Конституция Французского королевства

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЕВСТВА
Принята Генеральными штатами
«___» _________200__г.
Подписана Королем «___» ___________200__г.
Я, Король Французский, с согласия Генеральных штатов подписал настоящую Конституцию, исходя из:
• Чести предков, отстоявших свободу и независимость.
• Великой истории Франции, создавшей неповторимую культуру совершенства и великолепия.
• Блага каждого подданного и заботы о нем.
• Связи Короны и государства.
• Единства и неразрывности страны.
• Защиты нашей Отчизны.
• Необходимости сохранения богатства и наследия.
Глава первая. Основы государства.
Часть первая. Начала конституционного строя.
Статья 1.
Франция является королевством, основанным на конституционном суверенитете народа и связи короля и подданных.
Франция осознает себя и продолжает существовать как федеративное, демократическое, светское, монархическое, правовое, социальное государство всех французов и французской короны.
Наименования «Франция», «Французская федерация» и «Французское королевство» равнозначны.
Статья 2.
Франция основана на непрерывной традиции государственности, продолжаемой всеми французами и королем для блага Отечества.
Официальным языком государства является французский.
Столицей государства является Париж.
Статья 3.
Франция – единая родина всех французов и их Отчизна.
Единство нации не может быть нарушено.
Частью французской нации являются ее народы, заключившие союз с французской короной.
Статья 4.
Каждый подданный Франции обладает равными правами и обязанности на территории каждой из ее земель.
Права и свободы человека создают высшую ценность для развития общества и личности.
Государство гарантирует свободное развитие каждого человека на его территории.
Статья 5.
Вооруженные силы Отечества, состоящие из различных родов войск, защищают его территориальную целостность и национальный суверенитет от враждебных посягательств.
Корпус сил безопасности привлекается к охране общественной безопасности только в рамках закона и по приказу короля.
Статья 6.
Политические партии образуют демократическое волеизъявление французской нации и позволяют ей формировать высшее политическое единство.
Политические партии должны быть демократическими. Политическая партия, ставящая своей целью свержение конституционного строя, может быть объявлена судом незаконной.
Не допускается создание тайных обществ.
Статья 7.
Высший суверенитет, вытекающий из неразрывной связи французской короны, данной Богом, и французской нации, принадлежит народу.
Вся государственная власть исходит от народа и короля как символа его единства и чести перед лицом остальных.

Статья 8.
Франция состоит из федеральных земель и федеральных национальных земель народов, ее составляющих.
Федеральные национальные земли обладают расширенными правами в рамках своей компетенции.
Статья 9.
Государство в лице французской короны заботиться о каждом подданном.
Государство проводит социальную политику поддержки неимущих, больных, пожилых людей и детей.
Государство берет на себя социальные обязательства по развитию французской нации.
Статья 10.
Собственность неприкосновенна перед лицом всех.
Конфискация допускается только по приговору суда или в военное время для нужд обороны.
Национализация проводится в интересах общества с выплатой полной стоимости имущества.
Собственность обязывает.
Статья 11.
Законы не могут создавать каких-либо преимуществ.
Законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения.
Принятие законов является публичным.
Статья 12.
Каждый муниципалитет обладает всеми правами в пределах своих полномочий.
Территория земли и муниципалитета не может быть изменена без согласия населения, его составляющего.
Каждый муниципалитет обладает правом устанавливать налоги и сборы.
Статья 13.
Во Франции единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, людей и услуг относится к числу необходимых для успешного развития страны.
Часть вторая. Источники права.
Статья 14.
Актами федерального права являются: Конституция государства, федеральные законы, ордонансы Короны, декреты правительства, решения ведомств.
Федеральные земли и муниципалитеты могут принимать акты права только в пределах своей компетенции.
Акты, выходящие за пределы их компетенции, могут быть признаны недействительными по решению суда.
Статья 15.
Акты федерального права подлежат обязательному опубликованию в «Журнале актов Франции» в течение 10 дней с даты подписания.
