Основной закон Нидерландов 1887
ОСНОВНОЙ ЗАКОН НИДЕРЛАНДСКОГО КОРОЛЕВСТВА
30 ноября 1887 года
ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ. О КОРОЛЕВСТВЕ И ЕГО НАСЕЛЕНИИ
1. – Нидерландское королевство состоит из территории в Европе, равно как из колоний и владений в других частях света.
2. – Конституция применяется лишь на европейской территории, если противоположное не выражено прямо в тексте ее.
Везде, где в следующих статьях упоминается о королевстве, должно разуметь владения в Европе.
3. – Закон может соединять и разделять провинции и общины, равно как создавать новые.
Границы государства, провинций и общин могут быть изменяемы законом.
4. – Все, кто находится на территории королевства, имеют равное право на защиту личности и имущества.
Закон регулирует допущение и высылку иностранцев и те общие условия, на которых могут быть заключаемы договоры о выдаче с иностранными державами.
5. – Все нидерландцы допускаются к занятию государственных должностей.
Ни один иностранец не может быть к тому допущен, за исключением случаев, особо указанных в законе.
6. – Закон устанавливает, кто из всех жителей королевства признается нидерландским гражданином.
Иностранец может быть натурализован лишь в законодательном порядке.
Закон определяет следствия натурализации как для другого супруга, так и для несовершеннолетних детей натурализованного.
7. – Никто не нуждается в предварительном разрешении для выражения путем печати своих мыслей и мнений; каждый ответствует за них по закону.
8. – Всякое лицо имеет право адресовать петиции соответствующим властям, но только в письменной форме.
Петиция должна быть подписана ее подателем.
Подача ее от имени другого лица разрешается лишь в силу письменного полномочия, которое прилагается к петиции.
Законно существующие учреждения могут адресовать компетентным властям петиции, но лишь по тем предметам, которые входят в сферу их компетенции.
9. – Признается право жителей объединяться в союзы и устраивать собрания.
Закон регулирует и ограничивает пользование этим правом в интересах общественного порядка.
ВТОРОЙ ОТДЕЛ. О КОРОЛЕ.
ЧАСТЬ I. О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ.
10. – Корона Нидерландов передается навсегда Его Величеству Вильгельму-Фридриху, принцу Оранско-Нассаускому и, в наследственном порядке, его законным потомкам согласно следующим положениям.
11. – Корона переходит по наследству к его сыновьям и другим нисходящим наследникам по мужской линии по праву первородства в том смысле, что, в случае кончины лица, имеющего на нее право, сыновья последнего и другие нисходящие наследники по мужской линии занимают его место, и что корона никогда не переходит в младшую линию или колено, если в старшей линии или колене имеется, согласно сказанному, наследник.
12. – В случае отсутствия наследников, указанных в предыдущей статье, престол переходит к дочерям умершего короля по праву первородства.
13. – В случае отсутствия дочерей, указанных в предыдущей статье, корона переходит к дочерям мужских линии последнего скончавшегося короля, и если их и их потомков также не имеется, корона переходит в женские нисходящие линии.
В этих случаях старшая линия всегда предпочитается младшей, мужское колено женскому, старшее младшему, а в пределах колена мужчины предпочитаются женщинам, старшее – младшим.
14. – В случае отсутствия наследников престола, указанных в трех предыдущих статьях, корона переходит к принцессе Оранско-Нассауского дома, самой близкой родственнице к последнему королю из нисходящей линии покойного короля Вильгельма-Фридриха, принца Оранско-Нассауского.
При равных степенях родства предпочтение отдается старейшей.
Если означенная родственница короля умерла раньше его, ее нисходящие потомки заступают ее место, при чем мужская линия предпочитается женской, старшая – младшей, а в пределах колена мужчины – женщинам, старшие – младшим.
15. – В случае отсутствия наследников, имеющих право на корону в силу предыдущих четырех статей, она переходит к потомкам покойной принцессы Каролины Оранской, сестры покойного принца Вильгельма V и жены покойного принца Нассау-Вейльбургского, в мужской линии, согласно правилам, предписанным и статьей относительно потомков покойного короля Вильгельма-Фридриха, принца Оранско-Нассауского.
16. – Отказ от короны вызывает те же последствия в порядке престолонаследия, что и смерть.
17. – Дитя, которым беременна супруга короля в момент его смерти, рассматривается относительно прав его на корону, как уже родившееся. Если оно рождается мертвым, оно почитается не существовавшим.
18. – Устраняются от престолонаследия, как за себя, так и за своих нисходящих, все дети, происшедшие от брака, заключенного королем или королевой, без согласия генеральных штатов, или принцем или принцессой царствующего дома, без согласия на данный брак, требуемого законом.
Заключением такого брака королева отказывается от престола, а принцесса – от своих прав на него.
Когда корона переходит к другому дому по наследству или согласно ст. 15, 19, 20 или 21, вышеозначенные положения применяются лишь к бракам, заключенным после восшествия этого дома на престол.
19. – Если исключительные обстоятельства приведут к необходимости внести некоторые изменения в порядок престолонаследия или принять какие-либо меры, относящиеся к этому порядку, король имеет право представить соответствующий законопроект.
Генеральные штаты, созываемые в таком случае в двойном составе, обсуждают и вотируют предложение в соединенном заседании.
20. – Если наследник, имеющий согласно конституции право на занятое престола, отсутствует, назначение его производится посредством особого закона, проекте коего вносится королем.
Генеральные штаты, созванные для того в двойным составе, обсуждают и вотируют королевское предложение в соединенном заседании.
21. – Если в момент кончины короля, нет наследников, имеющих право на престол согласно конституции, то избрание наследника производится генеральными штатами. Для этой цели они созываются в двойном составе, в течение месяца со дня смерти короля.
22. – Все положения, касающиеся престолонаследия будут применяться к нисходящим потомкам первого короля, к которому перейдет корона в силу одной из двух предыдущих статей, в том смысле, что умерший король будет считаться родоначальником нового рода во всем, что относится к престолонаследию, точно так же и с такими же последствиями, как родоначальником Оранско-Нассауского дома был, согласно ст. 10, покойный король Вильгельм Фридрихе, принц Оранско-Нассаусский.
