАЛОБАХ
ГЛАВА I. О ЖАЛОБАХ В СВЯЗИ С ИСПРАВЛЕНИЯМИ В РЕГИСТРАХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Статья 41. Ходатайствовать об исправлении ошибок, допущенных в записях, может только само заинтересованное лицо или его представитель, или член семьи.
Статья 42. Ходатайство об исправлении ошибки будет содержать следующее:
а) полные основные данные о заявителе;
б) объяснение ошибки;
в) документы, обосновывающие ходатайство.
Статья 43. В течение первых пятнадцати дней срока, указанного в пункте «м» статьи 15, избиратели смогут представлять ходатайство об исправлении ошибки, и комиссия, если сочтет целесообразным, в пятидневный срок произведет соответствующее исправление.
Если решение комиссии будет отрицательным, избиратель сможет обжаловать его в двухдневный срок в провинциальную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней окончательно разрешит жалобу.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О НЕОБОСНОВАННОМ ВКЛЮЧЕНИИ
Статья 44. Об исключении лица, необоснованно включенного в регистр избирателей, сможет ходатайствовать само это лицо или любое другое.
Статья 45. Если ходатайство об исключении заявляется самим заинтересованным лицом, оно должно быть представлено в течение первых пятнадцати дней срока, указанного в пункте «м» статьи 15, и в заявлении будет содержаться следующее:
а) полные основные данные о заявителе;
б) мотивы исключения;
в) перечень прилагаемых документов, обосновывающих исключение.
Статья 46. Если ходатайство об исключении заявляется лицом, которое само в этом не заинтересовано, то заявление с копией должно быть представлено в течение первых десяти дней срока, указанного в пункте «м» статьи 15, и должно содержать помимо того, что указано в предыдущей статье, полные основные данные о лице, исключение которого предлагается.
Такое ходатайство можно будет заявлять в отношении не более чем одного лица.
Статья 47. Если ходатайство об исключении представлено лицом, которое само в этом не заинтересовано, секретарь муниципальной избирательной комиссии безотлагательно уведомит об этом лицо, исключение которого предлагается, по местожительству, указанному в регистре избирателей, или по адресу, сообщенному в ходатайстве, с вручением копии заявления. В течение сорока восьми часов с момента этого уведомления заинтересованное лицо сможет привести доводы, которые сочтет нужными для обоснования своего права.
Статья 48. Если выяснится, что лицо было включено в регистр избирателей необоснованно, муниципальная избирательная комиссия в пятидневный срок распорядится о его исключении соответствующим решением, о котором заинтересованные лица будут официально уведомлены.
На это решение в двухдневный срок можно будет подать апелляцию в провинциальную избирательную комиссию, которая в течение пяти следующих дней окончательно разрешит ее.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О НЕОБОСНОВАННОМ ИСКЛЮЧЕНИИ
Статья 49. Любой гражданин, который был необоснованно исключен из регистра избирателей, может ходатайствовать о своем включении в него.
Включение избирателя может быть произведено по просьбе заинтересованного лица, его родственника или любого другого лица, которое под присягой заявит, что действует от его имени.
Ходатайство о включении следует заявлять в срок, указанный в статье 43, и оно будет рассматриваться по существу в том порядке, который установлен этой статьей, включая соответственно апелляцию.
Статья 50. Ходатайство о включении в регистр избирателей будет содержать следующее:
а) полные основные данные о заявителе;
б) местожительство, включая улицу и номер дома или номер дома и квартиры в многоэтажном доме, если речь идет о городской местности, либо, если речь идет о сельской местности, усадьбу или место и крестьянскую базу;
в) номер карточки избирателя и, соответственно, личный номер, указанный в паспорте или в удостоверении личности, выданном Министерством Революционных Вооруженных Сил;
г) указание, что заявитель не включен ни в какой другой избирательный регистр;
д) указание, что к заявителю не относится ни одно из оснований, по которым лицо не может осуществлять избирательное право и которые предусмотрены в статье 2, равно как ни одно из исключений, о которых говорится в статье 33;
е) любые другие данные, обосновывающие ходатайство заявителя.
Согласившись с просьбой, муниципальная избирательная комиссия должна будет произвести включения.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА
Статья 51. После составления регистра избирателей и до десяти дней, предшествующих дню, установленному для выборов, избиратель, меняющий местожительство, должен будет явиться в муниципальную избирательную комиссию по новому месту жительства с документом, выдаваемым в таких случаях при выписке с прежнего места жительства, и ходатайствовать о своем включений в регистр избирателей по соответствующему округу.
