Конституция Лаоса 1947
КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА ЛАОС
11 мая 1947 года
Текст, пересмотренный и принятый Национальным конгрессом на заседании 29 сентября 1956 г .
ПРЕАМБУЛА
Лаос, преисполненный сознания той роли, которую ему отводит история, убежден, что его будущее состоит в объединении всех провинций страны, и торжественно утверждает свое Единство и Независимость.
Народ Лаоса подтверждает свою верность монархии и династии Его Величества Сисаванга Вонга, короля Лаоса. Он заявляет о своем желании установить демократический режим правления.
Настоящая Конституция признает в качестве основных прав народа Лаоса равенство перед законом, правовую гарантию средств существования, свободу совести и другие демократические свободы в условиях, определяемых законом, и вменяет ему в обязанность: служение Родине, уважение к убеждениям, солидарность, выполнение семейных обязанностей, прилежание в труде и учении, честность и соблюдение законов.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Лаос является Королевством – единым, неделимым и демократическим.
Столица Лаоса – Вьентян.
Статья 2
Эмблемой Лаоса является темно-красный флаг, в центре которого изображен белый трехглавый слон, стоящий на пятиступенчатом пьедестале и обрамленный сверху белым семиступенчатым зонтом.
Национальным гимном Лаоса является «Сат Лао», музыка и слова которого определяются законом.
Статья 3
Национальный суверенитет полностью исходит от народа Лаоса. Король осуществляет этот суверенитет в соответствии с положениями настоящей Конституции.
Статья 4
Гражданами Лаоса являются все лица, принадлежащие к народностям, постоянно проживающим на территории Лаоса, и не имеющие другого гражданства.
Условия приобретения и утраты лаотянского гражданства определяются законом.
Статья 5
Избирателями в соответствии с условиями, установленными законом, являются все совершеннолетние граждане Лаоса, мужчины и женщины, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
Статья 6
Официальным языком является лаотянский язык.
Статья 7
Буддизм является государственной религией. Король – ее Высочайший покровитель.
ГЛАВА II. КОРОЛЬ
Статья 8
Престол Лаоса наследуется наследным принцем или потомками короля Сисаванга Вонга мужского пола в соответствии с династическими правилами преемственности Короны и обычным правом престолонаследия. Король – верховный глава государства. Его личность священна и неприкосновенна. Он должен быть ревностным буддистом.
Статья 9
Король имеет право назначать наследника престола, равно как и изменять это решение.
Это назначение производится в соответствии с династическими правилами преемственности Короны и обычным правом престолонаследия.
Если престол является вакантным, а наследник не был назначен Королем в указанном выше порядке, то новый суверен провозглашается Королем Лаоса Национальным конгрессом по предложению Королевского совета.
Статья 10
В случае юридической или физической неспособности Короля, установленной Королевским советом после заключения компетентных медицинских органов, его власть осуществляется Регентом.
Регентом является наследный принц, если таковой был назначен и если он достиг совершеннолетия.
В случае отсутствия наследного принца или в случае его юридической или физической неспособности, устанавливаемой в том же порядке, о котором упомянуто выше, Регент назначается Королевским советом с согласия Национального собрания из числа членов королевской семьи.
Правила, установленные в трех предыдущих абзацах, применяются в случае несовершеннолетия короля.
Статья 11
Регент приступает к исполнению своих обязанностей только после принесения в главной пагоде Вьентяна в присутствии членов Национального собрания и Королевского совета следующей присяги:
«Клянусь быть верным Королю, Конституции, законам Королевства и посвятить себя служению на благо страны».
Статья 12
Впредь до назначения Регента Королевский совет обеспечивает руководство делами Королевства. Королевский совет осуществляет подобное руководство и в том случае, если Король находится вне пределов Лаоса. В этих случаях Королевский совет заседает постоянно.
Статья 13
Король санкционирует и промульгирует посредством королевских указов законы, принятые Национальным собранием в порядке, установленном статьей 30. Он издает посредством королевских указов регламенты, предложенные Правительством и контрассигнованные ответственными министрами.