Международный договор, подписанный королем, требует обязательной ратификации в случае, если он:
• Создает дополнительные финансовые обязательства для государства, требующие изменения бюджетной росписи.
• Регулирует вопросы войны и мира и вступления в политический союз.
• Налагает обязательства по изменению основных законов государства.
• Изменяет территорию государства.
Статья 16.
Международный договор ратифицируется тремя четвертями голосов от состава депутатов генеральный штатов.
Международный договор обязательно должен указывать дату вступления в силу.
Международный договор не должен создавать невыполнимых по своей природе обязательств для государства.
Статья 17.
Декреты правительства и решения ведомств вступают в силу после их регистрации.
Декреты правительства принимаются правительством и от имени правительства или по поручению Короля.
Статья 18.
Правительство может принимать декреты по уполномочию в случаях, когда ему прямо поручено их принять в федеральном законе.
Декрет по уполномочию не может противоречить законам страны или изменять Конституцию.
Часть третья. Мировое сообщество.
Статья 19.
Франция входит в мировое сообщество наций как суверенное и равноправное государство.
Международные договоры не могут умалять национальный суверенитет государства.
Франция строит свои отношения с другими государствами на началах мира, развития, безопасности и сотрудничества.
Статья 20.
С целью создания Объединенной Европы Франция участвует в работе Европейского союза, принимая на себя соответствующие права и обязательства.
Акты Европейского союза по вопросам его компетенции действуют на территории Франции непосредственно.
Глава вторая. Права и свободы.
Часть первая. О правах и свободах.
Статья 21.
Права и свободы неотчуждаемы в силу рождения.
Государство защищает права и свободы в силу долга и блага подданных.
Права и свободы являются основой политического единства и социального мира.
Статья 22.
Права и свободы действуют во всей системе прав и свобод, действие их части не допускается, кроме случаев чрезвычайного и военного положения.
Права и свободы гарантируют свободное развитие личности в той мере, в которой она не посягает на общественный порядок, конституционный строй, права других людей.
Статья 23.
Права и свободы – это мера демократического развития государства и высшее благо подданных.
Франция стремится к принятию на себя дополнительных обязательств в области защиты прав человека в соответствии с национальным суверенитетом.
Часть вторая. Гражданские и политические права и свободы.
Статья 24.
Достоинство личности неприкосновенно.
Доброе имя защищается в суде.
Право на жизнь не может быть отнято.
Статья 25.
Дискриминация запрещается.
Мужчина и женщина равны в своих правах и обязанностях.
Предпочтение по различиям запрещается по мотивам целесообразности.
Статья 26.
Подданство по рождению не может быть отнято.
Подданство приобретается и утрачивается в соответствии с законом.
Совершеннолетие наступает с 18 лет.
Статья 27.
Жилище неприкосновенно.
Вторжение в жилище возможно только в случае непосредственного совершения преступления в нем либо на основании судебного ордера.
Статья 28.
Тайна почтовых отправлений и телефонных переговоров гарантируется.
Доступ к ним органов правопорядка возможен только на основании судебного ордера по мотивам преступления.
Статья 29.
Свободный въезд и выезд из страны гарантируется.
Правила въезда и выезда определяются законом.
Задержание возможно только по судебному ордеру по мотивам преступления.
Статья 30.
Подданные Короля имеют право собираться мирно и без оружия.
Это право может быть ограничено в случае угрозы общественной безопасности на основании судебного ордера.
Статья 31.
Преследование по политическим мотивам не допускается.
Клевета наказуема.
Государство предоставляет политическое убежище.
Статья 32.
Каждый имеет право на обучение.
Среднее образование обязательно и бесплатно.
Право на создание частных школ и университетов гарантируется при контроле государства.
Статья 33.
Работники и работодатели имеют право объединяться в профсоюзы и ассоциации работодателей соответственно.
Государство стремится к социальному миру и выступает посредником между работниками и работодателями.
Статья 34.
Все подданные имеют равный доступ к государственной службе, включая занятие высших должностей.
Государственная служба обязывает в своем поведении.
Статья 35.
Каждый имеет право свободно выражать свои взгляды и исповедовать религию, если это не противоречит нравственности.
