Конституционная хартия Пруссии 1850
КОНСТИТУЦИОННАЯ ХАРТИЯ ПРУССИИ
31 января 1850 г.
Титул I. О государственной территории
1. Все области монархии, в их нынешнем размере, образуют прусскую государственную территорию.
2. Границы этой государственной территории могут быть изменены лишь законом.
Титул II. О правах пруссаков
3. Конституция и закон определяют, при каких условиях приобретаются, осуществляются и утрачиваются качество пруссака и гражданско-политические права.
4. Все пруссаки равны перед законом. Сословные преимущества уничтожаются. Общественные должности доступны всем способным занять их под условиями, указанными в законе.
5. Личная свобода гарантируется. Закон определяет условия и формы, при которых допустимы ограничения ее, в особенности личное задержание.
6. Жилище неприкосновенно. Вторжение в него, домашние обыски, арест писем и бумаг могут производиться лишь в случаях и формах, указанных законом.
7. Никто не может быть изъят от подсудности своим законным судьям. Нельзя учреждать исключительных судов или чрезвычайных комиссий.
8. Наказания могут предписываться и налагаться лишь согласно с законом.
9. Собственность неприкосновенна. Полная или частичная экспроприация может применяться только в интересах общественного блага под условием предварительной уплаты, в экстренных же случаях, по крайней мере, предварительного исчисления вознаграждения.
10. Гражданская смерть и наказание конфискацией не могут применяться.
11. Свобода эмиграции может быть ограничена государством лишь в силу требований воинской повинности. Не будет взиматься особого сбора за эмиграцию.
12. Свобода религии, образования религиозных обществ (ст. 30 и 31) и домашнего или публичного отправления религиозных церемоний неприкосновенна. Пользование гражданскими и гражданско-политическими правами независимо от вероисповедания. Пользование религиозной свободой, однако, не должно стоять в противоречии с гражданскими и гражданско-политическими обязанностями.
13. Религиозные общества, также как и духовные общества, не имеющие еще корпоративных прав, могут получить эти права лишь в силу особых законов.
14. Христианская религия служит основой для тех государственных учреждений, которые представляют религиозный характер, без ущерба, однако, свободы религии, упомянутой в ст. 12.
15 и 16. (Отменены законом 18 июня 1875 г.).
17. Относительно церковного патроната и условий, при которых он может быть отменен, будет издан особый закон .
18. (Отменена законом 18 июня 1875 г.)
19. Введение гражданского брака последует после издания особого закона, который урегулирует также и ведение реестров о состоянии.
20. Наука и преподавание ее свободны.
21. Для образования юношества будут открыты публичные школы. Родители и заменяющие их не могут оставлять своих детей или вверенных им без обучения в том объеме, который установлен для публичных народных школ.
22. Право преподавать, основывать и руководить учебными заведениями свободно для каждого, если он докажет подлежащим государственным учреждениям свою нравственную, научную и техническую способность.
23. Все публичные и частные учебные и воспитательные заведения находятся под надзором чиновников, назначенных государством. Учителя публичных заведений имеют права и обязанности государственных чиновников.
24. При учреждении публичных народных школ должны по возможности приниматься во внимание религиозные отношения. Религиозное обучение в народных школах должно производиться соответствующими религиозными обществами. Внешнее управление народною школою принадлежит общине. Государство назначает из числа способных к тому лиц учителей публичных народных школ при законом установленном участии общины.
25. Средства для учреждения, содержания и расширения публичных народных школ даются общиной, а в случае, если будет доказано, что средства общины недостаточны, то государством. Обязательства, падающие на третьих лиц в силу особых правовых оснований, сохраняются. Государство гарантирует народным учителям определенный доход сообразно с местными условиями. Обучение в публичных народных школах бесплатно.
26. Специальный закон урегулирует все народное образование .
27. Каждый пруссак имеет право свободно выражать свои мнения словом, письмом, печатью и изображениями. Цензура не может быть введена; всякого рода другое ограничение свободы прессы возможно только законодательным порядком.
28. Преступления, совершенные посредством слова, письма, печати и изображений, караются на основании общих уголовных законов.
29. Все пруссаки имеют право, без предварительного разрешения властей, мирно и без оружия собираться в закрытых помещениях. Это постановление не относится к собраниям под открытым небом, которые требуют предварительного разрешения власти на основании закона.
