Меморандум Генерального секретариата Украины
МЕМОРАНДУМ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА УКРАИНЫ
ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
13 ОКТЯБРЯ 1917 Г.
В современный грозный и ответственный момент для всей России Генеральный секретариат Украины считает своей моральной и гражданской обязанностью обратить серьезное внимание Временного правительства на крайне ненормальные условия, в которые поставлена местная власть в стране.
Украина в составе губерний, которые подлежат Генеральному секретариату, несет на себе в качестве прифронтовой полосы весь груз военных условий, который значительно увеличивается из-за дезорганизованности военных частей. Общий мятеж, который и без того досадно чувствовать благодаря близости фронта, особенно осложняется полным отсутствием обеспечения имущества и даже самой жизни в результате произвола проходящих солдат и частей анархических подразделений. При таких обстоятельствах совсем невозможны нормальная жизнь и нормальный труд местного населения, которое, однако, должно предоставлять армии помощь своими силами и средствами. Положение стало угрожающим, и не только для Украины, но и для всей Российской Республики, которая в данном случае очень заинтересована в решении данной проблемы, учитывая стратегическое состояние и экономическое значение края. В такой ситуации необходимы решительные действия для установления режима, необходима последовательно выдержанная система управления страной и, прежде всего, полнота власти краевого органа управления – Генерального секретариата. Он был создан по воле революционной демократии Украины и, согласно договору с Временным правительством от 3 июля и с инструкцией Генеральному секретариату от 4 августа, он является высшим органом власти на Украине. При этом нельзя упускать из виду то очень важное обстоятельство, что сей последний акт – инструкция Генеральному секретариату – значительно ограничивает компетенцию краевого органа управления по сравнению с объемом ее компетенции согласно соглашения от 3 июля. Это тот минимум прав Генерального секретариата, дальше которого нельзя было идти и на который Украинская демократия согласилась с большим трудом лишь из-за своих убеждении в том, что в будущем революционное правительство России не сможет не пойти навстречу необходимым потребностям жизни края. И действительно, жизнь выдвинула свои требования, для выполнения которых вскоре будут внесены Генеральным секретариатом ряд законопроектов. В первую очередь, это законопроекты о пополнении Генерального секретариата Украины секретарями продовольственных и военных дел. Соглашаясь с инструкцией от 4 августа, и Украинская, и Неукраинская демократии Украины руководствовались суждениями о неотложности дела, имея в виду скорейшее осуществление заданий по налаживанию жизни края и охране в нем режима и достижений революции.
Но на пути воплощения этих заданий в жизнь стоят очень серьезные препятствия.
Главным из них является отношение Временного правительства к Генеральному секретариату, которое в значительной степени не отвечает им же утвержденной инструкции Секретариату. Соответственно п. 5 инструкции, полномочия Временного правительства воплощаются в жизнь при посредничестве генеральных секретарей. Согласно п. 6 той же инструкции, местные власти края обращаются к Генеральному секретариату, который по согласию с Временным правительством передает распоряжения и указания правительства местным властям. А между тем в течение полуторамесячного существования Генерального секретариата не было ни одного случая, чтобы Временное правительство обратилось к Секретариату. В это же время центральные управления министерств не только сами, вопреки инструкции, решали вопросы с местными правительственными и общественными учреждениями Украины, но еще дают местным органам свои ясные указания придерживаться старого порядка отношений с центральной властью (например, министерство земледелия, образования, торговли и промышленности).
Такие поступки нельзя назвать законными. Инструкция Генеральному секретариату от 4 августа сего года официально выдана с подписью министра – председателя Временного правительства, и с контрассигновкой министра юстиции и имеет без сомнения характер акта законодательного, обязательного к исполнению для всех, в том числе и прежде всего для Временного правительства.
Систематическое нарушение Временным правительством выданного им самим законодательного акта не может быть убеждающее обоснованно на том формальном основании, что еще не издана подробная инструкция Генеральному секретариату с более точным определением его деятельности. Эта последняя инструкция должна определить отдельные стороны деятельности Генерального секретариата. В общих же, но достаточно ясно обозначенных чертах эта деятельность была указана в официальном акте от 4 августа и должна быть осуществлена немедленно и в том направлении, которое отмечено в упомянутом акте. Само Временное правительство, утвердив генеральных секретарей еще полтора месяца назад, утверждает, что не собиралось создавать препятствия для их деятельности в течение такого длительного времени, а большую прифронтовую страну оставлять в это время без близкой ей власті. Сегодня как никогда ранее нужно придерживаться правила, которое гласит «промедление смерти подобно». Временное правительство, которое само возникло на фоне революции, не может обосновать свою политику в отношении такой важной в государственной жизни России страны как Украина, исходя из соображений исключительно формального характера. Политика эта должна строиться на требованиях самой жизни, недвусмысленно выраженных всей демократией Украины в направлении, как уже было отмечено, организации власти для установления режима и охраны достижений революции.
Однако справедливости ради следует сказать, что поступки высших органов Временного правительства не только не способствуют организации власти в стране, но и просто приводят к ее дезорганизации. Местные органы самоуправления, которые относятся сознательно и уважительно к таким важным актам Временного правительства, как акты от 3 июля и 4 августа, считают Генеральный секретариат высшим органом самоуправления Украины, посредством которого они должны общаться с Временным правительством. Показательным в этом отношении является позиция губернских и уездных комиссаров, съезд которых прошел в Киеве 3–4 октября. Так же относятся к высшей краевой власти земские самоуправления и многие другие как правительственные, так и общественные учреждения, которые уже вступили в официальные отношения с Генеральным секретариатом. Поэтому непосредственные обращения к ним высших органов Временного правительства, вызывая в таких учреждениях природное удивление, приводят к нерешительности и неуверенности их деятельности, от которой именно теперь требуется, прежде всего, определенность и решительность.