Тот же порядок должен соблюдаться в случае, предусмотренном ст. 15, по отношению к потомкам покойной принцессы Каролины Оранской.
То же должно соблюдаться по отношению к потомству особы женского пола, призванной к престолонаследию, в том смысле, что корона переходит в следующую линию рода, к которому эта особа принадлежала по своему происхождению, лишь в случае абсолютного отсутствия нисходящих потомков.
23. – Король не может носить никакой другой иностранной короны, кроме Люксембургской.
Местопребывание правительства ни в коем случае не может быть перенесено за пределы королевства.
ЧАСТЬ II. О ДОХОДАХ КОРОЛЯ
24. – Кроме доходов с государственных имуществ, уступленных законом 26 августа 1822 г. и возвращенных в 1848 г. покойным королем Вильгельмом II государству в качестве имуществ короны, король получает ежегодный доход из государственного казначейства, размер которого устанавливается при вступлении короля на престол.
25. – В распоряжение короля предоставляются летняя и зимняя резиденции, на содержание которых не может быть истрачено из государственных средств более 50.000 флоринов в год.
26. – Король и принц Оранский свободны от всяких личных налогов.
Они не пользуются никакими другими податными изъятиями.
27. – Король управляет своим двором по своему благоусмотрению.
28. – Из государственного казначейства отпускается вдовствующей королеве во время ее вдовства ежегодное содержание в 150.000 флоринов.
29. – Старший сын короля или его ближайший мужской потомок, который является вероятным наследником короны, есть первый подданный короля и носит титул принца Оранского.
30. – В качестве такового принц Оранский получает ежегодное содержание в 100.000 флоринов из государственного казначейства, считая с того дня, когда он достигает восемнадцатилетнего возраста; это содержание повышается до 200.000 флоринов, когда он вступает в законный брак.
ЧАСТЬ III. ОБ ОПЕКЕ НАД КОРОЛЕМ
31. – Король признается совершеннолетним по достижении полных 18 лет.
Тоже самое относится к принцу Оранскому, когда он становится регентом.
32. – Опека над малолетним королем устанавливается, и опекун или опекуны назначаются законом.
Генеральные штаты обсуждают и вотируют проект такого закона в соединенном заседании.
33. – Такой закон издается еще при жизни короля на случай несовершеннолетия его преемника. Если этого не случилось, то должно быть по возможности выслушано мнение некоторых ближайших родственников малолетнего короля относительно установления опеки.
34. – До вступления в отправление обязанностей, опекун приносит в соединенном собрании генеральных штатов перед президентом следующую присягу или обещание:
«Клянусь (обещаю) быть верным королю, добросовестно исполнять все обязанности, которые возложены на меня опекой, и в особенности стараться внушить королю чувство преданности конституции и любви к народу. Да поможет мне Бог всемогущий!» («Я это обещаю!»).
35. – Если король не в состоянии управлять королевством, то должны быть приняты необходимые меры для охраны его личности, согласно предписаниям ст. 32, относительно опеки над малолетним королем.
Закон устанавливает форму присяги или обещания, к которым должны быть приведены опекун или опекуны, назначенные на этот случай.
ЧАСТЬ IV. О РЕГЕНТСТВЕ
36. – Во время несовершеннолетия короля королевская власть осуществляется регентом.
37. – Регент назначается законом, который одновременно может регулировать преемство в регентстве до совершеннолетия короля. Генеральные штаты обсуждают и вотируют такой закон в соединенном собрании.
Закон может быть издан и при жизни короля, на случай несовершеннолетия его преемника.
38. – Если король не в состоянии управлять королевством, то его власть также передается регенту.
Когда главы министерств, собравшись в совет, решат, что представляется подобный случай, они дают знать о своем мнении государственному совету, с просьбой в известный срок высказаться о нем.
39. – Если по истечении этого срока, они продолжают оставаться при своем мнении, то созывают соединенное заседание генеральных штатов, чтобы дать им отчет о данном случае, причем должно быть принято во внимание мнение государственного совета, если таковое было высказано.
40. – Если генеральные штаты приходят к заключению, что наступил случай, предусмотренный первой частью ст. 38, они объявляют об этом в резолюции, публикуемой президентом, который назначается согласно ст. 108 ч. 2; означенное постановление вступает в силу со дня обнародования.
При отсутствии такого президента, он назначается собранием.
41. – В случае, предусмотренном ст. 40, принц Оранский является регентом по закону, если он достиг восемнадцатилетнего возраста.
42. – Если принца Оранского не существует или если он не достиг восемнадцатилетнего возраста, регентство образуется – в этом последнем случае, до достижения им восемнадцати лет, – согласно ст. 37.
43. – Принимая регентство, регент приносит в соединенном заседании генеральных штатов, в присутствии президента, следующего рода присягу или обещание: «Клянусь (обещаю) быть верным королю; клянусь (обещаю), что, осуществляя, пока король несовершеннолетен (пока король не в состоянии управлять), королевскую власть, я буду всегда соблюдать и охранять конституцию.
«Клянусь (обещаю) всей своей властью защищать и охранять независимость и целость государственной территории, покровительствовать общественной и личной свободе и правам всех и каждого из подданных короля и употреблять все, поставленные законами в мое распоряжение, средства для блага всех и каждого, как это обязан делать хороший и верный регент.
Да поможешь мне Бог всемогущей!» («Я это обещаю!»).
44. – Если регент не в состоянии осуществлять регентскую власть, то применяются ст. 38 ч. 2, 39 и 40.
Если не установлено преемства в регентстве, вступает в силу ч. I ст. 37.
45. – Королевская власть осуществляется государственным советом:
1) в случае смерти короля, пока не установлен порядок престолонаследия, согласно ст. 21, и не назначен регент для несовершеннолетнего наследника, а также в случае отсутствия наследника престола или регента;
2) в случаях, указанных в ст. 40 и 44, пока регент не назначен или отсутствует и в случае смерти регента, пока его преемник не назначен или не принял еще в свои руки правления;
3) в случаях, когда неизвестен наследник престола, а регент пока не назначен или отсутствует.
