Конституция Сербии 1903
УСТАВ СЕРБСКОГО КОРОЛЕВСТВА
2 июня 1903 года.
I. Форма правления, государственная вера и территория
§ 1. Сербское королевство есть наследственная конституционная монархия с народным представительством.
§ 2. Герб сербского королевства двуглавый серебряный орел на красном щите с королевской короной.
Королевская корона расположена над обеими головами серебряного орла; в когтях своих орел держит по лилии. На груди орла находится герб княжества сербского: крест на красном щите и ружье в каждом из углов креста,
Национальные цвета красный, синий и белый.
§ 3. Восточная православная церковь признается государственной.
Сербская церковь автокефальная. Она не зависит ни от какой другой церкви и признает те же догматы, что и вселенская восточная церковь.
§ 4. Территория Сербии неотчуждаема и неделима.
Она не может быть уменьшена, и границы ее не могут быть изменены, без согласия великой народной скупщины. Для исправления границ ненаселенных территорий, не имеющих большого значения, достаточно согласия обычной народной скупщины.
§ 5. Сербское королевство делится на округа, округа делятся на уезды, уезды на общины.
II. Основные права сербских граждан.
§ 6. Настоящая конституция и законы определяют, каким образом приобретается и утрачивается звание сербского гражданина, какие права оно дает, и каким образом эти права могут быть утрачены.
§ 7. Все сербы равны перед законом.
§ 8. Дворянство не может быть ни даруемо сербским гражданам, ни признаваемо за ними.
§ 9. Свобода личности гарантируется настоящей конституцией.
Никто не может быть подвергнут допросу иначе, как в указанных законом случаях и в установленном законом порядке.
Никто не может быть арестован или каким либо иным способом лишен свободы без письменного и мотивированного решения судебной власти. Это решение должно быть сообщено арестованному в момент его задержания. Только лицо, застигнутое на месте преступления, может быть арестовано без предварительного постановления, но в этом случае постановление об его задержании должно быть сообщено ему не позже, чем через 24 часа после ареста. Арестованный может подать жалобу на это постановление в судебное учреждение первой инстанции. Если он не воспользуется своим правом в течение трех дней, считая с того момента, когда ему было сообщено постановление об аресте, судебный следователь обязан представить надлежащему судебному учреждению документы, относящиеся к его делу, не позже чем через 24 часа по истечении этого срока. Суд, по получении этих документов, должен в 24 часа либо утвердить постановление об аресте, либо отменить его. Решение суда приводится немедленно в исполнение. Органы власти, нарушившие эти постановления, подвергаются наказанию за незаконное лишение свободы, Законом будут определены те случаи, в которых суды обязаны временно отпускать арестованного на свободу без залога, а также за денежным или личным поручительством.
§ 10. Никто не может быть судим не надлежащим судом.
§ 11. Никто не может быть судим прежде, чем он не будет допрошен или не будет приглашен в законном порядке для объяснений.
§ 12. Наказания могут быть устанавливаться только законом и налагаться лишь за те проступки, предусмотренные заранее изданным законом.
§ 13. Смертная казнь за преступления исключительно политического характера отменяется. Она сохраняется для случая убийства или покушения на убийство короля или членов королевской фамилии, согласно уложению о наказаниях. Она сохраняется также для тех случаев, когда вместе с политическим преступлением учинено еще какое-либо преступное действие, за которое по уложению о наказаниях полагается смертная казнь, а также в случаях, предусмотренных военными законами.
§ 14. Сербские граждане не могут быть изгнаны из Сербии. Они могут быть принуждены оставить место своего жительства или переселены из одного места в другое только в точно установленных законом случаях.
§ 15 Жилище неприкосновенно. Власти не могут делать домашние обыски иначе, как в предусмотренных законом случаях и в установленном законом порядке.
Перед обыском надлежащий орган власти обязан сообщить заинтересованному лицу письменное предписание судебного следователя, уполномочивающее его прибегнуть к этой мере. Заинтересованное лицо может обжаловать это предписание в судебное учреждение первой инстанции. Однако жалоба не может задержать совершение обыска. Обыск может быть произведен только в присутствии двух сербских граждан.
По совершении обыска заинтересованному лицу должно быть передано свидетельство, устанавливающее результаты обыска, и подписанный список взятых для продолжения следствия вещей.
§ 16. Собственность во всех ее формах неприкосновенна.
Никто не может быть принужден уступить свое имущество на государственные или иные общественный нужды лицам публичного права, либо ограничен ради того в своем праве иначе, как в установленных законом случаях и за законное вознаграждение.
§ 17. Конфискация имущества запрещается. Могут быть, однако, конфискованы вещи, приобретенные преступными средствами, и предметы, послужившие или предназначенные для преступления.
§ 18. Свобода совести неограниченна. Все признанные культы свободны и пользуются покровительством закона, поскольку внешнее их оказательство не противоречит общественному порядку и нравственности.
§ 19. Всякие действия, могущие нанести ущерб государственной церкви (прозелитизм), запрещаются.
§ 20. Сербские граждане не могут отказываться от исполнения своих гражданских обязанностей и отбывания воинской повинности, ссылаясь на предписания исповедуемой ими религии.
§ 21. Преподавание свободно, поскольку оно не противоречит общественному порядку и нравственности. Начальное образование обязательно. Оно бесплатно в казенных начальных училищах.
§ 22. Всякий серб пользуется правом выражать свои мысли, в установленных законом границах словесно, письменно, пользуясь для этой цели печатью, и художественными изображениями. Печать свободна. Не может быть учреждена цензура или установлены какие-либо другие предупредительные меры, имеющие целью препятствовать печатанию, продаже или распространению журналов и других произведений печати. Для основания периодического издания не требуется предварительного разрешения. Автор, главный редактор, издатель или владелец типографии не обязаны вносить залога. Газеты и другие произведения печати могут быть задержаны только в том случае, если в них содержится оскорбление короля, королевской фамилии или правителей иностранных государств и их семейств, или же призыв к вооруженному восстанию. Во всех этих случаях власти обязаны представить дело суду не позже, чем через 24 часа по задержание и суд в течение 24 часов должен либо утвердить действия властей, либо разрешить выход издания в свет. В противном случае, по истечении 24 часов задержание считается отмененным. Администрации запрещается делать печати предостережения. Повременные издания должны иметь ответственных редакторов, пользующихся гражданскими и публичными правами. Ответственность за произведение печати лежит, прежде всего, на его авторе. Если автор неизвестен или не живет в Сербии, а также если он невменяем, ответственность падает на редактора, владельца типографии или распространителя сочинения.
§ 23. Тайна почтовой и телеграфной корреспонденции ненарушима; нарушение ее допускается только в военное время и в целях раскрытия преступления Особый закон определит, какие органы власти ответственны за нарушение тайны писем и телеграмм.
§ 24. Сербы имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь требованию закона. Власти не должны быть извещаемы о собраниях, происходящих в закрытом помещении. Для собраний под открытым небом, подлежащих особым законам и регламентам устанавливается явочный порядок.
§ 25. Сербские граждане пользуются правом учреждать союзы, не преследующие противозаконных целей. Это право не может быть ограничено никакими предупредительными мерами.
§ 26. Всякий серб имеет право обращаться к государственным властям от своего имени с петициями, снабженными одною или несколькими подписями. Коллективные петиции могут быть подаваемы только установленными властями и юридическими лицами.