Исключение из регистра избирателей в муниципии, где избиратель ранее имел местожительство, будет произведено в том порядке, который действует применительно к прописке.
ГЛАВА II. О ЖАЛОБАХ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РЕЗОЛЮЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 52. Кроме случаев, предусмотренных в предыдущих статьях, постановления и резолюции избирательных комиссий, затрагивающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в любой момент до пятнадцати дней, предшествующих дню проведения выборов.
Подача жалобы не приостановит хода избирательного процесса.
Статья 53. Жалоба, о которой говорится в предыдущей статье, будет подаваться в письменном виде в ту избирательную комиссию, которая приняла постановление или резолюцию, и будет содержать:
а) полные общие данные о заявителе;
б) указание резолюции или постановления, которые обжалуются;
в) факты и основания, на которых базируется жалоба.
Заявитель может прилагать или предлагать доказательства, на которых основывает свое право.
Статья 54. В случае представления жалобы, избирательная комиссия примет ее, если соблюдены требования, установленные в предыдущей статье, и распорядится, чтобы в не подлежащий продлению двухдневный срок были собраны доказательства, которые комиссия считает относящимися к делу, а также в официальном порядке другие доказательства, которые сочтет необходимыми.
По истечении срока для сбора доказательств секретарь доведет о них до сведения комиссии, которая в течение трех дней примет резолюцию. Резолюция должна быть официально сообщена заявителю в течение последующих двадцати четырех часов.
На эту резолюцию в двухдневный срок можно будет подать апелляцию в провинциальную избирательную комиссию, которая окончательно разрешит ее в течение доследующих четырех дней.
ЧАСТЬ V. О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ И О СПИСКАХ КАНДИДАТОВ
ГЛАВА I. О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ
Статья 55. Каждым выборам будет предшествовать соответствующий акт об их назначении, издаваемый Государственным Советом. В данном акте будет указан день, в который состоятся выборы.
Акт о назначении выборов будет опубликован в официальном вестнике Республики не позднее, чем за девяносто дней до даты проведения выборов.
Статья 56. Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти будут избираться сроком на пять лет, а делегаты муниципальных и провинциальных Ассамблей народной власти – сроком на два с половиной года.
Эти сроки в соответствии с положениями статей 70 и 111 Конституции можно будет продлевать только по постановлению Национальной Ассамблеи Народной Власти в случае войны или в силу других исключительных обстоятельств, препятствующих нормальному проведению выборов, до тех пор, пока существуют такие обстоятельства.
Статья 57. Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти будут избираться по одному от каждых 20 000 жителей или остатка, превышающего 10 000. Если число жителей в муниципии меньше 20 000, будет избран один депутат.
Статья 58. Делегаты провинциальных Ассамблей народной власти будут избираться по одному от каждых 10 000 жителей каждой муниципии или остатка, превышающего 5 000. Если муниципия имеет меньше 10 000 жителей, она изберет одного делегата.
Статья 59. Делегаты муниципальных Ассамблей народной власти будут избираться по одному от каждого избирательного округа.
ГЛАВА II. О СПИСКАХ КАНДИДАТОВ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О ВЫДВИЖЕНИИ КАНДИДАТОВ В ДЕЛЕГАТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АССАМБЛЕЙ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
Статья 60. Кандидаты в делегаты муниципальных Ассамблей народной власти выдвигаются на общих собраниях избирателей по определенным участкам округа, в которых они проживают. Несколько участков одного округа могут выдвигать одного и того же кандидата, но всегда должно быть выдвинуто не менее двух кандидатов.
Эти участки будут установлены муниципальной избирательной комиссией, и число их в каждом округе не может быть больше восьми.
Статья 61. Все избиратели, участвующие в собрании, имеют право предлагать кандидатов. Из предложенных кандидатов будет выдвинут тот, кто получит при прямом и открытом голосовании большинство голосов присутствующих.
Каждое собрание выдвинет одного кандидата, но когда в округе следует провести только одно собрание, поскольку он не делится на участки, это собрание должно выдвинуть двух кандидатов.
Для правомочности собрания при первом созыве будет требоваться присутствие простого большинства избирателей, которые должны в нем участвовать.
Статья 62. Кандидаты в делегаты муниципальной Ассамблеи народной власти должны будут наряду с выполнением условий, указанных в статье 2, проживать в соответствующем округе.
Статья 63. Муниципальные избирательные комиссии созовут избирателей по участкам округов для избрания прямым и открытым голосованием председателей и секретарей собраний по выдвижению кандидатов.
Избранные председатели и секретари созовут избирателей своих соответствующих участков для проведения данных собраний. Даты, установленные для проведения собраний, будут сообщаться муниципальной избирательной комиссии, которая сможет назначить из числа своих членов или других лиц своих представителей для участия в проведении этих собраний.