Осуществление государственным советом власти прекращается по закону с вступлением в отправление своих обязанностей наследника престола или регента.
Для установления регентства государственный совет представляет соответствующий законопроект:
в случаях, упомянутых под пп. 1 и 2, – в течение месяца после того, как он вступил в исполнение королевских обязанностей;
в случае, указанном подп. 3, – в месячный срок после того, как наследник престола стал известен.
46. – При назначении регента или при принятии на себя управления принцем Оранским, законом определяется та сумма, которая поступает из государственных средств на издержки по регентству.
Установленная таким образом сумма не может быть изменяема во время регентства.
47. – Когда обстоятельство, указанное в ст. 38, исчезает, генеральные штаты провозглашают это в соединенном заседании посредством резолюции, публикуемой президентом, согласно ст. 40.
48. – Означенная резолюция принимается по предложению регента или, по крайней мере, двадцати членов генеральных штатов.
Эти члены представляют предложение президенту первой палаты, который сейчас же созывает генеральные штаты в соединенное заседание.
Если сессия палат закрыта, то указанные двадцать членов имеют право сами созвать их.
49. – Главы министерств или опекун обязаны лично отдавать отчет палатам генеральных штатов о состоянии короля или регента всякий раз, когда их об этом запрашивают.
Ст. 94 ч. 3 применяется в этих целях также и к опекунам.
50. – Немедленно, по опубликовании резолюции, указанной в ст. 47, король вступает в отправление своих обязанностей.
ЧАСТЬ V. О ВСТУПЛЕНИИ КОРОЛЯ НА НРЕСТОЛ
51. – Король, по принятии в свои руки управления, в непродолжительном, по возможности, времени приносит присягу и провозглашается королем в Амстердаме, в открытом соединенном заседании генеральных штатов.
52. – В этом заседании король приносит следующую конституционную присягу или обещание: «Клянусь (обещаю) перед нидерландским народом всегда защищать и соблюдать конституцию.
Клянусь (обещаю) защищать и охранять всей своей властью независимость и целость территории королевства, покровительствовать общественной и личной свободе и правам всех моих подданных и употреблять все средства, поставленные законами в мое распоряжение для блага всех и каждого, как это должен делать хороший король.
Да поможешь мне Бог всемогущий!» («Я это обещаю!»).
53. – После принесения присяги или обещания король провозглашается таковым в заседании генеральных штатов, и президент объявляет нижеследующую торжественную декларацию, которая подтверждается затем присягой или обещанием президентом и последовательно всеми членами:
«Во имя народа нидерландского и в силу конституции, мы принимаем и провозглашаем Вас королем; мы клянемся (обещаем) охранять вашу неприкосновенность и права короны; мы клянемся (обещаем) делать все, что обязаны делать хорошие и верные генеральные штаты.
Да поможешь нам Бог всемогущий!» («Мы это обещаем!»).
ЧАСТЬ VI. О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ
54. – Особа короля неприкосновенна; министры ответственны.
55. – Исполнительная власть принадлежите королю.
56. – Король издает общие административные регламенты.
Эти регламенты не могут заключать в себе распоряжений, снабженных карательной санкцией, за исключением случаев, предусмотренных законом.
57. – Король ведает верховное управление иностранными делами.
58. – Король объявляет войну. Он извещает об этом немедленно обе палаты генеральных штатов, делая им в то же время сообщения, которые он признает совместимыми с интересами и безопасностью государства.
59. – Король заключает и ратифицирует договоры с иностранными державами. Он сообщает содержание их обеим палатам генеральных штатов, поскольку считает это совместимым с интересами и безопасностью государства.
Договоры, которые вносят изменения государственной территории, возлагают на королевство денежные обязательства или содержат какие-нибудь другие положения, затрагивающие законные права, не могут быть ратифицированы королем, безе одобрения их генеральными штатами.
Это одобрение не является необходимым, если король в законодательном порядке был уполномочен заключить договор.
60. – Королю принадлежит главное командование военными сухопутными и морскими силами.
Офицеры назначаются королем. От него зависят повышения, отозвания или отставки, согласно правилам, установленным законом.
Пенсии регулируются законом.
61. – Королю принадлежит верховное управление колониями и владениями королевства в других частях света.
Правила местного управления колоний и владений устанавливаются законом.
Монетная система регулируется законом.
Остальные вопросы, относящиеся к колониям и владениям, будут определены в законодательном порядке, когда в этом будет ощущаться нужда.
62. – Король представляет ежегодно генеральным штатам обстоятельный отчет об администрации и положении колоний и владений.
Закон устанавливает порядок надзора за взиманием и расходованием колониальных денежных средств.
63. – Королю принадлежит верховное управление государственными финансами.
Он определяет жалование всех чиновников, выдаваемое из средств государственного казначейства.
Закон определяет жалование членов государственного совета, членов счетной палаты и чинов магистратуры.
Король вносит сумму уплачиваемого всем жалования в расходный бюджет королевства.
Пенсии чиновников регулируются законом.
64. – Король имеет право чеканить монеты. Он имеет право помещать на монетах свое изображение.
65. – Король жалует дворянское звание.
Никто из граждан не может принимать звания иностранного дворянства.
66. – Ордена устанавливаются в законодательном порядке, по предложению короля.
67. – Король и, с его согласия, принцы королевского дома могут принимать иностранные ордена, не связанные с какими-либо обязательствами.
Все остальные нидерландцы или иностранцы, состоящие на нидерландской государственной службе, не могут ни в каком случае принимать ордена, титулы, чины и знаки отличия от иностранных правительств без согласия короля.
68. – Король имеет право освобождать от наказаний, наложенных судами.
Он осуществляет это право, по выслушивании мнения суда, указанного для этой цели общими распоряжениями.
Амнистия или общее освобождение от наказаний не могут быть дарованы иначе, как в законодательном порядке.
69. – Король не может освобождать от действия законодательных предписаний иначе, как в силу особого закона.
Закон, который дает ему эту власть, определяет предписания, на которые означенное право распространяется.
Изъятия из общих административных распоряжений разрешаются, если король оставил за собой это право, внесши точную оговорку в такие распоряжения.