§ 27. Всякий серб имеет право жаловаться на незаконные действия властей. Если высшие власти находят жалобу неосновательной, они обязаны сообщить жалобщику свое мотивированное решение.
§ 28. Каждый серб имеет право без всякого предварительного разрешения возбуждать судебное преследование против правительственных чиновников, мэров, председателей муниципальных советов и должностных лиц общин, нарушивших его права при пользовании своей властью. По отношению к министрам и судьям и солдатам, находящимся на действительной службе, действуют особые постановления.
§ 29. Всякий серб пользуется правом выхода из сербского подданства, по отбытии воинской повинности и выполнении всех своих обязательств по отношению к государству и частным лицам.
§ 30. Личность и имущество иностранцев, проживающих в Сербии, пользуются покровительством сербских законов. Но иностранцы обязаны платить налоги и нести другие повинности в пользу государства и общины, если только они не освобождены от этого международными договорами.
§ 31. Выдача политических преступников запрещается.
III. Государственные власти.
§ 32. Государственная власть осуществляется согласно постановлениям настоящей конституции. Действие конституции, в целом или в отдельных частях ее, не может быть приостановлено.
§ 33. Законодательная власть осуществляется королем и народным представительством.
§ 34. Право законодательной инициативы принадлежит каждой из двух отраслей законодательной власти.
§ 35. Каждый закон требует соглашения между обеими отраслями законодательной власти.
§ 36. Закон не имеет обратного действия по отношению к правам, приобретенным на основании ранее существовавшего закона.
§ 37. Толкование закона имеет обязательную силу; если оно исходит от законодательной власти.
§ 38. Исполнительная власть принадлежите королю. Король осуществляет эту власть через посредство своих ответственных министров согласно постановлениям настоящей конституции. Король назначает и увольняет министров.
§ 39. Судебная власть осуществляется судами. Их решения и приговоры выносятся и приводятся в исполнение именем короля и на основании закона.
IV. Король.
§ 40. Король глава государства. Он пользуется теми полномочиями, которые вытекают из его державной власти и осуществляет их согласно постановлениям настоящей конституции. Личность короля неприкосновенна. Король не ответствен, и против него не может быть возбуждено никакое преследование.
§ 41. Король и члены королевской фамилии должны исповедовать восточную православную веру.
§ 42. Король является покровителем всех признанных в Сербии вероисповеданий.
§ 43. Король санкционирует и обнародует законы. Ни один закон не имеет силы прежде, чем он обнародован королем.
§ 44. Наследник престола и остальные члены королевской фамилии не могут вступить в брак без разрешения короля.
§ 45. Король назначает всех государственных чиновников. Его именем и под его верховным надзором все органы администрации осуществляют свою власть.
§ 46. Король главный начальник всех военных сил государства.
§ 47. Король возводить в военные чины, руководствуясь постановлениями закона.
§ 48. Король жалует ордена и другие установленные законом знаки отличия.
§ 49. Король пользуется правом чеканить монету, руководствуясь при этом законом.
§ 50 Королю принадлежит право амнистии.
§ 51. Король пользуется правом помилования в уголовных преступлениях. Он может смягчить наказание, уменьшить его или совершенно его отменить.
§ 52. Король является представителем государства во всех его внешних сношениях. Он объявляет войну, заключает мирные, союзные и другие договоры, сообщая их народной скупщине, как только это допускают интересы государства. Но торговые трактаты и всякие другие договоры, выполнение которых требует расходов со стороны казны или изменения существующих законов, а также и те договоры, которыми нарушаются публичные или гражданские права сербских граждан, становятся действительными только по утверждении их народной скупщиной.
§ 53. Постоянным местопребыванием короля является Сербия. Когда король оставляет на некоторое время сербскую территорию, его замещает в осуществлении королевской власти наследник престола, если только он совершеннолетний. Если наследник престола не совершеннолетний или по какой-либо другой причине не может замещать короля, совет министров осуществляет королевскую власть в пределах конституции, согласно инструкциям короля.
§ 54. Король созывает народную скупщину на обыкновенные и чрезвычайные сессии. Он открывает и закрывает сессии народной скупщины лично произнесением тронной речи, либо через послание или указ, передаваемые советом министров. Тронная речь, послание и указ должны быть контрассигнованы всеми министрами. Король имеет право отсрочивать сессию народной скупщины. Но отсрочить ее он может не больше, чем на два месяца, причем вторично отсрочить сессию, без согласия самой скупщины, король не может. Он имеет право распустить народную скупщину, но актом о роспуске должны быть назначены в то же время новые выборы не позже, чем через два месяца, и должна быть созвана новая скупщина не позже, чем через три месяца. Указ о роспуске скупщины должен быть контрассигнован всеми министрами.
§ 55. Король не может быть правителем другого государства, без согласия великой народной скупщины.
§ 56. Ни один акт короля, относящиеся к области государственного управления, не имеет силы и не может быть приведен в исполнение, если он не контрассигнован надлежащим министром, который через подписание акта становится ответственным за него.
§ 57. В Сербии правит король Петр I из династии Карагеоргиевичей. Королю наследует его мужское потомство от законного брака по праву первородства. Если король не оставить мужского потомства, право на наследование престола переходить к единокровной боковой линии в том же порядке первородства.
§ 58. Король и наследник престола становятся совершеннолетними по достижении восемнадцатилетнего возраста.
§ 59. По смерти короля, наследник престола, если только он совершеннолетний, немедленно приступает к осуществлению королевской власти в качестве конституционного короля. Король манифестом объявляет стране о своем вступлении на престол. Он созывает затем народную скупщину в течение десяти дней с момента объявления о смерти покойного короля, чтобы принести перед ней установленную конституцией присягу. Если скупщина распущена, а новые выборы еще не произведены, то должна быть созвана распущенная скупщина для выслушивания присяги короля. Эти постановления относятся и к тому случаю, когда король при жизни передает престол своему наследнику.
§ 60. Принимая королевскую власть, король произносить перед народной скупщиной следующую присягу: «Я (имя)…., вступая на престол королевства Сербии и принимая королевскую власть, клянусь всемогущим Богом и всем, что для меня в этом мире наиболее свято и наиболее дорого, блюсти независимость Сербии и целость ее территории, соблюдать народную конституцию, управлять, сообразуясь с нею и законами, и во всех моих желаниях и делах руководствоваться народным благом. Произнося торжественно эту клятву перед Богом и народом, я призываю в свидетели Господа Бога, перед которым я буду отвечать на страшном суде. Да поможет мне Бог! Аминь!»
§ 61. Если в момент смерти короля наследник престола не совершеннолетний, конституционная власть короля до достижения им совершеннолетия осуществляется советом регентства, состоящего из трех лиц.
§ 62. Регенты назначаются народной скупщиной, специально для этого созванной, из числа шести кандидатов, указанных покойным королем в его завещании. Все это завещание должно быть написано и подписано рукою самого короля. Оно не должно быть контрассигновано министрами. На обратной стороне листа в качестве свидетелей должны подписаться все члены совета министров. Это завещание должно быть написано в трех экземплярах, и на каждом из них должна быть приложена королевская печать. Один экземпляр передается на хранение государственному совету, другой кассационному суду, третий хранителю королевской печати.
