Закон Австро-Венгрии об имперском представительстве

ЗАКОН АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ МОНАРХИИ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНА ОБ ИМПЕРСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА
21 декабря 1867 г.
С одобрения обеих палат рейхсрата я утверждаю изменение основного закона об имперском представительстве от 26 февраля 1861 г.:
1. …Рейхсрат состоит из палаты господ и палаты депутатов. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
2.Членами палаты господ являются по рождению совершеннолетние принцы императорского дома.
3.Наследственными членами палаты господ являются совершеннолетние главы тех дворянских родов, которые владеют обширными вотчинами в пределах королевств и земель, представленных в рейхсрате, и которым император наследственно дарует честь быть членами палаты господ.
4.Членами палаты господ по своему высокому сану являются все архиепископы представленных в рейхсрате королевств и земель, а также епископы княжеского ранга.
5.Императору принадлежит право назначать в качестве пожизненных членов палаты господ тех граждан представленных в рейхсрате королевств и земель, которые имеют заслуги перед государством, церковью, в области науки и искусства.
6.В палату депутатов избираются 203 члена в следующем количестве от отдельных королевств и земель: от королевства Чехии — 54, от королевства Далмации — 5, от королевства Галиции и Лодомерии с великим герцогством Краковским — 38, от герцогства Нижней Австрии — 18, от герцогства Верхней Австрии — 10, от герцогства Зальцбургского — 3, от герцогства Штирии — 13, от герцогства Каринтии — 5, от герцогства Крайны — 6, от герцогства Букрвины — 5, от маркграфства Моравии — 22, от герцогства Верхней и Нижней Силезии — 6, от графства Тирольского — 10, от земли Форарлберг — 2, от маркграфства Истрии — 2, от графства Гарц и Градиски — 2, от города Триеста с округой — 2.
7.Депутаты от каждой земли в указанном количестве избираются ландтагом данной земли.
Выборы производятся в порядке, существующем в данной земле, и таким образом депутаты ландтага от определенных областей, городов, корпораций избираются в соответствующей пропорции депутатами рейхсрата именно от этих областей, городов и корпораций.
Император в исключительных случаях имеет право назначать прямые выборы в тех областях, городах и от тех корпораций, от которых ландтаг не смог избрать представителей в палату депутатов. Эти выборы производятся таким образом, чтобы, с соблюдением порядка выборов, существующего в данной земле, определенные группы, имеющие право быть избранными в ландтаг, были представлены соответствующим количеством депутатов в рейхсрате….
9. Император назначает председателя и вице-председателя палаты господ из числа ее членов на срок одной сессии. Палата депутатов сама избирает из своей среды председателя и вице-председателя.
Остальных своих должностных лиц каждая палата выбирает сама.
10.Рейхсрат созывается императором ежегодно, по возможности в зимнее время.
11. Круг полномочий рейхсрата охватывает все общие вопросы, касающиеся прав, обязанностей и интересов представленных в рейхсрате королевств и земель, кроме дел, общих у земель венгерской короны с остальными землями монархии, которые подлежат совместному разрешению обеими частями монархии. В круг полномочий рейхсрата входит:
а) рассмотрение и одобрение торговых договоров и таких политических договоров, которые налагают финансовые обязательства на империю, отдельные ее части и отдельных граждан или предусматривают территориальные изменения у представленных в рейхсрате королевств и земель;
б) утверждение способа, порядка и срока прохождения воинской повинности, в первую очередь ежегодное утверждение контингента набираемых рекрутов и решение общих вопросов, связанных с набором, снабжением и расквартированием армии;
в) утверждение государственного бюджета, прежде всего утверждение налогов, пошлин и тарифов;
г) регулирование денежного, монетного и банковского дела, торговые и таможенные вопросы, почтово-телеграфная связь, железные дороги, судоходство и другие вопросы, связанные с имперским транспортом;
д) законодательство по вопросам кредита, банков, привилегий; законодательство о производстве (кроме вопросов, относящихся к кругу прав отдельных провинций), по вопросам мер и веса, клейм и образцов;
е) законодательство по вопросам медицины, борьбы против распространения эпидемических заболеваний среди людей и домашних животных;
ж) законодательство по вопросам государственного гражданства и натурализации, статуса иностранцев, паспортного дела, переписи населения;
з) законодательство по вероисповедальным делам, о праве союзов и собраний, о прессе и охране собственности духовенства;
и) установление основных принципов системы народного образования в народной школе и в гимназии; законодательство об университетах;
к) уголовное, полицейское и гражданское законодательство (кроме установления порядка ведения внутренней официальной документации, а также законодательства по таким вопросам, которые в соответствии с правами отдельных земель и их основными законами входят в круг полномочий их ландтагов); законодательство по вопросам торгового, вексельного, морского, горного и долгового права;
л) законодательство по основным вопросам организации суда и управления;
м) законодательство, связанное с проведением в жизнь основных государственных законов о всеобщих правах граждан, об имперском суде,
о полномочиях судебной, правительственной и исполнительной власти;
н) законодательство, касающееся взаимных обязательств и взаимоотношений между отдельными землями;
о) законодательство о способах решения вопросов, общих и для земель венгерской короны.