70. – Конфликты между провинциями, между провинциями и общинами, между общинами, между провинциями или общинами и водными (waterschappen), торфяными (veenschappen) и плотинными (veenprolders) синдикатами, – которые не входят в число указанных в ст. 153, или число тех конфликтов, которые решаются, согласно ст. 154, судьями общего права или административными судами, – разрешаются королем.
71. – Король предлагает генеральным штатам законопроекты и делает им другие предложения, которые считает необходимыми.
Он имеет право одобрять или отклонять законопроекты, вотированные генеральными штатами.
72. – Способ обнародования законов и общих административных распоряжений, а также время вступления их в силу определяются законом.
Форма обнародования законов следующая: «Мы, еtс………….. король нидерландский, еtс……….
Всем, кто увидит или услышит об этом акте, – привет! Мы даем знать:
Приняв во внимание
(следуют мотивы закона).
По этим причинам, выслушав мнение государственного совета и по соглашению с генеральными штатами, Мы решаем и приказываем etc.
(следует текст закона).
Дано etc.».
Во время управления королевы или регента, или государственного совета эта форма соответствующим образом изменяется.
73. – Король имеет право распустить палаты генеральных штатов, каждую в отдельности и обе вместе.
Указ, предписывающий роспуск их, устанавливает в то же время сорокадневный срок для новых выборов и двухмесячный для собрания вновь избранных палат.
Государственный совет, во время управления королевством, не пользуется правом роспуска палат.
ЧАСТЬ VII. О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ И МИНИСТЕРСТВАХ.
74. – Состав и функции государственного совета регулируются законом.
Король состоит президентом совета и назначает его членов.
Принц Оранский, по достижении 18 лет, входит по закону в состав совета.
75. – Король передает на обсуждение государственного совета все предложения, представляемые им генеральными штатами, или сделанные ему генеральными штатами, а равно и все общие административные распоряжения, касающиеся королевства, колоний и владений в других частях света.
В начале публикуемых указов упоминается, что мнение государственного совета было выслушано.
Король, кроме того, выслушивает мнение государственного совета по всем делам, относительно которых признает это полезным.
Решающий голос принадлежит одному королю, который дает знать совету о каждом своем решении.
76. – Закон может возложить на государственный совет или на одно из его отделений решение тяжебных дел.
77. – Король организует министерства, назначает управляющих ими и увольняет их по своему усмотрению.
Управляющие министерствами следят за исполнением конституции и других законов, поскольку это исполнение зависит от короны.
Ответственность их регулируется законом.
Все решения и акты короля должны быть скреплены подписью главы одного из министерств.
ТРЕТИЙ ОТДЕЛ. О ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТАХ
ЧАСТЬ I. О СОСТАВЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ
76. – Генеральные штаты представляют весь нидерландский народ.
79. – Генеральные штаты разделяются на первую и вторую палаты.
80. – Члены второй палаты избираются непосредственно жителями королевства мужского пола, нидерландского гражданства, удовлетворяющими социальным условиям, требуемым избирательным законом, и достигшими указанного в законах возраста, который не может быть ниже 23 лет.
Закон устанавливает случаи приостановки избирательного права для военнослужащих, занимающих должности ниже офицерских в армии и флоте в течение всего времени, пока они находятся на действительной службе.
Лишены избирательного права все те, у которых право это отнято судебным приговором, все, заключенные в тюрьмах или потерявшие по судебному приговору право распоряжаться и управлять своим имуществом; далее, все те, которые получали в течение предшествовавшего года помощь из благотворительных учреждений или от коммунальной администрации; а в тех случаях, когда избирательный закон обусловливает осуществление избирательного права уплатой определенной суммы прямых налогов или владением одним или несколькими источниками дохода, а также и все те, которые не внесли причитавшихся с них налога или налогов.
81. – Вторая палата состоит из ста членов, избранных в избирательных округах.
Разделение королевства на избирательные округа и все, что касается избирательного права и способов его осуществления, устанавливается особым законом.
82. – Первая палата состоит из пятидесяти членов. Они избираются провинциальными штатами в следующей пропорции:
Северный Брабант – 6; Гельдер – 6; Южная Голландия – 10; Северная Голландия – 9; Зеландия – 2; Утрехт – 2; Фрисландия – 4; Верхний Ейссель – 3; Гронинген – 3; Дренте – 3 и Лимбург – 3; всего – 50 членов.
В случае соединения или разделения провинций, изменения их границ или создания новых провинций, закон должен внести необходимый перемены для согласования с приведенным соотношением.
83. – Когда генеральные штаты созываются в двойном составе, к обыкновенным членам каждой палаты присоединяется равное число чрезвычайных, избранных таким же образом, как обыкновенные.
Декрет о созыве устанавливает и день выборов.
ЧАСТЬ II. О ВТОРОЙ ПАЛАТЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ
84. – Чтобы быть членом второй палаты, необходимыми условиями являются нидерландское гражданство, мужской пол, тридцатилетний возраст, отсутствие судебного приговора, лишающего права распоряжения и управления имуществом, а также и обладания пассивным избирательным правом.
85. – Члены второй палаты избираются на четыре года. Их функции прекращаются одновременно, и все они могут немедленно подвергнуться переизбранию.
86. – Члены вотируют, не будучи связаны никакими инструкциями и не сносясь со своими избирателями.
87. – При вступлении в отправление своих обязанностей, члены приносят следующего рода присягу или обещание: «Клянусь (обещаю), быть верным конституции».
«Да поможет мне Бог всемогущий!» («Это я обещаю!»).
Прежде чем быть приведенным к этой присяге или обещанию, они приносят очистительную присягу или торжественное заявление в следующих словах:
«Клянусь (заявляю), что для успеха своего избрания я не обещал и не давал никаких подарков. ни прямым, ни косвенным образом, под каким бы то ни было предлогом или названием.
Клянусь (обещаю), что ни прямо, ни косвенно не буду принимать даров и подарков от кого бы то ни было, чтобы сделать или не сделать чего-либо при отправлении своих обязанностей.
«Да поможет мне Бог всемогущий!»