Статья 64. В течение двадцати четырех часов после проведения собраний по выдвижению кандидатов председатели собраний представят муниципальной избирательной комиссии составленный протокол, содержащий следующее:
а) указание места, даты и времени проведения собрания;
б) имена и фамилии участвовавших в нем представителей муниципальной избирательной комиссии;
в) имена, фамилии и адреса председателя и секретаря;
г) число избирателей участка и число участников собрания;
д) данные о выдвинутом кандидате с указанием его имени и фамилий, возраста, пола, гражданского состояния, последнего класса школы, который окончил, учебы в настоящее время, профессиональной квалификации, рода занятий в настоящее время, принадлежности к революционным организациям, места жительства и числа полученных голосов;
е) заявление кандидата о согласии баллотироваться;
ж) подписи председателя, секретаря и выдвинутого кандидата.
Статья 65. Муниципальные избирательные комиссии составят по каждому округу список кандидатов в делегаты муниципальных Ассамблей народной власти, включающий всех кандидатов, выдвинутых в участках округа.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О ВЫДВИЖЕНИИ КАНДИДАТОВ В ДЕЛЕГАТЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АССАМБЛЕЙ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ И В ДЕПУТАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
Статья 66. Списки кандидатов в делегаты провинциальных Ассамблей народной власти и в депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти будут составляться и предлагаться комиссией, состоящей из представителей массовых политических организаций, назначенных муниципальными руководящими органами этих организаций, во главе с представителем партии.
Члены комиссии по кандидатурам должны будут соответствовать тем же требованиям, что и избиратели.
Кандидатов в делегаты провинциальных Ассамблей народной власти и в депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти можно будет выдвигать из числа как делегатов муниципальных Ассамблей, так и других граждан. Если кандидаты состоят делегатами муниципальных Ассамблей и окажутся избранными в провинциальную или Национальную Ассамблею, то они смогут выполнять обе функции.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ВЫДВИЖЕНИИ КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АССАМБЛЕЙ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
Статья 67. Списки кандидатов в члены исполнительных комитетов муниципальных и провинциальных Ассамблей народной власти будут составляться и предлагаться соответствующим Ассамблеям комиссией, состоящей из представителей соответственно муниципальных или провинциальных руководящих органов массовых политических организаций во главе с представителем партии.
Статья 68. Кандидаты в члены исполнительных комитетов муниципальных и провинциальных Ассамблей народной власти должны будут назначаться из числа членов соответствующих Ассамблей.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 69. Соответствующие Ассамблеи будут вправе до постановки на голосование вносить изменения в списки кандидатов, о которых говорится в предыдущих статьях, путем либо замены кого-нибудь из предложенных кандидатов, либо добавления других.
Статья 70. Списки кандидатов в делегаты провинциальных Ассамблей народной власти, а также в члены исполнительных комитетов провинциальных и муниципальных Ассамблей народной власти и в депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти будут содержать имена и фамилии этих кандидатов, число которых, как минимум, на одну четверть будет превышать число мест, подлежащих замещению.
Кандидаты будут указаны в бюллетенях в алфавитном порядке их фамилий.
ЧАСТЬ V. О ВЫБОРАХ
ГЛАВА I. О ВЫБОРАХ ДЕЛЕГАТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ
НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О ГОЛОСОВАНИИ
Статья 71. Выборы делегатов в муниципальные Ассамблеи народной власти будут проводиться в воскресенье, в один и тот же день на всей национальной территории.
Статья 72. Голосование будет проводиться с 7 часов утра до 6 часов вечера, когда оно будет считаться оконченным. В коллегиях, где все зарегистрированные избиратели проголосуют до 6 часов вечера, голосование будет считаться завершенным, когда подаст свой голос последний избиратель.
Статья 73. В день выборов, в 6 часов утра, председатель и остальные члены президиума соберутся в помещении коллегии и произведут осмотр материалов, регистра избирателей и остальных документов, а также удостоверятся, что кабины отвечают условиям, требуемым для обеспечения тайны голосования.
Статья 74. Председатель распорядится вывесить с наружной стороны помещения коллегии и поблизости от нее образцы бюллетеня, чтобы избиратели могли с ним ознакомиться.
Статья 75. После конституирования президиума и завершения подготовки к выборам, председатель распорядится, чтобы первые избиратели вошли в помещение коллегии, осмотрит в присутствии их и других членов президиума избирательный ящик и, удостоверившись, что он находится в должном состоянии и совершенно пуст, произведет его опечатывание. Затем он пригласит избирателей приступить к голосованию.