30. Все пруссаки имеют право образовывать общества для таких целей, которые не подлежат действию уголовных законов. Закон регулирует, с точки зрения общественной безопасности, пользование правом, гарантированным этой статьею и ст. 29. Политические союзы могут быть подвергнуты ограничениям и временным запрещениям в законодательном порядке.
31. Условия, при которых даются или отказываются корпоративные права, будут определены законом .
32. Все пруссаки пользуются правом петиций. Коллективные петиции разрешаются лишь чиновникам и корпорациям.
33. Тайна переписки неприкосновенна. Ограничения необходимы при уголовных следствиях и в случаях войны устанавливаются законом.
34. Все пруссаки подлежат воинской повинности. Объем и способ отправления этой обязанности определяются законом.
35. Войско заключает все части действующей армии и запаса. В случае войны король имеет право согласно закону призывать ополчения (Landsturm).
36. Вооруженные силы могут быть употреблены для подавления внутренних беспорядков или для исполнения закона лишь в законом установленном порядке и формах и лишь по требованию гражданских властей. В этом последнем отношении закон определяет исключения.
37. Подсудность военным судам ограничивается лишь уголовными делами и регулируется законом. Постановление о военной дисциплине в войске остаются предметом особых распоряжений.
38. Вооруженные силы не могут собираться вне службы ни для совещаний, ни для других целей, иначе как по приказу. Собрания и союзы запасных чинов для обсуждения военных учреждений, приказов и распоряжений запрещаются, если они не были особо созваны.
39. Ст.ст. 5, 6, 29, 30 и 32 применяются в войске лишь настолько, насколько они не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины.
40. Учреждение ленов запрещается. Сохранившийся еще до сих пор Ленный Союз по распоряжению закона распускается.
41. Определения ст. 40 не применяются к королевским и существующим вне государства ленам.
42. Остаются отмененными без всякого вознаграждения, согласно изданным специальным законам:
1) Связанное с владением известных поместий право применения или передачи юрисдикции (ст. 6) и вытекающие из этого права изъятия и сборы.
2) Обязанности, вытекающие из связи сеньориальной юрисдикции с обязанностью охраны и из прежнего наследственного подданства, и из прежнего законодательства о налогах и ремеслах.
С отмененными правами уничтожаются все обязанности и повинности, лежавшие до сих пор на их носителях.
Титул III. О короле
43. Личность короля неприкосновенна.
44. Министры короля ответственны. Все правительственные акты короля для их действительности должны быть контрассигнованы министром, который и принимает за них ответственность.
45. Исполнительная власть принадлежит одному королю. Он назначает и отзывает министров. Он предписывает обнародование законов и издает распоряжения, необходимые для их исполнения.
46. Королю принадлежит высшее командование армией.
47. Король назначает лиц на должности в армии и в других отраслях государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных законом.
48. Король имеет право объявлять войну, заключать мир и подписывать договоры с иностранными правительствами. Торговые договоры и те трактаты, которыми возлагаются повинности для государства или частных лиц, должны, чтобы получить силу, быть одобрены палатами.
49. Королю принадлежит право помилования и смягчения наказаний. Однако он может воспользоваться этим правом по отношению к министру, осужденному за свои действия по службе, лишь с согласия палат, возбудивших против него обвинение. Король может прекратить начатое уже следствие только на основании специального закона.
50. Король имеет право жаловать ордена и другие отличия, не связанные с привилегиями. Он имеет право чеканить монету, согласно с законом.
51. Король созывает палаты и закрывает их сессии. Он может распустить их обе одновременно или только одну. Но в таком случае он должен созвать избирателей в 60-дневный срок, следующий за роспуском, а палаты в 90-дневный срок.
52. Король может отсрочить полномочия палат. Без согласия последних отсрочка не может превышать 30-дневного срока и не должна быть повторяема в течение одной сессии.
53. Корона, согласно закону о Королевском Доме, наследственна в мужском потомстве Королевского Дома по праву первородства и в порядке агнатских линий.
54. Король становится совершеннолетним с исполнением 18 лет. Он приносит присягу в присутствии соединенных палат твердо и ненарушимо соблюдать Конституцию королевства и управлять в согласии с нею и с законами.
