Концепция внешней политики Молдовы (проект)

КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА (ПРОЕКТ)
Проект
Новая редакция
Публикуя данный проект, Министерство иностранных дел предлагает заинтересованным лицам, включая политиков, политологов, представителей научных кругов высказаться по существу вопроса, способствуя тем самым окончательному принятию новой редакции Концепции внешней политики Республики Молдова.
I. Общие положения
Внешняя политика Республики Молдова, как подтверждается 10-летним опытом существования нашей страны в качестве независимого государства, является инструментом осуществления двустороннего или многостороннего диалога между РМ и другими государствами мира. Высшая цель внешней политики заключается в отстаивании интересов государства его граждан, иначе говоря – в обеспечении на внешнем пространстве всех условий, необходимых для благоприятного осуществления внутренней политики.
Задачи внутренней и внешней политики взаимозависимы, неразрывны и неделимы.
Концепция внешней политики Республики Молдова представляет собой совокупность положений, правил, позиций, касающихся содержания, основных направлений внешней политики Республики Молдова и определяющих стратегию ее действий во взаимоотношениях с другими субъектами международного права, с целью наиболее полного удовлетворения собственных национальных интересов. Наряду с основными задачами постоянного характера (обеспечение независимости, территориальной целостности, защита интересов граждан etc.), в концепции выделены определенные приоритеты, действительные в настоящий момент, касающиеся или представляющие собой национальный интерес РМ и распределенные на короткий, средний или длительный сроки. Следовательно, концепция внешней политики Республики Молдова является понятием переменным.
Концепция содержит в себе ссылки на другие концептуальные документы, которые надлежит разработать в дальнейшем с целью ее уточнения или дополнения, в особенности на стратегии РМ относительно присоединения к ЕС, продвижения интересов национальной безопасности, экономической дипломатии, политики нейтралитета государства, культурной политики, внешнего образа РМ etc.
II. РМ и международное сообщество
Актуализация концепции внешней политики Республики Молдова обусловлена как рядом внутренних факторов, так и изменениями в международном плане, которые, связанные воедино, требуют всестороннего анализа целей и задач, стоящих перед внешней политикой и средств их осуществления.
Во-первых, Республика Молдова достигла того важного этапа в своем развитии, при котором настоятельно требуется определить отдельную стратегию. Завершился период, достаточный для признания, утверждения Республики Молдова как государства и включения его в международное общение в качестве полноправного действующего лица. Молдова признана государствами мира, является членом ООН и ее специализированных органов, входит в Совет Европы, ОБСЕ, Совет по Северо-Атлантическому сотрудничеству, активно участвует в процессе региональной и подрегиональной кооперации ICE, СНГ, SECI, CEMN, Дунайской комиссии etc. Доступ к Дунаю благоприятно скажется на развитии речного и морского транспорта Республики Молдова и обеспечит сообщение как со странами Центральной Европы, причерноморского бассейна, так и с ближневосточными государствами. Республика Молдова пользуется постоянной поддержкой со стороны стран мира, международных структур, членами которых они являются, в своих усилиях по разрешению приднестровского конфликта и выводу российских войск, а также принадлежащих им вооружения и боеприпасов с территории республики.
Вместе с тем, наряду с динамичным развитием в международном плане, наличие ряда проблем, с которыми сталкивается Республика Молдова, в том числе присутствие сепаратистского региона, политическая нестабильность, сдерживающая продвижение реформ, слабое развитие экономики, низкий уровень жизни, делает необходимым более активное включение внешней политики в обеспечение политики внутренней. Это должно быть обеспечено путем усиления экономического аспекта внешней политики или оживления экономической деятельности.
Во-вторых, речь идет о нынешнем контексте международной системы. Мир вступил в новое тысячелетие, межгосударственные отношения развиваются как по форме, так и по содержанию, и эти процессы оказывают прямое или косвенное воздействие на Республику Молдову. Несмотря на ощутимость отдельных реминисценций, все же идеологическое противостояние между крупными блоками исчезло и вместе с этим существенно снизился риск глобальной атомной катастрофы. В удельном весе военной составляющей в силовом статусе государств на уровне межгосударственных отношений, все большую значимость приобретают характеристики экономического, политического, научного, культурного и других порядков. Таким образом, международный авторитет страны зависит сегодня в значительной мере от ее интеллектуальных, научных, информационных возможностей, жизненного уровня граждан, уровня концентрации финансового капитала, многообразия экономических и торговых связей. Следовательно, усилия внешней политики Республики Молдова должны быть нацелены на продвижение именно этих характеристик.
