Инструкция по боевому применению ВДВ РККА

ИНСТРУКЦИЯ ПО БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ
(Проект)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Воздушно-десантные войска Красной Армии являются средством Главного командования и обычно передаются для непосредственного оперативного использования в распоряжение Командующих фронтами.
По своей организации, подготовке и вооружению воздушно-десантные войска отличаются высокой подвижностью, большим насыщением автоматическим оружием ближнего боя, способностью быстро и внезапно появляться и вести бон в тылу противника.
2. Воздушно-десантные войска могут решать следующие задачи:
 содействовать наземным войскам в окружении и разгроме противника действиями на путях его отхода и задержкой подходящих резервов;
 захватывать и удерживать важные районы, рубежи, переправы и пункты в тылу противника;
 содействовать войскам, действующим в оперативной глубине противника;
 разрушать важные объекты в тылу противника;
 нарушать управление и работу тыла противника;
 обеспечивать высадку морского десанта путём захвата прибрежного района и изоляции его от подхода (подвоза) войск противника;
 укреплять и расширять районы партизанского движения.
Воздушно-десантные войско не предназначены для прорыва укрепленных рубежей противника, захвата узлов сопротивления с долговременными оборонительными сооружениями и к продолжительной жесткой обороне.
3. Перебрасываемые в тыл противника воздушно-десантные войска могут приземляться:
 парашютным способом, когда весь личный состав и материальная часть выбрасываются в тылу противника с самолётов или планеров на парашютах;
 посадочным способом, когда войска, перебрасываемые на самолётах или планерах, высаживаются на аэродромы (площадки), обычно предварительно захваченные парашютными десантами, партизанами или войсками, действующими в тылу противника;
 парашютно-посадочным (смешанным) способом – когда одна часть десанта выбрасывается на парашютах, а другая часть его высаживается с самолётов или планеров.
4. При определении способов и времени суток выброски (высадки) воздушного десанта надлежит учитывать:
 боевую задачу воздушного десанта;
 подготовленность личного состава воздушного десанта и лётного состава, выделенного для транспортирования десанта, а также наличие предоставляемых транспортной авиации и планеров;
 политическую обстановку в районе высадки воздушного десанта;
 наличие в районе высадки воздушного десанта площадок для посадки самолётов и участков местности, пригодных для приземления планеров;
 время года;
 возможное противодействие со стороны воздушного и наземного противника при полёте и высадке десанта, а также при развёртывании действий воздушного десанта после приземления.
5. Для применения воздушных десантов требуется:
 организация тщательной разведки района выброски (высадки) и района действий воздушного десанта с целью детального выяснения обстановки и всех условий, в которых воздушному десанту предстоит решать поставленную ему задачу;
 скрытная подготовка и внезапное применение воздушного десанта;
 соответствие сил и средств воздушного десанта с намечаемой ему боевой задачей и возможность материального обеспечения его действий;
 выделение достаточного времени на подготовку воздушного десанта и авиационно-транспортных средств;
 организация взаимодействия с авиацией, подвижными войсками партизанами и поисками, наступающими с фронта;
 выделение такого количества авиационно-транспортных средств, которые могли бы осуществить воздушную транспортировку десанта в такие сроки и с таким массированием выбросок, которые требуются намечаемым планом действий десанта;
 надёжная организация связи и управления воздушным десантом со стороны командования, которому подчиняется десант,
6. Во всех случаях применения воздушных десантов необходимо стремиться к тому, чтобы характер выброски и высадки воздушных десантов и их наземных действий дезориентировал противника, распылял его усилия и вводил в заблуждение относительно истинных задач воздушных десантов.
7. Тактические воздушные десанты применяются, главным образом, в наступательном бою с целью задержки подхода тактических резервов противника, завершения окружения войск противника, разрушения средств связи, уничтожения или нарушения работы органов управления, уничтожения боеприпасов и горючего в тактической зоне расположения противника.
Объектами и районами действий тактических воздушных десантов могут быть:
 артиллерийские позиции противника;
 штабы и командные пункты;
 тактические резервы;
 узлы дорог, командующие высоты на путях подхода резервов и отхода войск;
 переправы и дефиле;
 отдельные участки тыловых позиций противника;
 склады боеприпасов и горючего, транспорты и обменные пункты;
 плацдармы при форсировании водных преград.
При применении тактических воздушных десантов следует иметь в виду, что им, как правило, придётся действовать в зоне, насыщенной войсками противника, поэтому успех их действий будет целиком зависеть от правильного выбора момента и района выброски и степени увязки действий воздушного десанта с действиями своих наземных войск, артиллерии и авиации.
8. Оперативные воздушные десанты могут применяться во всех видах операции и на всех её этапах.
Наибольший эффект даёт применение воздушных десантов в наступательной операции фронта и на таком этапе ее развития, когда в результате прорыва наших подвижных соединений нарушена система обороны противника и создаётся возможность рассечения, обхода и окружения его группировки.
В подготовительном этапе наступательной операции основными задачами воздушных десантов могут быть разрушение железных дорог, автострад, шоссе и грунтовых дорог, пригодных для движения автотранспорта; непосредственные действия по транспортным средствам с целью задержки подвоза к противнику подкреплений или боеприпасов, горючего и других материальных средств; уничтожение складов материальных запасов, нарушение управления противника; нападения на аэродромы противника.