В случае невозможности собрать депутатов ввиду чрезвычайных обстоятельств, Король с Согласия Бюро Национального собрания правомочен издавать посредством королевских указов законодательные акты, подлежащие последующему утверждению Национальным собранием.
Король подписывает договоры с иностранными государствами и ратифицирует их в случае одобрения их Национальным собранием.
Статья 14
Король является Верховным главнокомандующим вооруженных сил.
Король не может объявлять войну без согласия Национального собрания, принятого двумя третями голосов общего числа его членов.
Статья 15
Король учреждает и жалует в соответствии с законом гражданские и воинские звания.
Статья 16
Королю принадлежит право помилования и право смягчения наказаний.
Статья 17
Король осуществляет свою власть через министров, которых он назначает после получения ими вотума доверия Национального собрания.
Он председательствует в Совете министров. В случае каких-либо затруднений он может передать свое право председательствования.
Статья 18
Король, помимо своего личного имущества, пользуется движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим государству и объединенным под названием «Фонд Короны». Это имущество включает:
a) недвижимый фонд: дворцы, отели, виллы, парки, леса, королевские усыпальницы;
b) движимый фонд: драгоценности, коллекции, мебель.
ГЛАВА III. СОВЕТ МИНИСТРОВ
Статья 19
Король назначает Председателя Совета министров. Председатель Совета министров формирует Правительство и представляет его на утверждение Национального собрания.
Председатель Совета министров и министры могут быть назначены только после того, как они получили вотум доверия Национального собрания, принятый абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов, исключая депутатов, являющихся кандидатами в члены Правительства, которые не имеют права голоса.
Члены Правительства после их назначения приносят, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, в главной пагоде Вьентяна в присутствии Председателя и депутатов Национального собрания следующую присягу:
«Клянусь быть верным Королю, быть верным Конституции и охранять ее, добросовестно и честно служить стране и лаотянскому народу».
В случае если должность Председателя становится вакантной по причине смерти или по любой другой причине, Король назначает нового Председателя Совета министров из числа министров и представляет его кандидатуру в возможно короткий срок на утверждение Национального собрания.
Статья 20
Министрами могут быть как депутаты Национального собрания, так и не депутаты.
Должность члена Правительства ни в каком случае не является несовместимой с мандатом депутата. Тем не менее, депутаты, исполняющие функции членов Правительства, или кандидаты в члены Правительства не могут принимать участия ни в голосовании доверия, ни »в голосовании резолюции порицания.
Статья 21
Председатель Совета министров и министры осуществляют руководство одним или несколькими министерствами и’ имеют право законодательной инициативы.
Государственные секретари могут быть назначены в том же порядке и с соблюдением тех же условий, что и министры.
Председатель Совета министров и министры несут коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику и индивидуальную ответственность за свою личную деятельность.
В виде исключения, наряду с Председателем Совета министров может быть назначен Вице-председатель Совета министров, функции которого должны быть точно определены. Он назначается в таком же порядке и с соблюдением тех же условий, что и министры. Он не может быть назначен из числа министров.
Члены Правительства получают жалованье и вознаграждение, установленные законом.
Статья 22
Отказ Национального собрания в доверии Правительству или принятие резолюции порицания влечет за собой коллективную отставку Правительства.
Этот отказ в доверии или принятие резолюции порицания могут иметь место только* спустя сутки после того, как был поставлен вопрос о доверии при условии, что за это проголосовало абсолютное большинство присутствующих депутатов Национального собрания, исключая депутатов, являющихся членами Правительства.
Голосование в отношении отдельных лиц является тайным, но голосование по вопросу о доверии или голосование резолюции порицания Правительству может быть либо тайным, либо открытым.
Правительство, ушедшее в отставку, обеспечивает исполнение текущих дел до образования нового Правительства.
Статья 23
Члены Правительства несут уголовную ответственность за преступления и проступки, совершенные ими при исполнении своих обязанностей.
Им может быть предъявлено обвинение Национальным собранием, и они могут быть судимы Королевским советом, действующим в качестве Верховного суда, в соответствии с условиями, определенными законом. Национальное собрание постановляет об этом тайным голосованием и большинством двух третей голосов общего числа своих членов.
