Концепция национальной безопасности Грузии
Концепция Национальной Безопасности Грузии
“Твердым намерением граждан Грузии является установление демократического порядка, экономической свободы, социального государства, которое управляется верховенством закона, обеспечение общепризнанных прав и свобод человека и укрепление государственной независимости и мирного сосуществования с другими нациями…”
Преамбула Конституции Грузии
Введение
Грузия опубликовывает свою Концепцию Национальной Безопасности второй раз. Документ отражает изменения, которые произошли в обстановке безопасности Грузии, а также их влияние на угрозы и опасности национальной безопасности.
Концепция Национальной Безопасности Грузии является основным документом, который объясняет основные национальные ценности и национальные интересы, видение безопасного развития нации, угрозы, риски и опасности и закрепляет основные направления политики национальной безопасности.
Правительство Грузии разрабатывает, и Парламент Грузии ратифицирует Концепцию Национальной Безопасности. Политические партии, неправительственные организации и другие представители гражданского общества сыграли важную роль в разработке Концепции. Основываясь на Концепции Национальной Безопасности, Правительство Грузии реализует меры для обеспечения защиты основных национальных ценностей и соблюдения национальных интересов и для надлежащего реагирования на риски, угрозы и опасности, с которыми сталкивается страна.
Концепция Национальной Безопасности создает основу для развития специальных стратегий и планов, которые были пересмотрены в соответствии с изменениями в Концепции Национальной Безопасности.
Обстановка безопасности Грузии
Международные и региональные события последних нескольких лет значительно изменили обстановку безопасности Грузии.
Масштабная военная агрессия со стороны Российской Федерации против Грузия в августе 2008г. дала ясно понять, что для некоторых стран открытая военная агрессия все еще является инструментом, который они стремятся использовать для достижения своих политических целей в современном мире.
Военная агрессия со стороны Российской Федерации в 2008г., оккупация грузинских территорий и размещение оккупационных сил на грузинских территориях значительно ухудшила обстановку безопасности Грузии. Война 2008г. продемонстрировала, что Российская Федерация не признает суверенитет Грузии, включая выбор Грузии в пользу демократии и ее независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Более того, военная агрессия со стороны Российской Федерации ухудшила обстановку безопасности в Кавказском регионе в целом. В дополнение, нестабильность в Северном Кавказе и неразрешенный конфликт Нагорного Карабаха негативно повлияли на обстановку безопасности Грузии. Создание мирной и сбалансированной обстановки в Кавказском регионе положительно повлияет на безопасность Грузии.
Расширение интеграционных процессов в Европе очень важно для безопасности Грузии. Грузия является частью европейского и евроатлантического пространства. Следовательно, экспансия НАТО и Европейского Союза в восточном направлении очень важна для Грузии.
Грузия поддерживает близкие отношения с мировыми лидирующими демократическими государствами. Поддержка этих стран играет важную роль в развитии демократической Грузии.
Наряду с постоянно изменяющейся международной обстановкой, другие факторы — такие как внутренние политические процессы — также влияют на безопасность Грузии. Укрепление демократических достижений страны посредством проведения реформ положительно влияет на стабильность и ускорение развития государственных демократических институтов.
Для стабильного и безопасного развития страны чрезвычайно важно поддерживать высокие темпы долгосрочного экономического роста; это достигается посредством принятия принципов свободной рыночной экономики, строгой налоговой дисциплины и сбалансированной денежной политики. Открытые партнерства, свободная торговля и экономические отношения со всеми нациями и международными образованиями — особенно с Европейским Союзом, Соединенными Штатами и странами региона — также представляют важные выборы, которые сделала Грузия.
Национальные ценности Грузии
Суверенитет и территориальная целостность: Грузия является независимым, единым и неделимым государством в границах, определенных Конституцией Грузии. Она уважает суверенитет и территориальную целостность других государств и ожидает такую же позицию с их стороны. Грузия не признает никакие попытки нарушить ее суверенитет, включая попытки насильно изменить ее внешнюю политику и вмешаться в ее внутренние дела.
Свободы: Права и свободы Всемирной Декларации Прав Человека, Конвенции ООН о гражданских и политических правах и Европейской Конвенции о правах и основных свободах человека признаются Грузией и гарантируются ее Конституцией. Грузия гарантирует права и свободы всех граждан и групп, проживающих в Грузии, уважает их право свободного выбора, гарантирует право на свободу слова, мысли, сознания, религии и верований и создает благоприятные условия, которые позволяют каждому гражданину реализовывать свой потенциал. Грузия признает, что экономическая свобода является предпосылкой для реализации всех других прав и свобод.
Демократия и верховенство закона: Грузия поддерживает демократические ценности и принципы и, основываясь на них, создает систему демократического управления, при которой власть государства ограничивается законом и разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Грузия обеспечивает верховенство закона, плюрализм и защиту прав меньшинств и стремиться укрепить гражданское общество и другие демократические институты.
Безопасность: Грузия стремится обеспечить безопасность государства, его граждан и институтов в рамках ее границ, признанных на международном уровне. Для обеспечения своей безопасности, Грузия признает нормы и принципы международного права и верит, что безопасность неделима и в отношениях между гражданами в стране, и в международной системе, поскольку безопасность одного государства не может укрепляться за счет другого государства.
Процветание: Грузия признает, что стремление к процветанию является неотъемлемым правом человека, которое необходимо гарантировать, правом, которое возможно только в свободной обстановке. Для достижения максимального благосостояния для своих граждан Грузия стремится к устойчивому развитию государства посредством создания свободной экономической среды, которая характеризуется минимальным регулированием, ответственной макроэкономической политикой, низкими налогами и нацеленной социальной политикой.
Мир: Грузия стремится создать отношения со всеми нациями, основные на нормах и принципах международного права. В целях разрешения споров Грузия обращается к мирным и признанным на международном уровне методам. Свободная, независимая, единая, развитая и мирная Грузия укрепит региональную и межнациональную безопасность и стабильность.
Национальные интересы Грузии
1. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности: Грузия нацелена на использование всех доступных законных и мирных способов для восстановления и поддержания своей территориальной целостности и защиты своих границ, признанных на международном уровне.
2. Развитие государственных институтов и укрепление демократии: Грузия создает модель управления, которая обеспечит ускоренное и устойчивое развитие демократической политической системы страны. Целью Грузии является укрепление демократических институтов, которые обеспечат верховенство закона, охрану прав и свобод человека и защиту свободы слова, мысли, сознания, религии и верований. Важно укреплять демократические ценности в сообществе, повышать гражданскую сознательность и повышать доверие к государственным институтам.
3. Развитие эффективной системы национальной безопасности: Грузия нацелена создать систему безопасности, которая гарантирует ускорить развитие грузинской государственности и безопасности граждан.
4. Укрепление национального единства и гражданского согласия: Грузия гарантирует защиту интересов своих граждан, их прав и свобод. Таким образом, Грузия способствует созданию общества, которое руководствуется равенством перед законом, плюрализмом, терпимостью, справедливостью, правами человека и равенством независимо от расы, языка, пола, религии, политической и другой принадлежности. Равная вовлеченность членов многонационального и многоконфессионального грузинского народа в общественную и политическую жизнь является одним из приоритетов государства. Важно иметь контакт с гражданами Грузии, живущими на оккупированной территории, и вовлекать их в политические, экономические, социальные и культурные процессы страны.
5. Европейская и Евроатлантическая интеграция: Грузия стремится стать частью Европейских и Евроатлантических структур, что позволит ей укрепить демократию и национальную безопасность. Грузия следует принципу о том, что все нации имеют право выбирать свой стратегический путь будущего развития и союзы, к которым они хотят присоединиться.