Либерализация экономики и торговли, укрепление рыночных отношений, приведение национального законодательства в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, открыли широкие возможности для социально-экономического развития Республики Молдова, в том числе для включения ее экономики и торговли в международный оборот. Более того, вследствие изменения мирового порядка, явившегося результатом прекращения «холодной войны», географическое расположение Республики Молдова приобрело особое значение, определив ей роль связующего торгово-экономического моста между восточным и западным рынками. Так как подобное геополитическое преимущество было достигнуто несколькими странами, расположенными в одной географической зоне, требовалось осуществить его настоятельное и последовательное использование, особенно в первые годы после провозглашения независимости. Несмотря на это, в силу ряда объективных и субъективных факторов, данная возможность не была эффективно использована в течение прошедших лет. Следовательно, одной из важных задач внешней политики, по крайней мере на следующее десятилетие, является восстановление доверия иностранных инвесторов, мобилизация с этой целью необходимых ресурсов, в том числе укрепив механизмы продвижения положительного образа страны. Вместе с тем нужно учитывать, что ни один механизм, даже наиболее совершенный, не в состоянии создать такой образ без его подкрепления благоприятными условиями на внутреннем пространстве.
Приобретает размах процесс глобализации политических, экономических, финансовых и торговых отношений, который, наряду с углублением взаимозависимости государств, предполагает также полную либерализацию торговли и условий иностранных инвестиций. Не адаптация к этой среде увеличивает риск потери ряда важных позиций и сегментов рынка. Продвигая открытость политики и экономики, Республика Молдова поддержит таким образом указанный процесс и подтвердит необходимость принятия всех мер для предупреждения нежелательных последствий глобализации, в частности мировых финансовых кризисов, способных поколебать сами основы цивилизации. Наряду с этим, Республика Молдова выступает в пользу сохранения культурной и этнической идентичности народов.
В условиях возрастающей взаимозависимости в мире, ни одно государство, независимо от его географического расположения, политического и экономического веса в международной системе, не может оставаться пассивным к явлениям, угрожающим миру и безопасности, даже если они происходят в десятках тысяч километров от него, на других континентах. В действительности классическая концепция безопасности развивается, дополняясь новыми интерпретациями и восприятиями. С исчезновением биполярной системы, возникли иные угрозы безопасности и стабильности, такие как сепаратизм, международный терроризм, этнический национализм, религиозный фундаментализм. Безопасности нации в не меньшей мере могут угрожать участившиеся природные катаклизмы, глобальные климатические изменения etc. В том, что касается обеспечения фундаментальных интересов государства, каким является национальная безопасность, внешняя политика Республики Молдова должна обладать твердым ответом на все угрозы, безоговорочно вступая в международные союзы и коалиции, ориентированные на борьбу с указанными бедствиями.
В стремлении противостоять многочисленным опасностям, мировое сообщество в целом и Европа в частности, вовлечены в процессы экономической и политической интеграции. Имеет место сплочение государств вокруг крупных силовых полюсов. В границах Старого света таким полюсом является Европейский союз, к которому устремлены расположенные в данной зоне страны, в том числе и Республика Молдова.
Важные изменения происходят и в процессе установления мирового порядка, при котором мировой системой признан или находится на пути признания авторитет ряда международных организаций – таких как ООН, НATO, ЕС, ОБСЕ etc., к которым международное сообщество может апеллировать в кризисных ситуациях. Сегодня уже сложно себе представить, что локальный конфликт, подобный балканскому, может перерасти в мировое противостояние.
Принцип разделения сфер влияния хотя и не изжил себя, сегодня более завуалирован. РМ заинтересована и намечено внести свою лепту в установление стабильной международной системы, основанной на принципах равноправного суверенитета государств, взаимовыгодной кооперации и уважения, что обеспечило бы безопасность каждого государства в политической, военной, экономической, гуманитарной и других областях. Всемирным центром разрешения всех глобальных проблем должна и в дальнейшем оставаться ООН. Принимая во внимание тенденции концентрического группирования международных субъектов вокруг силовых полюсов, а также усиление процессов глобализации, Республика Молдова будет выступать в пользу многополярного мира, с соблюдением ценностей и культурной идентичности каждого государства.