При прорыве тактической зоны обороны противника воздушные десанты захватывают рубежи в тылу этой зоны, сковывают ближайшие резервы противника, не допускают подхода новых резервов и притока боепитания к противнику, а в частных случаях содействуют прорыву фронта противника наступлением с тыла на его оборонительный рубеж.
На всех последующих этапах наступательной операции задача воздушных десантов заключается, главным образом, в содействии нашим подвижным поискам.
На завершающем этапе наступательной операции необходимо стремиться с помощью крупного воздушного десанта, высаживаемою на путях отхода противника, достигнуть полного его окружения и уничтожения.
Во встречном сражении воздушные десанты, главным образом парашютные, применяются для задержки колонн противника, действующих на направлении нашего главного удара, путем захвата и удержания теснин, переправ, узлов путей и командующих высот, а также для дезорганизации его управления и тыла; при отходе противника воздушные десанты содействуют его окружению.
В оборонительной операции основная задача воздушных десантов заключается в нарушении управления и подвоза в тылу противника, в уничтожении складов боеприпасов и горючего и в сковывании и отвлечении па себя войск противника.
В операции Военно-Морского флота против объектов на побережье противника воздушные десанты применяются с целью захвата прибрежного плацдарма и обеспечения высадки первого эшелона морского десанта и для перехвата путей возможного выдвижения резервов противника.
9. Дезорганизация управления войсками и работы тыла противника во всех видах операций является постоянной задачей всех воздушных десантов, независимо от других выполняемых ими задач.
10. В зависимости от задач, поставленных воздушному десанту и принятого способа действий его в тылу противника, высадка или выброска десанта может производиться:
 сосредоточенно, когда воздушный десант высаживается (выбрасывается) в одном или нескольких близко расположенных пунктах;
 рассредоточено, когда воздушный десант высаживается (выбрасывается) в ряде удалённых один от другого пунктов.
В первом случае десантирование должно производиться в возможно сжатые сроки и в такой степени массированно, чтобы обеспечить быстрое вступление в бой крупных сил десанта, не допуская уничтожения их по частям.
Во втором случае допустима (а иногда и полезна) некоторая растяжка во времени процесса десантирования, производимого последовательно с различных аэродромов и в различные пункты в расположение противника.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ОПЕРАЦИИ
11. Подготовка воздушного десанта к выполнению поставленной ему задачи, перевозка его в расположение противника, боевые действия воздушного десанта, мероприятия боевого и материального обеспечения воздушного десанта, а также подготовка и действия авиации в интересах воздушного десанта, руководимые единым командованием, в своей совокупности составляют воздушно-десантную операцию.
Воздушно-десантная операция обычно слагается из следующих четырех этапов:
Первый – подготовительный, начинается с момента принятия решения об использовании воздушного десанта и завершается посадкой первых эшелонов войск в самолёты и погрузкой груза в них.
Второй – десантирование, транспортировка и приземление воздушного десанта; начинается с момента вылета его и заканчивается выброской (высадкой) в расположение противника.
Третий – боевые действия воздушного десанта; начинается со сбора и приведения воздушного десанта в боевую готовность и заканчивается выполнением поставленной ему боевой задачи или прекращением её выполнения.
Четвертый – соединение воздушного десанта со своими войсками; начинается с момента принятия решения о возвращении (присоединении) и заканчивается выходом за линию расположения своих войск.
А. Права и обязанности командных инстанций при подготовке и проведении воздушно-десантной операции
12. Генеральный штаб Красной Армии даёт указания:
а) Командующему воздушно-десантными войсками:
 о составе воздушно-десантных войск, которые должны принять участие в воздушно-десантной операции;
 в оперативное подчинение какого фронта передать выделенные для операции воздушно-десантные соединения;
 о сроке готовности воздушно-десантных соединений к погрузке в месте расквартирования для следования на фронт;
 о способе следования воздушно-десантных соединении на фронт (по железной дороге, автотранспортом, походом, темп переброски);
 о материальном и боевом обеспечении.
б) Начальнику Управления военных сообщений и начальнику Главного управления тыла Красной Армии о перевозке воздушно-десантных войск.
в) Командующему военно-воздушными силами Красной Армии и командующему войсками ПВО территории страны о прикрытии с воздуха воздушно-десантных соединений, следующих на фронт.
г) Командующему военно-воздушными силами Красной Армии и командующему дальнебомбардировочной авиацией о выделении и сосредоточении в требуемом районе и к требуемому сроку транспортной авиации для десантирования, а также о времени и размерах её использования.
13. Командующий воздушно-десантными войсками Красной Армии несёт ответственность: за готовность воздушно-десантных соединений к отправке на фронт к указанному Генеральным штабом сроку, за их укомплектованность, снабжение всеми видами положенного вооружения и имущества и за подготовленность выделенных для операции воздушно-десантных соединений к выполнению предстоящих задач.
14. Командующий воздушно-десантными войсками Красной Армии обязан выслать в штаб фронта, в интересах которого проводится операция, своего ответственного представителя для помощи в разработке воздушно-десантной операции и в руководстве ею.
15. В необходимых случаях командующий воздушно-десантными войсками Красной Армии докладывает начальнику Генерального штаба о нецелесообразности решения тех или иных задач, которые ставятся командующим фронтом воздушно-десантным войскам, если эти задачи не отвечают сложившейся обстановке на фронте, могут быть выполнены другими родами войск, не соответствуют средствам, подготовленности и вооружению воздушно-десантных войск, а также недостаточно обеспечиваются воздушными силами и материальными средствами фронта.