6. Обеспечение стабильного долгосрочного экономического роста: Создание среды для стабильных и быстрых темпов долгосрочного экономического роста является одним из приоритетов грузинской политики национальной безопасности. Правительство Грузии обеспечивает свободное экономическое развитие, расширение международных экономических отношений страны, улучшение инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала, соблюдения принципов минимального управления, консервативной налоговой политики и сбалансированной денежной политики.
7. Обеспечение энергетической безопасности: Для обеспечения энергетической безопасности страны, приоритетом для Грузии является дальнейшая диверсификация источников энергии и маршрутов перевозок. Это в равной степени важно и для поддержания развития и модернизации энергетических систем страны, и для их интеграции с региональной энергетической инфраструктурой. Дальнейшее укрепление энергетической обеспеченности Грузии положительно повлияет на государственную безопасность, экономическое развитие и благосостояние граждан.
8. Обеспечение региональной стабильности: События в Европе, Черноморском регионе и Кавказе прямо влияют на национальную безопасность Грузии. События в Центральной Азии и Среднем Востоке также играют важную роль для Грузии. Поддержание стабильности и безопасности и мирное разрешение существующих противоречий в этих регионах совпадает с интересами Грузии. Грузия способствует региональной безопасности посредством сотрудничества в рамках двусторонних и многосторонних международных соглашений.
9. Укрепление транзитной роли Грузии: Грузия придает укреплению своей транзитной роли особое значение. В результате, Грузия готова еще более активно участвовать международных энергетических, транспортных и коммуникационных проектах.
10. Обеспечение безопасности окружающей среды Грузии и региона: защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов тесно связаны с общественным здоровьем и безопасностью. Обеспечение безопасности окружающей среды также особенно важно при реализации крупных внутренних и международных проектов.
11. Обеспечение гражданской интеграции и поддержание национальной и культурной уникальности: Приоритетом Грузии является поддержание и развитие культурного разнообразия и национальной уникальности. Важным для Грузии является ускорение интеграции и вовлечения всех этнических групп в процесс развития страны. Грузия создает условия для защиты и развития идентичности и культуры этих групп.
12. Укрепление виртуальной безопасности: Безопасность виртуального пространства и защита электронной информации – очень важна для Грузии. Поскольку информационные технологии развиваются очень быстрыми темпами, ключевая инфраструктура становится все более зависимой от них. Следовательно, борьба с виртуальной преступностью и защита от виртуальных атак очень важна для национальных интересов Грузии.
13. Демографическая безопасность: Поддержание здорового образа жизни, стремление к увеличению продолжительности жизни, способствование репатриации грузинских граждан и сограждан и дальнейшей реинтеграции являются важными приоритетами для Правительства Грузии. Демографическая безопасность напрямую связана со стабильными и высокими темпами долгосрочного роста Грузии.
14. Отношения с диаспорой: Для Грузии очень важно укреплять связи с согражданами, живущими за границей, поддерживать изучение грузинского языка и сохранять культурную идентичность грузинской диаспоры.
Угрозы, риски и опасности для национальной безопасности Грузии
1. Оккупация грузинских территорий Российской Федерацией и террористические акты, организованные Российской Федерацией на оккупированных территориях: В начале 20го века Грузия была жертвой российской агрессии, которая привела к 70-летней советской оккупации. В 1991г. Грузия вернула свою независимость; это повлекло за собой политическую и экономическую нестабильность, спровоцированную Российской Федерацией. В начале 1990х гг. агрессивные сепаратистские движения — спровоцированные и поддерживаемые Российской Федерации —вызвали вооруженное противостояние, в котором непосредственно участвовали войска Российской Федерации, вместе с местными уголовными группировками. Эта конфронтация привела к этнической чистке грузин, факту, который был признан ООН, ОБСЕ и Европейским Парламентом.
С целью нарушения суверенитета и территориальной целостности Грузии и ограничения ее свободного и демократического выбора Российская Федерация в августе 2008г. предприняла дальнейшую военную агрессию, которая сопровождалась новой волной этнической чистки. Незаконные действия Российской Федерации зафиксированы в Докладе Независимой Международной Миссии по установлению фактов о конфликте в Грузии, направленной Европейским Союзом. Оккупация грузинских территорий Российской Федерацией признали ряд правительство, а также международных правительственных и неправительственных организаций.
В попытке легализировать результаты своей военной агрессии российское правительство, игнорируя принципы международного права и Соглашение о прекращении огня, подписанное Российской Федерацией и Грузией 12 августа 2008г., объявило оккупированные регионы независимыми государствами и направило новые войска и инфраструктуру в Абхазию и регион Цхинвали. В дополнение, Российская Федерация, обратившись к другим членам международного сообщества с обращением признать независимость Абхазии и региона Цхинвали, оказывала политическое и экономическое давление на определенные страны.
Военная оккупация части грузинской территории Российской Федерацией нарушает суверенитет Грузии и является фактором, который сдерживает ее государственность и подрывает политическое, экономическое и социальное развитие. Усиленная милитаризация оккупированных регионов и размещение российских наземных, воздушных, морских и пограничных войск нарушает суверенитет Грузии и угрожает безопасности в регионе, в целом.
Неуважение Россией суверенитета и территориальной целостности государства — и ее попытки изменить архитектуру европейской и евроатлантической безопасности и восстановить принцип “сфер влияния”— грозит не только Грузии, но и всем государствам, которые являются соседями Российской Федерации, а также европейской безопасности в целом.
Есть достаточные доказательства того, что, после русско-грузинской войны 2008 г. и оккупации Абхазии и региона Цхинвали, Россия использовала эти территории для набора и обучения террористов для осуществления террористических актов в других частях грузинской территории, что подтверждено недавним выявлением террористических групп и последующим подавлением их деятельности.
Тревожат регулярные и грубые нарушения прав человека со стороны чужих режимов и российских оккупационных сил в оккупированных регионах. Грузинские граждане, живущие на оккупированных территориях, систематически преследуются на основе их национальности, в то время как продолжаются попытки искусственно изменить демографический баланс. Грузия обеспокоена угрозой, которую создает оккупация для этнической и культурной идентичности Абхазии.
Незаконная экономическая деятельность Российской Федерации и эксплуатация природных ресурсов на оккупированной территории приводит к критическим последствиям для окружающей среды в этих регионах Грузии.
2. Риск возобновления военной агрессии со стороны России: военная агрессия России в августе 2008г. нацелена не только на оккупацию грузинских территорий и международное признание чужих режимов, но и на изменение внешней политики Грузии и насильственное свержение демократически избранного правительства. Правящая политическая элита Российской Федерации рассматривает независимую и демократическую Грузию в качестве угрозы. Следовательно, Российская Федерация стремится превратить Грузию в недееспособное государство, создать препятствия для реализации выбора Грузии в направлении европейской и евроатлантической интеграции и насильно вернуть Грузию на российскую политическую орбиту. Присутствие российских войск на оккупированных грузинских территориях, а также сооружение и укрепление военных баз создает место сосредоточения для провокаций и плацдарма для возможного возобновления военной агрессии. Российская Федерация нарушает основные нормы международного права, не выполняет Российско-грузинское Соглашение о прекращении огня от 12 августа 2008 г. и отказывается давать заверение о ненападении на Грузию. Она блокирует работу миссий ООН и ОБСЕ в Грузии, сопротивляется реализации полномочий Европейского Союза в рамках Миссий Надзора на оккупированных территориях и выступает против идеи создания международного механизма поддержания мира. Принимая во внимание все вышесказанное, существует риск возобновления российской агрессии. Тем не менее, международная поддержка Грузии и присутствие Миссий Европейского Союза по надзору являются важными сдерживающим средством возможной агрессии.