55. Без согласия палат Король не может быть государем иностранной державы.
56. Если Король несовершеннолетний или не может в течение долгого времени сам править, то наиболее близкий совершеннолетний агнат берет на себя регентство (ст. 53). Он должен тотчас же созвать палаты, которые в соединенном собрании решат о необходимости регентства.
57. Когда нет совершеннолетнего агната и нет закона, предусматривающего этот случай, Государственное Министерство (Staatsministerium) должно созвать палаты, которые и выбирают регента в общем заседании. До учреждения регентства дела правления отправляются Государственным Министерством.
58. Регент осуществляет власть, принадлежащую Королю от его имени. После учреждения регентства он приносит клятву перед соединенными палатами твердо и ненарушимо соблюдать Конституцию королевства и управлять в согласии с нею и с законами.
59. За коронным заповедным фондом остается рента, назначенная законом 17 января 1820 г., с удельных и местных доходов.
Титул IV. О министрах
60. Министры, равно как и назначенные для замещения их государственные чиновники, имеют доступ в обе палаты и должны быть по их требованию выслушиваемы во всякое время. Палаты могут требовать личного присутствия министров. Министры имеют право голоса лишь в том случае, если они состоят членами палат.
61. Министры могут быть обвинены по решению одной из палат в нарушении Конституции, в подкупе и измене. Верховный Суд монархии в соединенном собрании присутствий разбирает такое обвинение. Пока существуют два Верховных Суда, они для приведенной выше цели соединяются. Ближайшие постановления о случаях ответственности, о порядке производства и наказаниях будут установлены особым законом .
Титул V. О палатах
62. Законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами. Согласие короля и обеих палат необходимо для каждого закона. Проект финансовых законов и государственные бюджеты вначале вносятся на рассмотрение второй палаты. Бюджеты принимаются или отвергаются первой палатой целиком.
63. Только в случаях, когда того требует сохранение общественной безопасности или устранение необычайного бедствия и палаты не заседают, могут быть изданы и получить законную силу распоряжения, не противоречащие Конституции, под ответственностью всего Государственного Министерства. Однако эти распоряжения должны быть представлены на одобрение палат в их ближайшую же сессию.
64. Право законодательной инициативы принадлежит королю и каждой из двух палат. Законопроекты, отвергнутые одной из палат или королем, не могут быть вновь внесены в течение той же сессии.
65-68. (Изменены законом 7 мая 1853 г.). Первая палата образуется королевским повелением, которое может быть заменено лишь законом с согласия палат. Первая палата составляется из членов, назначенных королем или наследственно, или пожизненно.
69. Вторая палата состоит из 350 членов . Избирательные округа определяются законом. Они могут охватывать один или несколько уездов одного или нескольких городов.
70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет и который имеет избирательное право в той общине, в которой он живет, является избирателем первой степени. Кто имеет право принять участие в выборах во многих общинах, может пользоваться правом избирателя первой степени лишь в одной общине.
71. На 250 душ населения выбирается один выборщик. Избиратели первой степени разделяются на три разряда по размеру уплачиваемых ими прямых государственных налогов таким образом, что каждый разряд в целом платит третью часть общей суммы налогов. Этот налог высчитывается:
а) по общинам, если община одна образует целый избирательный участок;
б) по участкам, если избирательные участки состоят из нескольких общин. Первый разряд образуется избирателями, платящими наибольшее количество налогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммы налогов. Второй разряд образуется избирателями, менее обложенными налогами и уплачивающими вместе вторую треть общей суммы налогов. Третий разряд образуется теми, кто платит третью треть. Каждый разряд выбирает отдельно третью часть выборщиков. Разряды могут быть разделены на несколько избирательных союзов, не обнимающих собою более 500 избирателей. Выборщики могут быть выбраны в каждом разряде между избирателями первой степени из всего избирательного участка, не обращая внимания на разряды.
72. Депутаты выбираются выборщиками. Другие постановления относительно выборов содержатся в избирательном законе, который должен урегулировать также положение городов, где часть прямых налогов заменяется мукомольным и скотобойным налогами.
73. Законодательный период Палаты Депутатов продолжается 5 лет.