16. Командующий воздушно-десантными войсками Красной Армии на основе изучения обстановки на фронте как до начала десантных операций, так и при их проведении имеет право входить с предложениями к начальнику Генерального штаба по вопросам:
 целесообразности начать применение воздушно-десантных войск и организовать операцию на той или ином фронте;
 о прекращении десантной операции и выводе десантных войск, если общая обстановка на фронте настолько изменилась, что дальнейшее ведение операции не может дать оперативного эффекта и ведёт к не оправдываемым потерям воздушно-десантных войск.
17. Командующий военно-воздушными силами Красной Армии:
 организует и контролирует своевременное прибытие транспортной, разведывательной и боевой авиации, а также материальных средств для обеспечения действий авиации, выделяемых в распоряжение командующего воздушной армией (ВВС фронта) для проведения десантной операции;
 организует контроль за подготовленностью личного состава и оборудованностью самолётов транспортной авиации к десантированию:
 в тех случаях, когда создаётся авиационная группа для воздушного транспортировании десанта, назначает командование, определяет состав группы, аэродромы и сроки сосредоточения, материальное обеспечение и передаёт её в оперативное подчинение командующего воздушной армией (ВВС фронта);
 следит за ходом выполнения десантной операции, осуществляя помощь командующему воздушной армией (ВВС фронта) выделением дополнительных авиасредств из своего резерва.
18. Командующий фронтом:
 организует противовоздушную оборону прибывающих на фронт воздушно-десантных войск;
 обеспечивает расквартирование, довольствие, а также снабжение их топографическими картами района предстоящих действий;
 отвечает за скрытность подготовки и внезапное применение воздушного десанта, надёжное обеспечение разведывательной и боевой авиацией воздушной транспортировки наземных действий воздушного десанта.
19. Командующий фронтом разрабатывает общий план воздушно-десантной операции и даёт указания командиру воздушного:
 десанта о составе, группировке и намерениях противника;
 о районе и основной цели действий воздушного десанта;
 об основных задачах воздушного десанта; кто, когда и как взаимодействует с воздушным десантом или поддерживает его действия;
 об аэродромах, с которых будет производиться десантирование,
 о количестве предоставляемой транспортной авиации;
 о времени десантирования и сроке начала действий воздушного десанта в расположении противника;
 об ориентировочном сроке продолжительности действий десанта в расположении. противника;
 по связи и скрытому управлению;
 о способах соединения воздушного десанта со своими войсками.
20. Командующий фронтом:
 руководит действиями воздушного десанта во все периоды операции, обеспечивает его воздушной разведкой и боевыми действиями с воздуха; организует снабжение десанта всеми видами материального обеспечения и эвакуацию раненых;
 обеспечивает соединение воздушного десанта со своими войсками после выполнения им боевой задачи; организует сбор воздушно-десантного соединения и отправку его в тыл в распоряжение командующего воздушно-десантными войсками.
21. Командующий воздушной армией (командующий ВВС фронта) несет ответственность за подготовку транспортной, разведывательной и боевой авиации, предназначенной к действиям в интересах воздушного десанта, за транспортировку десанта, за обеспечение его с воздуха разведкой и боевыми действиями, а также за доставку воздушному десанту материальных средств.
22. Командующий воздушной армией при подготовке воздушно-десантной операции обязан:
 выделить действующие и запасные аэродромы для производства десантирования и сосредоточить на них необходимые запасы материальных средств для авиачастей, предназначенных к участию в воздушно-десантной операции;
 иметь надёжную связь с выделенными аэродромами для воздушно-десантных частей, а также между аэродромами и воздушно-десантными частями, предназначенными к десантированию с этих аэродромов;
 принять на аэродромы части транспортной авиации и организовать их маскировку и прикрытие;
 организовать воздушную разведку для определения и уточнения наземной и воздушной обстановки, выбрать площадки для выброски парашютных десантов или для посадки транспортных самолётов и организовать сбор дополнительных данных о местности района предстоящих действий воздушного десанта;
 организовать непрерывное изучение наземной и воздушной обстановки всем личным составом авиачастей, предназначенных к участию в воздушно-десантной операции и выделить боевую авиацию для содействия воздушному десанту, как в момент приземления, так и в период последующих его действий в тылу противника;
 разработать и поставить боевой авиации задачи на основе плана взаимодействия, разработанного штабом фронта, или заявок командира воздушного десанта;
 разработать маршруты для полётов транспортной авиации с учётом воздушной обстановки на фронте и боевой задачи воздушного десанта;
 организовать прикрытие истребителями подготовки воздушного десанта, его посадку в самолёты и погрузку, вылет, следование по маршруту и выброску.
При подготовке воздушно-десантной операции мнение командира воздушного десанта по поводу выбранных площадок для приземления десанта является решающим с точки зрения соответствия их полученной боевой задаче.
23. Командующий воздушной армией участвует в разработке плановой таблицы десантирования воздушно-десантного соединения.
24. Командующий воздушной армией несёт полную ответственность за точность выхода транспортных самолётов на цель, кучность выброски десанта в назначенном районе и за своевременную доставку всего воздушно десантного соединения в тыл противника к сроку, определённому командующим фронтом, согласно плановой таблице десантирования.
25. Командующий воздушной армией отвечает за своевременность доставки воздушному десанту грузов с материальным обеспечением и за точность сбрасывания этих грузов в районе действий десанта.