3. Нарушение прав внутренне перемещенных лиц и беженцев с оккупированных территорий: Этническая чистка в начале 1990х гг. и в 2008г., которая привела к изгнанию около 80% жителей этих территорий из их домов — около 500,000 лиц, из которых около 261,000 в настоящее время проживают в неоккупированной части Грузии.
Нарушение основных прав лиц, которые были насильно выселены из оккупированных территорий, является серьезной проблемой для Грузии. Важным приоритетом Грузии является защита прав этих людей, включая их право на проживание и владение на оккупированных территориях.
4. Конфликты на Кавказе: Возможное перемещение конфликтов из соседних стран представляет угрозу для Грузии.
Конфликты на Кавказе негативно влияют на безопасность всего региона и представляют собой потенциальный источник гуманитарного кризиса. В то же время, Российская Федерация намеревается очернить Грузию среди населения Северно-Кавказского региона Российской Федерации.
Недостаток контроля над Абхазией и регионом Цхинвали в Грузии, который граничит с Российской Федерацией, создает условия, благоприятные для транснациональных преступников и затрудняет эффективную борьбу с транснациональной преступностью.
Другой проблемой является продолжающийся конфликт между Арменией и Азербайджаном. Возобновление военной конфронтации между этими двумя государствами ослабит безопасность всех трех народов Южного Кавказа и увеличит политическое влияние России во всем регионе.
5. Международный терроризм и транснациональная организованная преступность: Терроризм – это одна из серьезных проблем современного мира; она происходит от определенных государств и негосударственных игроков.
Оккупированные регионы Грузии создают благоприятные условия для транснациональной организованной преступности и международного терроризма. Организованные государством террористические акты представляют особую угрозу для Грузии.
Учитывая важную транзитную роль и потенциал Грузии, существует опасность, что оккупированные территории могут использовать для незаконной деятельности, такой как контрабанда и торговля оружием, составляющими оружия массового поражения, наркотиками и людьми.
6. Экономические и социальные проблемы: Низкие темпы долгосрочного экономического роста представляют проблему для национальной безопасности Грузии. Важно быть готовыми справляться с проблемами, вызванными возобновленным мировым экономическим кризисом. Дальнейшее повышение темпов экономического роста – очень важно для безопасности Грузии. Недостаточный экономический рост может привести к резкому снижению доходов государства и стремительному росту безработицы, что может повлечь за собой социальную напряженность, угрожая таким образом развитию страны, ее стабильности и национальной безопасности. В целях долгосрочной экономической безопасности Грузии, важно поддерживать и повышать конкурентоспособность экономики и граждан Грузии.
7. Энергетические проблемы: Укрепление энергетической независимости является важным фактором для национальной безопасности Грузии. С этой целью, жизненно необходимо диверсифицировать источники энергии.
Дальнейшее развитие чистых энергетических источников и создание необходимой инфраструктуры также важно для энергетической безопасности Грузии.
8. Виртуальные угрозы: С увеличением зависимости жизненно важной инфраструктуры Грузии от информационных технологий, проблемы, связанные с защитой грузинского виртуального пространства растут. Во время Русско-грузинской войны в 2008 г. Российская Федерация проводила масштабные виртуальные атаки параллельно с наземными, воздушными и водными атаками. Эти атаки показали, что защита виртуального пространства важна для национальной безопасности как часть наземной, водной и воздушной обороны.
9. Проблемы окружающей среды: Природные процессы и возникшие в результате человеческой деятельности кризисы могут угрожать природной среде Грузии, ее биоразнообразию и благосостоянию ее граждан.
Грузия обеспокоена вредом, нанесенным окружающей среде во время оккупации Российской Федерацией грузинских территорий—в частности, в Абхазии, в связи с приготовлением к Зимним Олимпийским Играм в Сочи в 2014г. Правительство Грузии, вместе с международным сообществом, будет предпринимать меры для предотвращения незаконной добычи строительных материалов и леса и их последующей транспортировки в Россию, что может повлечь за собой природную катастрофу на берегу Черного моря.
10. Демографические проблемы: Улучшение демографической ситуации важно для развития страны. Необходимо отметить, что по сравнению с предыдущими годами уровень рождаемости и возращения эмигрантов в Грузию повысился. Поддержание этой позитивной динамики является вызовом для Грузии.
Попытки Российской Федерации изменить, искусственно и незаконно, демографической баланс на оккупированных территориях посредством заселения российских граждан в благоприятных условиях создает для Грузии важную проблему. Более того, эта политика несет в себе опасность для идентичности Абхазии.
11. Проблемы гражданской интеграции: Гражданская интеграция требует создания условий, при которых все грузинские граждане могут изучать национальный язык, что будет способствовать их полному участию в политической, экономической, социальной и культурной жизни нации.
12. Разрушение или повреждение памятников культурного наследия: Защита памятников культурного наследия страны важна для Грузии. Грузия обеспокоена намеренным разрушением памятников культурного наследия на оккупированных территориях. Другим важным вопросом является защита памятников культурного наследия страны, расположенных за пределами Грузии.
Приоритеты Политики Национальной Безопасности
l. Прекращение оккупации территорий Грузии; отношения с Российской Федерацией.
1.1. Прекращение оккупации: Прекращение оккупации территорий Грузии, реинтеграция людей, живущих на этих территориях, и восстановление грузинского суверенитета на всей территории страны являются самыми важными приоритетами политики национальной безопасности страны.
Правительство Грузии нацелено на принятие своевременных и эффективных шагов в направлении деоккупации грузинских территорий с помощью мирных методов, основанных на принципах международного права. Грузия подтверждает свои обязательства по Соглашению о прекращении огня между Россией и Грузией от 12 августа 2008г.
В то же время, Грузия приняла одностороннее обязательство о неиспользовании силы, объявленное Президентом Грузии во время его выступления перед Европейским Парламентом 23 ноября 2010г. Это обязательство было подтверждено письмом Президента Грузии руководству ЕС, НАТО, ООН и ОБСЕ, а также Президенту Соединенных Штатов.
Грузия продолжает выдвигать мирные инициативы, включая те, которые предусматривают предоставление широкой автономии оккупированным на данный момент регионам, основываясь на европейском опыте.
Грузия приветствует все мирные инициативы и предложения, которые ускорят деоккупацию территорий. Для ускорения деоккупации грузинских территорий, необходима большая вовлеченность международного сообщества для оказания влияния на Российскую Федерацию. В частности, Россию необходимо убедить, взять на себя обязательство о непроявлении агрессии в отношении Грузии и соблюдении норм международного права, включая принцип о неразмещении военных сил на территории суверенного государства без его согласия. Более того, Россия должна уважать все свои обязательства согласно Соглашению о прекращении огня между Россией и Грузией от 12 августа 2008г., заключенному при посредничестве ЕС—прежде всего, отозвать свои войска с оккупированных территорий. Принятие термина “оккупация” в международных политических и правовых документах также является важной частью политики деоккупации. В этом отношении, документы, принятые Европейским Парламентом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Парламентской Ассамблеей НАТО, Сенатом США и законодательными органами других партнерских наций Грузии имеют большую важность.
Правительство Грузии считает, что единственными эффективными мерами для снижения напряженности является создание мирного механизма для обеспечения отзыва российских подразделений с оккупированных территорий и размещения на них международных сил поддержания мира. Поэтому Миссия Европейского Союза по надзору (МЕСН) важна для Грузии.