74. В депутаты второй палаты может быть избран всякий пруссак, достигший 30-летнего возраста, не потерявший по судебному приговору своих гражданских прав и принадлежавший в течение трех лет к числу поданных прусского государства (закон 27 марта 1872 г.). Президент и члены Высшей Счетной Палаты не могут быть членами ни одной из палат ландтага.
75. По истечении законодательного периода палаты избираются вновь; то же делается в случае роспуска. В обоих случаях могут быть избраны бывшие члены.
76. Обе палаты Ландтага монархии регулярно созываются королем в течение периода, заключающегося между началом ноября каждого года и серединой января следующего и, кроме того, всякий раз как того требуют обстоятельства.
77. Открытие и закрытие сессии палаты совершается королем лично или через уполномоченного на это министра в общем заседании палат. Сессии обеих палат созываются, открываются, отсрочиваются и закрываются одновременно. Роспуск одной из палат вызывает отсрочивание другой.
78. Каждая палата проверяет полномочия своих членов и решает вопрос о действительности выборов. Она регулирует особым регламентом порядок своих работ и свою дисциплину; она выбирает президента, вице-президента и секретарей; чиновники не нуждаются в специальном разрешении для вступления в палаты. Если депутат вступает на государственную должность или получает на государственной службе высшую должность или более значительный размер жалованья, он теряет свое место и свой голос в палате и может сделаться ее членом лишь после новых выборов. Никто не может быть членом сразу обеих палат.
79. Заседания обеих палат публичны. Каждая палата собирается, по предложению своего президента или десяти членов, на негласное заседание, в котором, прежде всего, решается вопрос о таком предложении.
80. Вторая Палата не может принять действительного решения, если нет налицо половины законного числа ее членов. Каждая палата принимает свои решения по абсолютному большинству голосов, за некоторыми исключениями, упомянутыми в регламенте палаты. Палата господ не может принимать какого-нибудь решения, если нет налицо, по крайней мере, 60 лиц из призываемых по указу 12 октября 1854 года.
81. Каждая палата имеет право отдельно представлять адреса королю. Никто лично не может подавать прошение или адреса обеим палатам или одной из них. Каждая палата может направленные к ней письменные обращения переслать министру и предложить ему дать объяснения по поводу содержащихся в них жалоб.
82. Каждая палата имеет право назначать следственные комиссии для исследования различных фактов.
83. Члены обеих палат являются представителями всего народа. Они голосуют по своему свободному убеждению и не связаны никаким повелительным мандатом.
84. Они не подлежат ответственности за поданные ими голоса никогда, за выражения ими мнения лишь в том случае, если они высказали их в самой палате и согласно регламенту палаты. Никакой член палаты не может без согласия палаты, к которой он принадлежит, быть преследуем или арестован во время сессии за наказуемое законом действие, исключая случаи, когда он захвачен на месте преступления или в следующий затем день. Согласие палат необходимо также и при задержании за долги. По требованию палаты всякое недоразумение по уголовному делу, всякое предварительное заключение или личное задержание по гражданскому делу приостанавливаются на все время сессии.
85. Члены Палаты Депутатов получают из казначейства путевые и суточные издержки по закону. Отказ от получения их воспрещается.
Титул VI. О судебной власти
86. Судебная власть осуществляется от имени короля независимыми, не подчиняющимися другой власти, кроме закона, судами. Решения объявляются и исполняются от имени короля.
87. Судьи пожизненно назначаются королем или от его имени. Судьи могут быть смещены или временно удалены от должности лишь на основании судебного решения и по причинам, установленным законом. Временное удаление от должности, не вытекающее из текста закона, перемещение или увольнение в отставку могут быть применены лишь по причинам и в формах, указанных в законе, и на основании судебного решения. Эти постановления не применяются к перемещениям, вытекающим из видоизменения организации судов и их округов.
87-а. При образовании общих судов для частей прусской и чужих территорий возможно отступление от постановлений ст. 86 и 87.
88. (Отменена законом 30 апреля 1856 г.).
89. Организация судов определяется законом.
90. Судьей может быть назначен лишь тот, кто удовлетворяет требуемым законом условиям.
91. Суды со специальной компетенцией, именно коммерческие и промысловые суды, должны быть созданы в законодательном порядке повсюду, где они необходимы. Организация и компетенция этих судов, их судопроизводство, назначение их членов, их ранг и продолжительность сроков службы определяются законом.