§ 63. Если король не указал в своем завещании кандидатов регентства, то созывается великая народная скупщина для избрания членов совета регентства. Великая народная скупщина должна быть созвана в этом случае не позже, чем через месяц по смерти короля.
§ 64. Членами регентства могут быть только сербские граждане по рождению, исповедующие восточную православную веру, пользующееся всеми гражданскими и публичными правами, достигшие возраста 40 лет и занимающие или ранее занимавшие должности министра, государственного советника, генерала или полномочного министра, аккредитованного при правительстве другого государства.
§ 65. Избрание регентства всегда происходить путем закрытой баллотировки.
§ 66. Цивильный лист определяется законом и не может быть ни увеличен без согласия скупщины, ни уменьшен без согласия короля. Каждый регент, пока он состоит в этой должности, получает по 60,000 динаров в год из сумм цивильного листа.
§ 67. Прежде чем приступить к осуществлению королевской власти, регенты должны принести присягу перед той скупщиной, которая их избрала, в том что они останутся верными королю и будут управлять согласно конституции и законам страны. Затем регенты объявляют стране манифестом, что они именем короля берут на себя осуществление королевской власти.
§ 68. Конституция не может быть изменена, пока король не достигнет совершеннолетия.
§ 69. Если король по какой-либо причине не может осуществлять королевскую власть, его именем правит наследник престола, если только он совершеннолетний. Если же наследник престола не совершеннолетний, король может назначить временное регентство.
§ 70. Если король при жизни передает власть своему несовершеннолетнему наследнику, он может назначить в то же время трех членов регентства. На назначенных в таком порядке регентов распространяются все постановления настоящей конституции, относящиеся к регентам, избранным народной скупщиной.
§ 71. Если один из членов совета регентства умирает, или если он заболевает такой болезнью, которая, согласно мнению трех врачей, указанных государственным советом по просьбе двух других регентов, и согласно мнению этих последних, лишает его возможности нести свои обязанности, или, наконец, если один из членов совета регентства выходит в отставку, два других регента осуществляют королевскую власть впредь до ближайшего собрания народной скупщины, которая должна избрать третьего регента. Если один из регентов вынужден настоятельной, необходимостью отлучиться из страны, два других члена регентства должны управлять государством во все время его отсутствия. Но в этом случае отлучившийся регент обязан оставить своим товарищам письменное заявление о своем согласии со всем тем, что они предпримут в пределах предоставленных им конституцией полномочий. Во всех предусмотренных выше случаях немедленно должны быть сообщены во всеобщее сведение причины, по которым королевская власть осуществляется только двумя регентами,
§ 72. Регенты должны заботиться о воспитании несовершеннолетнего короля. Управление имуществом несовершеннолетнего короля поручается опекуну, которого покойный король назначать в своем завещании, или в случае, если в завещании короля ничего по этому вопросу не сказано, опекунам короля, которых назначают регенты с согласия государственного совета.
§ 73. Если король умирает, не оставляя мужского потомства, но королева в момент его смерти беременна, королевская власть осуществляется до разрешения королевы от бремени, председателем государственного совета, председателем кассационного суда и министром юстиции на правах временного регентства.
§ 74. Во всех тех случаях, когда, согласно постановлениям настоящей конституции, нужно будет избрать регентство, совет министров временно будет под своей ответственностью осуществлять конституционную власть короля. Совет министров объявляет стране манифестом, что он принимает на себя осуществление королевской власти и сообщает о причинах этого.
§ 75. В тех случаях, когда трон в силу настоящей конституции останется без наследника, совет министров берет в свои руки королевскую власть. Он должен тогда в течение одного месяца с момента смерти короля созвать великую народную скупщину, которая и разрешит вопрос о наследовании престола.
V. Народное представительство
§ 76. Народное представительство осуществляется народной скупщиной. Народная скупщина бывает обыкновенной и великой.
§ 77. Народная скупщина состоит из депутатов, свободно избранных народом согласно постановлениям настоящей конституции.
§ 78. Выборы народных депутатов прямые. Голосование закрыто и совершается посредством шаров.
§ 79. Каждый округ избирает число депутатов, пропорциональное числу лиц, платящих налоги, по одному депутату на каждые 4500 плательщиков. Если число не представленных плательщиков больше, чем 3000, они избирают еще одного депутата. В число это входят и те депутаты, для которых ст. 99 конституции установлены особые требования.
§ 80. Число лиц, платящих подати в каждом округе, а также число депутатов, избираемых отдельными округами, определяется пред каждыми общими выборами согласно постановлениям конституции комиссией, состоящей из председателя, государственного совета, председателя и обоих вице-председателей последней скупщины и председателя кассационного суда.
§ 81. Город Белград избирает четырех депутатов, города Ниш и Крагуевац по два, города Алексинац, Вальево, Вранье, Горний Милановац, Заечар, Ягодина, Княжевац, Крушевац, Лозница, Лесковац, Неготин, Парачин, Пирот, Пожаревац, Прокуилие, Свилаинац, Смедерево, Чуприя, Ужице, Чачак и Шабац каждый по одному депутату.
§ 82. Каждый народный депутат является представителем всего народа, а не только своих избирателей.
§ 83. Избиратели не могут давать, а депутаты не могут принимать от своих избирателей обязательных инструкций.
§ 84. Избирателями являются все сербы по рождению и лица, натурализованные в Сербии, достигшие возраста 21 года и платящие государству прямых налогов не менее, чем 15 динаров в год. Члены задруг, достигшие 21 года, пользуются правом избирательного голоса независимо от размеров налога, уплачиваемого ими государству.
§ 85. Всякий избиратель имеет право подавать свой голос только в одном месте и при этом в том избирательном округе, к которому он приписан.
§ 86. Офицеры, числящиеся на службе или в запасе, и солдаты, находящиеся на действительной службе, не пользуются правом избирательного голоса
§ 87. Временно утрачивается избирательное право:
1) осужденными на каторгу, до восстановления в правах;
2) осужденными за преступление отнятием гражданской чести, пока длится наказание;
3) арестованными или заключенными за преступления и проступки, упомянутые в п. 1 и 2;
4) осужденными судебным приговором за то, что злоупотреблением власти, угрозами, подарками или обещаниями подарков старались о своем или чужом избрании в депутаты, а также те, которые осуждены за продажу своего голоса. Потеря длится в течете срока, указанного приговором;
5) состоящими под следствием;
6) состоящими под опекою;
7) вступившими без разрешения сербской власти на службу другой державы;
8) осужденными, в качестве приверженцев непризнанного культа, за неисполнение гражданских и воинских обязанностей на срок, указанный в приговоре.
§ 88. Все избиратели одного округа образуют одну избирательную коллегию и голосуют не за отдельных кандидатов, а за целый список кандидатов. В городах, избирающих более одного депутата, выборы происходят в том же порядке.
§ 89. В округах подача голосов имеет место в нескольких пунктах, определяемых избирательным законом. Города также могут быть в случае надобности разделены законом на несколько избирательных районов.
§ 90. В каждом месте, где происходить голосование, образуется избирательное бюро, в составе одного общинного выборного, избираемого общинной властью, одного лица из числа представивших избирательные списки, и одного лица, которое окончило университет, а в случае недостатка такового лица, окончившего среднюю школу.