Тем не менее, МЕСН также должна охватывать оккупированные территории согласно полномочиям МЕСН. Это будет способствовать эффективному мирному процессу и установлению долгосрочного мира. Более того, разрешение Российско-грузинского конфликта положительно повлияет на разрешение других конфликтов в соседних государствах.
Важно, чтобы международное сообщество продолжало свою политику непризнания оккупированных территорий и подтверждения факта этнической чистки и этнического преследования, совершенного на этих территориях. В частности, важными с этой точки зрения являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2008, 2009, 2010 и 2011г.; Резолюция Совета Безопасности ООН 1993г.; документы, принятые на Саммите ОБСЕ в Будапеште в 1994г., в Лиссабоне в 1996г. и в Стамбуле в 1999г.; и резолюция Европейского Парламента от 17 ноября 2011г.
Чтобы нейтрализовать угрозу террористических нападений, организованных Российской Федерации с оккупированных территорий, Грузия развивает средства борьбы с терроризмом и активно сотрудничает с международным сообществом в этой борьбе.
Возвращение внутренне перемещенных лиц и беженцев в места своего постоянного проживания, восстановление их прав собственности и обеспечение гарантий безопасности должно достигаться с соблюдением принципов справедливости, равенства, прав и свобод человека, основанных на нормах международного права. Особенно важными являются положения, которые предоставят им возможность для безопасного, добровольного и достойного возвращения. Грузия всеми законными и мирными средствами будет оказывать сопротивление всем попыткам Российской Федерации, незаконно изменить демографический состав и ситуацию с имуществом в Абхазии и регионе Цхинвали, включая так называемые соглашения, налагаемые на оставшихся там людей.
1.2. Отношения с Российской Федерацией: Грузия желает иметь добрососедские отношения с Российской Федерацией, основанные на принципе равенства — которые невозможны без уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии и начала деоккупации. Грузия желает начать диалог с Российской Федерацией по этим фундаментальным вопросам.
Грузия поприветствует трансформацию Российской Федерации в стабильную, демократическую страну, которая уважает суверенитет, территориальную целостность, демократические ценности и рыночные принципы экономики других стран. Демократизация и прогнозируемая внешняя политика в Российской Федерации будет иметь положительное влияние на грузинскую, региональную и межнациональную безопасность.
Интеграция Грузии с европейскими и евроатлантическими институтами укрепит мир и стабильность на Кавказе, обеспечив российскую безопасность на ее южных границах, что должно совпадать с интересами Российской Федерации.
Установление обстановки мира и сотрудничества в Северо-кавказском регионе Российской Федерации имеет особую важность для Грузии. Грузия осознает необходимость углубления и развития отношений с народами Северного Кавказа, что повысит их осведомленность о целях и политическом курсе Грузии, что будет способствовать созданию атмосферы доверия, мира и стабильности в Кавказе. Языки народов Северного Кавказа, их культура и история являются частью мирового наследия; таким образом, их охрана и развитие важны для Грузии. Охрана уникальной природы Кавказа и безопасности окружающей среды региона вместе со связанными вопросами должны стать предметов совместных усилий Грузии и народов Северного Кавказа.
Кавказ – это общий дом для всех лиц и групп, живущих там. Грузия поддерживает мирное разрешение всех существующих конфликтов Кавказа в соответствии с принципами международного права. Этническое и религиозное разнообразие Кавказа представляет собой положительную характеристику региона, которая, в условиях доброй воли, демократии и защиты прав человека, создаст крепкую основу для стабильности, мира и развития региона.
2. Развитие государственных институтов и укрепление демократии
Граждане Грузии нацелены развивать свободное, демократическое общество и укреплять верховенство закона — общество, в котором все граждане равны перед законом, который является прозрачным, подотчетным и гарантирует права и свободы всех граждан, включая право на свободу слова, мысли, сознания, религии и вероисповедания и свободу собраний. Такая политическая системы является основной предпосылкой дальнейшего развития нации.
Конституция Грузии распределяет функции между законодательной, исполнительной и судебной властью, создавая основу для демократического управления. Изменения в Конституции Грузии 2010 года важны для дальнейшего развития государственных институтов и самоуправления страны. Законодательная и исполнительная ветви власти реформируются и оптимизируются, в то время как была создана прозрачная, подотчетная и компетентная государственная служба.
Становление верховенства закона достигается с помощью реформ судебной системы, нацеленных на дальнейшее повышение независимости и эффективности судов. Важно осуществление шагов для укрепления доверия к судебной системе, включая систему суда присяжных.
Грузия уделяет огромное внимание созданию эффективной системы местного самоуправления и стремится создать благоприятные условия для развития политических партий, различных союзов граждан, групп по интересам, деловых ассоциаций, неправительственных организаций и СМИ. Это ускорит развитие сильного и активного гражданского общества, что приведет к укреплению демократии и ответственного, подотчетного правительства.
Грузия достигла значительного успеха в борьбе с коррупцией. Несмотря на тот факт, что коррупция больше не представляет угрозы для национальной безопасности, борьба с коррупцией требует постоянной бдительности со стороны государственных институтов и гражданского общества. В этом отношении, Грузия продолжит реализовывать политику для дальнейшего увеличения прозрачности в управлении.
3. Реализация политики вовлечения
Грузия нацелена на создание форматов, механизмов и стимулов, которые могут ускорить вовлечение между оккупированными территориями и другими регионами Грузии, что приведет к восстановлению отношений между гражданами Грузии, живущими по разные стороны оккупационной черты. С этой целью, Правительство Грузии разработало Государственную Стратегию относительно Оккупированных территорий: Вовлечение посредством Сотрудничества и План Действий для Вовлечения
Грузия заинтересована в сотрудничестве с международным сообществом для привлечения его ресурсов и опыта в реализации политики вовлечения. Координация с Правительством Грузии в гуманитарных проектах на оккупированных территориях также необходима для успешной реализации политики вовлечения.
4. Развитие системы обороны и безопасности Грузии
С целью защиты своей национальной безопасности, Грузия применяет реформы для повышения эффективности своей системы безопасности. Краеугольным камнем этих реформ является процесс пересмотра национальной безопасности, который включает институциональную политику координации между государственными органами, повышенное сотрудничество между военными и гражданскими институтами и развитие особых стратегий для всех органов, вовлеченных в сектор безопасности.
Одним из приоритетов грузинской политики безопасности является единая, гибкая, постоянная и эффективная система управления кризисными ситуациями, которая координирует действия государственных институтов, определенных грузинским законодательством. Эта система предусматривает меры для прогнозирования возможных кризисных ситуаций и их предотвращения или, в случае кризиса, обеспечивает быстрое прекращение или минимизацию его негативных последствий.
Одной из самых важных основ политики безопасность Грузии является укрепление оборонных возможностей страны с учетом изменившейся обстановки безопасности. Правительство Грузии адаптирует свои вооруженные силы для встречи с новыми вызовами, оперативной обстановкой и задачами, с которыми они сталкиваются. Грузия уделяет особое внимание мерам для повышения готовности и способности своих войск реагировать на внешнюю агрессию. Эти меры нацелены на внедрение современных стандартов в образовании и системе обучения для дальнейшего развития системы управления персоналом, улучшения системы контроля и командования, повышения взаимодействия с НАТО и ускорения евроатлантической интеграции.