Ограничения в распространении информации может устанавливать суд по мотивам нарушения общественной безопасности.
Статья 36.
Создание тайных религиозных объединений не допускается.
Церковь ответственна перед верующими.
Все обязаны публично уважать католическую церковь.
Статья 37.
Право на труд гарантируется.
Каждый вправе выбрать себе профессию и получить образование.
Принудительный труд запрещается.
Часть третья. Социальная политика государства и
социальные права и свободы.
Статья 38.
Брак и семья находятся под особой охраной государства.
Забота о семье – основа социального развития.
Права внебрачных детей защищаются государством.
Статья 39.
Семья – это естественный союз, основанный на согласии и создающий равные права и обязанности для супругов.
Родители вправе и обязаны воспитывать и содержать своих детей.
Статья 40.
Искусство и наука свободы.
Университеты обладают автономией и независимостью.
Статья 41.
Государство поддерживает публичное социальное страхование и помощь в старости и при заболеваниях.
Здоровье каждого – забота короля.
Каждый имеет право на пенсию в старости.
Статья 42.
Государство гарантирует и поддерживает участие молодежи в политической, социальной и культурной жизни страны и создает для этого все необходимые условия.
Статья 43.
Государство заботится о культурном и историческом наследии страны для блага всех.
Уголовный закон охраняет исторические памятники.
Часть четвертая. Обязанности.
Статья 44.
Каждый обязан на территории государства платить законно установленные налоги и сборы в соответствии с общественными потребностями и своими возможностями.
Статья 45.
Каждый обязан беречь окружающую среду.
Окружающая среда является национальной ценностью.
Окружающая среда подлежит защите со стороны уголовного закона.
Статья 46.
Каждый подданный Франции обязан защищать Родину с оружием в руках в военное время.
Воинская повинность устанавливается на основе закона.
Часть пятая. Гарантии прав и свобод.
Статья 47.
Защита и уважение к правам человека – долг и обязанность государственной власти, а их признание – основа для социального развития и благополучия.
Права человека неотчуждаемы и неотделимы, они стоят выше действий государственной власти, а их соблюдение – это выполнение гражданами своих обязанностей перед государством.
Статья 48.
Гарантируется право на судебную защиту прав и свобод.
Каждый может обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Суд обязан быстро и без пошлины рассмотреть дело о нарушении прав и свобод со стороны государства.
Статья 49.
Защитник прав и свобод назначается Генеральными штатами и отчитывается перед ними.
Кандидатуру на должность защитника прав и свобод может представить Король.
В течение месяца со дня вакантности данной должности Генеральные штаты обязаны избрать защитника прав и свобод.
Статья 50.
Защитник прав и свобод действует на основании закона.
Защитник прав и свобод имеет право отменять любой акт исполнительной власти и приостанавливать действие законов до рассмотрения вопроса Конституционным судом Франции.
Глава третья. О короне.
Часть первая. О порядке наследования.
Статья 51.
Король является главой Франции и олицетворяет собой единство королевства.
Король – высший арбитр и гарант отправления государственной власти.
Король представляет Францию в международных отношениях.
Статья 52.
Титул главы Франции – Король Франции.
Личность Короля неприкосновенна и он не подлежит ответственности.
Статья 53.
Корона Франции наследуется преемниками Его Величества Людовика 1 Бурбона, основателя исторической династии.
Наследование трона осуществляется в соответствии с правилами первородства и представительности с предпочтением предшествующей родственной линии более дальней. В случае одинаковой линии предпочтение отдается более близкому родству; при одной и той же степени родства – мужчине перед женщиной, а в случае одного пола – старшему по возрасту перед младшим.
Статья 54.
Наследный принц носит титул принца Франции и другие титулы, традиционно относящиеся к нему.
После угасания всех ветвей династии, имеющих право наследования Короны, Генеральные штаты заботятся о форме наследования Короны, наилучшим образом отвечая интересам Франции.
Статья 55.
Если лица, имеющие право на наследование трона, вступают в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных штатов, то они лишаются, как и их потомки, права наследования Короны.