ГЛАВА IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 24
Национальное собрание состоит из депутатов, избираемых каждые пять лет всеобщим голосованием в соответствии с условиями, определяемыми избирательным законом.
Депутаты являются представителями всей нации, а не только тех, кто их избрал. Депутаты не могут быть связаны никаким императивным мандатом.
Статья 25
Срок полномочий Национального собрания – 5 лет.
Национальное собрание собирается по созыву Короля 11 мая на ежегодную сессию, которая длится 5 месяцев. Король может продлить этот срок или в течение этих 5 месяцев объявить о закрытии сессии Национального собрания.
Король может также созвать Национальное собрание на чрезвычайную сессию по собственному усмотрению, по предложению Совета министров, по требованию Бюро Национального собрания, обеспечивающего непрерывность работы, либо по требованию, по крайней мере, половины общего числа депутатов.
Сессии торжественно открываются и закрываются Королем или его представителем.
Статья 26
Национальное собрание судит о наличии у депутатов права быть избранными и о правильности выборов на основании доклада специальной комиссии, образованной на основании закона. Только оно одно может принимать отставку депутатов и объявлять о прекращении действий их мандатов.
Статья 27
Прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, депутаты Национального собрания, мандаты которых признаны действительными, приносят в зале заседаний следующую присягу: «Клянусь быть верным Королю, быть верным и охранять Конституцию, представлять народ, сохраняя независимость, и отдавать все свои силы, трудясь на благо моей страны».
Статья 28
Национальное собрание принимает законы в отношении:
– бюджета,
– государственных займов,
– административных расходов,
– личного статута,
– пересмотра лаосских кодексов,
– организации Королевства,
– амнистии,
– ратификации договоров.
Национальное собрание изучает также в своих комиссиях все законопроекты и законодательные предложения, представляемые на его рассмотрение.
Статья 29
Депутаты имеют право законодательной инициативы. Они могут также образовывать специальные комиссии для проведения обследований и расследований в различных административных органах и публичных службах.
Статья 30
Законы, принятые Национальным собранием, представляются в Королевский совет для получения высшей санкции Его Величества.
Эти законы должны быть промульгированы в течение двух месяцев. За этот период Королевский совет может путем представления мотивированного заключения потребовать от Национального собрания их нового рассмотрения. В случае если первоначальный законопроект будет поддержан абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов, промульгация закона является обязательной. Если промульгация не будет осуществлена в течение пятнадцати дней со дня уведомления Королевского совета о таком подтверждении, она должна быть осуществлена Председателем Национального собрания.
Если абсолютного большинства голосов не собрано, то поправки и замечания Королевского совета считаются принятыми и соответственно аннулируются или изменяются тексты законов. Промульгация измененных текстов производится в порядке, указанном выше. Законы, объявленные срочными, должны быть промульгированы в течение одного месяца.
Статья 31
После закрытия сессии Национального собрания Бюро Национального собрания обеспечивает непрерывность работы. Оно правомочно контролировать действия Правительства и в случае необходимости осуществлять полномочия на утверждение законопроектов, принадлежащие Национальному собранию и предусмотренные статьей 30, при условии последующего их одобрения Национальным собранием.
На Бюро Национального собрания, кроме того, возлагается изучение законопроектов и законодательных предложений, которые представляются ему после закрытия сессии, а также все работы, которые ему специально поручаются Национальным собранием.
Статья 32
Национальное собрание само устанавливает внутренний регламент, который оно может изменять по своему усмотрению.
Ежегодно в начале каждой обычной сессии Национальное собрание выбирает свое Бюро.
Статья 33
Король может распустить Национальное собрание по предложению Совета министров с согласия Королевского совета. В этом случае новые выборы проводятся не позднее чем через 90 дней.
Новое Национальное собрание должно собраться не позднее чем через 30 дней после выборов.
Статья 34
Ни один депутат Национального собрания не может во время сессии подвергаться преследованию или аресту без согласия, данного Национальным собранием большинством в две трети голосов присутствующих депутатов, кроме случаев задержания на месте преступления.