По особым указаниям командующего фронтом командующий воздушной армией организует вывоз раненых воздушного десанта из расположения противника.
26. При выполнении воздушно-десантной операции командующий воздушной армией обязан предусмотреть выделение резерва разведывательной, боевой и транспортом авиации на случай необходимости усиления или замены (при выходе из строя) авиачастей, участвующих в десантировании, а также предусмотреть перенос (всей или частично) работы по десантированию на запасные аэродромы.
27. Командующий воздушной армией организует дублирование связи с воздушным десантом при помощи самолётов в течение всего периода действия десанта в расположении противника.
28. Командир воздушно-десантного соединения отвечает за сохранение военной тайны всем личным составом десанта на пути следования на фронт для десантирования, организацию ПВО с использованием своих (и приданных) огневых средств в пути следования и в районе сосредоточения, скрытность и маскировку расположения своих частей как в районе сосредоточения, так и при рассредоточении по аэродромам посадки и погрузки. Принимает участие в разработке плана воздушно-десантной операции и дает заявки на все виды боевого и материального обеспечения десанта.
29. Командир воздушного десанта, приняв решение на выполнение поставленной задачи, разрабатывает совместно с командующим воздушной армией плановую таблицу десантирования. Таблица десантирования утверждается командующим фронтом.
30. Командир воздушного десанта несет полную ответственность:
 за подготовку личного состава и материальной части к десантированию;
 за своевременное прибытие подразделений десанта и грузов на аэродромы десантирования и организованную посадку людей в самолеты, погрузку и подцепку грузов;
 за выполнение всем личным составом десанта правил и инструкций. установленных для транспортировки людей на самолётах;
 за быстрое и организованное оставление самолётов десантом в районе цели по сигналу штурманов самолетов;
 за быстрый сбор подразделений десанта после приземления и за быстрое приведение всего десанта в боевую, готовность к выполнению полученной задачи;
 за выполнение полученной от командующего фронтом боевой задачи в целом.
Б. Подготовка воздушно-десантной операции
31. Подготовка воздушно-десантной операции может проводиться параллельно с разработкой фронтовой операции или самостоятельно в ходе фронтовой операции, когда выявились задачи для применения десанта, но всегда настолько заблаговременно, чтобы была обеспечена полнота подготовки; поэтому подготовительные мероприятия по проведению воздушно-десантной операции, как, например, разведка, подготовка аэродромов десантирования, сосредоточение на них необходимых материальных запасов для работы транспортной авиации и ряд других мероприятий, должны быть начаты ещё до прибытия воздушно-десантного соединения в исходный район для десантирования.
32. Командующий фронтом, принимая решение на проведение воздушно-десантной операции, определяет строго ограниченный круг лиц, привлекаемых к ее разработке. Под руководством начальника штаба фронта эта группа лиц с обязательным участием командира воздушного десанта разрабатывает:
 план боевою использования воздушного десанта (состав десанта, основная цель действии, район действии и основные задачи по этапам, срок начала действии в расположении противника, ориентировочный срок продолжительности действий в расположении противника, способы соединения воздушного десанта со своими войсками, резерв десантных войск и авиации);
 план разведки в интересах воздушного десанта;
 план мероприятий по боевому содействию и боевому обеспечению выброски десанта: подавление авиации противника и средств его противовоздушной обороны в районе выброски, подавление, задержка или сковывание наземных резервов противника, направляющихся в район выброски (высадки) воздушного десанта, нарушение управления противника в районе выброски, постановка особых задач партизанским отрядам, если они имеются в районе выброски десанта, и пр.;
 план противовоздушной обороны аэродромного расположения транспортной авиации и воздушного десанта в исходном районе, а также прикрытия его истребителями в процессе транспортировки, выброски (высадки) и сбора после приземления;
 таблицу взаимодействия воздушного десанта с воздушными и наземными войсками фронта;
 схему и документацию управления воздушным десантом при его транспортировке и действиях в расположении противника;
 мероприятия по материальному обеспечению воздушного десанта при действиях его в расположении противника;
 приказы командиру воздушно-десантного соединения, командующему воздушной армией и войскам, взаимодействующим с воздушным десантом.
33. Разведка тыла противника с целью установления возможности применения воздушных десантов осуществляется постоянно в ходе систематически ведущейся фронтовой разведки, если даже воздушно-десантная операции ещё конкретно не намечена к проведению.
34. С момента принятия предварительного решения о выброске воздушного десанта задачами разведки являются:
 детально разведать и заснять удобные площадки (аэродромы) для посадки самолётов с десантом и участки местности для приземления парашютистов или планеров;
 установить группировку противника и его противовоздушную оборону в районе намеченной выброски (высадки) и в районе действий воздушного десанта в таком радиусе от пунктов выброски, чтобы установить возможность появления резервов противника в данном районе на протяжении всего периода десантирования;
 следить за изменениями в группировке противника и в его противовоздушной обороне в районе выброски и действий десанта;
 разведать объекты действий воздушного десанта, их оборонительные сооружения, систему охранения и выполнить задачи, вытекающие из решения командира воздушно-десантного соединения (по его заявке);
 разведать ориентиры для авиации как по маршрутам, так и в районах высадки (выброски) воздушного десанта.
Средствами разведки являются: авиация, агентура, партизаны и специальные разведгруппы разведчиков-парашютистов.