«(Объявляю и обещаю)».
Эта присяга (обещание и заявление) приносится в присутствии короля или в заседании второй палаты в присутствии президента, уполномоченного для этой цели королем.
88. – Президент избирается королем на всю сессию из числа трех кандидатов, представляемых палатой.
89. – Члены палаты получают возмещение путевых расходов, в оба конца на каждую сессию, в сумме, установленной законом сообразно расстояниям.
Кроме того, они получают в виде вознаграждения ежегодно сумму в 2000 флоринов. Это вознаграждение не выдается членам, состоящим министрами, а также тем, которые отсутствовали в течение всей сессии.
ЧАСТЬ III. О ПЕРВОЙ ПАЛАТЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ
90. – Чтобы быть членом первой палаты, необходимо удовлетворять условиям, требуемым для участия во второй палате, и кроме того, принадлежать к числу наиболее обложенных плательщиков прямых налогов королевства или занимать некоторые высшие государственные должности, перечисленные в законе.
В каждой провинции на каждые 1500 душ избирается один вышеупомянутый крупнейший плательщик, удовлетворяющий при этом общим условиям, требуемым для избрания в члены генеральных штатов.
91. – Члены первой палаты избираются на 9 лет. Ст. 86 применяется также и к ним.
Приступая к отправлению своих обязанностей, они приносят ту же присягу (обещание и заявление), которая предписана для членов второй палаты, или в присутствии короля, или в заседании первой палаты, в присутствии президента, уполномоченного на этот предмет королем.
Они получают возмещение за путевые расходы и за пребывание в столице, согласно закону.
Палата возобновляется по третям каждые три года, согласно составляемым для этой цели спискам. Выбывающие члены могут быть непосредственно переизбраны.
92. – Президент назначается королем из числа членов на одну сессию.
ЧАСТЬ IV. ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ОБЕИХ ПАЛАТ
93. – Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
Кто был избран одновременно во многих местах членом первой или второй палаты, или обеих палат, должен объявить, какое избрание он принимает.
94. – Главы министерств заседают в обеих палатах. Они имеют лишь совещательный голос, если не состоят членами палат.
Они дают палатам – устно или письменно – требуемые разъяснения, сообщение которых не противоречит интересам государства.
Они могут быть приглашаемы каждой палатой присутствовать для этой цели на ее заседаниях.
95. – Обе палаты, каждая в отдельности и обе вместе в соединенном заседании, имеют право расследования (enquete), которое будет определено законом.
96. – Член генеральных штатов не может быть одновременно членом или вице-президентом государственного совета, президентом, вице-президентом или членом верховного суда, генеральным прокурором или генеральным адвокатом при этом суде, президентом или членом общей счетной палаты или королевским провинциальным комиссаром.
Закон установит, по мере необходимости, последствия совмещения звания члена одной из палат с какой-либо другой должностью, оплачиваемой из средств государственного казначейства, кроме перечисленных в ч. 1.
Военные, состоящие на действительной службе, становясь членами одной из палат, отстраняются по закону от действительной службы на все время их депутатских полномочий; по истечении его, они снова поступают на действительную службу.
Лица, принимающие после избрания в генеральные штаты какую-либо оплачиваемую государственную службу, которой они не занимали до избрания, теряют свое депутатское звание, но могут быть переизбраны вновь.
97. – Члены генеральных штатов не могут быть преследуемы в судебном порядке ни за речи, произнесенные ими на заседаниях, ни за адресованные штатам письменные заявления.
98. – Палаты сами проверяют полномочия вновь избранных членов и разрешают протесты, возбужденные по поводу этих полномочий или вообще выборов.
99. – Каждая палата назначает своего секретаря.
Последний не может быть одновременно членом одной из палат.
100. – Генеральные штаты собираются, по крайней мере, раз в год.
Их обыкновенная сессия открывается в третий вторник каждого сентября.
Король, когда признает нужным, созываешь их в чрезвычайную сессию.
101. – Заседания каждой палаты, равно как и соединенные заседания обеих палат публичны.
Закрытие дверей происходит, когда этого требует десятая часть присутствующих членов или когда президент признает это необходимым.
Палаты решают, должны ли быть закрыты двери. Вопрос о том, что именно должно обсуждаться при закрытых дверях, решают также палаты.
102. – Если во время смерти короля или отречения его от престола, сессия уже окончилась, палаты собираются без предварительного созыва.
Эта чрезвычайная сессия открывается через 15 дней после смерти или отречения короля. Если палаты распущены, этот срок считается со дня окончания новых выборов.
103. – Сессии генеральных штатов открываются в соединенном заседании королем или делегированной им комиссией. Таким же образом сессия закрывается королем, если он считает, что благо государства не требует ее продолжения.
Ежегодная обыкновенная сессия продолжается, по крайней мере, двадцать дней, если только король не осуществит своего права, упомянутого в ст. 73.
104. – Предписывая роспуск одной или обеих палат, король одновременно закрывает сессии генеральных штатов.
105. – Палаты не могут ни обсуждать, ни принимать решений в отдельных или соединенных заседаниях, если в них не присутствует больше половины членов.
106. – Все решения принимаются абсолютным большинством голосов.
В случае разделения голосов, решение откладывается до следующего заседания.
В случае разделения голосов и в этом заседании, а также в полном собрании, предложение считается отвергнутым.
Вотирование происходит в виде именного голосования, если этого устно потребует один из членов.
107. – Вотирование по вопросам о предусмотренных конституцией назначениях или представлениях к назначению производится посредством закрытых письменных бюллетеней.
Требуется абсолютное большинство; при разделении голосов решает жребий.
108. – В соединенном заседании обе палаты рассматриваются как одно целое, и члены их занимают места по своему желанию.
Председателем соединенного заседания является президент первой палаты.
ЧАСТЬ V. О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
109. – Законодательная власть осуществляется совместно королем и генеральными штатами.
110. – Король передает свои предложения законодательного или иного характера во вторую палату при письменном послании или чрез комиссию.
Он может назначить специальных комиссаров для участия, совместно с министрами, при обсуждении в заседаниях генеральных штатов этих предложений.