Если Король несовершеннолетний, отец или мать Короля, а при их отсутствии – совершеннолетний ближайший из наследников Короля родственник, в соответствии с установленным Конституцией порядком осуществляет функции Регента до тех пор, пока Король несовершеннолетний.
Часть вторая. Права Короля.
Статья 56.
Король назначает дипломатических представителей после консультаций с Духовной палатой Генеральный штатов.
Дипломатические посланники аккредитуются при Короле.
Статья 57.
Король осуществляет помилование.
Король покровительствует искусствам и королевским академиям.
Статья 58.
Король назначает высшее командование Вооруженных сил.
От имени Короля назначаются государственные служащие Франции.
Статья 59.
Король, подписывая международные договоры от имени Франции, принимает международные обязательства государства.
Король ведет переговоры при участии Генеральных штатов.
Статья 60.
Король предлагает кандидатуру Премьер-министра Генеральным штатам.
Генеральные штаты, дважды не соглашаясь с Королем, могут предложить и принять свою кандидатуру Премьер-министра.
Статья 61.
Король может быть лишен престола в случае совершения тяжкого преступления.
Совершение преступления устанавливается Конституционным судом Франции.
Часть третья. Подпись Короля.
Статья 62.
Король подписывает законы в течение десяти дней со дня принятия их Генеральными штатами.
Король может наложить вето на принятый закон, оно может быть преодолено двумя третями голосов Палаты депутатов.
Статья 63.
Подпись Короля скрепляется подписью Премьер-министра при принятии Королем Акта от имени Франции.
Вторая подпись может быть заменена согласием Генеральных штатов.
Глава четвертая. Генеральные штаты.
Часть первая. Палата депутатов.
Статья 64.
Палата депутатов является нижней палатой французского королевского парламента – Генеральных штатов.
Число депутатов Палаты депутатов – 260 человек.
Депутаты Палаты депутатов избираются сроком на 4 года по одномандатным избирательным округам.
Статья 65.
Палата депутатов собирается на тридцатый день после окончания полномочий депутатов прежнего созыва.
Первое заседание Палаты депутатов открывает старейший по возрасту депутат.

Статья 66.
Палата депутатов не может быть распущена Королем при:
• процедуре лишения Короля престола,
• чрезвычайном и военном положении,
• принятии бюджета.
Часть вторая. Духовная палата.
Статья 67.
Духовная палата является верхней палатой французского королевского парламента – Генеральных штатов.
Членами Духовной палаты состоят представители дворянства и духовенства.
Статья 68.
Представители духовенства в количестве 40 человек избираются на собраниях духовенства федеральных земель и утверждаются Советом при кардинале Франции.
Дворяне в количество 80 человек избираются на дворянских собраниях федеральных земель.
Избирание происходит сроком на 6 лет с возможностью переизбрания по каждой кандидатуре.
Статья 69.
Духовная палата может образовать Парламентский комитет по расследованию и принять решение о парламентском расследовании.
Все государственные органы обязаны содействовать парламентскому расследованию.
Часть третья. О палатах.
Статья 70.
Депутаты Палаты депутатов и члены Духовной палаты Генеральных штатов не могут занимать другую государственную должность, они связаны императивным мандатом.
Палаты не могут проводить правомочные заседания без созыва.
Статья 71.
Палаты действуют на основе собственных регламентов.
Депутаты Палаты депутатов и члены Духовной палаты могут образовывать комитеты и комиссии для законодательной работы.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается каждой палатой.
Статья 72.
Палаты проводят совместное заседание при:
• избрании Премьер-министра,
• принятии бюджета,
• ратификации международного договора,
• изменении Конституции.
Палаты принимают решения большинством в две трети голосов от своего состава.
Часть четвертая. О законах.
Статья 73.
Федеральный королевский закон принимается обеими палатами Генеральных штатов и подписывается Королем.
Правом законодательной инициативы обладают: Король, палаты Генеральных штатов, Правительство.
Статья 74.
Законопроект в первом чтении голосуется в целом.