35. В результате выполнении этих задач разведка должна установить:
 какое противодействие со стороны противника на земле и в воздухе (на маршруте, в районе приземления и действий) может встретить воздушный десант и как это противодействие может наращиваться в процессе десантирования;
 в какое время суток возможно и целесообразно провести десантирование, и в каких пунктах;
 какие группировки противника (воздушные и наземные) нужно дли успеха десантирования уничтожить или подавить.
36. При организации разведки в интересах воздушно-десантной операции необходимо помнить, что от степени скрытности и маскировки её проведения во многом зависит и внезапность применения воздушного десанта; поэтому проведение разведывательных мероприятий в интересах выброски (высадки) воздушного десанта по своей интенсивности и общему характеру действий не должно резко отличаться от обычной разведывательной деятельности на данном направлении.
В частности, выброску разведчиков-парашютистов целесообразно производить одновременно в ряде районов для выполнения других разведывательных задач, вне района предстоящей выброски и действий воздушного десанта, но там, где воздушный десант по условиям местности и обстановки может быть выброшен.
37. Борьба с противодействием противника десантной операции включает:
 борьбу за господство в воздухе на фронте, в интересах которого проводится десантная операция, с целью подавления авиации противника, чтобы уменьшить или прекратить совсем её противодействие воздушно-десантной операции;
 авиационную подготовку района десантирования, имеющую целью подавление резервов и наземных средств противовоздушной обороны противника как находящихся уже в районе десантирования, так и могущих прибыть из ближайших районов;
 разрушение путей (взрыв мостов, перерыв железнодорожных сообщений и пр.), которыми противник может воспользоваться для подброски резервов в район десантирования, и нарушение управления (разгром командных пунктов, перерыв линии связи, уничтожение радиостанций и пр.).
В целях скрытности готовящейся воздушно-десантной операции эти мероприятия должны проводиться на достаточно широком фронте и в значительном районе, чтобы не раскрыть противнику истинного района десантирования.
38. Проводимое решительно, с крупным массированием авиационных средств подавление воздушного и наземного сопротивления противника является лучшей гарантией успеха всей воздушно-десантной операции, позволяющей в последующем ограничиваться минимальными средствами для непосредственного прикрытия транспортировки к высадки десанта.
39. В особых случаях задачу по разрушению путей сообщения противника и нарушению его управления помимо авиации могут выполнять выброшенные заранее небольшие разведывательно-диверсионные десантные группы или партизаны. В этом случае на диверсионные группы и партизан может быть возложена также задача приема передового десантного отряда и охрана района десантирования на период его сбора и приведения в боевую готовность.
40. Прибытию воздушно-десантного соединения в исходный район должны предшествовать:
 подготовка в отношении расквартирования и маскировки исходного района десантирования;
 тщательная проверка исходного района и ближайших к нему населённых пунктов с задачей выявления агентуры противника;
 мероприятия по сохранению скрытности, цели прибытия и назначения воздушно-десантного соединения (изоляция населения, заградительная служба и пр.).
41. Воздушно-десантное соединение сосредоточивается (автотранспортом, по железной дороге или походом) в исходном районе для десантирования в 100–150 км от линии фронта вблизи намеченных аэродромов (аэроузлов) для десантирования, с расчетом иметь .скрытые и наиболее короткие пути подхода к ним. Для размещения воздушно-десантного соединения целесообразно выбирать: летом – леса, рощи; зимой – пустующие, служебные или другие постройки (в частности, пустующие авиагородки), легко поддающиеся изоляции от проникновения местного населения. Расположение в населённых пунктах допускается как исключение и каждый раз с принятием особых мер предосторожности от проникновения вражеской агентуры.
42. В целях скрытности операции воздушно-десантное соединение должно прибыть в исходный район с расчётом провести разгрузку и занятие района в тёмное время и за самый минимальный срок до начала десантирования. Однако этот срок должен быть достаточным для проведения всех требующихся воздушному десанту подготовительных мероприятий, к которым относятся:
 разработка плановой таблицы десантирования и постановка задач частям десанта; составление схемы погрузки десанта;
 непосредственная подготовка личного состава десанта уточнение списков личного состава, разбивка людей по самолётным группам, проверка подгонки вооружения, снаряжения и парашютов для прыжка;
 подготовка материальной части, вооружения и грузов;
 развозка грузов по аэродромам, подготовка для подцепки под самолёты велосипедов, мотоциклов, автотранспорта, монтаж грузовых подвесок и платформ под самолёты для транспортировки тяжёлых грузов;
 организация управления при десантировании.
Практически, в зависимости от слаженности работы и её организованности, принятого способа приземления десанта и наличия тяжёлых грузов сосредоточение десантного соединения в исходном районе целесообразно производить не позднее как за двое суток до начала десантирования, а прибытие частей десанта на аэродромы посадки и погрузки за 1,5–2 часа до вылета самолётов.
43. С момента сосредоточения воздушного десанта в исходном районе для десантирования и до начала десантирования все переговоры внутри десанта по проводным средствам связи должны вестись только кодом, при самом широком применении личного общения командиров частей и подразделений.
Передача документов в высшие штабы по проводным средствам связи запрещается (даже шифром). Документы представляются или лично командиром десанта или через особо доверенных офицеров связи. Передача по радио допускается лишь в исключительных случаях и только шифром или радиосигналом,
44. Выбор аэродромов (аэроузлов) для сосредоточения транспортной авиации и планеров производится одновременно с выбором и определением исходного района для десантировании.