С целью развития этих основ разработаны и применяются соответствующие доктрины. Наряду с этим, рациональное управление крайне важными средствами и ресурсами обороны является частью процесса пересмотра стратегической обороны. В дополнение, важно применять эффективную систему управления кризисными ситуациями в вооруженных силах, а также создать основу для сотрудничества между военными и гражданским составляющими системы безопасности нации.
Оборонное планирование Грузии основывается на принципе всеобщей обороны, который требует успешного применения системы гражданской обороны, наряду с соответствующим образованием и обучением, развитием надлежащей инфраструктуры и созданием эффективного военного резерва. Новая резервная система улучшит обучение резервистов, командование и контроль и активное вовлечение населения в территориальную оборону. Для развития системы резерва и мобилизации, Грузия считает приоритетом сотрудничество со странами-партнерами и принятие их опыта. Грузия по прежнему верна демократическим ценностям и своей постоянной интеграции в евроатлантическое пространство. Следовательно, усиленное взаимодействие грузинских вооруженных сил с НАТО остается приоритетом грузинских оборонных реформ. Для укрепления своих оборонных возможностей, Грузия уделяет особое внимание углублению двустороннего сотрудничества и содействия со стороны стран-партнеров.
Грузия прилагает все усилия для внесения значительного вклада в текущие операции НАТО. Успешно проведенные грузинскими подразделениями военные миссии в ходе этих операций не только повышает важность Грузии для безопасности евроатлантического пространства, но также обогащает военный опыт грузинских вооруженных сил.
5. Интеграция в Организацию Североатлантического Соглашения и Европейский Союз
Один из главных приоритетов внешней политики и политики безопасности Грузии – это членство в НАТО и Европейском Союзе. Как черноморская и юго-восточная европейская страна, Грузия является частью Европы географически, политически и культурно; но все она была отрезана от своего природного курса развития историческими катаклизмами. Интеграция в НАТО и ЕС – это суверенный выбор Грузии, который укрепит безопасность Грузии и обеспечит ее стабильное развитие.
5.1 Присоединение к Организации Североатлантического Соглашения:
Присоединение к НАТО является важной целью внешней политики Грузии. Грузия рассматривает НАТО, как основу архитектуры евроатлантической безопасности, а также главным механизмом для обеспечения безопасности и стабильности в евроатлантическом пространстве. Членство Грузии в НАТО создаст основательные гарантии безопасности и стабильности нации и будет играть важную роль в укреплении стабильности во всем регионе. Реформы, связанные с членством в НАТО, помогают укрепить демократические институты страны и усилить оборонные возможности. Существует широкий политический и общественный консенсус в Грузии относительно членства в Альянсе, который был подтвержден результатами референдума, проведенного в 2008г.
С 2004г. Грузия достигла значительного прогресса в сотрудничестве с НАТО. На Саммите в Бухаресте в 2008г. страны-члены НАТО согласились, чтобы Грузия стала членом НАТО; это обязательство было вновь подтверждено решениями Саммитов в Страсбурге/Киле и Лиссабоне, а также новой Стратегической Концепцией НАТО.
Военная агрессия со стороны Российской Федерации не могла изменить курс Грузии в направлении демократического развития и интеграции НАТО. Создание Комиссии НАТО-Грузия после русско-грузинской войны 2008г. и начало реализации Годового Национального Плана, также как и учреждение Офиса связи НАТО в Грузии, придало новый импульс отношениям НАТО-Грузия. Грузия считает, что участие Парламента Грузии в Парламентской Ассамблеи НАТО чрезвычайно важно.
Грузия – не только потребитель безопасности, но также разделяет ответственность за коллективную безопасность и активно участвует в международных миссиях. Важным является участие в международных силах содействия безопасности в Афганистане. Грузия является одним из главных участников военных операций в Афганистане и готова обеспечить их успешное завершение вместе с другими силами НАТО.
5.2. Интеграция с Европейским Союзом
Поэтапная интеграция Грузии с Европейским Союзом представляет одно из самых важных направлений политического и экономического развития. Углубление сотрудничества с ЕС поддерживает дальнейшее укрепление демократических институтов и безопасности Грузии, а также ее экономическую интеграцию с ЕС.
Расширение институциональной основы сотрудничества в ЕС – важно для Грузии. Грузия стремится к достижению Четырех Свобод (свободное движение людей, товаров, услуг и капитала) с ЕС. Грузия считает Европейскую политику соседства и Восточное Партнерство важными факторами, которые способствуют интеграции Грузия с ЕС.
Грузия начала переговоры с ЕС о Соглашении об Ассоциации для достижения более высокого уровня политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС, включая развитие глубокий и всеобщих свободных торговых отношений.
Грузия придает особое значение успешной реализации договоренностей с ЕС относительно упрощения визового режима и реадмиссии, а также инициатив, включенных в основу сотрудничества в сфере мобильности. Грузия нацелена на дальнейшую либерализацию визового режима с ЕС и в конечном счете достичь безвизового режима.
Развитие секторального сотрудничества с ЕС в сфере энергетической безопасности, транспорта, образования, культуры и других сферах важно для Грузии.
Грузия уделяет особое внимание более активному вовлечению ЕС в разрешении российско-грузинского конфликта. Важно то, что ЕС и другие члены международного сообщества признали оккупацию грузинских территории Российской Федерацией. В результате, Грузия приветствует резолюцию Европейского Парламента в этом отношении, принятой 17 ноября 2011г.
Грузия приветствует цель ЕС в достижении большего вовлечения и сотрудничества с Россией. В то же время, Грузия считает, что такая политика может быть продуктивной только, если она способствует созданию российской внешней политики мирного сосуществования с соседями и уважения их суверенитета, а также развитию демократии в России.
Для Грузии чрезвычайно важно, чтобы ЕС, в качестве посредника Соглашения о прекращении огня между Россией и Грузией от 12 августа 2008г., реализовал эффективное влияние на Российскую Федерацию с цель выполнения норм международного права и международных обязательств, которые она взяла на себя.
6. Сотрудничество на Южном Кавказе
Грузия отмечает важность сотрудничества со своими соседями и предпринимает политические и экономические шаги для способствования трансформации Южного Кавказа в экономически привлекательный, мирный и безопасный регион.
Грузия традиционно поддерживала добрососедские отношения с Азербайджаном и Арменией. Грузия считает создание общего подхода к будущему развитию региона чрезвычайно важным. Углубление регионального сотрудничества и развитие общего экономического пространства и рынка будет способствовать стабильности и благосостоянию региона. Потенциал Грузии, в качестве черноморского прибрежного государства, является фактором, стимулирующим развитие многостороннего сотрудничества.
Несмотря на существующие препятствия, есть потенциал для сотрудничества между тремя странами Южного Кавказа в таких сферах, как совместные усилия против международного терроризма, организованной преступности и торговли наркотиками, а также разработка совместных мер для улучшения ситуации окружающей среды. В долгосрочной перспективе углубление отношений в этих сферах укрепит трехстороннее экономическое сотрудничества и политический диалог.
Неразрешенный конфликт Нагорного Карабаха подрывает стабильность стран в регионах. Грузия могла бы стать мирным разрешением этого конфликта, основанным на принципах международного права и большего вовлечения международного сообщества в мирный процесс.
Грузия стремится углубить партнерские отношения и расширить торговлю с Азербайджаном и Арменией. Реализация главных экономических проектов в регионе имеет не только экономическую ценность, но также важна в рамках укрепления безопасности посредством построения доверия, лучшего сотрудничества и установления долгосрочного делового партнерства.