Таким образом, сложившееся международное положение вынуждает РМ действовать активно, восприимчиво к событиям глобального масштаба. Подобная позиция обусловлена национальными интересами нашей страны.
III. Основные цели и приоритеты внешней политики
Исходя из национальных интересов РМ в политической, экономической, финансовой, военной, научной и культурной областях, главные направления внешней политики ориентированы на достижение следующих основных целей:
– укрепление независимости и суверенитета РМ, восстановление ее территориальной целостности. Это предполагает продолжение процесса мирного урегулирования приднестровского вопроса и вывод иностранных войск с территории РМ;
– защита интересов национальной безопасности РМ. В связи с тем, что РМ не обладает признанным силовым статусом, данная цель может быть достигнута лишь благодаря проведению искусной и корректной внешней политики, направленной на укрепление доверия и кооперации в регионе, продвижение демократических ценностей, благоприятствование отношениям между Западом и Востоком. Безопасность Республики Молдова станет более надежной, если отношения между Россией, Украиной – с одной стороны, и евроатлантическими организациями – с другой, упростятся, утратят оттенок былого биполярного противостояния. Чем активнее и плотнее включится Республика Молдова во внутрирегиональную кооперацию, тем прочнее будет и государство. Следовательно, членство или участие во внутрирегиональных европейских организациях и инициативах, а также присоединение к ЕС, отвечает и целям безопасности РМ.
Стратегия РМ в отношении дипломатического обеспечения ее интересов безопасности, будет разработана в рамках отдельного концептуального документа, который войдет в программу правления;
– укрепление демократии и правового государства.
В то же время, наряду с перечисленными основными целями, постоянными для внешней политики, нынешний контекст политического и экономического положения Республики Молдова, а также изменения в международном, в частности европейском плане, выдвигают следующие приоритетные задачи:
– Европейская интеграция РМ, в том числе вступление в ЕС;
– продвижение благоприятного политического и экономического образа Республики Молдова на внешнем пространстве, с целью привлечения инвестиций капиталов, создание конкурентоспособной экономики;
– политико-дипломатическое обеспечение продвижения экспортного потенциала РМ.
В рамках указанных основных и приоритетных целей дипломатические усилия будут ориентированы на достижение следующих задач:
– обеспечение роста авторитета и укрепления позиций РМ на внешнем пространстве, необходимых для увеличения ее политического, экономического и интеллектуального потенциала;
– утверждение РМ в качестве фактора стабильности в регионе;
– сохранение согласованности и единства действий Республики Молдова на внешнем пространстве;
– продвижение ценностей рыночной экономики.

Европейская интеграция как приоритетная стратегическая цель
В условиях, когда новый мировой порядок очерчивается вокруг крупных силовых полюсов, очевидно, что и Республика Молдова не может оставаться вне формирующихся сообществ, при этом жизненную необходимость приобретает ориентирование и интеграция с одним из полюсов для обеспечения собственных перспектив развития и национальной безопасности. Для Республики Молдова таким полюсом является Европейский Союз, с его неоспоримой политической и экономической весомостью.