В случае ареста депутата на месте преступления Национальное собрание должно быть немедленно оповещено об этом. Расследование дела ни при каких обстоятельствах не может помешать лицу, которого это касается, принимать участие в заседаниях Национального собрания.
Статья 35
Никто из депутатов Национального собрания не может подвергаться преследованию и следствию за высказанные им мнения или за голосование при исполнении своих обязанностей.
Таким же парламентским иммунитетом пользуются в равной степени все, кто печатает и распространяет протоколы заседаний, если только эти заседания не являются секретными.
Статья 36
Депутаты Национального собрания получают вознаграждение, определяемое законом.
ГЛАВА V. КОРОЛЕВСКИЙ СОВЕТ
Статья 37
Королевский совет состоит из двенадцати членов, из которых:
а) шесть членов назначаются непосредственно Королем,
b) шесть членов назначаются Королем по представлению Национального собрания.
Члены Королевского совета приступают к исполнению своих обязанностей только после принесения перед Советом присяги, предписанной статьей 11 выше.
Положения, предусмотренные статьей 25 в отношении срока действия мандата, созыва Национального собрания и его сессий применимы к Королевскому совету, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12.
Королевский совет сам устанавливает внутренний регламент, который он может изменять по своему усмотрению.
Члены Королевского совета пользуются теми же правами и прерогативами, которые признаны за депутатами в соответствии со статьями 34 и 35.
Члены Королевского совета получают такое же вознаграждение и пользуются теми же привилегиями, что и депутаты.
Пост королевского советника несовместим ни с мандатом депутата Национального собрания, ни с должностью министра.
Статья 38
Королевский совет рассматривает с целью дать свое заключение с соблюдением условий, установленных статьей 30, законы, принятые Национальным собранием в первом чтении.
Королевский совет дает свое заключение относительно всех законопроектов, законодательных предложений и всех вопросов, представленных на его рассмотрение Королем или Правительством.
Члены Королевского совета имеют право законодательной инициативы и направляют свои предложения в Национальное собрание.
В исключительных случаях Королевский совет может действовать в качестве Верховного суда.
После закрытия каждой сессии Бюро Королевского совета обеспечивает непрерывность работы.
ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СУДА
Статья 39
Провинции образуют территориальные коллективы. Их размеры и организация определяются законом.
Некоторые важные городские центры могут иметь особую организацию управления.
Статья 40
Провинции управляются чаокуенгом, главой провинции, которому во все большей степени будет оказывать помощь провинциальный совет, избираемый на территориальной основе.
Статья 41
Провинции могут иметь самостоятельный бюджет. Доходы, расходы, управление и контроль над этим бюджетом определяются законом.
Статья 42
Организация, полномочия, компетенция органов юстиции, как судебных, так и административных, также как и споры по вопросам юрисдикции, определяются законом.
Закон гарантирует, кроме того, независимость судебной власти в отношении законодательной и исполнительной власти.
Законом будет учрежден Высший совет магистратуры для обеспечения дисциплины должностных лиц судов, за исключением прокуратуры, а также для определения их прав и обязанностей.
ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 43
Пересмотр настоящей Конституции производится в следующем порядке:
Резолюция о пересмотре может исходить от Королевского совета, от Совета министров либо от Национального собрания и должна быть принята абсолютным большинством голосов присутствующих членов.
Каждая резолюция о пересмотре должна сопровождаться проектом пересмотра или поправки.
Национальное собрание и Королевский совет торжественно собираются по созыву Короля на Национальный конгресс для рассмотрения проекта пересмотра или поправки. Проекты пересмотра или поправки могут быть приняты только большинством двух третей голосов присутствующих членов.
Председатель Королевского совета является Председателем временного Бюро Национального конгресса, уполномоченным на открытие сессии и по выборам постоянного Бюро.
Положения, относящиеся к монархической, единой и неделимой форме государства, представительному характеру строя и принципам свободы и равенства, гарантированным настоящей Конституцией, не могут быть предметом какого-либо предложения о пересмотре.
Статья 44
Настоящая Конституция вступает в силу через 15 дней после ее промульгации.
Национальному собранию принадлежит право окончательного толкования текста Конституции.