В этом отношении Временного правительства к Генеральному секретариату видят для себя подходящую почву местные контрреволюционные элементы, что проводит к распространению тенденции, политически осужденной инструкцией от 4 августа. Отсюда возникает рьяная агитация против Генерального секретариата, возобновляющая ту страшную национально-общественную борьбу, которую удалось затушить постановлением от 3 июля. На этой почве возникает тревожное настроение, возникает повышенное внимание к Временному правительству не только среди интеллигентных кругов, но и в широких массах, которые уже недалеки от того, чтобы потерять веру и в обещания правительства, и вообще в то, что какая-то власть существует.
Учитывая все это, Генеральный секретариат выражает свое глубокое убеждение, что так дальше продолжаться не может. Искусственно созданной неопределенности такого положения очень срочно нужно положить конец. Временное правительство Российской Республики должно помочь Генеральному секретариату в осуществлении им своей власти. Для этого необходимо принять следующие меры:
1. Первый шаг должно сделать именно Временное правительство, осуществляя свои полномочия в делах местного самоуправления через Генеральный секретариат, согласно ст. 5 инструкции.
2. Затем, согласно ст. 6 той же инструкции, местные власти в своей деятельности должны подчиняться краевому органу Временного правительства – Генеральному секретариату.
Проекты частичных инструкций для отдельных секретариатов будут разработаны Генеральным секретариатом немедленно, причем одна из таких инструкций – инструкция Секретариату земельных дел – предоставляется на утверждение Временного правительства. Сейчас же до издания подробных инструкций, утверждение которых может затянуться, необходимо, как на это уже указывал Генеральный секретариат, издать правительственный акт о том, что подвластные учреждения наладят с Временным правительством общение путем посредничества Генерального секретариата. В частности, в этом акте необходимо указать, что официальные лица и учреждения должны обязательно принимать письма, составленные на Украинском языке.
3. Необходимо последовательно придерживаться ст. 7 инструкции от 4 августа относительно назначения лиц на должности, причем на те правительственные должности, которые, согласно этой статье, назначаются Временным правительством. Генеральный секретариат должен представлять своих кандидатов.
Эта статья нарушена, между прочим, назначением комиссаром г. Киева К.П. Василенко вместо предложенного на эту должность А.В. Никовского. Генеральный секретариат не может признать этого назначения и настаивает на своем кандидате.
4. Организация краевой власти и плановое ее осуществление невозможно без согласованной деятельности с местной военной властью, поэтому необходимо, чтобы командующий войском округа и комиссар Временного правительства при нем были назначены по согласованию с Генеральным секретариатом. Те сложности, которые возникали при бывшем командующем округом, деятельность которого резко шла вразрез местным потребностям, делают лишним мотивирование этого предложения. Также необходимо перевести нынешнего Киевского военного комиссара Кириенко, деятельность которого вызывает не менее резкое осуждение в широких политических кругах. Совместная работа с ним является для Секретариата невозможной.
5. Для обеспечения Секретариата соответствующими работниками, необходимо предоставить служащим Секретариата отсрочку от военной службы, о чем уже было сделано в свое время заявление и теперь этот вопрос вынесен на обсуждение Временного правительства.
6. Вместе с тем, Генеральный секретариат настаивает на скорейшем воплощении в жизнь своего заявления о предоставлении ему права реквизиции помещений, передвижных средств и других предприятий, необходимых для организации его деятельности.
Все обозначенные средства необходимы для организации власти Генерального секретариата, который лишь при выполнении указанных условий может вполне нормально, без нежелательных осложнений осуществить те полномочия, которые передало ему Временное правительство инструкцией от 4 августа. Другим способом нельзя организовать сильную власть края, без которой ему грозит анархия, полное уничтожение и страшная взаимная резня, особенно при стихийном движении с фронта дезорганизовавших солдатских масс. Такие прогнозы на ближайшее будущее не являются преувеличенными, ибо Генеральный секретариат достаточно осведомлен о реальном состоянии края и о тех настроениях, которые растут с каждым днем. Представляя себе с полной ясностью картину будущего, Генеральный секретариат все-таки будет бороться с общим мятежом, который возобладал в народных массах. Созданный народом этой страны, он в полной мере отдает свою волю и энергию при поддержке этих масс во время благоустройства страны. Времени упущено много, увеличился беспорядок, но Генеральный секретариат верит, что даже если у него не получится избежать ужасных перспектив будущего, то, по крайней мере, он сможет значительно ослабит их, если Временное правительство даст ему те средства для организации власти, о которых было сказано выше.
Генеральный секретариат самым решительным образом обращает внимание Временного правительства на то, что край находится на последней ступени полного разлада существующей системы. Откладывание осуществления предложенных мероприятий грозит очень досадными последствиями.
Подписали:
Председатель Генерального секретариата
секретарь внутренних дел В. Винниченко
Генеральный писарь О. Лотоцкий
13.Х.1917 в г. Киев.
(Рабочая газета, 1917, 25 октября).