Выбранные аэродромы должны соответствовать условиям нормальной работы данных типов самолетов или планеров, иметь укрытия для самолетов и прибывающих десантных частей и грузов, по возможности не быть известными противнику или быть такими, с которых до этого не велось активной работы и которые не находятся под систематическим контролем авиации противника.
После выбора аэродромов па них производится сосредоточение всех необходимых средств для обеспечения работы авиации (горюче-смазочное, усиление аэродромной техники и в частности тракторами, если в десантировании принимают участие планеры, средствами маскировки самолётов и противовоздушной обороны).
45. Количество выбранных аэродромов определяется расчётом работы на одном аэродроме не более 10–20 транспортных самолётов или самолётов – буксировщиков планеров. Кроме того, должны быть намечены и подготовлены запасные аэродромы на случай невозможности по тем или иным причинам продолжать работу с основных аэродромов.
46. Сосредоточение транспортной авиации на выбранные аэродромы необходимо производить за несколько часов (1–2 часа) до начала десантирования, необходимых для подготовки (дозаправки) материальной части самолётов, подцепки тяжёлых грузов, погрузки людей и грузов. За это же время должны быть:
 окончательно установлены вопросы взаимодействия между подразделениями десанта и экипажами самолётов по обеспечению правильного размещения людей в самолёте, быстрого принятия сигналов с ведущих самолётов, чёткого и быстрого занятия исходного положения для прыжка и оставления самолётов;
 уточнены навигационно-штурманские расчёты, вопросы радиосвязи в воздухе и сигналы опознавания пунктов выброски своих войск, выброшенных в расположение противника.
В случае необходимости иметь большое количество времени для разрешения всех этих вопросов целесообразно вызывать на аэродромы десантирования не всю авиацию, а сперва лишь небольшую часть её (самолёты руководящего состава авиации, самолёты для подвески тяжёлых грузов и др.) с тем, чтобы основную её часть сосредоточить за самый короткий срок до начала десантирования.
При десантировании ночью транспортная авиация должна прибывать на аэродромы погрузки десанта в сумерках, до наступления темноты, и каждый раз после окончания ночной работы её нужно отводить на весь период светлого времени на тыловые аэродромы.
47. Все вопросы, связанные с десантированием, должны в основном разрешаться с командирами транспортной авиации заблаговременно на аэродромах погрузки десанта; сама транспортная авиация должна в это время находиться на тыловых аэродромах.
48. Организация противовоздушной обороны исходного района десантирования может строиться либо по методу обороны каждого аэродрома в отдельности, либо всего района десантирования в целом. Какая бы слабая активность воздушного противника до этого ни была, нужно иметь в виду, что первое противодействие, которое будет пытаться сделать противник, как только он обнаружит подготовку к выброске десанта, – это удар по аэродромам десантирования с целью уничтожения транспортной авиации и поражения личного состава десанта, поэтому к противовоздушной обороне района десантирования должно быть привлечено возможно больше средств, сосредоточение которых необходимо производить заблаговременно.
Особая задача противовоздушной обороны – борьба с воздушной разведкой противника. К выполнению этой задачи должна быть привлечена не только истребительная авиация, специально выделенная для непосредственного прикрытия десанта, но и другие истребители из состава ВВС фронта, находящиеся как в пунктах своего дислоцирования, так и выделяемые в специальные засады на вероятных маршрутах полётов разведчиков противника.
При расчёте средств на организацию противовоздушной обороны необходимо иметь в виду, что имевшееся табельное зенитно-пулеметное вооружение (и противотанковые ружья) самих воздушно-десантных частой может найти лишь ограниченное применение, так как по мере приближения срока десантирования оно будет упаковываться и подготавливаться к десантированию.
49. Управление воздушно-десантной операцией на период воздушной транспортировки десанта в тыл противника осуществляется обычно с командного пункта, организованного на главном аэродроме десантирования.
За организацию управления в период воздушной транспортировки отвечает командующий воздушной армией или командир специально выделенной авиагруппы.
50. Организация управления включает:
 выделение на командный пункт группы командиров штаба воздушной армии во главе с лицом, отвечающим за выполнение воздушной транспортировки;
 установление, связи командного пункта со всеми аэродромами боевой авиации, выделенной для содействия десантной операции и частями воздушного десанта;
 установление прямой связи с главным постом ВНОС, начальником ПВО района десантирования и штабом фронта;
 разработку и установление всех условных сигналов (зрительных, акустических и пр.) для управления при погрузке частей десанта, вылета и при посадке самолётов на каждом аэродроме;
 службу земного обеспечения самолётовождения, сосредоточение и расстановку для этого нужных средств (светомаяки, приводные станции, стартовые сигналы и пр.) для точного наведения (в особенности ночью) транспортных самолётов в пункты сбрасывания (высадки) десанта, кучности выброски парашютистов и грузов и др.
При организации управления в период воздушной транспортировки средства связи воздушно-десантного соединения – за исключением радиостанций, переброшенных и развёрнутых уже в расположении противника – в расчет не принимаются.
51. Командир воздушно-десантного соединения (или его заместитель) в период десантирования осуществляет управление частями воздушного десанта, находясь на командном пункте командира авиагруппы и используя его связь с частями воздушного десанта.
В целях обеспечения лучшего управления воздушным десантом как в ходе десантирования, так и в период последующих его действий в тылу противника личное общение командующего фронтом и его начальника штаба с командиром воздушного десанта при постановке ему боевой задачи (до вылета) является обязательным.
52. Для скрытого управления воздушно-десантной операцией разрабатываются особые переговорные таблицы и кодированные карты.