§ 91. Во всяком главном окружном месте ив каждом городе, избирающем более одного депутата, образуется главное избирательное бюро, которое собирает бюллетени, разбирает их, провозглашает результаты выборов и дает депутатам полномочия.
В этом бюро председательствует один из членов государственного совета или кассационного суда, назначенный по жребию, а членами его состоят: председатель местного общинного совета, один член апелляционного суда или председатель суда первой степени и два лица из числа представивших избирательные списки.
§ 92. В каждом округе сто избирателей, а в каждом городе, избирающем более одного депутата, пятьдесят избирателей имеют право выставить свой избирательный список. В каждом списке должно быть записано столько имен, сколько депутатов избирает соответствующий округ или город. Списки носят имя того кандидата, который на нем записан первым. Каждый список имеет свою урну во всех местах, где происходить голосование.
Общее число голосовавших избирателей, разделенное на число депутатов, которые имеют быть избранными в данном избирательном округе, дает то число голосов, которое является знаменателем, определяющим количество депутатских мест, достающихся каждому списку. Каждый список получает столько депутатских мест, сколько раз определяющее число содержится в общем числе голосов, за него поданных.
В каждом списке определяющее число голосов отдается сначала кандидату, стоящему во главе его, затем остальным кандидатам в том порядке, в котором они помещены в списке, пока не будет исчерпано число поданных за данный список голосов.
Если какой либо кандидатский список не получил определяющего числа голосов, то голоса эти придаются кандидатскому списку с наибольшим числом голосов.
Если будут депутатские места, для которых ни один список не получил равного знаменателю числа голосов, то прибавляется по одному депутату к тем спискам, которые имеют число, наиболее близкое к знаменателю, пока не получается числа депутатов данного избирательная округа. В случае, если такое число менее числа списков, решает жребий, какому списку должно быть дано депутатское место.
§ 93. В городах, в которых избирается один депутат, и которым ст. 81 настоящей конституции предоставляет избирательное право, избранным признается тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов.
Если никто не получил абсолютного большинства голосов, происходить новые выборы. На новых выборах достаточно относительного большинства, а в случае равенства голосов решает жребий.
Избирательное бюро, которое дает полномочия депутату, составляется из одного судьи местного или ближайшего суда первой степени, из председателя общинного суда и одного представителя любого кандидата.
§ 94. Лица, не пользующиеся активным избирательным правом, не могут быть избраны в депутаты.
§ 95. Чтобы иметь право быть избранным в народную скупщину, необходимо, независимо от условий, который требуются для пользования активным избирательным правом, удовлетворять еще следующим требованиям:
1) быть сербом по рождению или получить право сербского гражданства путем натурализации и проживать в Сербии в течение 5 лет;
2) пользоваться всеми гражданскими и политическими правами;
3) жить постоянно в Сербии, если только проживания за границей не требует исполнение обязанностей по занимаемой государственной должности;
4) быть не моложе 30 лет;
5) платить государству прямых налогов не менее 30 франков в год.
§ 96. Полицейские чины не могут быть избраны в депутаты.
§ 97. Депутаты, не состоящие на государственной службе во время своего избрания и поступающие на нее в то время, когда срок их полномочий еще не истек, тем самым теряют звание депутата. Они могут быть, однако, избраны вновь в порядке, указанном в ст. 98. Это постановление не относится к министрам, которые остаются депутатами, не подвергаясь переизбранию.
§ 98. Чиновники и все лица, состоящие на государственной службе, а равно и председатели общин, если они были избраны народными представителями и приняли мандат, должны сложить свое звание. Сохраняют, однако, свое служебное положение вместе с мандатом депутата следующие чиновники:
1) министры на службе и в отставке;
2) члены государственного совета;
3) чрезвычайные и полномочные министры, аккредитованные при иностранных дворах, и дипломатические агенты;
4) председатели и члены высших судов и судов первой степени;
5) профессора великой школы, высших и средних школ;
6) инженеры и врачи на государственной службе;
7) пенсионеры и чиновники в отставке.
§ 99. В числе депутатов, избранных каждым округом, должны быть, по меньшей мере, двое, удовлетворяющих кроме общих условий, необходимых для пользования пассивным избирательным правом, еще следующему специальному требованию: они должны окончить в Сербии или за границей курс какого-нибудь факультета или какого-нибудь высшего специального учебного заведения, стоящего на одной высоте с университетскими факультетами.
§ 100. Депутаты обыкновенной народной скупщины, избранные на общих выборах, получают полномочия на четыре года. Для каждого четырехлетнего законодательного периода скупщины, выборы происходят 8-го сентября. Если общие выборы происходят вследствие роспуска обыкновенной скупщины, четырехгодичный законодательный период скупщины начинается от ближайшего сентября месяца. До этого времени скупщина может быть созвана на чрезвычайную сессию. Депутаты, избранные на дополнительных выборах, получают свои полномочия только до окончания того законодательного периода скупщины, в течение которого они были избраны. Дополнительные выборы должны происходить не позже, чем через месяц после того, как место депутата стало вакантным.
§ 101. Народная скупщина регулярно созывается в столице 1-го октября каждого года. Только в случае крайней необходимости скупщина может быть созвана вне столицы. Сессия скупщины не может закончиться прежде, чем скупщина не приняла государственного бюджета.
§ 102. Король может также созвать скупщину на чрезвычайную сессию,
§ 103. Народная скупщина сама проверяет полномочия своих членов и разрешает как вопрос об их действительности, так и споры, возникающие по этому поводу. Никто не может препятствовать депутату, избранному надлежащим избирательным бюро (§§ 91 и 93 настоящей конституции), войти, в скупщину. Только скупщина может решить, были ли выборы произведены правильно или нет.
§ 104. На первом заседании, под председательством старейшего своего члена, скупщина разделяется по жребию на секции. Каждая секция выбирает затем, одного, из своих членов в комиссию для проверки полномочий.
§ 105. Народная скупщина избирает из числа своих членов на каждую сессию председателя, двух вице-председателей и секретарей.
§ 106. Все депутаты после того, как полномочия их проверены, и скупщина приняла их в число своих членов, должны произнести следующую присягу: «Я, (имя), клянусь единым Богом и тем, что мне в законе всего более свято и что мне всего дороже в этом мире, соблюдать конституцию и при исполнении обязанностей депутата иметь постоянно ввиду общее благо короля и народа, посвящая ему все силы своей души и своего ума. Да поможет мне Бог в этом и в том свете!»
§ 107. Скупщина отвечает адресом на тронную речь.
§ 108. Заседания народной скупщины публичны; но они могут происходить при закрытых дверях, если того требует председатель скупщины, правительство или десять депутатов. Если предложение исходит от председателя или десяти депутатов, скупщина решает, быть ли заседанию закрытым или открытым.
§ 109. Скупщина может принимать решение только в том случае, если в ней присутствует более половины числа депутатов, установленного конституцией. Решение скупщины действительно, если за него подано большинство голосов присутствующих депутатов. Если голоса разделяются пополам, предложение считается отвергнутым.
§ 110. Голосование в скупщине происходить путем поименной переклички, путем вставания или при помощи закрытой баллотировки. Поименная перекличка имеет место во всех тех случаях, когда скупщина высказывается о законопроекте в его целом, а также тогда, когда этого требуют правительство или двадцать депутатов. Бюро скупщины всегда выбирается путем закрытой баллотировки. Депутаты могут подавать свои голоса только лично.