111. – Публичному обсуждению всякого королевского предложения должно предшествовать рассмотрение его.
Палата в своем внутреннем регламенте устанавливаешь порядок этого рассмотрения.
112. – Вторая палата, равно как и соединенное заседание генеральных штатов, имеют право вносить поправки в предложения короля.
113. – Когда вторая палата принимает проект, с поправками или без них, она отсылает его в первую палату с следующим сообщением:
«Вторая палата генеральных штатов посылает первой палате приложенное предложение короля и полагает, что оно должно быть в таком виде принято генеральными штатами».
Если вторая палата высказывается против принятия предложения, она дает об этом знать королю в следующей форме:
«Вторая палата генеральных штатов свидетельствует королю свою благодарность за рвение, которое он проявляет в заботах об интересах государства, и почтительно просить его подвергнуть предложение дальнейшему рассмотрению».
114. – Первая палата обсуждает, согласно ст. 111, предложение, принятое второй палатой.
Если она высказывается за утверждение его, то дает знать о том королю и второй палате в следующих словах:
«Королю.
Генеральные штаты свидетельствуют королю свою благодарность за рвение, которое он проявляет в заботах об интересах государства, и присоединяются к прилагаемой редакции предложения.
Второй палате.
Первая палата генеральных штатов сообщает второй палате, что она присоединилась к предложению (такому-то), переданному ей (такого-то числа) второй палатой».
Если первая палата высказывается за отклонение предложения, она дает об этом знать королю и второй палате в следующей форме:
«Королю.
Первая палата генеральных штатов свидетельствует королю свою благодарность за рвение, которое он проявляет в заботах об интересах государства, и почтительно просит его подвергнуть предложение дальнейшему рассмотрению.
Второй палате:
«Первая палата генеральных штатов дает знать второй палате, что она просила почтительно короля о дальнейшем рассмотрении им предложения (такого-то), переданного ей (тогда-то) второй палатой».
115. – Пока первая палата не приняла решения, король может взять обратно сделанное им предложение.
116. – Генеральные штаты имеют право представлять королю законопроекты.
117. – Инициатива принадлежит исключительно второй палате, которая обсуждает законопроект таким же образом, как и предложения, исходящие от короля и, в случае одобрения, передает его первой палате в следующей форме:
«Вторая палата генеральных штатов препровождает прилагаемый проект и полагает, что генеральные штаты должны испросить для него королевскую санкцию».
Она может поручить одному или нескольким членам защищать устно и письменно этот проект в первой палате.
118. – Если первая палата, обсудив проект в обыкновенном порядке, примет его, она препровождает его королю в следующей форме: «Генеральные штаты, полагая, что данное предложение может быть полезным для интересов государства, почтительно просят для него королевской санкции».
Кроме того, она дает о том знать второй палате в следующих словах: «Первая палата генеральных штатов доводит до сведения второй палаты, что она присоединилась к предложению, полученному ею (такого-то числа) и относящемуся (к тому-то), и что она испрашивает для него от имени генеральных штатов королевской санкции».
Если первая палата отклоняет проект, она сообщает об этом второй палате в следующей форме:
«Первая палата не признает достаточных оснований к испрошению королевской санкции для возвращаемого при сем предложения».
119. – Каждая палата в отдельности может обращаться к королю и с другими предложениями, кроме законопроектов.
120. – Король, в возможно непродолжительном времени, дает знать генеральным штатам, утверждает ли он принятый ими проект. Это сообщение делается в следующей форме:
«Король утверждает предложение»
или
«Король обсудит предложение».
121. – Все законопроекты, принятые генеральными штатами и санкционированные королем, получают силу законов и обнародуются королем.
Законы ненарушимы.
122. – Законы обязательны лишь в пределах королевства, если в них ясно не оговорено, что они распространяются на колонии и владения в других странах света.
ЧАСТЬ VI. О БЮДЖЕТЕ
123. – Законом устанавливается бюджет расходов королевства, и определяются средства для покрытия их.
124. – Проекты общих бюджетных законов представляются ежегодно королем второй палате, непосредственно после открытия обыкновенной сессии генеральных штатов, до начала того года, на который составлен бюджет.
125. – Ни одна глава бюджета расходов не может заключать в себе других назначений, кроме расходов лишь одного из департаментов общего управления.
Каждая глава излагается в форме одного или нескольких законопроектов.
Эти законы могут установить перенос бюджетных ставок.
126. – Бюджет расходов и доходов королевства на каждый год представляется законодательной власти вместе с отчетом, одобренным счетной палатой, согласно предписаниям закона.
ЧЕТВЕРТЫЙ ОТДЕЛ. О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ШТАТАХ И ОБ ОБЩИННОМ УПРАВЛЕНИИ.
ЧАСТЬ I. О СОСТАВЕ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ШТАТОВ.
127. – Члены провинциальных штатов избираются на шесть лет прямой подачей голосов нидерландскими уроженцами мужского пола, имеющими оседлость в провинции, удовлетворяющими условиям, установленным законом, и достигшими законного возраста, который не может быть меньше 23 лет.
Ч. 2 и 3 ст. 80 применяются и к этим выборам.
Штаты возобновляются на половину каждые 3 года.
Чтобы быть членом штатов, необходимо быть нидерландским гражданином мужского пола, иметь оседлость в провинции, достигнуть 25-илетнего возраста, не быть лишенным по судебному приговору права распоряжения и управления имуществом и пассивного избирательного права.
Избрание членов провинциальных штатов происходить тем способом, который указан законом.
128. – Никто не может быть одновременно членом первой палаты генеральных штатов и членом штатов какой-либо провинции, или членом штатов нескольких провинций.
129. – Члены провинциальных штатов, при вступлении в должность, приносят следующую присягу или обещание:
«Клянусь (обещаю) быть верным конституции и законам королевства.
Да поможет мне Бог всемогущий» («Я обещаю это!»). Они допускаются к этой присяге (или обещанию) после того, как предварительно принесли очистительную присягу (торжественное заявление), предписанную ст. 87 для членов второй палаты генеральных штатов.
130. – Штаты собираются в определенное законом время и, кроме того, в чрезвычайных случаях, по приглашению короля.