Статья 76. Для осуществления своего избирательного права избиратель предъявит свою карточку избирателя председателю, который в случае сомнений в личности избирателя потребует от него предъявить паспорт или удостоверение личности, выданное Революционными Вооруженными Силами. Сверившись, кроме того, с записью в регистре избирателей, председатель вручит избирателю сложенный вдвое и снабженный печатью бюллетень. Избиратель пройдет в кабину для голосования, где тайно произведет отметки в бюллетене. Его может сопровождать для оказания помощи другое лицо, если это ему необходимо в силу какого-либо физического недостатка.
Статья 77. Избиратель проголосует за одного из кандидатов, значащихся в бюллетене. Он поставит знак «X» около имени кандидата, за которого отдает свой голос, сложит бюллетень вдвое и опустит его в избирательный ящик. Затем в карточке избирателя и в регистре избирателей будет сделана отметка «проголосовал».
Будет считаться, что избиратель подал голос, когда опустил бюллетень в избирательный ящик.
Статья 78. В случае ошибки при заполнении бюллетеня избиратель получит другой бюллетень, возвратив прежний.
Статья 79. Члены избирательных президиумов будут голосовать в коллегиях, в которых осуществляют свои функции, даже если они не включены в регистр избирателей. В этом случае данный факт будет занесен в протокол.
Статья 80. Во время проведения выборов любой избиратель или кандидат сможет заявлять председателю жалобы, которые сочтет нужными. Председатель доведет это до сведения президиума, который простым большинством примет решение и занесет его в протокол.
Статья 81. В 6 часов вечера председатель или любой член президиума, который для этого будет назначен, отметит имена лиц, ожидающих осуществления своего избирательного права, и им будет разрешено проголосовать. После подачи последнего бюллетеня председатель объявит голосование оконченным.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЯХ
Статья 82. По окончании голосования будет немедленно произведен подсчет голосов, который не может быть прерван до его завершения.
Статья 83. Подсчет голосов будет осуществляться в помещении избирательной коллегии; при этом будут иметь право присутствовать представители массовых политических организаций, назначенные их муниципальными руководящими органами, представители органов массовой информации, кандидаты и другие лица, которым это разрешит председатель.
Статья 84. Председатель избирательного президиума вскроет избирательный ящик и вместе с остальными членами президиума произведет подсчет опущенных в него бюллетеней, сличив их число с числом бюллетеней, выданных избирателям, и с числом проголосовавших согласно регистру избирателей. Результаты этого сопоставления будут занесены в протокол.
Статья 85. Председатель избирательного президиума, отделив незаполненные и недействительные бюллетени, громко зачитает имя или порядковый номер кандидата, за которого подан голос в каждом из бюллетеней.
Статья 86. Будут объявлены недействительными бюллетени, в которых голос отдан более чем за одного кандидата или нельзя определить волю избирателя, или содержатся какие-либо отметки, позволяющие установить личность избирателя. На обратной стороне бюллетеня за подписью председателя будет сделана запись об основании недействительности.
О недействительности бюллетеня решение примет президиум коллегии простым большинством голосов.
Статья 87. После зачтения всех бюллетеней будет произведен подсчет голосов, полученных каждым из кандидатов, с занесением результатов в протокол.
Статья 88. После того как протокол будет отредактирован секретарем, председатель зачитает его для сведения всех присутствующих, которые его подпишут. Затем совместно с остальными членами президиума председатель вручит муниципальной избирательной комиссии избирательный ящик и оригинал протокола с копиями, а также разложенные по пачкам, должным образом опечатанные и снабженные ярлыками бюллетени – действительные, незаполненные, недействительные, возвращенные и неиспользованные, другую документацию и оставшиеся материалы. В случае, если в данном округе будут действовать более одной коллегии, председатель незамедлительно по окончании подсчета голосов вручит дубликат протокола президиуму коллегии, выбранной для проведения подсчета голосов по округу.
Председатель распорядится вывесить с наружной стороны помещения коллегии результаты выборов, используя для этого образцы бюллетеня.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ В МУНИЦИПИИ И О ВТОРОМ ТУРЕ ВЫБОРОВ
Статья 89. Муниципальные избирательные комиссии, получив результат выборов по округам соответствующей территориальной единицы, произведут проверку действительности выборов, объявят делегатов избранными и вручат им соответствующие удостоверения об избрании, а также проведут подсчет голосов для статистики и для опубликования.
Статья 90. Избранным в качестве делегата муниципальной Ассамблеи народной власти будет считаться кандидат, получивший более половины числа поданных в данном избирательном округе голосов, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов принадлежащих к этому округу избирателей.
