Эссе интернет-банкинг

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Факультет финансов и банковского дела

Вступительное эссе

На программу МВА «Банки»

2. Интернет-бэнкинг_________________________________

Слушатель(ница) МВА «Банки»

_______________Пашков Роман Викторович________
Ф.И.О

Москва 2011

1. Введение
Интернет-бэнкинг является формой Дистанционного банковского обслуживания (ДБО). ДБО включает в себя различные варианты предоставления банковских услуг и управления собственными счетами клиента вне офиса банка с помощью компьютера или телефона. Основные способы ДБО в хронологическом порядке их появления можно представить так: телефон-клиент, банк-клиент, интернет-банкинг, WAP/PDA-банкинг, SMS-управление, мобильный банкинг.
2. Основная часть
2.1. Интернет-банк
Интернет-банк— это система удаленного получения банковских услуг через Интернет. Виртуальное общение с банком осуществляется в интерактивном режиме — через сайт банка. Для работы в системе необходимо подключить эту услугу в офисе банка и иметь возможность выхода в Интернет через совместимый браузер. Управление счетом возможно из любой точки мира, с любого компьютера, подключенного к Интернету.
ДБО с использованием Интернет-технологий предполагает возможность доступа к банковским данным (ордер клиента) через общедоступные информационные каналы (открытые системы связи). Вследствие этого особенности организации операционных WEB-сайтов обусловлены необходимостью обеспечения безопасности совершения операций в рамках ДБО и банковских автоматизированных систем банка.
Информационный контур интернет-банкинга Банка включает:
• Операционный WEB-сайт Банка,
• Автоматизированную банковскую систему
• и связь на основе канала провайдера.
2.2. Операции Интернет-бэнкинга
Как правило, услуги интернет-банкинга включают:
• моментально оплачивать сотовый или городской телефон, доступ в Интернет, квартплату, коммерческое ТВ или совершать многие другие виды платежей;
• оперативно погашать банковские кредиты;
• покупать авиабилеты на самолет любого направления в автоматизированном режиме, приобретать ж/д билеты на поезда дальнего следования;
• оформлять предоплаченную виртуальную карту в онлайн-режиме и сразу же приступать к интернет-покупкам по всему миру;
• мгновенно пополнять е-кошельки в интернет-системах;
• моментально переводить деньги между пользователями системы;
• оплачивать налоги, госпошлину и другие госплатежи;
• совершать обычные банковские переводы в упрощенном режиме за обучение, детский сад, фитнес-клуб;
• безопасно и без комиссии покупать товары и услуги в интернет-магазинах с банковской гарантией автоматического возврата средств при неполучении заказа по любой причине;
• производить конвертацию валют;
• поручать системе по заданному графику совершать любые платежи автоматически;
• получать бесплатно и оперативно SMS-уведомление по каждой проведенной операции;
• многое другое.
2.3. Техническая защита
В сфере Интернет-бэнкинга применяются следующие средства технической защиты:
• Номер банковской карты, PIN-код к ней, CVV/CVC и другие ее реквизиты не передаются через Интернет.
• Доступ в Систему осуществляется по протоколу HTTPS/SSL.
• Логин/пароль для входа в Систему (антиподбор, тест на сложность).
• Виртуальная клавиатура (по Вашему желанию).
• Авторизация транзакций через token (генератор одноразовых паролей 2-го поколения).
2.4. Комиссионные доходы
Доходы банков от операций Интернет-бэнкинга относятся к операционным комиссиям и являются наиболее предпочтительными для доходов банка, так как они постоянны. В идеале операционные доходы могут составлять до 20% доходов банка в целом. Как правило, плата взимается за операции конвертации денежных средств, перевода денежных средств, однако может быть введена и плата за годовое обслуживание по системе Интернет-бэнкинга.
2.5. Пластиковые карты
Интернет-бэнкинг является локомотивом если так можно сказать эквайринга. Как правило, к счетам Интернет-бэнкинга, выпускают 2-3 банковских пластиковые карты для расходования денежных средств клиентом. Таким образом, к доходам банков добавляются комиссии за обслуживание пластиковых карт и за снятие наличных денежных средств в банкоматах.
2.6. Риски Интернет-бэнкинга
При обслуживания Банком клиентов с помощью интернет-бэнкинга могут возникать следующие риски:
• Риск несанкционированного доступа к системе ИБ со стороны клиентской части.
• Риск неавторизованных действий.
• Риски программных ошибок.
• Риски несанкционированного доступа к системе ИБ со стороны Банка.
2.7. Правовое регулирование
Основным документом по рискам Интернет-бэнкинга является Письмо Банка России от 31 марта 2008 г. N 36-Т «О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, ВОЗНИКАЮЩИМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОПЕРАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА». В соответствии с данным письмом каждый российский банк обязан иметь «Положение по управлению рисками Интернет-бэнкинга».
2.8. Телебанк как пример комплексного решения Интернет-бэнкинга
Телебанк — старейшая в России система дистанционного обслуживания, запущенная в 1997 году в Гута-Банке. Изначально сервис представлял из себя телефонный банкинг, работающий по технологии IVR (Interactive Voice Response), что и послужило основой для названия «Телебанк». В 2005 году группа ВТБ выкупает «Гуту» и ТБ по наследству достается банку ВТБ 24.
В настоящее время Телебанк — популярный комплекс дистанционного обслуживания, включающий в себя интернет-банкинг, телефонный банк (IVR), wap-банкинг и SMS-управление. Одна из самых востребованных опций в ТБ — «привязка» карт сторонних банков.
3. Заключение
Итак, в настоящем эссе в аналитической форме рассмотрены различные аспекты Интернет-бэнкинга как популярного банковского сервиса, позволяющего существенно снизить банковские риски и нарастить доходы банка как кредитной организации.
Список использованных Интернет-ресурсов:
www.bankir.ru
www.banki.ru