Законопроект во втором чтении голосуется с поправками.
Законопроект в третьем чтении голосуется окончательно.
Статья 75.
Законопроект должен быть рассмотрен в течение данной сессии Палаты депутатов.
Законопроект, голосование по которому не проводилось в третьем чтении в течение данной сессии, проходит все стадии законодательного процесса снова.
Статья 76.
Законодательные функции парламента не могут присваиваться никаким государственным органом или группой лиц.
Попытка издания неправомочных законов преследуется по уголовному закону.
Статья 77.
Законы принимают Палатой депутатов Генеральных штатов большинством в две трети голосов от числа депутатов.
Законы принимаются Духовной палатой Генеральных штатов большинством в две трети голосов от числа членов палаты.
Глава пятая. Правительство.
Часть первая. Статус правительства.
Статья 78.
Федеральное королевское правительство является коллегиальным органом исполнительной власти, ее возглавляющим.
В состав правительства входят: Премьер-министр и федеральные королевские министры.
Статья 79.
Правительство представляет государство в текущих международных делах и участвует в разработке международных соглашений.
Правительство принимает решения большинством голосов от числа членов.
Статья 80.
Решения Правительства принимаются в форме декретов и действуют неопределенный срок.
Декреты по уполномочию принимаются в течение срока, указанного в федеральном законе.
Часть вторая. Порядок избрания и ответственность.
Статья 81.
Правительство формируется Премьер-министром, но депутаты Палаты депутатов могут проголосовать за кандидатуру каждого министра, если они этого пожелают.
Министров утверждает в должности по обыкновению Премьер-министр.
Статья 82.
Кандидатуру Премьер-министра предлагает Король и Палата депутатов.
Решение об утверждении кандидатуры Премьер-министра принимается Генеральными штатами большинством в две трети голосов от числа членов.
Статья 83.
Палата депутатов может принять резолюцию порицания, в таком случае правительство обязано уйти в отставку в течение недели либо предложить Королю распустить Палату депутатов.
Палата депутатов может выразить недоверие министру, и он обязан уйти в отставку.
Статья 84.
Министр и Правительство обязаны отвечать на запросы депутатов и палат Генеральных штатов в течение двух недель с момента получения запроса.
Правительство по требованию палаты депутатов может отчитаться о своей работе.
Часть третья. Компетенция Правительства.
Статья 85.
Правительство проводит единую политику в области социально-экономического развития страны.
Правительство принимает программы социально-экономического развития страны и отчитывается об их выполнении перед Палатой депутатов.
Статья 86.
Правительство участвует в обеспечении обороны страны и ее единой внешней политики.
Правительство координирует работу всех ведомств по защите окружающей среды.
Глава шестая. Федерация.
Часть первая. Устройство Федерации.
Статья 87.
Федерация включает в себя федеральные земли и федеральные национальные земли.
Федеральные земли образуются по решению Генеральных штатов по результатам референдума населения тех территорий, статус которых предлагается изменить.

Статья 88.
Федеральные земли являются административно-территориальными единицами, а федеральные национальные земли – национально-территориальными единицами Франции.
Статья 89.
Федеральная земля действует на основе земельной Конституции, принимаемой парламентом земли.
Конституция федеральной национальной земли требует утверждения Генеральных штатов.
Статья 90.
Федеральная земля самостоятельно определяет структуру органов государственной власти, но она должна соответствовать принципам демократии и основам конституционного строя государства.
Король может делегировать право заключения международных соглашений отдельным федеральным землям на основе федерального закона.
Часть вторая. Законодательство Федерации.
Статья 91.
К исключительной компетенции Федерации относится:
• принятие Конституции государства,
• заключение международных договоров,
• федеральная королевская собственность,
• федеральное королевское подданство,
• таможенное и торговое единство,
• денежное обращение и валюта,
• свобода передвижения и паспортный режим,
• прокуратура государства.
Статья 92.
Федеральный закон может передавать полномочия в сфере исключительной компетенции федерации федеральным землям на определенный период.

Глава седьмая. Судебная система.
Часть первая. О судах.