Запрещается брать в десантную операцию общепринятые в армии документы скрытого управления и шифры.
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДЕСАНТОМ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ ЕГО В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА
53. Управление боевыми действиями воздушного десанта в тылу противника организуется штабом фронта при помощи радио, самолётов и офицеров связи.
В основу управления должно быть положено:
 своевременное доведение простого и ясного плана действий до исполнителей;
 установленное личным общением с командиром воздушного десанта (до вылета его в операцию) взаимопонимание задачи и плана действия десанта;
 своевременное боевое и материально-техническое обеспечение воздушного десанта;
 постоянный контроль за действиями воздушного десанта по выполнению поставленной ему задачи;
 чётко разработанный и обеспечивающий управление план связи.
54. Непосредственное управление воздушным десантом осуществляется:
 поддержанием постоянной связи с воздушным десантом;
 организацией и ведением систематической разведки в интересах воздушного десанта;
 организацией и руководством взаимодействия между воздушным десантом, авиацией и наземными войсками;
 своевременной постановкой воздушному десанту новых, возникающих по ходу обстановки задач;
 организацией материального обеспечения;
 боевой информацией воздушного десанта;
 обеспечением присоединения воздушного десанта к своим войскам.
55. Сложность обстановки, в которой обычно будут протекать боевые действия воздушного десанта в тылу противника, требует тщательной и всесторонней увязки действий десанта со всеми взаимодействующими с ним родами войск и оказания ему своевременной и реальной помощи в кризисные периоды.
Необходимо учитывать, что воздушный десант обычно в своём составе не будет иметь танков, артиллерии и будет располагать недостаточными противотанковыми и зенитными средствами.
Все эти слабые стороны вооружения десанта в известной степени могут быть восполнены только боевой работой своей авиации, без тесного взаимодействия с которой нельзя рассчитывать на успех операции воздушного десанта.
Авиация непосредственного боевого обеспечения десанта, с началом его боевых действий на земле, взаимодействует с ним либо по принципу поддержки, либо в порядке переподчинения всей этой авиации или части её (в первую очередь штурмовой, разведывательной) командиру воздушного десанта.
Выделение авиации непосредственного обеспечения десанта не должно исключать возможности в случае надобности переключения на временное содействие ему и более крупного состава фронтовой авиации. Именно авиация должна являться первым и основным резервом в руках командующего фронтом, при помощи которого он может решительно влиять на исход боя (операции) воздушного десанта.
56. Воздушный десант в тылу противника должен своевременно получать указания о взаимодействии с партизанскими отрядами и своими подвижными или другими войсками, выходящими в район действия десанта.
Как правило, партизанские отряды, действующие в том же районе, что и воздушный десант, подчиняются командиру последнего.
С подходом к району действия воздушного десанта подвижных или других наших соединений с фронта воздушный десант подчиняется командиру подошедшего соединения. Воздушный десант в этом случае продолжает действовать как целое соединение или часть по решению своей прежней задачи или получает от командира подошедшего соединения новую задачу в связи с новой обстановкой, возникшей с прорывом в тыл противника наших войск; при этом не рекомендуется, без крайней к тому необходимости, превращать воздушный десант в средство разведки, прикрытия и охранения подвижных или других соединений, так как этим распыляются усилия десанта и он прекращает свои действия как целое воздушно-десантное соединение.
57. Одной из важнейших обязанностей штаба фронта, обеспечивающего руководство боевыми действиями воздушного десанта, является организация своевременного и полного его материального обеспечения всем необходимым на всём протяжении воздушно-десантной операции.
Исходя из характера задачи воздушного десанта, намеченного срока пребывания его в тылу противника и фактического наличия боеприпасов и продовольствия, которое десант может взять с собой, штаб фронта разрабатывает план материального обеспечения десанта, в котором указывается:
 что и в какие сроки должно быть подготовлено к отправке воздушному десанту;
 что можно надеяться получить из местных средств;
 с какого аэродрома, какими средствами и при каком боевом обеспечении будет транспортироваться имущество для воздушного десанта.
Подготовка имущества, доставляемого на аэродром для отправки десанту, его упаковка, погрузка (или подвеска) на самолёты осуществляется тыловой командой воздушного десанта, оставленной на одном из аэродромов десантирования.
58. Эвакуация раненых и больных из района действии воздушного десанта производится санитарными самолётами фронта и транспортными самолётами доставляющими грузы для воздушного десанта, а также средствами наземных войск, вышедших в район действия воздушного десанта. Время и пункты высылки санитарных самолётов определяются требованием командира воздушного десанта.
Необходимо учитывать, что наряду с достаточным материальным обеспечением десанта, своевременная эвакуация тяжело раненых и больных десантников является лучшей мерой повышения политико-морального состояния всего личного состава десанта, поэтому эвакуацию (хотя бы части) раненых на самолётах необходимо осуществлять даже в самых сложных для этого условиях.
ГЛАВА IV. СОЕДИНЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ДЕСАНТА СО СВОИМИ ВОЙСКАМИ
59. Воздушный десант, как правило, заканчивает свою боевую работу с выходом войск фронта в район его действия. Десант отводится в тыл после прохождения его расположения наступающими частями. Этот нормальный способ соединения воздушного десанта возможен лишь в результате успешно развивающейся наступательной операции. Во всех других случаях десант для соединения со своими войсками вынужден будет преодолевать линию фронта.