§ 111. Законопроекты и те действующие в течение одного года законы, которые состоят в непосредственной связи с бюджетом, не могут обсуждаться скупщиной до тех пор, пока государственный совет не рассмотрел их и не дал о них своего отзыва скупщине. Только бюджет не подлежит предварительному рассмотрению государственного совета.
§ 112. Всякий законопроекту включая сюда и бюджет, должен быть, прежде чем скупщина приступить к его обсуждению и приметь решение, сообщен специальной комиссии скупщины на изучение. Эта комиссия представляет скупщине свое заключение.
§ 113. Никакой законопроект не может обсуждаться в скупщине, не пройдя предварительно через соответствующую комиссию.
§ 114. Никакой законопроект не может быть принят в целом, если предварительно каждая статья, его не была принята в отдельности.
§ 115. Всякий законопроект должен быть в течение одной сессии дважды подвергнуть голосованию прежде, чем может быть принят в дело. Между первым и вторым голосованием должно пройти, по крайней мере, пять дней.
§ 116. Ни один закон не может быть обнародован, отменен, изменен или истолкован без согласия скупщины. Указы о порядке применения законов, а также те распоряжения, которые вытекают из исполнительной власти короля и его прав надзора, издаются органами исполнительной власти; тем не менее, во всех таких распоряжениях должны быть приведены те законы, на основании которых они изданы. Ни один закон, ни одно постановление, исходящее от органов государственной, окружной или общинной власти не имеет силы, пока они не опубликованы в установленном законом порядке. В формуле обнародования закона должно быть ясно указано, что закон принят народной скупщиной.
§ 117. Законы и основанные на законах указы, обнародованные в законном порядке, имеют обязательную силу для всех сербов и всех органов власти в стране.
§ 118. Ни налог, ни какое либо иное общее обложение не могут быть установлены или изменены без согласия скупщины. Государство не может заключать никаких займов без согласия скупщины. Правительство должно давать народной скупщине точный отчет, засвидетельствованный главным контролем, в том, что финансовые договоры были заключены и выполнены согласно закону.
§ 119. Правительство не может брать обратно законопроекты, предложенные им на обсуждение скупщины, пока проекты эти не были подвергнуты окончательной баллотировке.
§ 120. Законопроект, отвергнутый скупщиной, не может быть снова предложен ей в течение той же сессии.
§ 121. Скупщина имеет право анкет по вопросам избирательным и чисто-административным. Каждый депутат может обращаться к министрам с запросами и интерпелляциями. Министры должны давать на них ответ до закрытия сессии.
§ 122. Всякий имеет право обращаться к скупщине через посредство ее председателя с петицией или жалобой. Скупщина имеет право передавать эти, обращенные к ней петиции, и жалобы министрам. Министры обязаны давать объяснение относительно их содержания, когда того потребует скупщина. В скупщине имеют право слова только депутаты, министры и члены государственного совета. Народная скупщина не может принимать депутаций или частных лиц и давать право слова кому бы то ни было, кроме лиц выше перечисленных категорий.
§ 123. Никто никогда не может потребовать от депутата отчета в том, как он голосовал в качестве члена скупщины. Что касается речей, произнесенных в скупщине, то депутаты ответственны за них только перед самой скупщиной, которая может, по предложению председателя, налагать на них дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставом скупщины.
§ 124. Депутаты, со дня их избрания и до дня истечения их полномочий, не могут быть подвергнуты преследованию или задержаны за преступления и долги, без предварительного разрешения скупщины, за исключением того случая, когда они застигнуты на месте преступления. Но даже в последнем случае скупщина, если она находится в сборе, должна быть немедленно извещена об этом, и от нее зависит, дать разрешение на дальнейшее преследование депутата до закрытия сессии или отказать в нем.
§ 125. Одной только скупщине принадлежит право через посредство своего председателя поддерживать порядок в своей среде.
Никакая вооруженная сила не имеет права проникнуть в помещение скупщины или за ограду того здания, в котором она находится. Никто не может с оружием войти в помещение народной скупщины, за исключением тех лиц, которых профессия обязывает носить оружие, и который являются в скупщину по ее требованию.
§ 126. Народная скупщина имеет непосредственные сношения только с министрами.
§ 127. Депутатам возмещаются из средств государственного казначейства путевые издержки и выдается вознаграждение за время законодательной сессии в размере 15 динаров в день.
§ 128. Внутренний регламент скупщины будет подробнее установлен особым законом.
§ 129. В великую народную скупщину избирается вдвое больше депутатов, чем в обыкновенную. Действие ст. 99 настоящей конституции на великую народную скупщину не распространяется.
§ 130, Великая народная скупщина созывается в тех случаях, когда необходимо:
1) разрешить вопрос о замещении трона (ст. 75);
2) избрать совет регентства (ст. 63);
3) решить вопрос об изменении конституции (ст. 200);
4) разрешить отчуждение или обмен части государственной территории (ст. 4);
5) когда король находить нужным выслушать великую народную скупщину.
VI. Министры.
§ 131. Во главе государственного управления стоит совет министров, непосредственно подчиненный власти короля. Совет министров состоит из министров, находящихся во главе отдельных отраслей государственного управления, и председателя совета министров, который может и не иметь министерского портфеля. Король указом назначает председателя совета министров и министров. Вступая в должность, министры дают присягу в верности королю и в добросовестном соблюдении конституции и законов.
§ 132. Министрами могут быть только сербы по рождению или лица, натурализованный в Сербии и проживающие в ней не менее пяти лет.
§ 133. Ни один член королевской фамилии не может быть министром.
§ 134. Министры пользуются свободным доступом в народную скупщину, которая обязана их выслушивать каждый раз, как они того пожелают. Но принимать участие в голосовании скупщины министры могут лишь в том случае, если они одновременно являются и депутатами. Скупщина имеет право требовать присутствия министров на своих заседаниях.
§ 135. Министры ответственны перед королем и скупщиной за все акты, совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Всякий официальный акт, подписанный королем, должен быть контрассигнован надлежащим министром. Письменный или устный приказ короля ни в коем случае не может избавить министра или другое лицо, состоящее на государственной службе, от законной ответственности.
§ 136. Король и народная скупщина имеют право привлекать министров к ответственности за:
1) измену государству и королю;
2) нарушение конституции и прав, обеспеченных конституцией сербским гражданами;
3) преступление по должности;
4) ущерб, нанесенный государству из-за личных интересов;
5) нарушение законов в тех случаях, которые будут определены специальным законом о министерской ответственности.
Король и народная скупщина могут воспользоваться своим правом привлечения к ответственности в течение четырех лет со времени совершения преступления.
§ 137. Предложение о привлечении министра к ответственности должно быть сделано письменно, оно должно содержать пункты обвинения и быть подписано, по меньшей мере, двадцатью депутатами. Для привлечения министра к ответственности необходимо согласие двух третей всех присутствующих депутатов. Дело министра, привлеченного к судебной ответственности, рассматривается государственным судом, состоящим из членов государственного совета и членов кассационного суда.
§ 138. Специальным законом будут определены случаи ответственности министров, наказания, которым они подлежать за различные преступления, составь суда, которому они подсудны и порядок судопроизводства. Закон этот будет внесен в скупщину в первый законодательный ее период. В случаях министерской ответственности, не предусмотренных уложением о наказаниях и не вытекающих из общего права, привлеченный к ответственности министр не может подлежать наказанию более строгому, чем тюремное заключение.