Выбор в пользу европейской интеграции для Республики Молдова обоснован следующими политическими и экономическими аргументами:
– история ЕС – это хороший пример региональной кооперации, надежного средства защиты национальных интересов. Нынешняя фаза процессов политической и экономической интеграции в Европе ориентирована на создание паневропейской политической системы и делает необходимым вовлечение всех стран континента, независимо от их статуса в ЕС: члены, кандидаты, участники или кандидаты в более отдаленной перспективе. Эта необходимость продиктована и современным контекстом международной системы, в том числе глобализацией экономики и межгосударственных отношений, с последствиями которых РМ рано или поздно придется столкнуться. Лишь пребывая в сильном политическом и экономическом сообществе, каковым является ЕС, РМ сможет противостоять этой проблеме;
– с учетом географических и исторических критериев, РМ является страной европейской культуры и традиций. Следовательно, интеграция в европейское пространство – вполне естественная цель. Кроме того, провозгласив себя независимым государством, РМ в качестве стратегической задачи определила создание правового государства, основанного на мировых демократических ценностях. ЕС служит достойным примером демократии, политической стабильности и экономического благосостояния. Поэтому стремление РМ к присоединению именно к этому сообществу вполне оправдано;
– диалектическое развитие цивилизаций доказывает, что со временем все без исключения расположенные на европейском континенте страны будут вовлечены в интеграционный процесс. РМ не может оставаться в изоляции и противостоять данному процессу;
– присоединение РМ к ЕС укрепит ее государственность (независимость и суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность, традиции, языки и культурную идентичность);
– четкая европейская ориентация РМ привлечет иностранные инвестиции, которые остаются решающей составляющей в развитии экономики страны. Вследствие этого, возрастет и конкурентоспособность молдавских товаров на внешнем рынке;
– благоприятными факторами в пользу интеграции РМ в Европу служат и ее нынешние экономические и торговые отношения: из числа первых 28 государств, с которыми РМ развивает эти отношения, 9 являются членами ЕС и 10 находятся на пути к присоединению. Удельный вес прямых инвестиций в экономику РМ из стран ЕС равен 86,1%, во внешней торговле он составляет 26,2% (2001 г.).
РМ осознает, что помимо политической воли сторон, присоединение к ЕС предполагает прежде всего соответствие РМ ряду политических и экономических условий. В этом отношении стратегия присоединения к ЕС, в том числе план действий на краткосрочный и средний периоды, которые должны быть приняты постановлением правительства, детально раскроют данный комплекс мер. Их основными элементами являются подписание Соглашения о свободном обмене с ЕС, включение РМ в процесс стабилизации и объединения, приобретение качества участника ЕС, которые РМ надлежит осуществить поэтапно.
В силу того, что путь к европейской интеграции длителен и нелегок, на Министерство иностранных дел возлагается задача по мониторингу, координации, стимулированию и ускорению этого процесса, в соответствии с действующим Законом о дипломатической службе. Особое внимание будет оказано последовательности продвижения реформ, деятельности РМ в плане выполнения Соглашения о партнерстве и кооперации в рамках Пакта о стабильности. Инициативы РМ на внешнем пространстве будут выдвигаться с учетом их соответствия и воздействия на европейскую интеграцию. Вместе с тем, значение европейской интеграции должно популяризироваться СМИ, с целью создания благоприятного общественного мнения.
Стратегия РМ в отношении присоединения к Европейскому союзу, в частности План действий в данном контексте, будут разработаны в рамках отдельного концептуального документа, который будет включен в программу правления.
IV. Пути и средства достижения приоритетов внешней политики
Республика Молдова и в дальнейшем намерена проводить политику соблюдения нейтралитета, выполняя свое обязательство не участвовать в вооруженных конфликтах, политических, военных или экономических союзах, целью которых является подготовка к войне, не допускать использования собственной территории для расположения иностранных военных баз, не владеть и не разрабатывать ядерное оружие.
РМ приветствует заключение и соблюдение всех соглашений в области контроля над вооружением, усилия, направленные на разоружение и разрядку. В своих отношениях с другими государствами Республика Молдова не допускает политики диктатуры и политического или экономического давления, высказывается раздела политики сфер влияния и расценивает суверенное равноправие государств и свободу выбора путей развития в качестве неотъемлемого права каждого народа.
Строго соблюдая указанные принципы и нормы международного права, РМ будет добиваться достижения целей внешней политики посредством:
– двусторонней дипломатии;
– многосторонней дипломатии в рамках международных организаций и миссий, в том числе путем региональной и внутрирегиональной кооперации;
– экономической дипломатии;
– культурной дипломатии.
Двусторонняя дипломатия
Учитывая возрастающую ныне потребность в прагматичной внешней политике, необходимо отказаться от географического подхода к двусторонним отношениям, одинаково уделять внимание как государствам, с которыми РМ тесно сотрудничает, так и тем, сотрудничество с которыми менее развито.
Следовательно, оставляя без изменений нынешнее распределение и географическое расположение дипломатических миссии РМ, а также принципы продвижения добрых взаимоотношений кооперации со всеми странами мира, приоритеты развития двусторонних отношений надлежит определить в зависимости от геополитических, торгово-экономических и культурных критериев, в которых, в свою очередь, должны быть учтены:
a) необходимость развития стратегических и привилегированных отношений;
b) нынешний объем экономического и торгового объема;
c) особые отношения сотрудничества и добрососедства;
d) отдельные специфические интересы.