Отношения Грузии с Азербайджаном переросли в стратегическое партнерство. Совместные энергетические, транспортные и коммуникационные проекты значительно способствуют стабильности и благосостоянию обоих наций. Достойно внимания строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, поскольку оно повысит транзитную роль Грузии и Азербайджана, полностью соединяя их с международной сетью железных дорог. Эта линия железной дороги поддержит дальнейшее углубление экономических связей между востоком и западом и приблизит Грузию к европейскому экономическому пространству. Важно поддерживать конкурентоспособность этого транзитного коридора посредством сотрудничества с Азербайджаном.
Три самых важных региональных энергетических проекта – нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум—важны не только с экономической точки зрения, но также повышают стабильность в регионе. Подобно этому, реализация проектов, таких как Набукко, Евразийский Нефтетранспортный Коридор, «Белый поток» и ПАГР (проект нефтепровод Азербайджан-Грузия-Румыния)—привлекающие ресурсы Азербайджана и Центральной Азии и полностью использующие транзитный коридор Грузия-Азербайджан—укрепят региональную безопасность. Это в интересах Грузии и Азербайджана, также как и других государств.
Грузия также тесно сотрудничает с Азербайджаном по политическим вопросам и вопросам безопасности, также как и по вопросам евроатлантической интеграции. Партнерство между Грузией и Азербайджаном также важно в рамках ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Участие Азербайджана в Восточном Партнерстве Европейского Союза и Партнерстве НАТО в рамках миной программы способствует гармонизации интересов безопасности и развития общих подходов к различным стратегическим вопросам.
Грузия сотрудничает с Арменией во всех сферах взаимного интереса. Грузия считает, что углубление добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с Арменией соответствует национальным интересам обоих стран и укреплению традиционной дружбу между ними, при этом укрепляя экономическое процветание и политическую стабильность.
Грузия стремится к укреплению торговых, экономических и транспортных связей с Арменией. Сотрудничество в сфере торговли, транспортной инфраструктуры, туризма и других сферах поддержат экономическое развитие Грузии и Армении.
Грузия поддерживает активное участие Армении в Восточном Партнерстве Европейского Союза и приветствует более активное сотрудничество Армении с НАТО. Грузия приветствует все усилия для нормализации отношений между Турцией и Арменией и установления добрососедских связей между ними.
7. Укрепление международных отношений
Укрепление международных политических связей является приоритетом для Грузии, также как и расширение внешней торговли, привлечение инвестиций и укрепление социальных и культурных связей. Для достижения этой цели Грузия сотрудничает с международным сообществом в двустороннем и многостороннем формате.
7.1. Соединенные Штаты Америки: С момента восстановления независимости Грузии, США активно поддерживали суверенитет Грузии, ее территориальную целостность, укрепление ее демократических институтов, развитие рыночной экономики и полной интеграция страны с европейскими и евроатлантическими институтами.
Грузия продолжает углублять свое стратегическое партнерство с США, и этот факт отразился в Хартии о стратегическом партнерстве США-Грузия, подписанной в январе 2009г. Посредством фокусирования на исполнение отдельных положений рабочими группами, данный документ способствует развитию взаимных отношений в обороне и безопасности; экономике, торговле, энергии, демократии; и межкультурного обмена.
Поддержка Соединенных Штатов в вопросе деоккупации грузинских территорий важна для Грузии.
Углубление экономических и торговых отношений с Соединенными Штатами, привлекая инвестиции США, и растущий грузинский экспорт в США важен для Грузии. Режим преференциальной торговли с США дает преимущество в импортных тарифах в Грузию. В то же время, грузинское Правительство нацелено на заключение соглашения о свободной торговле с Соединенными Штатами.
Финансовая поддержка США после восстановления независимости была очень важна для Грузии. В частности, $1 миллиард помощи, предоставленной после российской агрессии 2008г., была особенно значимой для грузинского народа. Проекты в рамках Корпорации США «Вызовы Тысячелетия» помогли в укреплении демократических институтов, развитии инфраструктуры и реализации гуманитарных проектов. Образовательные и научные программы также важны, поскольку они поддерживают образование и повышают квалификационный уровень грузинских студентов и ученых.
Грузинские оборонные возможности были значительно укреплены посредством программ помощи США. Грузия заинтересована в дальнейшем углублении сотрудничества в этой сфере.
Грузия активно продолжает предоставлять военную и политическую поддержку союза во главе с Соединенными Штатами. Грузинские подразделения, обучаемые согласно программе помощи США, успешно участвуют международных силах НАТО по содействию безопасности в Афганистане. Грузия и США также тесно и успешно сотрудничают в борьбе с контрабандой ядерным оружием.
7.2. Украина: Грузия нацелена максимально реализовать потенциал стратегического партнерства с Украиной. Украина, укрепляя свою роль в качестве демократического и мирного государства, будет способствовать региональной стабильности и безопасности в Европе.
Грузия и Украина сотрудничают во внешней политике и политике национальной безопасности не только на двустороннем уровне, но и в таком многостороннем контексте, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Черноморское Экономическое Сотрудничество и ГУАМ. Сотрудничество с Украиной в процессе евроатлантической интеграции важно. Грузия также приветствует участие Украины в Восточном Партнерстве ЕС.
7.3. Турция: Турция – это лидирующий партнер Грузии в регионе. Турция поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии и ее усилия для развития стабильных политических, экономических институтов и институтов безопасности.
Турция – самый главный торговый и экономический партнер Грузии. Между Грузией и Турцией действует режим свободной торговли и безвизовый режим. Углубление экономических, энергетических и транспортных отношений и успешная реализация других проектов имеют стратегическую важность для обоих стран. Грузия и Турция сотрудничают в региональных проектах, таких как трубопроводы нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Эрзурум. Региональные энергетические и транспортные проекты, такие как Набукко, Евразийский Нефтетранспортный Коридор, «Белый поток» и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которые находятся на разных стадиях планирования и реализации, также важны.
Турция, в качестве государства-члена НАТО и регионального лидера, является важным военным партнером Грузии. Грузия придает большую важность дальнейшему развитию ее партнерства с Турцией в сферах обороны и безопасности.
Углубление культурных отношений также очень важно. Грузия и Турция начали сотрудничество по вопросам памятников культурного наследия. Углубление этого сотрудничества в интересах обеих стран.
7.4. Сотрудничество с нациями разных регионов мира: Грузия активно сотрудничать с Балтийскими странами по широкому кругу вопросов. Принятие опыта Балтийских Государств в европейской и евроатлантической интеграции важно для Грузии. Поддержка со стороны этих стран Грузии на пути к интеграции в НАТО и ЕС очень важна.
Грузия считает сотрудничество с центральными и югозападными европейскими и скандинавскими государствами должно иметь важное значение. Углубление экономических и политических отношений с этими государствами, и их поддержка грузинского суверенитета и реформ, очень важно. Грузия уделяет особое внимание сотрудничеству с Молдовой и Беларусью и приветствует их участие в Восточном Партнерстве ЕС.
Грузия, в качестве природного моста между Европой и Азией, уделяет огромное внимание близкому сотрудничеству с Казахстаном, Туркменистаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, особенно в отношении экономики, транспорта и энергетики. Основная цель этого сотрудничества – способствование свободному движению людей, товаров, услуг и капитала между Западом и Востоком. Для Грузии важно информировать центрально-азиатские государства о процессе реформ в Грузии и приоритетах ее внешней политики. Попытки Российской Федерации насильно изменить международные границы, которые были признаны после распада Советского Союза.
Грузия уделяет большое внимание углублению политического диалога и экономических отношений с Китаем, Японией, Южной Кореей, Израилем, государствами Персидского залива, Канадой, Индией, Бразилией, Австралией, Латинской Америкой, Африкой и Южной Азией с целью развития торговли и инвестиций и создания международной поддержки Грузии.