Статья 91. В случаях, если в избирательном округе не проголосовало более пятидесяти процентов избирателей, муниципальная избирательная комиссия распорядится о проведении новых выборов в воскресенье, следующее за тем, когда проводились выборы. В этих вторых выборах будут участвовать те кандидаты, которые баллотировались на первых. Делегатом будет считаться избранным тот кандидат, который получит больше голосов, каким бы ни было число проголосовавших избирателей.
В случаях, если в соответствующем избирательном округе проголосовало более пятидесяти процентов избирателей, но ни один из кандидатов в делегаты муниципальной Ассамблеи народной власти не получил половины плюс один от общего числа поданных голосов, муниципальная избирательная комиссия распорядится о проведении новых выборов в воскресенье, следующее за тем, когда проводились первые. В этих случаях будут баллотироваться только два кандидата, получившие на первых выборах больше голосов, и будет считаться избранным тот кандидат, который получит больше голосов, каким бы ни было число проголосовавших избирателей.
ГЛАВА II. О КОНСТИТУИРОВАНИИ АССАМБЛЕЙ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О КОНСТИТУИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
Статья 92. В 9 часов утра во второе воскресенье после выборов делегаты муниципальной Ассамблеи народной власти, имея соответствующие удостоверения о своем избрании, соберутся по собственному праву в заранее определенном месте во главе со старейшим по возрасту, которому будут содействовать в качестве секретарей два самых молодых. После проверки действительности выборов делегатов они принесут присягу в связи со вступлением в должность.
После установления присутствия более половины составляющих Ассамблею делегатов, будут проведены выборы членов исполнительного комитета Ассамблеи прямым и тайным голосованием с учетом списка кандидатов, составленного способом, который предписан в статьях 67, 68 и 70. Избранными на должность будут считаться кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
Если по какой-либо причине на этом заседании не будет присутствовать указанное в абзаце втором число делегатов, президиум, составленный по возрастному принципу, назначит на самое ближайшее время новое заседание, чтобы на нем Ассамблея конституировалась предусмотренным способом.
Статья 93. Исполнительный комитет муниципальной Ассамблеи народной власти будет иметь в своем составе не менее пяти и не более пятнадцати членов.
Исполнительный комитет изберет председателя, заместителя председателя и секретаря, которые будут утверждены Ассамблеей и будут являться в то же время председателем, заместителем председателя и секретарем самой Ассамблеи. Президиум, составленный по возрастному принципу, передаст им свои полномочия, прекратив с этого момента свои функции.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О ДЕЛЕГАТАХ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
Статья 94. На том же заседании, о котором говорится в статье 92, муниципальная Ассамблея народной власти проведет выборы путем тайного голосования делегатов в провинциальную Ассамблею народной власти с учетом списка кандидатов, составленного способом, который предписан в статье 66.
Тем, которые окажутся избранными, будут вручены удостоверения об избрании.
Статья 95. Председатели муниципальных исполнительных комитетов являются по собственному праву делегатами соответствующих провинциальных Ассамблей народной власти.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О КОНСТИТУИРОВАНИИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ И ВЫБОРАХ ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
Статья 96. В 9 часов утра в третье воскресенье после выборов делегаты провинциальной Ассамблеи народной власти, имея соответствующие удостоверения о своем избрании, соберутся по собственному праву в заранее определенном месте во главе со старейшим по возрасту, которому будут содействовать в качестве секретарей два самых молодых. После проверки действительности выборов делегатов они принесут присягу в связи со вступлением в должность.
После установления присутствия более половины составляющих Ассамблею делегатов будут проведены выборы членов исполнительного комитета Ассамблеи прямым и тайным голосованием с учетом списка кандидатов, составленного способом, который предписан в статьях 67, 68 и 70. Избранными на должность будут считаться кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
Если по какой-либо причине на этом заседании не будет присутствовать указанное в абзаце втором число делегатов, президиум, составленный по возрастному принципу, назначит на самое ближайшее время новое заседание, чтобы на нем Ассамблея конституировалась предусмотренным способом.
Статья 97. Исполнительный комитет провинциальной Ассамблеи народной власти будет иметь в своем составе не менее семи и не более двадцати одного члена.
Исполнительный комитет изберет председателя, заместителя председателя и секретаря, которые будут утверждены Ассамблеей и будут являться в то же время председателем, заместителем председателя и секретарем самой Ассамблеи. Президиум, составленный по возрастному принципу, передаст им свои полномочия, прекратив с этого момента свои функции.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ В НАЦИОНАЛЬНУЮ АССАМБЛЕЮ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
Статья 98. В указанный Государственным Советом день муниципальные Ассамблеи соберутся для выборов депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти в соответствии со списками кандидатов, составленными способом, который предписан в статье 66. Для проведения такого заседания будет требоваться присутствие более половины общего числа делегатов, составляющих соответствующие муниципальные Ассамблеи.