Заседания их публичны, с теми же ограничениями, которые установлены ст. 101 для заседаний генеральных штатов.
131. – Члены штатов вотируют, не будучи связаны и не сносясь со своими избирателями.
132. – Все, что касается порядка обсуждения и подачи голосов, регулируется согласно предписаниям ст. 105, 106 и 107, относящимся к палатам генеральных штатов.
ЧАСТЬ II. О ВЛАСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ШТАТОВ
133. – Функции и власть провинциальных штатов определяются законом, согласно с предписаниями настоящего отдела конституции.
134. – Руководство и управление делами провинций вверяется штатам.
Они издают регламенты, признаваемые ими полезными для провинциальных интересов.
Эти регламенты подлежат утверждению короля; в последнем может быть отказано, но лишь в форме мотивированного решения, и после выслушивания заключения государственного совета.
135. – Штаты оказывают свое содействие исполнению предписаний законов и общих административных распоряжений.
136. – Всякое решение штатов об установлении, изменении или уничтожении провинциального налога подлежит утверждению короля.
Закон определяет общие правила, касающиеся провинциальных налогов.
Эти сборы не могут служить препятствиями для транзитной, ввозной и вывозной торговли между данной провинцией и другими.
137. – Бюджет провинциальных расходов и доходов, ежегодно вотируемый штатами, подлежит утверждению короля.
Закон определяет правила провинциальной отчетности.
138. – Штаты должны защищать интересы провинции и их жителей перед королем и генеральными штатами.
139. – Штаты выбирают из своей среды депутатское собрание, согласно правилам, которые будут установлены законом, и этому собранию вверяют руководство и управление теми местными делами, которые они укажут.
140. – Право короля приостанавливать и отменять решения провинциальных штатов и депутатских собраний, противные законам или общественной пользе, регулируется законом.
141. – Король назначает в каждой провинции комиссара для исполнения его приказаний и для контроля над действиями штатов.
Этот комиссар председательствует на заседаниях штатов и депутатской коллегии; в последней он пользуется правом голоса.
Его содержание и квартирное довольствие относятся на бюджетные средства королевства. Закон определяет другие расходы провинциальной администрации, которые также должны быть отнесены на счет королевства.
ЧАСТЬ III. ОБ ОБЩИННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
142. – Состав, организация и функции общинной администрации регулируются законом, согласно с предписаниями следующих статей настоящего отдела конституции.
143. – Во главе общины находится совет, члены которого избираются на определенное число лет всеми нидерландцами мужского пола, имеющими оседлость в общине, удовлетворяющими имущественным условиям, предъявляемым законом, и достигшими возраста, не ниже двадцати трех лете.
Ч. 2 и 3 ст. 60 применяются и к этим выборам.
Чтобы быть членом совета, нужно быть нидерландским гражданином мужского пола, имеющим оседлость в общине, достигшим 23-хлетнего возраста и не лишенным по судебному приговору права распоряжения и управления имуществом, а также пассивного избирательного права.
Избрание совета происходить согласно предписаниям закона.
Президент совета назначается королем из его среды; он увольняется также королем.
144. – Руководство и управление делами общин вверяется совету.
Он издает регламенты, какие признает полезными для нужд общин.
Общинная администрация оказывает содействие исполнению законов, общих административных распоряжений или провинциальных обязательных регламентов. Если общинный совет непростительно пренебрегает местными делами, закон может установить организацию общиной администрации путем отмены первых двух частей настоящей статьи.
Закон определит ту власть, которая заменяет общинную администрацию, если последняя не заботится об исполнении законов, общих административных и провинциальных распоряжений.
145. – Право короля приостанавливать и отменять решения общинной администрации, противные законам или общественной пользе, регулируется законом. Это право не ограничено во всем, что касается местных распоряжений и регламентов.
146. – Решения общинной администрации, касающиеся распоряжения общинным имуществом и других актов из области гражданского права, указанных в законе, равно как росписи доходов и расходов, подлежат утверждению провинциальных депутатских собраний.
Изготовление росписей и составление отчетов регулируются законом.
147. – Решения общинной администрации об установлении, изменении или отмене местного налога сообщаются провинциальному депутатскому собранию, которое докладывает их королю; без утверждения последнего, делу не дается дальнейшего хода.
Закон устанавливает общие правила относительно местных налогов.
Эти налоги не должны служить препятствиями транзиту, ввозу или вывозу между данной общиною и другими.
148. – Общинная администрация должна защищать интересы своей общины и ее членов перед королем, генеральными штатами и штатами той провинции, к которой она принадлежит.
ПЯТЫЙ ОТДЕЛ. О ПРАВОСУДИИ
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
149. – На всем пространстве королевства правосудие отправляется именем короля.
150. – Право гражданское и торговое, общее и военное уголовное право, судопроизводство и судоустройство регулируются общими кодексами, причем за законодательной властью остается право определять специальными законами отдельные вопросы права.
151. – Никто не может быть лишен собственности иначе, как на основании специального закона, устанавливающего необходимость экспроприации для общественной пользы, и за вознаграждение, предварительно уплаченное или обеспеченное.
И то, и другое определяется законом, устанавливающим также и те случаи, в которых не требуется предварительного законного постановления.
Предварительная уплата или обеспечение вознаграждения не являются необходимыми, если война, угрожающая опасность войны, восстание, пожар или наводнение принуждают к непосредственному захвату.
152. – Когда общественная польза требует разрушения или временного, или постоянного прекращения пользования собственностью, общественная власть выплачивает вознаграждение, если закон не устанавливает противного.
Закон регулирует пользование собственностью для подготовки наводнений, с военной целью, в случаях необходимости, вызываемой войною или угрожающей опасностью войны.
153. – Все споры о собственности и о правах, вытекающих из нее, об обязательственных требованиях и прочих гражданских правах выдаются исключительно судебными установлениями.
154. – Закон может предоставить решение других споров, кроме указанных в ст. 153, или судьям общего права, или коллегии, облеченной административной юрисдикцией; закон устанавливает формы процесса и последствия приговоров.
155. – Судебная власть осуществляется единственно судьями, указанными в законе.