а) С учетом вклада США в мировую экономику, роли, которую эта страна играет в поддержании мира и международной безопасности, а также помощи, оказываемой Республике Молдова в осуществлении реформ (В настоящее время техническая и гуманитарная помощь со стороны США составляет около 60% от всего объема зарубежной помощи), стратегическое партнерство с этой страной остается одним из основных во внешней политике Республики Молдова. Необходимо практическое внедрение Двустороннего молдово-американского плана работы, с укреплением его политического и экономического аспектов.
Россия занимает первое место в экономических и торговых отношениях с РМ. С учетом этих тесных отношений, а также того факта, что значительную часть молдавского общества составляют лица, говорящие по-русски, и, принимая во внимание политическую и экономическую весомость в международной системе, Россия остается в числе стратегических партнеров РМ. Развивая в дальнейшем приоритетные политические, экономические и культурные отношения с Россией, РМ будет содействовать ее отношениям с ЕС и NATO, вовлечению этой страны в строительство новой расширенной Европы.
Республика Молдова продолжит развитие отношений партнерства и сотрудничества с Германией, учитывая динамику экономических и торговых обменов с данным государством, его влиянием в рамках Европейского союза. Исходя из культурного и лингвистического сходства, общей принадлежности к движению франкофонии, РМ расширит привилегированные отношения с Францией. Будет оказано также повышенное внимание продвижению приоритетных отношений и с остальными государствами – членами ЕС, в частности Великобританией, Италией, Австрией, а также с Канадой, Китаем и Японией.
РМ будет развивать углубленные отношения с государствами Центральной и Восточной Европы, в том числе со странами Балтии, действительными или будущими кандидатами в ЕС. Опыт этих стран, касающийся реформирования политической системы, построения правового демократического государства, перехода к рыночной экономике представляет особый интерес для Республики Молдова. В то же время сотрудничество с указанными странами – как в двустороннем, так и в многостороннем плане – станет важным элементом в отношениях между РМ и ЕС;
b) имеется в виду, главным образом, продвижение приоритетных отношений со странами, которые на протяжении последних семи лет удерживаются, с небольшими вариациями, в числе первых в сфере экономического и торгового обменов с РМ;
c) продвижение особых отношений дружбы и сотрудничества с соседними государствами – Румынией и Украиной.
Отношения с Румынией развиваются в силу особого партнерства, основанного на критериях как географического (Румыния соседствует в РМ), так и историко-культурного порядков. Повышенное внимание будет уделяться кооперации в области экономики, энергетики и транспорта, с целью преодоления односторонней экономической зависимости Республики Молдова. Особое значение приобретет кооперация между нашими странами в плане европейской интеграции РМ.
РМ будет развивать взаимовыгодные отношения дружбы и добрососедства с Украиной. Наряду с тем, что Украина является вторым торговым партнером РМ, а также посредником в приднестровском конфликте, укрепление двусторонних отношений с Украиной благоприятно для РМ в контексте ее европейской интеграции. Целью обеих наших стран является европейская интеграция, продвижение мира, безопасности и стабильности в регионе;
d) повышенное внимание будет оказано развитию отношений с отдельными государствами в силу ряда специфических факторов как, например, присутствие значительной рабочей силы из РМ (Португалия, Испания, Италия), объем технической помощи (Голландия, Швейцария, Япония, Канада, Дания, Швеция).
Вместе с тем, основываясь на традиционные экономические отношения, Республика Молдова будет сохранять и развивать связи дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с Беларусью, странами Кавказа и Центральной Азии, входящими в СНГ.
Многосторонняя дипломатия в рамках международных организаций и миссий; региональная и подрегиональная кооперация
В качестве члена международных организаций Республика Молдова пользуется возможностью дополнения и расширения двусторонних механизмов продвижения национальных интересов, касающихся разрешения приднестровского конфликта, вывода иностранных войск с территории республики, европейской интеграции, в том числе региональной и внутрирегиональной интеграции, обеспечения ряда гарантий национальной безопасности.