§ 139. Король не может воспользоваться своим правом помилования по отношению к осужденному министру, без согласия народной скупщины.
VII. Государственный совет.
§ 140. Государственный совет состоит из шестнадцати членов, из коих восемь назначаются королем и восемь избираются народной скупщиной в следующем порядке: король предлагает скупщине список шестнадцати кандидатов; она выбирает из них восемь кандидатов, которых король назначает членами государственного совета; народная скупщина, в свою очередь, избирает шестнадцать кандидатов, из которых король избирает и назначает восемь членов государственного совета. В том же порядке будут замещаться вакантные места в государственном совете.
§ 141. Члены государственного совета назначаются пожизненно. Они состоять на государственной службе. Члены государственного совета не могут быть против желания уволены от должности или переведены на другую должность по государственному управлению. Против желания они могут быть уволены в отставку с пенсией только в том случае, если они пробыли на государственной службе сорок лет или достигли шестидесятипятилетнего возраста или же, наконец, если состояние их здоровья таково, что они не могут нести своих служебных обязанностей. Если член государственного совета назначается министром, должность, занимаемая им в государственном совете, остается не замещенной, и он возвращается на эту должность, когда оставляет министерский пост. Только в том случае, если число членов государственного совета станет меньше числа необходимого, согласно уставу государственного совета, для того, чтобы решения его были действительны, немедленно будет замещено число вакансий, достаточное для того, чтобы государственный совет мог надлежащим образом функционировать.
§ 142. Членами государственного совета могут быть те сербские граждане, которые имеют не менее 35 лет от роду, окончили за границей какой-либо университетский факультет или другое признанное равным факультету, специальное учебное заведение и пробыли на государственной службе не менее 10 лет.
§ 143. Король назначает на три года из числа членов государственного совета председателя и вице-председателя.
§ 144. Функции государственного совета следующие:
1) он вырабатывает по предложению правительства проекты законов и административных распоряжений, имеющих общее значение, и высказывает свое мнение по вопросам, которые предлагает ему на обсуждение правительство;
2) он рассматривает законопроекты, внесенные в народную скупщину правительством или те законопроекты, инициатива которых принадлежит скупщине, и дает свой отзыв о них. Этот отзыв не имеет обязательной силы ни для скупщины, ни для правительства, но он должен быть, во всяком случае, сообщен народной скупщине in ехtenso прежде, чем начались прения о законопроекте. Скупщина и правительство могут назначить срок, в течение которого исходящие от них законопроекты должны быть рассмотрены государственным советом; государственный совет может просить продления этого срока. Но, если, по истечении этого нового срока, государственный совет не представить своего отзыва и своих замечаний, скупщина может и без них приступить к обсуждению законопроекта.
3) составляет списки кандидатов на вакантные места в Главный контроль, Кассационный и Апелляционный суд.
4) принимает окончательное решение по жалобам, связанным с выборами в окружных скупщинах и советах и в общинных выборах.
5) в качестве дисциплинарного суда судит государственных чиновников.
6) рассматривает и решает жалобы в спорных административных вопросах, направленных против решений министров. Эти решения государственного совета обязательны для министров.
7) решает разногласия между административными властями.
8) одобряет частичные расходы из общего кредита, предназначенного бюджетом на чрезвычайные нужды, а также частичное употребление кредита, предназначенного на постройки, если только расходы в отдельных случаях были больше, чем сумма, которою министр по закону может распоряжаться.
9) одобряет исключительные случаи вступления в сербское гражданство.
10) одобряет соглашения между государством и частными лицами, которые для государственных интересов показались бы полезным.
11) решает законно ли изъятие недвижимых имуществ для общественных нужд.
12) рассматривает и решает жалобы, направленные против указов, нарушающих законные права частных лиц. Главный контроль имеет право подать жалобу в Государственный совет, если каким-нибудь указом нарушены материальные интересы государства в пользу частных лиц.
13) рассматривает и решает жалобы, направленные против решений министров, по предметам, которые по закону не подлежат ведению министра, и разрешение которых превышает министерскую компетенцию. Эти решения обязательны для министра.
14) исполняет все возложенные на него законом обязанности.
§ 145. Порядок делопроизводства в государственном совете будет установлен особым законом.
VIII. Судебная власть.
§ 146. Суды независимы. В отправлении правосудия они не подчиняются никакой власти, кроме власти закона. Никакая власть в государстве, ни законодательная, ни исполнительная не может вмешиваться в судебные дела, и в свою очередь судебные учреждения не могут принимать участия в осуществлении законодательной и исполнительной власти. Право суда отправляется именем короля.
§ 147. Никакое судебное учреждение не может быть установлено, и никакое изменение в организации или компетенции суда не может быть сделано иначе, как на основании закона. Ни в коем случае и ни на каком основании не допускается учреждение чрезвычайных судов или судов с суммарным судопроизводством и комиссий для отправления правосудия.
§ 148. Суд присяжных сохраняется. Компетенция его определяется законом.
§ 149. В Сербии существуют следующие суды: суд первой инстанции, апелляционный и кассационный суд. Для всей Сербии существует только один кассационный суд, рассматривающий дела не по существу, а с точки зрения соблюдения закона. Тому же кассационному суду подлежать дела о конфликтах между органами судебной и административной власти. Председатель кассационного суда занимает ранг члена государственного совета.
§ 150. Никто не может быть привлечен к ответственности другим судом, кроме того, коему он по закону подсуден.
§ 151. Для того, чтобы судебное учреждение могло отправлять правосудие, в нем должны присутствовать, по меньшей мере, трое судей. Но закон может учредить для гражданских и уголовных дел малой важности суд, в котором отправлять правосудие будет один судья.
§ 152. Заседания судов публичны за исключением тех случаев, когда, по мнению судей, в интересах общественного порядка и нравственности они должны происходить при закрытых дверях. Судьи совещаются и голосуют тайно, но судебное решение объявляется вслух и публично. Во всяком судебном решении должны быть изложены его мотивы и приведены те статьи закона, на основании которых оно постановлено.
§ 153. Всякое лицо, обвиняемое в совершении преступления, должно получить защитника с момента привлечения его к судебной ответственности; если обвиняемый сам не озаботится отысканием себе защитника, суд должен назначить ему такового. Обвиняемый в правонарушениях, равным образом, может поручить свое дело защитнику, если он этого пожелает.
§ 154. Всех судей назначает король. Председатели судов первой инстанции назначаются по двум спискам, из которых один представляет кассационный, а другой апелляционный суды. Председатели и члены кассационного и апелляционного судов также назначаются по двум спискам, из коих один представляется государственным советом, а другой кассационным судом. Во всяком кандидатском списке должно быть вдвое более кандидатов, чем имеется свободных мест. Кандидаты могут быть одни и те же в том и другом списке. Судьи судов первой инстанции назначаются по спискам, которые представляются министром юстиции совместно с председателем кассационного и апелляционного суда. В списках должно быть вдвое более кандидатов, чем имеется свободных мест.
§ 155. Не могут быть одновременно судьями в одном суде и судить вместе родственники кровные по прямой линии, в какой бы то ни было степени, по боковой до четвертой степени включительно, а свойственники до второй степени включительно.
