Устав Совета народных министров (14 августа 1919 г.)

ВРЕМЕННЫЙ УСТАВ СОВЕТА НАРОДНЫХ МИНИСТРОВ
ДИРЕКТОРИИ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ (14 АВГУСТА 1919 Г.)
I. Общие тезисы
1. В обязанности Совета Народных Министров входит:
а) обдумывание и одобрение проектов законов по всем отраслям государственного управления;
б) обдумывание и одобрение проекта распределения государственных прибылей и расходов и проектов ассигнований из государственных средств, не предусмотренных в упомянутом распределении;
в) общее управление и объединение деятельности всех ведомств;
г) обдумывание кандидатур на должности 3-го и 4-го классов;
д) все те вопросы, решение которых, согласно существующих законов, превышает власть начальников ведомств при условии, когда эти дела не были отнесены специальными законами в непосредственное ведомство верховной власти.
2. Начальники ведомств обо всех мероприятиях своих по государственному управлению, которые имеют общеполитическое значение, должны заранее ознакомить с ними Совет или Кабинет Министров.
3. Как законодательные, так и другие дела высшего государственного управления, которые специальными законами не отнесенные в непосредственное ведомство Директории, не могут быть окончательно разрешены Директории без предварительного одобрения Совета или Кабинета Народных Министров.
4. Пересмотр законов, принятых Советом Народных Министров и утвержденных Директорией, допускается лишь в случаях изменения персонального состава Совета Министров более чем на две трети, либо когда о пересмотре закона будет решено большинством голосов (не менее двух третьих членов Совета), либо когда со дня утверждения законов прошло не менее трех месяцев.
5. Заведование делопроизводством Совета Народных Министров возлагается на Государственную канцелярию.
II. Состав Совета Народных Министров
6. В состав Совета Народных Министров входят председатель Совета Министров, все министры, управляющие министерствами и другие начальники отдельных ведомств, которым были предоставлены права министров.
При невозможности для министра или другого начальника ведомства принять участие в заседании, он уполномочивает на то одного из своих товарищей.
7. Начальники отдельных ведомств, каким законом не были предоставлены права министров, не входят в состав Совета и принимают участие в его заседаниях лишь по вопросам их ведомств и только с совещательным голосом.
8. Государственный контролер приглашается на все заседания Совета Министров, при чем от него зависит выбор вопросов, которые должны рассматриваться в его присутствии. В заседаниях Совета Министров Государственный контролер имеет совещательный голос и право протеста по финансово-экономическим делам. Такой протест по делам, которые не подлежат вынесению на утверждение верховной власти, требует такого вынесения. По другим делам протест Государственного контролера, кроме записи в журнале заседания, докладывается Государственным секретарем Директории при представлении постановления Совета Министров на утверждение.
Государственный контролер имеет право законодательной инициативы в вопросах, касающихся компетенции Государственного контроля, и финансово-экономических вопросах.
9. Государственный секретарь принимает постоянное участие в заседаниях Совета Народных Министров с правом совещательного голоса, а при рассмотрении в Совете Министров проектов законов и правительственных распоряжений, которые разработаны Государственной канцелярией, — с правом решающего голоса.
10. Государственный секретарь следит за тем, чтобы постановления Совета Министров выражались в точной, не допускающей недоразумений форме, и чтобы они не противоречили существующим законам. Для исполнения этого долга Государственному секретарю предоставляется право делать проектам законов и постановлений, которые вынесены на рассмотрение Совета, свои замечания в письменной форме. Во время самого заседания для этой же цели Государственному секретарю, по его о том заявлению, должно даваться слово.
11. Государственный секретарь имеет право инициативы в Совете Министров по вопросам, которые касаются основных законов, и вообще по таким вопросам, которые по содержанию своему не принадлежат к компетенции других ведомств.
12. Для участия в обсуждении Советом Народных Министров отдельных дел могут быть приглашены на заседание с правом совещательного голоса, распоряжением председателя Совета Министров также и лица, которые в состав Совета Министров не входят, но могут быть полезными при рассмотрении дела.
III. Порядок созыва Совета Народных Министров и рассмотрения дел на заседаниях
13. Совет Министров созывается председателем Совета Министров:
а) по собственному его усмотрению;
б) по предложению Директории или Кабинета Министров;
в) по письменному заявлению не меньше четверти членов Совета Министров.
14. Члены Совета Министров приглашаются на заседания через повестки, которые рассылаются Государственной канцелярией с таким расчетом, чтобы они были получены всеми членами не позже чем за двенадцать часов до времени, предназначенного для заседания.
15. Нарушение отмеченного в ст. 14 этого устава правила допускается лишь в случаях чрезвычайной неотложности дела. Эта неотложность должна быть признана и самим Советом после открытия заседания; постановление Совета о том записывается в журнал.