В этом смысле активное участие в рамках ООН и ее специализированных институтов концентрирует усилия для оживления деятельности страны в структурах по сохранению мира и порядка и получения технической и финансовой помощи для национальной экономики. Республика Молдова будет поддерживать более активное вовлечение ООН в разрешение проблем, касающихся сохранения мира и безопасности в международном плане, реального разоружения, защиты окружающей среды etc, будет придавать первостепенное значение миротворческой деятельности ООН в целях предупреждения и урегулирования международных, региональных и локальных конфликтов.
В то же время усилия Республики Молдова будут сориентированы на использование возможностей ООН и ее специализированных структур в том, что касается финансовой и консультативной поддержки проводимых в стране демократических реформ, развития культуры и международного сотрудничества в данной области.
Региональная кооперация в рамках ОБСЕ и ЕС. РМ выступает за укрепление ОБСЕ в качестве паневропейской организации безопасности и кооперации, которая предоставляет единые возможности для развития диалога и кооперации между ее членами. РМ будет содействовать осуществлению задач ОВСЕ по преодолению кризисов и предупреждению региональных конфликтов, включая меры по поддержанию мира и мирному урегулированию конфликтов, будет поддерживать деятельность ОБСЕ в качестве главного форума в процессе контроля над вооружением и разоружением, укрепления доверия. На ОБСЕ возложена задача по обеспечению переговоров в рамках поиска мирного разрешения приднестровского конфликта.
Совет Европы – это форум европейского диалога, инструмент оценки степени уважения демократических ценностей странами-членами данной организации. Учитывая, что доступ в ЕС требует положительного отзыва СЕ, РМ надлежит строго соблюдать обязательства взятые в рамках этого организма. Важной целью для нашей страны остается завершение процесса мониторинга Республики Молдова со стороны Совета Европы.
Евроатлантическое партнерство, присутствие США в Европе является ключевым моментом в обеспечении безопасности на европейском континенте и в мире. В этом смысле, развитие сотрудничества в рамках НATO, в том числе при помощи PPP, отвечает интересам государственной безопасности РМ.
Подрегиональная кооперация предоставляет Республике Молдова особые возможности для расширения многосторонних отношений, накопления опыта в этой области, гармонизации институционной системы, национального законодательства и разрешения транснациональных проблем. Вместе с тем, РМ расценивает подрегиональную кооперацию в качестве неотъемлемого и очень важного фактора европейской интеграции. Из этого вытекает значимость активного вовлечения в региональные европейские инициативы и процессы, такие как ICE, SECI, PCSEE, PSPESE, CEMN. В этом контексте участие РМ в Пакте открывает новую перспективу для кооперации со странами Юго-Восточной Европы. Важной для РМ целью является интеграция в европейскую инфраструктуру: транспортные и энергетические сети. Пакт о стабильности предоставляет в этом смысле новые возможности. В числе первостепенных задач следует назвать присоединение к другим европейским инициативам и процессам интеграции, в частности, к процессу кооперации государств Юго-Востока Европы (PCSEE), новой инициативе касающейся кооперации между придунайскими странами, присоединение к зоне свободного обмена между государствами-участниками Пакта о стабильности.
Республика Молдова будет проводить активную политику эффективного экономического сотрудничества в рамках СНГ, которое представляет собой важный рынок сбыта товаров из РМ и остается благоприятным полем дальнейшего развития взаимовыгодных отношений со странами – членами СНГ в различных областях. Наша страна высказывается за сотрудничество, основанное на принципах равноправия, в качестве конечной цели предполагая образование единого экономического пространства, базирующегося на принципах рыночной экономики.
В соответствии со своими экономическими и финансовыми возможностями, Республика Молдова распространит свое присутствие в качестве члена и в других международных организациях, как правительственных, так и неправительственных с целью создания оптимальных условий для достижения целей внешней политики.
Необходимость экономической дипломатии, утверждения экономической дипломатики представляет собой ключевой момент новой редакции концепции внешней политики. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, практика ряда индустриально развитых государств показывает, что одновременно с усилением процессов глобализации и технологического прогресса, роль государства в экономике не снижается, а наоборот возрастает, находясь в положительном соотношении со степенью открытости для международной торговли. На долю государства в этом случае приходится особая ответственность: предупреждать нежелательные явления, присущие процессу глобализации экономики и придавать этому процессу национальные особенности.