Важно продолжать устанавливать дипломатические отношения с государствами Латинской Америки и Карибского моря и развивать политические, торговые, экономические и культурные отношения с ними с целью обеспечения экономического роста Грузии, привлечения инвестиций и повышения осведомленности этих стран о Грузии. Особое внимание необходимо уделять получению дальнейшей поддержки суверенитета и территориальной целостности Грузии и взаимовыгодному сотрудничеству с ООН и другими международными организациями.
7.5. Форумы многостороннего сотрудничества: Сотрудничество с международным сообществом в рамках многосторонних форумов является важным приоритетом политики международной и национальной безопасности Грузии.
7.5.1. Организация Объединенных Наций (ООН): Грузия считает, что ООН должна играть лидирующую роль в становлении всеобщего мира и достижении справедливого разрешения существующих конфликтов. Следовательно, важно увеличить эффективность ООН. Грузия негативно воспринимает прекращение Наблюдательной Миссии ООН в Грузия в результате российского давления; она считает это бесполезным прецедентом, который негативно влияет на роль ООН в установлении мира и безопасности в мира.
7.5.2. Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе (ОБСЕ): ОБСЕ – это очень важная организация по обеспечению европейской безопасности, играющая лидирующую роль в укреплении мира, стабильности, демократии и прав человека в Европе.
Грузия приняла на себя обязательства согласно Хельсинскому Заключительному Акту и принципам других фундаментальных документов, которые основаны на глубоком уважении суверенитета и территориальной целостности государств. Грузия считает, что дальнейшее развитие роли ОБСЕ будет способствовать укреплению безопасности государств-членов.
Россия блокировала деятельность ОБСЕ в Грузии для снижения уровня международного участия на оккупированных грузинских территорий. Правительство Грузии будет прилагать все усилия, основные на принципе суверенитета и территориальной целостности, для возврата миссии ОБСЕ в Грузии, включая на своих территориях, оккупированных Российской Федерацией. Поддержка ОБСЕ в развитии демократических институтов и удачной реализации реформ важна для Грузии.
7.5.3. Совет Европы: Грузия считает сотрудничество в рамках Совета Европы лучшей возможностью для становления европейских политических и правовых ценностей и норм. Грузия соблюдает стандарты Совета Европы, как важного фактора в развитии развития демократического государства, основанного на западных ценностей и норм. Грузия нацелена на выполнение рекомендаций Совета Европы в вопросах демократического развития на местном и региональном уровне, а также уважения прав человека, прав национальных меньшинств и укрепления верховенства закона.
Грузия считает очень важным участие Парламента Грузии в парламентских ассамблеях ОБСЕ и Совета Европы.
8. Борьба с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью
Цель политики Грузии в борьбе с терроризмом является обеспечение безопасности ее граждан, государственных и других институтов. Грузия присоединилась к конвенциям по борьбе с терроризмом и протоколам ООН и активно сотрудничает в сфере борьбы с терроризмом на двустороннем и многостороннем уровне.
Для достижения своих целей Правительство Грузии активно сотрудничает с Комитетом ООН по борьбе с ¬Терроризмом и укрепляет средства борьбы с терроризмом, включая вооруженные силы и специальные подразделения правоохранительных органов. С целью предотвращения использования грузинской территории в качестве транзитного маршрута для террористов, Грузия укрепляет защиту границ и таможенный контроль, активно сотрудничая с Турцией, Арменией и Азербайджаном по борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью.
Существенная террористическая угроза Грузии исходит с территорий, оккупированных Российской Федерацией. Террористические акты организовывались с оккупированных территорий членами оккупационных сил России. Для нейтрализации этой угрозы необходимо эффективное давление со стороны международного сообщества на Российскую Федерацию; Россия должна заплатить высокую политическую цену за продолжение этих террористических актов.
Грузия придает большое значение угрозе ядерного терроризмa и, в результате, активно сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии, другими международными организациями и государствами для предотвращения использования грузинской территории для производства и перевозки ядерных и радиоактивных материалов. В этом отношении, ситуация на оккупированных Россией территориях Грузии вызывает особые опасения.
Участие во многонациональных антитеррористических операциях предоставляет Грузии возможность делать вклад в деятельность антитеррористической коалиции. Международный терроризм представляет собой глобальную угрозу. Следовательно, поражение международного сообщества в Афганистане может негативно повлиять на международную и региональную безопасность, также как и на безопасность Грузии.
9. Политика экономической безопасности
Экономическая политика Грузии основана на принципе экономической свободы. Целью политики экономической безопасности Грузии является создание всех необходимых условий для содействия развитию нации, процветания ее граждан, улучшения их конкурентоспособности и конкурентоспособности экономики в целом.
Важным приоритетом политики экономической безопасности Грузии является повышение макроэкономической стабильности посредством дальнейшего улучшения и упрощения управления налогообложения; уменьшения дефицита бюджета с целью обеспечения финансовой устойчивости; реализации консервативной фискальной и монетарной политики; достижения и поддержания минимального уровня инфляции; сокращения государственных расходов; и минимизации национального долга.
Одной из главный целей внешней политики и политики безопасности Грузии является поощрение здорового экономического сотрудничества, включая поддержание режимов свободной торговли с ЕС, США и государствами региона. Сильные трансграничные экономические отношения поддержат снижение регионального напряжения и разрешение региональных конфликтов. В этом отношении, Грузия продолжит экономическое сотрудничество с Арменией, Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном, Турцией, Туркменистаном, Украиной и другими государствами Черноморского региона, Среднего Востока и Центральной Азии.
Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры; максимальное использование транспортного, транзитного и коммуникационного потенциала страны; и полная интеграция Грузии в международные транспортные системы в равной степени важны для развития роли страны в качестве регионального логистического центра.
Экономическая политика Грузии обеспечивает невмешательство государства в экономическую деятельность граждан и предприятий; защиту прав собственности и экономическую свободу; дальнейшее улучшение управления налогообложением; и поддержание консервативной фискальной политики.
Грузия стремится создать условия для простого доступа к высококачественным продуктам и услугам для граждан. Следовательно, целями экономической политики Грузии является создание и поддержание благоприятного климата для иностранных инвестиций; повышение конкурентоспособности ее граждан и экономики в целом; повышение занятости посредством создания и поддержания конкурентоспособного рынка труда. Для повышения экономической конкурентоспособности граждан и экономики Грузии в целом важное значение имеет содействие развитию квалифицированной рабочей силы, которое можно достичь путем применения сфокусированной политики в сфере образования.
10. Политика энергетической безопасности
Для обеспечения устойчивой энергетической безопасности Грузии важно создавать благоприятный инвестиционный климат, укреплять международное сотрудничество и развивать существующую энергетическую инфраструктуру. Кроме этого, важно значение имеет диверсификация энергетических ресурсов и поставщиков, а также участие в международных и региональных энергетических проектах. В этом отношении, Грузия приветствует реализацию новых проектов в рамках Южного Энергетического Коридора, включая проекты, которые будут поставлять нефть и природный газ их регионов Каспийского моря и Центральной Азии через Грузию в Европу.
Грузия является частью важных энергетических коридоров. Грузия осознает свою роль в обеспечении остального мира энергетическими ресурсами из регионов Каспийского моря и Центральной Азии с использованием альтернативных маршрутов. Черноморские порты Грузии, нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум являются уже действующими и стратегически важными проектами. Грузия нацелена обеспечивать эффективное функционирование этих существующих проектов и развивать новые перспективные проекты.