Статья 93.
Судебная власть относится к самостоятельной ветви власти и разрешает споры на основе законов в судебном порядке.
Каждый может обратиться в суд за защитой права и в этом никому никто не может отказать.
Статья 94.
Каждый имеет право на разбирательство дела судом своей инстанции.
Каждый имеет право на адвоката с момента задержания.
Срок задержания не может превышать 48 часов.
Статья 95.
Закон не имеет обратной силы.
Заседание суда должно быть публичным и строиться на основе состязательности.
Каждый может обжаловать решение суда, кроме решения суда окончательной инстанции.
Часть вторая. О структуре судебной системы.
Статья 96.
Судопроизводство во Франции осуществляется посредством конституционного, арбитражного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства.
Органом Конституционной юстиции является в федерации Конституционный суд, в федеральных землях – Конституционные суды земель.
Статья 97.
Арбитражные суды образуют отдельную систему во главе с Высшим арбитражным судом федерации.
Финансовые суды относятся к федеральным судам, их возглавляет высший финансовый суд.
Социальные суды относятся к федеральным судам, их возглавляет Высший социальный суд.

Статья 98.
Административные трибуналы входят в систему федеральных и земельных судов во главе с Высшими административными судами федерации и земель.
Суды общей юрисдикции составляют федеральное право и право федеральных земель.
Федеральные суды общей юрисдикции возглавляет Верховный суд федерации.
Часть третья. Конституционный суд.
Статья 99.
Конституционный суд является высшим органом конституционной юстиции и включает 13 судей.
Судьи Конституционного суда избираются Палатой депутатов сроком на 5 лет с возможностью переизбрания по достижении возраста 72 лет.
Статья 100.
Конституционный суд разрешает споры:
• о толковании Конституции,
• о соответствии актов земель федеральным законам,
• о соответствии федеральных законов Конституции,
• о соответствии международных договоров Конституции.
Статья 101.
Конституционный суд участвует в политическом арбитраже при наступлении кризиса властей.
Конституционный суд удостоверяет факт совершения Королем тяжкого преступления.
Часть четвертая. Канцлер юстиции.
Статья 102.
Канцлер юстиции назначается и освобождается от должности Палатой депутатов сроком на 5 лет без переизбрания.
Решение по данному вопросу Палата депутатов принимает большинством в две трети голосов.

Статья 103.
Канцлер юстиции имеет право отменять любой акт исполнительной власти и приостанавливать действие федеральных законов до решения Конституционного суда.
Часть пятая. Высший совет магистратуры.
Статья 104.
Высший совет магистратуры решает вопросы перемещения магистратов по государственной службе.
Высший совет магистратуры возглавляет по должности Король.
В него входят председатели высших судов, три представителя Генеральных штатов и Премьер-министр.
Статья 105.
Свои решения Высший совет магистратуры принимает большинством голосов от своего состава, Король голосует последним.
Решения Высшего совета магистратуры обязательны для исполнения.
Глава восьмая. Муниципалитеты.
Статья 106.
Решением всех вопросов местной жизни занимаются муниципалитеты.
Органами местного самоуправления являются общины.
Муниципалитеты обладают собственным бюджетом и управляют муниципальной собственностью.
Статья 107.
Изменение границ муниципалитетов без учета мнения населения общин не допускается.
Муниципалитеты сами определяют структуру органов муниципальной власти.

Глава девятая. Порядок изменения Конституции.
Статья 108.
Конституция может быть изменена в результате референдума или по решению Генеральных штатов.
Правом инициативы по изменению Конституции обладают: французская нация, Король и Генеральные штаты.
Французская нация может инициировать вопрос об изменении Конституции по результатам референдума, на котором за возбуждение вопроса об изменении проголосовало более половины от числа избирателей.
Статья 109.
Подготовкой проекта изменений занимается образуемый согласно Конституции Комитет Генеральных штатов.
В течение недели со дня выработки проекта он выносится на обсуждение Генеральных штатов.
Изменения к Конституции вступают в силу через неделю после референдума и немедленно – после решения Генеральных штатов.