Возможные способы соединения воздушного десанта со своими войсками могут быть следующие:
 присоединение к войскам, наступающим с фронта, или к подвижным соединениям, действующим в тылу противника;
 просачивание через фронт противника или прорыв его стыла;
 возвращение в расположение своих войск через не занятые войсками противника промежутки на линии фронта (при отсутствии сплошного фронта);
 эвакуация по воздуху;
 эвакуация на судах Военно-Морского флота (при действиях на побережье).
60. Присоединение воздушного десанта к своим наступающим частям с фронта или прорвавшимся подвижным соединениям производится с выходом их в район действия воздушного десанта или с движением десанта навстречу своим поискам, после того как он выполнит свои основные задачи.
Для присоединения к своим войскам, воздушному десанту должно быть указано:
 место (район) и ориентировочное время встречи со своими войсками;
 условные (ночные и дневные) сигналы для взаимного обозначения и опознавания воздушного десанта и наземных войск фронта;
 порядок поддержки взаимной информации о положении и действиях между воздушным десантом и частями, наступающими с фронта.
При организации взаимной информации между воздушным десантом и войсками, наступающими с фронта, нужно помнить, что воздушный десант, не имея общеармейских документов скрытого управления, не может принимать циркулярные радиограммы и подслушивать радиопередачи частей, наступающих с фронта. Воздушный десант нуждается в отдельно передаваемой информации.
61. Просачивание и возвращение частей воздушного десанта в расположение своих войск через фронт противника производятся различными по численности группами воздушного десанта. Используя ночь, непогоду, лесистые и болотистые участки местности, эти группы скрытно проходят фронт противника.
Командующий фронтом обязан заранее сообщить командиру воздушного десанта участки фронта, через которые наиболее удобно осуществить возвращение десанта, предупредить войска о предстоящем проходе групп воздушного десанта и дать указания соответствующим командирам об оказании содействия переходящим группам десанта. В зависимости от обстановки это содействие может выражаться как в огневой помощи или в производстве частных атак (если нужно), так и в высылке навстречу группам десанта специальных проводников, хорошо знающих скрытые проходы на данном участке фронта.
62. Для возвращения воздушного десанта путём прорыва фронта противника выбирается наиболее слабо обороняемый участок, который прорывается воздушным десантом при содействии войск фронта.
В этом случае содействие войск фронта прорывающемуся десанту должно быть более мощным и в зависимости от обстановки может включать:
 авиационную и артиллерийскую подготовку участка фронта, намеченного для прорыва десантом;
 задержку авиацией группировок противника, выходящих на фланги десанта, или группировок, пытающихся атаковать десант с тыла;
 прикрытие истребительной авиацией боевых порядков десанта, занявших исходное положение для прорыва;
 проведение частного наступления войск с фронта в направлении прорыва десанта;
 постановку заградительного артиллерийского огня на флангах выходящего десанта или отсечных дымовых завес, производимых авиацией, в целях облегчения преодоления десанту тактической полосы обороны противника.
Во избежание потерь от своего огня воздушный десант в ходе прорыва должен непрерывно обозначать своё положение сигнальными полотнищами или ракетами.
Командующий фронтом (армией), руководящий прорывом десанта, к моменту занятия им исходного положения для прорыва обязан убедиться в том, что десант установил связь с командиром того соединения на фронте, которое будет обеспечивать прорыв воздушного десанта, и что с ним решены все вопросы взаимодействия.
63. Эвакуация крупного десанта (от батальона и более) по воздуху требует большого наличия транспортной и боевой авиации, длительного времени и обеспеченных площадок для посадки самолётов. Как выброску десанта в тыл противника, так и его эвакуацию по воздуху, в целях скрытности, целесообразно производить ночью, это облегчает решение задач по прикрытию эвакуации с воздуха. Основной задачей боевой авиации фронта в этом случае будет являться: помочь десанту оторваться от противника и не допускать подхода его к району, из которого производится эвакуация десанта.
При затяжке эвакуации десанта на длительный период и невозможности на весь этот период оторваться от противника и удержать нужный район эвакуация производится одновременно с отходом десанта по частям из ряда намеченных районов, куда последовательно скачками отходит десант, отрываясь от противника лишь на такое время, которое „необходимо для посадки очередной части личного состава и взлёта самолётов.
64. Районы для посадки воздушного десанта в самолёты выбираются в зависимости от силы и состава воздушного десанта и характера самой местности. Наиболее благоприятными для этой цели являются районы: мало насыщенные противником; защищённые естественными укрытиями; находящиеся в удалении от населённых пунктов, основных путей и узлов дорог; имеющие укрытые места для сбора частей воздушного десанта районы действий партизанских отрядов.
Очерёдность эвакуации частей и подразделений десанта устанавливается командиром последнего.
65. Воздушный десант, действующий вблизи морского побережья, можно эвакуировать, по морю на транспортах морского флота. Время, место и опознавательные сигналы в этом случае устанавливаются военно-морским командованием.
66. Командиры, организующие и проводящие выход десанта в расположение своих войск, обязаны оказать выходящему из боя воздушному десанту не только боевое содействие, но также обеспечить его прием, сбор, размещение в расположении своих войск (что особенно важно в зимних условиях), питание и необходимую санитарную обработку.
Как правило, вышедшие из боя части воздушного десанта немедленно направляются в тыл в распоряжение Командующего воздушно-десантными войсками со всем тем имуществом и вооружением, с которым они прибыли из расположения противника.