Среди главных приоритетов энергетической политики Грузии являются развитие энергетической инфраструктуры, более эффективное использование гидроэнергии и исследование других источников чистой энергии. Грузия активно сотрудничает с иностранными инвесторами в сфере развития возобновляемых источников энергии.
Строительство новых линий электропередач и электростанций и восстановление старых гидростанций способствует снижению зависимости Грузии от импортных энергетических ресурсов и, в последствии, повышению энергетической безопасности Грузии. Цель Грузии – стать важным региональным экспортером электричества. Следовательно, в дополнение к увеличенному производству энергии между Грузией и другими странами должны быть построены новые линии электропередач.
11. Политика в сфере образования
Улучшение системы образования – важный приоритет грузинского Правительства. Всеобщая реформа системы образования нацелена на качественное улучшение общего, профессионального и высшего образования; развитие гражданского общества, основанного на знаниях; и создание условий для ускорения развития науки. Повышенное участие частного сектора важно для дальнейшего развития системы образования.
Реформированная образовательная система Грузии должна предоставить гражданам Грузии возможность, полностью развивать свои способности и быть конкурентоспособными на грузинском и мировом рынке труда.
Программы в сфере информационных технологий и иностранных языков, особенно английского языка, являются важными компонентами реформы системы образования.
Развитие профессионального образования – важный приоритет реформы. Динамическое развитие экономики Грузии требует дальнейшего улучшения системы профессионального образования.
Дальнейшие улучшения системы высшего образования очень важны для развития Грузии. Поддержка высококачественного высшего образования является предпосылкой для повышения научного потенциала и экономического процветания Грузии. Кроме этого, очень важно углублять международное сотрудничество в сфере научных исследований и новых технологий.
12. Политика социальной безопасности и здравоохранения
Целями политики социальной безопасности Грузии является преодоление бедности, улучшения жизненных стандартов и развитие сильного среднего класса.
Для обеспечения социальной безопасности грузинских граждан важным является среда, которая способствует созданию рабочих мест и дальнейшего улучшения тех аспектов социальной безопасности, которые обеспечивают социальное содействие людям, которые живут ниже черты бедности.
Политика здравоохранения Правительства Грузии фокусируется на улучшении предоставления медицинских услуг; усовершенствования медицинского образования и системы сертификации; повышения эффективности для предотвращения и управления эпидемиями и пандемиями; предотвращению и лечению социальноопасных болезней (туберкулез, СПИД, наркомания и т.п.); предотвращению особо опасных инфекционных болезней; развитию систем эффективного лабораторного наблюдения; поддержанию здорового образа жизни; увеличению доступности медицинских услуг путем дальнейшего усовершенствования системы страхования; и предоставление медицинских услуг людям, живущим ниже уровня бедности.
13. Политика виртуальной безопасности
Грузия установила цель создания системы виртуальной безопасности, которая может минимизировать последствия любой виртуальной атаки и которая может быстро и эффективно восстанавливать поврежденные сети в случае атаки.
Грузия уделяет особое внимание безопасности секретной информации и защите информационной системы государства. Грузия находится в процессе создания необходимой правовой базы и инфраструктуры для улучшения информационных технологий и защиты информации.
Сотрудничество с партнерскими государствами и передача опыта важно для виртуальной безопасности Грузии.
14. Политика безопасности окружающей среды
Политика безопасности окружающей среды Грузии защищает людей и среду путем использования природных ресурсов и предотвращения вреда окружающей среде, причиненного природными и созданными человеком кризисами. Особое внимание уделяется таким катастрофам, как наводнения, оползни, лавины, землетрясения, промышленные аварии и т.п.
Цель политики Грузии в сфере окружающей среды – разработка и реализация эффективных мер для предотвращения загрязнения всех видов—воздуха, воды и земли—с целью защиты лесных ресурсов и Черного моря и для контроля за радиоактивными и другими опасными веществами на территории Грузии.
Правительство Грузии осознает, что безопасность окружающей среды страны требует тесного регионального и международного сотрудничества. Важным является участие международных организаций в предотвращении дальнейшего ухудшения экологической ситуации на территориях Грузии, оккупированных Россией. Правительство Грузии будет использовать все дипломатические средства для повышения международного давления на Российскую Федерацию для прекращения незаконной добычи природных строительных материалов и лесных ресурсов из Абхазии, которые должны быть использованы для строительства, связанного с Зимними Олимпийскими Играми в Сочи в 2014 г., поскольку эти действия приведут к экологической катастрофе на черноморском побережье Грузии—и далеко за его границами.
Грузия сотрудничает в сфере безопасности окружающей среды со странами региона. Удачное сотрудничество между Азербайджаном, Арменией, Турцией и Грузией будет способствовать защите природной среды и улучшению безопасности окружающей среды.
15. Защита культурного наследия Грузии
Грузия, в тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО и другими международными организациями, нацелена на защиту и развитие уникального культурного наследия страны, которое является важной частью мирового культурного наследия. Следовательно необходимо реализовывать политику защиты культурного наследия Грузии, нацеленной на поддержания современного и традиционного грузинского искусства и защиту архитектурных памятников. В то же время, с целью защиты культурного наследия Грузии за границей Грузия будет активно сотрудничать с государствами, с которыми расположены грузинские культурные памятники или в архивах или музеях которых находятся артефакты грузинской культуры.
Памятники грузинского культурного наследия находятся под особо серьезной угрозой на территориях, оккупированных Россией. Международное сообщество должно принимать активное участие в защите культурного наследия на оккупированных территориях. С этой точки зрения, особо важным является сотрудничество с ЮНЕСКО, ICCROM, ICOMOS и IUCN.
16. Демографическая политика
Для улучшения демографической ситуации Грузия поддерживает меры для повышения уровня рождаемости, снижения уровня детской смертности, введения здорового образа жизни и повышения продолжительности жизни.
Грузия также стремится к созданию благоприятных условий для возврата грузинских граждан и других компатриотов, живущих за границей, в Грузию.
Грузия обеспокоена российской политикой незаконного и искусственного изменения демографической ситуации на оккупированных территориях посредством поселения российских граждан при благоприятных условиях. Грузия будет прилагать максимальные усилия, чтобы не допустить узаконивание результатов этой политики и поддерживать этническую и культурную идентичность народа Абхазии и Осетии.
17. Политика гражданской интеграции
Правительство Грузии поддерживает процесс интеграции этнических меньшинств и укрепления их вовлеченности в грузинское общество. Важно повышать знание грузинского языка среди этнических меньшинств, при этом позволяя им реализовывать свободу для сохранения их идентичности и культуры. Эта политика закреплена в Национальной Концепции Терпимости и Гражданской Интеграции и соответствующим Планом Действий. Государство предпринимает меры для обучения этнических меньшинств грузинскому языку, что позволит им полностью реализовывать свои гражданские права и свободы.
Грузия придает огромное значение созданию среды, которая способствует реинтеграции и гражданской вовлеченности грузинских эмигрантов, которые вернулись домой.
18. Политика укрепления отношений с диаспорой
Охрана грузинской идентичности компатриотов, живущих за границей, является приоритетом грузинского Правительства. Грузия поддерживает и содействует созданию и функционированию заграничных грузинских воскресных школ, курсов грузинского языка, грузинских государственных школ и народных и художественных групп, а также другие усилия, направленные на охрану и развитие культурного наследия страны. Грузия также поддерживает углубление связей между членами грузинской диаспоры, живущими в разных странах, и реализацию совместными с ними проектов.