Тем, которые окажутся избранными, председатель и секретарь Ассамблеи выдадут соответствующие удостоверения об избрании.
Если по какой-либо причине на этом заседании не будет присутствовать указанное в абзаце первом число делегатов, председатель муниципальной Ассамблеи созовет в самое ближайшее время другое заседание, на котором при требуемом кворуме будут проведены упомянутые выборы.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. О КОНСТИТУИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ, ВЫБОРАХ ЕЕ ПРЕЗИДИУМА И ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
Статья 99. Через тридцать дней после выборов депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти, снабженные соответствующими удостоверениями о своем избрании, соберутся в помещении во время, которое будет заранее указано Государственным Советом, под председательством старейшего по возрасту депутата, которому будут помогать в качестве секретарей два самых молодых депутата.
После установления присутствия более половины депутатов, которые должны составлять Ассамблею, заседание будет начато.
Далее будет проведена проверка действительности выборов депутатов, которые после выполнения этого действия принесут присягу в связи со вступлением в должность.
В качестве следующего акта Ассамблея определит способ, которым будут избираться Председатель, Заместитель Председателя и Секретарь Ассамблеи, и незамедлительно проведет их выборы.
Если по какой-либо причине на этом заседании не будет присутствовать указанное в абзаце втором число депутатов, президиум, составленный по возрастному принципу, назначит на самое ближайшее время новое заседание, на котором при требуемом кворуме будут совершены предусмотренные в настоящей статье действия по конституированию Национальной Ассамблеи.
Статья 100. Выборы Председателя, Первого заместителя Председателя, пяти заместителей Председателя, Секретаря и остальных членов Государственного Совета производятся в порядке, о котором постановляет сама Национальная Ассамблея Народной Власти.
Все члены Государственного Совета избираются из состава самой Ассамблеи.
Статья 101. Члены Государственного Совета вступят в должность перед Национальной Ассамблеей Народной Власти на том же заседании, на котором будут избраны.
ЧАСТЬ VII. ОБ ОТЗЫВЕ МАНДАТА И О СПОСОБЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ВАКАНСИИ В ОРГАНАХ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА I. ОБ ОТЗЫВЕ МАНДАТА
Статья 102. Делегаты муниципальных Ассамблей народной власти могут быть отозваны избирателями округа, в котором были избраны.
Делегаты провинциальных Ассамблей и депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти могут быть отозваны муниципальными Ассамблеями.
Члены провинциальных и муниципальных исполнительных комитетов могут быть отозваны соответствующими Ассамблеями.
Члены Государственного Совета могут быть отозваны Национальной Ассамблеей Народной Власти.
Статья 103. В каждом случае отзыва мандата делегата муниципальной Ассамблеи, который состоит также в вышестоящих Ассамблеях народной власти или в их исполнительных комитетах, будет выслушан вышестоящий орган, к которому принадлежит отзываемый.
Статья 104. Отзыв мандата делегата муниципальной Ассамблеи, который состоит в других вышестоящих Ассамблеях народной власти, влечет обязанность избравшего органа рассмотреть вопрос о том, следует ли также произвести отзыв из вышестоящей Ассамблеи или нет.
Статья 105. Отзыв мандата председателя муниципального исполнительного комитета влечет отзыв его мандата делегата по собственному праву, осуществляемого в провинциальной Ассамблее народной власти.
Статья 106. Процесс отзыва мандата делегата муниципальной Ассамблеи народной власти будет начинаться предложением:
а) самой Ассамблеи, к которой принадлежит отзываемый;
б) как минимум 20 % избирателей округа, по которому он был избран.
Статья 107. Процесс отзыва мандата делегата провинциальной Ассамблеи народной власти будет начинаться предложением:
а) самой провинциальной Ассамблеи;
б) любого делегата муниципальной Ассамблеи, избравшей отзываемого, которое сформулировано устно во время проведения заседания, если за возбуждение процесса проголосует не менее 20% составляющих Ассамблею делегатов.
Статья 108. Процесс отзыва мандата депутата Национальной Ассамблеи Народной Власти будет начинаться предложением:
а) самой Национальной Ассамблеи;
б) любого делегата муниципальной Ассамблеи, избравшей отзываемого, которое сформулировано устно во время проведения заседания, если за возбуждение процесса проголосует не менее 20% составляющих Ассамблею делегатов.