92. Для всей Пруссии должен быть только один Верховный Суд.
93. Судебные заседания как по гражданским, так и по уголовным делам должны быть публичны. Двери могут быть закрыты по постановлению суда в публичном заседании, если публичность угрожает общественному порядку или добрым нравам. Во всяком другом случае публичность заседания может быть ограничена лишь законом.
94. В уголовных делах вердикт о виновности обвиняемого может быть произнесен лишь судом присяжных, за исключениями, которые в законодательном порядке постановят обе палаты. Образование суда присяжных регулируется особым законом.
95. Закон, подлежащий изданию по соглашению с Палатами, может разрешить создание специального суда и передать ему преступления государственной измены и другие преступления против внутренней и внешней безопасности государства.
96. Компетенция судебных и административных властей определяется законом. Суд, учрежденный законом, решает дела по пререканиям о компетенции между судами и администрацией.
97. Условия, при которых гражданские и военные должностные лица могут быть привлечены к суду за превышение власти, определяются законом. Но никакого предварительного разрешения со стороны начальства обвиняемого не требуется.
Титул VII. О государственных чиновниках, не принадлежащих к судебному сословию
98. Положение государственных чиновников, не принадлежащих к судебному сословию, считая в том числе и членов прокуратуры, регулируется законом, который, не стесняя свободы государства в свободе выбора, охраняет должностных лиц от произвольных смещений и лишений содержания.
Титул VIII. О финансах
99. Все доходы и расходы государства должны исчисляться вперед и вноситься в государственный бюджет. Последний утверждается ежегодно законом.
100. Взимание налогов или податей в пользу государственного казначейства может производиться постольку, поскольку они предусмотрены бюджетом или специальными законами.
101. В области налогов не может быть установлено никаких привилегий. Ныне действующее финансовое законодательство будет пересмотрено, и все существующие привилегии уничтожены.
102. Пошлины взимаются государственными чиновниками и общинами лишь на основании закона.
103. Всякий заем, заключаемый на счет государственного казначейства, должен быть разрешен законом. То же положение распространяется и на принятие государственной гарантии.
104. Последующее одобрение обеих палат необходимо для всякого расхода, сверх установленных бюджетом. Отчеты по исполнению бюджета проверяются и устанавливаются Счетной Палатой. Общий отчет по годичному бюджету, равно как и по составлению государственного долга, представляется с замечаниями Счетной Палаты обеим палатам для облегчения (Entlassung) правительства. Специальный закон определяет состав и компетенции Счетной Палаты.
Титул IX. Об общинах, уездах, округах и провинциях
105. Представительство и управление общин, уездов и провинций Прусского государства будут определены особыми законами.
Титул X. Общие положения
106. Законы и распоряжения обязательны, если они обнародованы в предписанной законом форме. Проверка законной силы королевских распоряжений, правильно опубликованных, принадлежит не правительственным учреждениям, а палатам.
107. Конституция может быть изменена обыкновенным законодательным путем. В этом отношении для каждой палаты достаточно абсолютного большинства на двух голосованиях, между которыми полагается промежуточный срок, по крайней мере, в 21 день.
108. Члены обеих палат и все государственные чиновники приносят присягу в верности и повиновении королю и клянутся честно соблюдать Конституцию. Армия не присягает в соблюдении Конституции.
109. Налоги и подати, ныне существующие, взимаются и впредь. Все постановления Свода законов, частные законы и распоряжения, не противоречащие настоящей Конституции, остаются в силе до тех пор, пока они не будут законным образом видоизменены.
110. Все должностные лица, утвержденные предшествующим законом, продолжают отправлять свою должность до обнародования органических законов, относящихся к ним.
111. В случае войны или восстания, если общественному порядку угрожает неминуемая опасность, применение ст. 5-7, 27-30 и 36 настоящей Конституции может временно быть приостановлено в местностях, где это покажется необходимым. Закон регулирует подробности.
Титул XI. Переходные положения
112. В области обучения остаются действующие ныне постановления до обнародования закона, упомянутого в ст. 26.
113. (Имела временное значение).
114. (Отменена).
115. До тех пор, пока избирательный закон, упомянутый в ст. 72. не будет обнародован, остается в силе распоряжение от 30 мая 1849 г. о выборах депутатов во вторую палату.
116-119. (Имели временное значение).