§156. Судьями могут быть те сербы, которые, удовлетворяя другим законным условиям службы, окончили также юридический факультет в Сербии или за границей. В суде первой инстанции могут быть судьями лишь лица, имеющие не менее 25 лет, а в высшем суде имеющие не менее 30 лет стажа. Для председателей судов первой инстанции и судей апелляционного суда требуется еще, чтобы они прослужили не менее 5 лет в качестве судей в судах первой инстанции, секретарей в министерстве юстиции или ординарных профессоров права в высшей школе, или чтобы в течение семи лет в качестве присяжных поверенных занимались адвокатурою. Для председателя апелляционного и председателя и членов кассационного суда, кроме указанного в первой части этой статьи, требуется еще, чтобы они в течение 10 лет прослужили в качестве судей или ординарных профессоров права в высшей школе или в течение 10 лет занимались адвокатурой в качестве присяжных поверенных, или в течение 5 лет были членами апелляционного суда или председателями судов первой инстанции, или были министрами юстиций. Не могут быть избраны и назначены председателями или судьями, какого бы то ни было суда, лица, которые дисциплинарным приговором кассационного суда уволены от судебной службы или оставили службу вследствие приговора обыкновенная суда за провинность, проступок или преступление. Другие требования не относятся к судьям, которые не состоят на государственной службе.
§ 157. Судьи несменяемы. Судья не может быть против своей воли отрешен от должности или под каким-либо предлогом устранен от исполнения своих обязанностей иначе, как по решению обыкновенного суда или по дисциплинарному приговору кассационного суда. Судья не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные им в качестве судьи, без согласия кассационного суда. Судья может получить новое назначение только в том случае, если он выражает на это свое письменное согласие. Судья может быть уволен в отставку против собственного желания только в том случае, если он достиг шестидесятилетнего возраста или пробыл сорок лет на службе, или если состояние физических и духовных сил лишает его возможности выполнять свои обязанности. Однако в последнем случае он не может быть уволен в отставку иначе, как по решению кассационного суда.
§ 158. Судья не может принять никакой иной должности на государственной службе, кроме должности почетного профессора юридического факультета. Он не может быть даже временно назначен на какую-либо платную или бесплатную должность.
§ 159. Состав, компетенция и организация военных судов, а также условия, которым должны удовлетворять члены их будут определены особым законом.
IX. Округа, уезды и общины.
§ 160. В округах существуют наряду с государственными административными органами следующие органы самоуправления: окружные скупщины и окружные советы. На обязанности этих органов лежит забота об интересах округа в области народного просвещения, промышленности, путей сообщения, гигиены и финансов и содействие их развитию.
§ 161. Общины пользуются самоуправлением. Забота об интересах общины лежит на общинных судах, общинных советах и общинных сходах.
§ 162. Выборы в общинах происходят путем прямой подачи голосов.
§ 163. Правом голоса на общинных и окружных выборах пользуются все сербские граждане, принадлежащие к соответствующей общине или соответствующему округу, удовлетворяющие всем остальным требованиям закона и уплачивающие государству прямых налогов не менее 15 динаров в год. Всякий член задруги, которому исполнился двадцать первый год, пользуется правом голоса независимо от размеров уплачиваемого им прямого налога.
§ 164. Общинные власти, как и окружные скупщины, и окружные советы, обязаны заботиться не только об интересах общины и округа, но и о тех делах общегосударственного значения, которые поручены им законом.
§ 165. Ни одна новая община не может быть создана, и границы существующих общин не могут быть изменены, без согласия законодательной власти.
§ 166. Всякий гражданин и всякое недвижимое имущество принадлежат к какой-либо общине и уплачивают налоги окружные, уездные и общинные.
§ 167. Налоги, поступающие в пользу округа и уезда, не могут быть увеличены без согласия окружной скупщины: увеличение общинных налогов невозможно без согласия общинного схода. Округ, уезд и община не могут заключать займов, без предварительная разрешения заинтересованной окружной скупщины или надлежащего общинного схода. Законом определены будут случаи, в которых для увеличения налогов или заключения займов необходимо согласие законодательной или какой либо другой государственной власти.
§ 168. Округа, уезды и общины могут владеть имуществами на тех же правах, как и частные лица.
§ 169. Компетенция и организация органов окружного, уездного и общинного самоуправления, а также и отношения этих органов к различным органам государственной власти регулируются особым законом.
X. Государственные финансы, государственная экономия и государственные имущества.
§ 170. Всякий сербский гражданин обязан платить государственные налоги. Налоги распределяются между гражданами сообразно их имуществу.
§ 171. Никто не может быть освобожден от обязанности платить налоги иначе, как в предусмотренных законом случаях. Король и наследник престола не платят налогов.
§ 172. Никакая пенсия, никакое вспомоществование или награда не могут быть выданы из казначейства иначе, как на основании закона.
§ 173. Народная скупщина ежегодно утверждает государственный бюджет, действительный только на один год. Бюджет должен быть предложен на обсуждение народной скупщине в самом начале сессии. В то же время скупщине должен быть представлен отчет об исполнении бюджета за минувший год. Все доходы и расходы государства должны быть внесены в бюджет и отчет. Скупщина не может увеличивать, отдельных статей бюджета, она может только уменьшать или совершенно отменять их. Суммами, ассигнованными на одни статьи бюджета или на бюджет одного года, без согласия законодательной власти не могут быть покрыты расходы по другим статьям бюджета или по бюджету другого года.
§ 174. Если народная скупщина не может утвердить нового бюджета к началу бюджетного года, она может временно продолжить действие бюджета истекшего года впредь до принятия нового бюджета. Если народная скупщина до принятия бюджета будет распущена, или сессия ее отсрочена, король может с согласия государственного совета продолжить действие бюджета истекшего года не более, однако, чем на четыре месяца.
§ 175. Рудники составляют собственность государства.
§ 176. Право монополий принадлежит государству. Государство может уступить свое право третьему лицу, но только на основании закона и на определенный срок. Концессии также даются только на основании закона и лишь на определенный срок. Концессии на эксплуатацию рудников даются на основании специального закона.
§ 177. Государственные имущества состоять из всех движимых и недвижимых имуществ, которыми владеет государство, а также из всех имущественных прав, которые государство приобретает и которые ему принадлежать. Государственные имущества могут быть отчуждаемы или закладываемы, а до ходы с них могут служить обеспечением каких-либо обязанностей государства не иначе, как на основании закона.
§ 178. От государственных имуществ следует отличать частное имущество короля, которым он свободно распоряжается при жизни и которые он завещает согласно постановлениям гражданского уложения. Вторая часть ст. 40 настоящей конституции не распространяется на королевское имущество. Расходы по содержанию тех государственных имуществ, которыми король пользуется безвозмездно, несет король.
XI. Главный контроль.
§ 179. Для контроля различных расходов государства учрежден главный контроль, функционирующий в качестве независимого учреждения. Законом определены случаи, в которых на решения главного контроля может быть принесена жалоба в кассационный суд. Главный контроль состоит из председателя и четырех членов. Председатель и члены главного контроля избираются народной скупщиной из числа предложенных государственным советом кандидатов. Список кандидатов должен всегда заключать число лиц, вдвое превышающее число вакантных мест. Члены главного контроля занимают ранг членов кассационного суда, а председатель его члена государственного совета.