Статья 109. Если процесс отзыва мандата относится к члену провинциального или муниципального исполнительного комитета, то он будет начинаться предложением:
а) самого исполнительного комитета, к которому принадлежит отзываемый;
б) любого делегата соответствующей провинциальной или муниципальной Ассамблеи, которое сформулировано устно во время проведения заседания, если за возбуждение процесса проголосует не менее 20% составляющих Ассамблею делегатов.
Статья 110. Процесс отзыва мандата члена Государственного Совета будет начинаться предложением:
а) самого Государственного Совета;
б) любого депутата Национальной Ассамблеи Народной Власти, которое сформулировано устно во время проведения заседания, если за возбуждение процесса проголосует не менее 20% составляющих Ассамблею депутатов.
Статья 111. Предложение об отзыве делегата муниципальной Ассамблеи народной власти, вносимое, как минимум, 20 % избирателей округа, по которому он был избран, о чем указано в пункте «б» статьи 107, будет представляться в письменном виде председателю исполнительного комитета соответствующей муниципальной Ассамблеи.
Статья 112. Председатель муниципального исполнительного комитета передаст предложение отзываемому делегату, который в десятидневный срок сможет письменно изложить оправдывающие его обстоятельства.
Статья 113. Председатель муниципального исполнительного комитета созовет Ассамблею и доведет до ее сведения предложение об отзыве и объяснения отзываемого.
Муниципальная Ассамблея народной власти на этом же заседании постановит созвать избирателей округа, по которому был избран отзываемый, чтобы они высказались за отзыв или против него.
Статья 114. Голосование будет осуществляться посредством бюллетеней, которые содержат текст: «Бюллетень по отзыву мандата…», – и разделенные горизонтальной линией две части. В одной части будет написан текст: «За отзыв мандата», – и рядом изображен пустой квадрат. В другой части будет написано: «Против отзыва мандата», – и рядом изображен другой пустой квадрат. Избиратель поставит знак «X» в квадрат около того текста, который выражает его мнение.
При голосовании будут использоваться регистры избирателей, соответствующие последним выборам.
Статья 115. Решение об отзыве мандата делегата муниципальной Ассамблеи может быть принято только большинством более половины голосов, поданных в округе, по которому он был избран, если проголосовало более половины избирателей этого округа.
Статья 116. По окончании голосования будет незамедлительно осуществлен подсчет голосов. Составленный протокол и остальная документация будут вручены председателю исполнительного комитета муниципальной Ассамблеи народной власти.
Статья 117. Если в соответствии с положениями статей 107, 108, 109 и 110 возбужден процесс отзыва мандата делегата провинциальной Ассамблеи народной власти, депутата Национальной Ассамблеи Народной Власти, члена муниципального или провинциального исполнительного комитета или члена Государственного Совета, председатель соответствующей Ассамблеи созовет ее на специальное заседание, на котором после заслушивания отзываемого будет принято необходимое решение простым большинством голосов присутствующих в отношении отзыва.
О созыве этого заседания в соответствующем случае будет информирован орган, к которому принадлежит отзываемый.
Статья 118. Для отзыва депутата, являющегося в то же время членом Государственного Совета, потребуется утверждение Национальной Ассамблеей.
Для отзыва делегата провинциальной Ассамблеи, являющегося в то же время членом ее исполнительного комитета, потребуется утверждение провинциальной Ассамблеей.
Для отзыва делегата муниципальной Ассамблеи, являющегося в то же время членом ее исполнительного комитета, потребуется утверждение муниципальной Ассамблеей.
ГЛАВА II. О СПОСОБЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ВАКАНСИЙ В ОРГАНАХ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
Статья 119. Вакансии делегатов муниципальных Ассамблей народной власти, открывающиеся в результате отзыва, отставки, переезда на местожительство в другой округ или по любой иной причине, за исключением случаев, когда они открылись в течение последних шести месяцев соответствующего срока полномочий, будут заполняться путем новых выборов, проводимых в соответствии с положениями настоящего Закона. Однако в этом случае муниципальная избирательная комиссия, которая будет действовать, будет назначена самой Ассамблеей.
Вакансии, открывающиеся в остальных органах народной власти, будут заполняться тем же способом, который установлен для выборов на соответствующие должности.
ЧАСТЬ VIII. О РЕФЕРЕНДУМЕ
Статья 120. Путем референдума народ будет высказываться об одобрении реформ Конституции, которые должны утверждаться этим способом, и других проектов, которые сама Национальная Ассамблея Народной Власти постановит вынести на его решение.