16. В заседании Совета Министров могут решаться лишь те вопросы, которые были отмечены в повестке. Нарушения этого допускается лишь в порядке, отмеченном в предыдущей статье.
17. Председательствует в заседаниях Совета Министров председатель Совета Министров, а при его отсутствии его заместитель. При отсутствии того и второго заседания Совета могут быть созваны Государственным секретарем, когда для того есть основание согласно ст.13 этого устава, а председательствует в заседании один из членов Совета Министров по его избранию.
Примечание: заместитель председателя Совета Министров назначается Директорией из числа министров.
18. В случаях, когда заседание Совета Министров созывается по предложению Директории и в заседании присутствует председатель Директории, председательство в заседании передается председателю Директории. В голосовании глава и члены Директории участия не берут.
19. Заседания Совета Министров считаются законными, когда присутствуют не менее половины его членов, в том числе и председатель Совета Министров или его заместитель. Вышеупомянутое количество присутствующих членов требуется как для начала заседания, так и для его продолжения.
20. В случаях, когда заседание Совета Министров, предназначенное для рассмотрения срочного дела, не могло пройти из-за нехватки кворума, председатель Совета Министров имеет право перенести дело на рассмотрение Кабинета Министров.
21. Постановлением Совета Министров считается решение, которое было принято большинством голосов. При равенстве голосов, голос председателя в заседании дает преимущество.
22. На каждом заседании Совета Министров ведется журнал.
К журналу добавляется конспект доклада и проекта постановления, если такой был представлен; все поправки, которые были внесены Советом Министров в проект постановления, если они были сделаны на самом проекте, и освидетельствуются лицом, которое ведет журнал заседания.
23. Проект журнала объявляется на дежурном заседании Совета Министров и после одобрения его подписывается лицом, которое председательствовало в соответствующем заседании, Государственным секретарем и не менее, чем тремя членами Совета Министров, из числа присутствующих на том заседании, журнал которого принят.
IV. Порядок перевода дел в Совете Министров
24. На рассмотрение Совета Министров вопросы вносятся:
а) по постановлению Директории или Кабинета Министров;
б) по инициативе главы или членов Совета Министров.
25. Вопросы, которые были связаны с ассигнованием средств из Государственной казны или вызывают необходимость такого ассигнования в будущем и вообще связаны с денежным делом:
проекты уставов и устав ведомств, когда в них отмечается количество институций,
проекты распределения должностей в правительственных учреждениях,
нормы платы и все такое, поступают на рассмотрение Совета Министров с решением бюджетной комиссии.
Примечание: В случаях чрезвычайной срочности отмеченные в этой статье вопросы могут быть вынесены на рассмотрение Совета Министров при согласии председателя Совета Министров и только после решения министра финансов и Государственного контролера.
26. Доклады по вопросам, которые были отмечены в предыдущей 25-ой статье этого устава, и по всем делам законодательного характера должны быть изложены письменно и переданы Государственной канцелярии с нужными материалами в 20 экземплярах при решении о внесении вопроса на рассмотрение Совета Министров.
27. Отмеченные в предыдущей 26-ой статье этого устава доклады с прикрепленными материалами рассылаются Государственной канцелярией всем членам Совета Министров, а вопросы, которые в них обсуждаются, могут быть поставлены в повестку заседания только с таким расчетом, чтобы члены Совета Министров имели не менее трех дней для ознакомления с этими вопросами.
28. Нарушение правил, отмеченных в ст. 26 и 27 этого устава, допускается лишь в случаях чрезвычайной срочности дела с соблюдением порядка, отмеченного в ст. 15.
29. Повестка составляется Государственным секретарем, который в случае требования какого-либо ведомства отступить от общего порядка, отмеченного в этом уставе, руководствуется указаниями председателя Совета Министров.
30. Принятые Советом Министров проекты законов и других постановлений, которые требуют, согласно существующих законов, утверждения их Директорией, окончательно редактируются и составляются Государственной канцелярией, на основании постановления Совета Министров, после чего они подписываются председателем Совета Министров и начальником того ведомства, от которого поступил.
31. Представление на утверждение Директории принятых Советом Народных Министров законов и постановлений осуществляется лично Государственным секретарем; проекты законов и постановлений подаются со всеми материалами, которые были на рассмотрении Совета Министров, и выписок из журнала заседания Совета Министров в этом деле. Утверждение и объявление законов осуществляется в порядке, отмеченном во Временном законе о порядке утверждения и объявления принятых Кабинетом или Советом Народных Министров законов и постановлений (приложение III).
32. О не утверждении Директорией принятых Советом Народных Министров проектов законов и постановлений Государственный секретарь сообщает председателю Совета Народных Министров и начальнику того ведомства, по докладу которого рассматривалось дело в Совете Министров.
Председатель Кабинета Народных Министров
Государственный секретарь