§ 180. Членами главного контроля могут быть те сербские граждане, которые окончили юридический факультет в Сербии или заграницей и состояли в течение 10 лет на государственной службе или были министрами финансов, а также те, которые занимали высшие должности в финансовом ведомстве и состояли не менее ю10 лет на государственной службе. Председатель и два члена главного контроля должны быть юристами. Председатель и члены главного контроля не сменяются. Они не могут быть уволены от службы, без приговора обыкновенного суда и перемещены на другую должность, без своего письменного согласия. Они могут быть уволены на пенсию, если имеют более 40 лет государственной службы или 65 лет от роду, или если находятся в таком состоянии, что не могут более исполнять своей должности.
§ 181. Главный контроль просматривает, исправляет и ликвидирует счеты общей администрации и всех отчетов государственной казны. Он наблюдает за тем, чтобы не пропадал не один остаток по бюджету, и чтобы не совершалось переносов сумм из одной бюджетной статьи в другую. Он рассматривает счеты всех государственных учреждений, присоединяя все доказательства и все необходимые оправдательные документы. Общий государственный отчет представляется народной скупщине с замечаниями главного контроля не позже двух лет после завершения каждого бюджетного года. Законом будут ближе определены учреждение и круг ведомства главного контроля, а равно и порядок назначения его личного состава.
XII. Государственная служба.
§ 182. Все сербские граждане по рождению пользуются равными правами на занятие должностей во всех отраслях государственной службы, поскольку они удовлетворяют требованиям, установленным законом. Лица, натурализованные в Сербии, имеют право на вступление на государственную службу, после пятилетнего пребывания в Сербии. Иностранцы, а также и лица, натурализованные в Сербии, но не прожившие в ней пяти лет могут быть приняты на государственную службу только по вольному найму и лишь в точно определенных законом случаях.
§ 183. При вступлении на государственную службу и при движении по ней принимаются во внимание доброе поведение служащих, их способности и специальные познания. Для контроля специальных познаний во всех отраслях государственной службы существуют государственные экзамены.
§ 184. Всякий чиновник ответствен за свои действия по службе, независимо от того, по чьему приказанию он действовал.
§ 185. Чиновники, при вступлении на государственную службу, приносят присягу в верности и послушанию королю и в добросовестном соблюдении конституции и законов.
§ 186. Обязанности служащих, а также вознаграждение, получаемое ими, во всех отраслях государственной службы устанавливаются законом.
§ 187. Сохраняется учреждение пенсий для чиновников. Закон определяет обстоятельства, при которых служащий имеет право на пенсию, как и каким образом чиновник уходит на пенсию.
§ 188. Пенсии для детей и вдов умерших служащих сохраняются в особом фонде, основанном на вкладах с заработной платы и пенсий чиновников.
XIII. Церковь, школа и благотворительные учреждения.
§ 189. Внутреннее управление восточной православной церковью принадлежать архиерейскому собору. В других вероисповеданиях управление внутренними делами церкви принадлежит надлежащим духовным властям. Духовные власти, как восточной православной церкви, так и церквей других вероисповеданий, признанных в Сербии, находятся под надзором министра культов. Организация духовных властей и богословских школ восточной православной церкви определяется законом на основании соглашения министра культов с архиерейским собором.
§ 190. Духовные власти пользуются юрисдикцией над духовными лицами в отношении проступков, совершенных ими при выполнении их духовных обязанностей, за исключением тех проступков, которые предусмотрены уложением о наказаниях. Жалобы на злоупотребления духовных властей всех существующих в стране вероисповеданий должны быть подаваемы министру культов. Духовные лица и духовные власти в сфере гражданских и имущественных отношений подчиняются общим законам страны.
§ 191. Переписка духовных властей сербской восточной православной церкви с иностранными церковными властями, соборами и синодами представляется на одобрение министра культов. Переписка духовных властей других существующих в Сербии вероисповеданий с иностранными церковными властями, соборами и синодами также подлежит одобрению министра культов. Ни один акт, исходящий от иностранных духовных властей, соборов и синодов не может быть обнародован какой бы то ни было духовной властью в Сербии или приведен в исполнение, без разрешения министра культов.
§ 192. Все казенные и частные школы и другие образовательные учреждения находятся под надзором государства.
§ 193. Благотворительные заведения и общества с. просветительными или иными благотворительными целями, основываемые при жизни или на случай смерти частными лицами на свои средства и фонды, могут возникать с одобрения государственной власти, основанного на законе.
Имущество таких заведений не может рассматриваться, как имущество государственное и не может быть употреблено ни на что другое, кроме того, на что оно назначено. Если с течением времени в виду изменившихся обстоятельств это окажется невозможным, то указанное имущество, с согласия государственной власти и по предложению управляющая им, может быть употреблено на другие цели. Законом ближе определяются порядок, в котором это делается, права и обязанности управляющего имуществом и государственный надзор за добровольными пожертвованиями и фондами.
XIV. Войско.
§ 194. Всякий серб обязан отбыть воинскую повинность. Продолжительность военной службы, порядок ее отбывания и случаи освобождения от личной службы определены законом Закон устанавливает также существующее в войске чины и порядок, в котором чины приобретаются и утрачиваются.
§ 195. Организация войска составляет предмет особого закона, а призыв на военную службу совершается королевским указом.
§ 196. Численность личного состава войск устанавливается бюджетом каждого года.
§ 197. Солдаты, находящиеся на действительной службе, по делам уголовным подлежат юрисдикции военных судов и военным законам. Регламенты военной дисциплины и дисциплинарных взысканий издаются королем в виде указов.
§ 198. Никто не может поступить на государственную службу, если он не отбыл воинской повинности, согласно постановлениям военных законов или не освобожден от нее.
§ 199. Иностранные войска не могут быть принимаемы на государственную службу. Всякое соглашение, предоставляющее иностранному войску право занять территорию Сербии или перейти через нее, действительно только тогда, когда оно утверждено в народной скупщине; точно так же сербское войско не может находиться на службе другого государства без согласия народной скупщины.
XV. Пересмотр конституции.
§ 200. Предложения об изменении, дополнении или истолковании конституции могут исходить от короля и от народной скупщины. В таком предложении должны быть перечислены все пункты конституции, которые подлежать изменению, дополнению и толкованию. Если предложение исходить от короля, оно должно быть сообщено народной скупщине; вслед за тем народная скупщина распускается и созывается не позже, чем через четыре месяца, великая народная скупщина. Если же предложение исходить от народной скупщины, оно должно быть подвергнуто в ней двукратному голосованию, причем между первым и вторым голосованием должно пройти не менее 10 дней. Предложение считается принятым, если за него высказалось абсолютное большинство всего числа депутатов, установленного конституцией. После того, как предложение таким образом принято, скупщина должна быть распущена, и должна быть созвана великая народная скупщина не позже, чем через 4 месяца со дня принятия предложения, Во всех этих случаях великая народная скупщина может принимать решения только о тех изменениях, дополнениях и толкованиях конституции, которые заключаются в предложении, для рассмотрения которого скупщина была созвана. Решения великой народной скупщины, принятые абсолютным большинством всего числа депутатов, установленного конституцией, подлежать исполнению по получении санкции короля.
§§ 201 202. (Постановления переходного характера).