В отличие от индустриально развитых государств, экономическая дипломатия которых ориентирована преимущественно на экспансию экономики за пределы страны, концепция внешнеэкономической политики Республики Молдова имеет основной целью привлечение в страну зарубежного капитала, с одной стороны и продвижение экспорта – с другой. Практически, необходимо провести на внешнем пространстве торгово-экономическую кампанию под эгидой государства, с использованием дипломатических средств. Опека государства будет заключаться в прямой активной поддержке оказанной экономическим агентам, крупным, средним и мелким предприятием из РМ, при посредничестве экономических и торговых представительств при посольствах РМ.
При определении ориентации торговой политики РМ, центра ее притяжения будет учтен тот факт, что экспорт сырья не является перспективным путем, из-за минимальной прибавочной стоимости на него.
РМ будет тесно сотрудничать с международными финансовыми организациями, особенно с МВФ, организацией призванной обеспечивать макроэкономическую стабильность в международной валютной и финансовой системах, а также с МБ, деятельность которого посвящена программам развития и структурных реформ по снижению уровня бедности, а также другим проблемам актуальным и для РМ. В этом смысле РМ будет координировать свою экономическую и финансовую политику с указанными организациями с целью ее адаптации к всемирной финансовой системе.
Сотрудничество с этими институтами, также будет способствовать предупреждению финансовых кризисов, несущих угрозу международной стабильности и безопасности.
В свете значимости многосторонних переговоров, касающихся инвестиций, а также присоединения к инициативе Investment Compact в рамках Пакта о стабильности, будут пересмотрены отношения с ОСDЕ, с целью достижения статуса члена-наблюдателя в данной организации.
Учитывая роль, которая отводится экономической дипломатии, а также наличие определенных неясностей в интерпретации этой производной классической дипломатии, будет разработана и принята ее концептуальная база: стратегия РМ в отношении продвижения экономических и торговых целей страны, с использованием дипломатических средств.
Культурная дипломатия
Республика Молдова будет оказывать повышенное внимание культурной составляющей в своих двусторонних и/или многосторонних дипломатических отношениях, как средству продвижения благоприятного имиджа страны. С этой целью будут использованы возможности предоставленные ЮНЕСКО, Движением франкофонии, Латинским союзом, другими международными организациями. Получат развитие отношения между учреждениями культуры, искусства, науки, образования и т.д. из нашей страны с аналогичными зарубежными центрами, в целях активного участия в культурной и научной международной жизни. Задачи и цели культурной дипломатии будут конкретизированы в Стратегии проведения культурной политики и образа РМ за рубежом, которую предстоит разработать и утвердить в Правительстве.
Республика Молдова предпримет необходимые меры для выявления молдавской диаспоры, установит отношения сотрудничества с ее представителями, привлечет их к созданию благоприятного образа Республики Молдова в качестве страны ориентирующейся на европейские стандарты, необратимо вовлеченной на путь демократизации и политического плюрализма, серьезного партнера с соответствующим человеческим и экономическим потенциалом, заинтересованного в развитии нормальных отношений со всеми странами мира, фактора стабильности в Европе и в мире.
Внедрение концепции внешней политики требует применения адекватного, жизнеспособного механизма. Наряду с основными элементами такого механизма, которым являются МИД и его дипломатические миссии, будут проведены определенные реформы в целях укрепления и приобщения государственных структур к текущим изменениям в мировой политике и экономике, выявления приоритетов страны в области внешнеэкономической политики. С этой целью будут предприняты определенные действия по реорганизации как в структуре МИД, так и в структуре Министерства экономики.
Для продвижения европейской интеграции в рамках МИД образуется образован Департамент по европейской интеграции.
В рамках посольств создаются торгово-экономические службы (отделы, управления). В своей деятельности департамент будет опираться на многочисленные общественные или частные организации, такие как Торгово-промышленная палата, Бизнес-центр, Союз промышленников и т.д. Основные задачи новой структуры будут заключаться в разработке и претворении в жизнь политики государства в области внешнеэкономических отношений, главным образом, путем оказания поддержки экономическим агентам в развитии и продвижении их на внешние рынки.
Министерство иностранных дел РМ.
«Независимая Молдова»