12. Все остальные вопросы законодательства, не упомянутые в настоящем законе как подлежащие рассмотрению рейхсрата, входят в сферу компетенции ландтагов отдельных земель и их правительств и решаются ландтагами в соответствии с конституциями этих земель. Если же какой-нибудь ландтаг постановит, что тот или иной вопрос, подлежащий его ведению, должен обсуждаться и решаться в рейхсрате, то в этом случае указанный вопрос необратимо переходит в сферу компетенции рейхсрата.
13. Законопроекты поступают в рейхсрат в виде правительственных предложений. Рейхсрат также имеет право законодательной инициативы по вопросам, входящим в круг его полномочий.
Для вступления в силу любого закона необходимо согласие обеих палат и санкция императора.
Если по отдельным статьям финансового законопроекта или по проектам, касающимся рекрутской повинности и численности рекрутов, между палатами, несмотря на повторное обсуждение, не будет достигнуто единодушие, то утвержденной считается наименьшая цифра.
14. В случае когда возникнет срочная необходимость принятия таких мер, для которых, согласно конституции, требуется одобрение рейхсрата, но последний не может быть созван, упомянутые меры могут быть, под ответственность всего министерства, объявлены императорским указом; но эти меры не должны затрагивать основных государственных законов, не могут предусматривать длительного обременения государственной казны или продажи государственного имущества. Такие указы имеют силу временных законов, если они подписаны всеми министрами и если ясно объявлено об их полном соответствии с данным положением основного государственного закона.
Эти указы теряют свою силу, если правительство не представит их созванному после их обнародования последующему рейхсрату, если они не будут представлены в порядке первоочередности на рассмотрение палаты депутатов не позднее чем через четыре недели после ее созыва или если они не будут утверждены одной из палат парламента.
15. Для того чтобы решение рейхсрата имело законную силу, необходимо наличие в палате депутатов не менее 100, в палате господ — не менее 40 членов и абсолютное большинство голосов присутствующих.
Изменения в настоящем основном законе, равно как и в основных государственных законах о всеобщих правах граждан, представленных в рейхсрате королевств и земель, об учреждении имперского суда, о функционировании судебной, правительственной и исполнительной власти, могут иметь законную силу лишь в том случае, если за них выскажется большинство в две трети голосов каждой из палат.
16. Члены палаты депутатов не должны получать от своих избирателей никаких инструкций.
Члены рейхсрата ни в коем случае не могут быть привлечены к ответственности за свое голосование; за свои выступления, связанные с их депутатскими обязанностями, они могут привлекаться к ответственности только самой палатой, членами которой они являются.
Ни один член рейхсрата не может быть во время сессии привлечен к ответственности за уголовно наказуемое действие без согласия соответствующей палаты, за исключением случая, когда он застигнут на месте преступления. Но даже если он застигнут на месте преступления, суд обязан немедленно сообщить об этом соответствующей палате. В случае требования со стороны палаты арест должен быть отменен или преследование прекращено на все время сессии. Теми же правами располагает палата в случае ареста или преследования судом ее членов во внесессионный период.
17.Все депутаты рейхсрата подают свои голоса лично.
18.Полномочия депутатов рейхсрата от определенной земли теряют силу после выборов нового ландтага данной земли. Но они могут быть вновь избраны депутатами рейхсрата.
В случае смерти депутата, утраты им правоспособности, а также если он в течение длительного времени не может выполнять своих депутатских обязанностей, или слагает с себя полномочия депутата, или же перестает быть депутатом того ландтага, который направил его в рейхсрат, то на его место объявляются новые выборы.
19.Императору принадлежит право отсрочки заседаний рейхсрата и роспуска палаты депутатов. В случае роспуска назначаются новые выборы в соответствии с положениями § 7.
20.Министры и начальники департаментов имеют право принимать участие в обсуждении дел в рейхсрате и вносить свои предложения лично или через депутатов. По их требованию они всегда должны быть выслушаны. Они имеют право принимать участие в голосовании, если являются депутатами.
21. Каждая палата имеет право делать министрам запросы по всем вопросам, входящим в сферу деятельности данного министра, подвергать обсуждению правительственные распоряжения, требовать от правительства справок по петициям, создавать комиссии, которые должны получать от министров затребованную информацию, и выражать свое мнение в форме ответных адресов и резолюций…
23. Заседания обеих палат являются публичными.
Texte zur österreichischen Verfassungsgeschichte (1713 – 1966). Wien, 1970. S. 86 – 91.