Статья 121. Назначение референдума будет производиться Государственным Советом в соответствии с постановлением Национальной Ассамблеи Народной Власти и публиковаться в официальном вестнике Республики.
Государственный Совет назначит Национальную избирательную комиссию в течение срока, установленного в статье 10 настоящего Закона.
Статья 122. На референдумах смогут подавать свой голос избиратели, находящиеся в день их проведения вне национальной территории. Смогут также подавать свой голос в том месте национальной территории, где они находятся, те избиратели, которые в этот день случайно оказались в отдалении от места регистрации. В этих случаях в протокол коллегии будут занесены имя, фамилии и местожительство этих избирателей.
Национальная избирательная комиссия издаст все необходимые распоряжения, чтобы гарантировать осуществление права голоса избирателями, о которых идет речь в настоящей статье.
Статья 123. Для референдумов будут использоваться бюллетени, в которых вопрос, выносимый на решение избирательного корпуса, будет выражен ясно и конкретно. Если выносимых вопросов более одного, то в бюллетене они будут последовательно пронумерованы и отделены друг от друга горизонтальными линиями, проходящими от одного края бюллетеня до другого.

Бюллетени будут печатными, и в них будет содержаться следующее:
(Герб Республики)
РЕСПУБЛИКА КУБА
Референдум
(дата референдума)
(вопрос, выносимый на решение)
ДА 
НЕТ 
Статья 124. Голосование будет производиться способом, предусмотренным для выборов делегатов в муниципальную Ассамблею народной власти.
Статья 125. Если избиратель желает утвердительно ответить на вопрос, вынесенный на референдум, то он поставит знак «X» в пустой квадрат около слова «ДА». Если он желает голосовать отрицательно, то поставит такой же знак в пустом квадрате около слова «НЕТ».
Будет объявлен недействительным бюллетень, по которому невозможно определить волю избирателя.
Статья 126. По окончании голосования будет произведен подсчет голосов, после завершения которого результат голосования будет сообщен провинциальной избирательной комиссии. После этого будут разложены по пачкам бюллетени: использованные, возвращенные, недействительные, пустые и неиспользованные. Каждая пачка будет опечатана; протокол будет подписан и вся документация отправлена муниципальной избирательной комиссии.
Статья 127. Муниципальная избирательная комиссия подсчитает голоса, поданные в муниципии, и отошлет результат провинциальной избирательной комиссии.
Провинциальная избирательная комиссия подсчитает голоса, поданные в каждой муниципии, и отошлет результат Национальной избирательной комиссии, которая осуществит подсчет голосов в масштабе страны.
Установив общий результат референдума, Национальная избирательная комиссия информирует о нем Государственный Совет.
Статья 128. Во всем, что не предусмотрено настоящей частью, будут соответственно применяться предписания настоящего Закона, относящиеся к избирательному процессу.
ЧАСТЬ IX. ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 129. Тот, кто умышленно нарушит какое-либо из положений, содержащихся в настоящем Законе, будет наказан штрафом от десяти до ста восьмидесяти песо, если совершенное деяние не подлежит более тяжкому наказанию.

ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Министерство юстиции будет ведать Общим регистром избирателей. Данное Министерство составит этот регистр и будет обновлять его. Оно будет также осуществлять хранение документации и инвентаризацию материалов, получаемых от избирательных комиссий после объявления о прекращении их деятельности.
Министр юстиции остается уполномоченным издавать распоряжения, которые сочтет необходимыми для выполнения указанных выше задач.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Первое: Упоминания в настоящем Законе Национальной Ассамблеи Народной Власти и Государственного Совета вплоть до конституирования этих органов будут относиться к Совету Министров.
Второе: На первых выборах, проводимых после вступления в силу настоящего Закона, предусмотренная в нем карточка избирателя не будет использоваться, а избиратель для осуществления избирательного права будет вместо этого документа предъявлять председателю коллегии свой паспорт или временное удостоверение личности, или удостоверение личности, выданное Революционными Вооруженными Силами, или заграничный паспорт, или иной документ, который будет считаться подходящим. Избирательные коллегии в этом случае также не будут пользоваться печатью коллегии.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Первое: Отменяются все правовые предписания, противоречащие соблюдению настоящего Закона.
Второе: Настоящий Закон начнет действовать со дня его опубликования в официальном вестнике Республики.
Постольку: Приказываю соблюдать и исполнять настоящий Закон во всех его частях.
Дано во Дворце Республики, в городе Гаване, 7 июля 1976 г.
«Gaceta Oficial de la Republica de
Сubа», № 8 de 7.VII.1976; № 18,
de 29.VI.1978