156. – Никто не может быть судим против воли не тем судом, который установлен для него законом.
Закон устанавливает формы разрешения конфликтов между административными и судебными властями.
157. – Кроме случаев, определенных законом, никто не может быть арестован без судебного предписания, заключающего в себе мотивы ареста. Это предписание должно быть предъявлено в самый момент ареста или в возможно скором времени лицу, против которого оно направлено.
Закон устанавливает форму этого предписания и срок, в течение которого все арестованные лица должны быть допрошены.
158. – Запрещается доступ в жилище против воли живущего в нем лица, за исключением случаев, указанных в законе, и не иначе, как в силу частного или общего полномочия власти, установленного законом.
Закон регулирует формы осуществления этого права.
159. – Тайна переписки, вверенной почте или другому подобному общественному учреждению, неприкосновенна, за исключением случаев, указанных в законе, в силу судебного полномочия.
160. – Общая конфискация имущества не может быть постановлена в качестве наказания ни при одном преступлении.
161. – Все приговоры должны быть мотивированы и заключать в себе в делах уголовных указания законов, на которых они основаны.
Они провозглашаются публично.
За исключением случаев, указанных в законе, заседания публичны.
Судья может обойти это правило лишь в интересах общественного порядка и доброй нравственности.
ЧАСТЬ II. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
162. – Учреждается верховный суд под названием Высокого Нидерландского совета, члены которого назначаются королем согласно следующей статье.
163. – Высокий совет дает знать о всякой открывшейся вакансии второй палате генеральных штатов, которая представляет на выбор королю трех кандидатов на свободное место.
Король назначает президента и вице-президента из среды совета.
164. – Члены генеральных штатов, главы министерств, генерал-губернаторы и высшие чиновники, облеченные такой же властью, под другими названиями, в колониях и владениях королевства в других странах света, члены государственного совета и провинциальные королевские комиссары подлежат суду высокого совета за преступления, совершенные во время отправления своих служебных функций; обвинение против них возбуждается от имени короля или по постановлению второй палаты.
Закон определяет, кто из других чиновников и членов верховных коллегий подлежит суду высокого совета за преступления по должности.
165. – Высокий совет контролирует правильный ход и ведение дел по инстанциям, равно как соблюдение законов членами судебных учреждений. Он может уничтожать и кассировать их акты, распоряжения и приговоры, противные законам, руководствуясь предписаниями закона и исключениями, им установленными.
Другие функции высокого совета определяются законом.
166. – Члены судебных учреждений назначаются королем.
Представители судебной власти, призванные выносить приговоры, и генеральный прокурор при высоком совете назначаются пожизненно.
Они могут быть отозваны или смещены по постановлению суда в случаях, указанных в законе.
Они могут быть освобождены от своих обязанностей королем по их просьбе.
Если какая-либо коллегия облечена административной юрисдикцией в последней инстанции для всего королевства, то части 1, 2 и 4 настоящей статьи применяются и к членам этой коллегии.
Они могут быть отозваны или смещены в формах и случаях, указанных в законе.
Эта статья не применяется к тем судьям, которые исключительно ведают преступления лиц, принадлежащих к армии, флоту или другим военным силам, или разрешают дела дисциплинарные.
ШЕСТОЙ ОТДЕЛ. О ВЕРЕ
167. – Всякий пользуется полной свободой при исповедовании своих религиозных убеждений; общество и его члены защищаются уголовным законом от всяких злоупотреблений.
168. – Равное покровительство оказывается всем религиозным обществам королевства.
169. – Приверженцы различных культов пользуются равными гражданскими и политическими правами и одинаково допускаются к занятию всех должностей и почетных званий.
170. – Публичное оказательство всех культов разрешается внутри храмов и закрытых мест, причем принимаются необходимые меры для обеспечения общественного порядка и спокойствия.
Под теми же условиями разрешается публичное оказательство вне храмов и закрытых помещений, поскольку оно не запрещено законами и регламентами.
171. – Оклады, пенсии и другие доходы различных религиозных сект и их служителей гарантированы.
Что касается церковнослужителей, которые не получают никакого содержания или получают его в недостаточном размере из государственной кассы, то оно может быть им ассигновано или увеличено.
172. – Король следит за подчинением всех религиозных обществе государственным законам.
173. – Вмешательство правительства не требуется ни при переписке различных религиозных обществ с их главами, ни при издании ими, под законной ответственностью, религиозных инструкций.
СЕДЬМОЙ ОТДЕЛ. О ФИНАНСАХ
174. – Никакой налог не может быть взимаем в пользу государственного казначейства иначе, как в силу закона.
Это положение равным образом применяется и к сборам, взимаемым за пользование общественными предприятиями и учреждениями, если регламентация их не предоставлена законом королю.
175. – Не может быть даруемо никаких налоговых привилегий.
176. – Обязательства государства по отношению к его кредиторам гарантированы. Каждый год государственный долг подвергается, в интересах государственных кредиторов, всестороннему обсуждению.
177. – Вес, название и ценность монеты устанавливаются законом.
178. – Надзор за всем, что касается монеты, и разрешение споров о качестве, пробах и проч., регулируется законом.
179. – Состав и функции общей счетной палаты определяется законом.
В случае открытия вакантного места в счетной палате, вторая палата генеральных штатов представляет королю трех кандидатов, из которых король назначает одного.
Члены счетной палаты назначаются пожизненно.
Части 3 и 4 ст. 166 к ним применяются.
ВОСЬМОЙ ОТДЕЛ. ОБ ОБОРОНЕ
180. – Все нидерландские граждане, способные нести оружие, обязаны участвовать в защите независимости королевства и целости его территории. Эта обязанность может быть распространена также и на постоянных жителей, не состоящих нидерландскими гражданами.
181. – Для защиты государственных интересов образуются флот и сухопутная армия, состоящие из наемных добровольцев и лиц, отбывающих воинскую повинность.
Закон устанавливает обязательную воинскую повинность. Он регулирует также обязательства, которые могут быть наложены в целях обороны страны на лиц, не принадлежащих ни к армии, ни к флоту.
182. – Иностранные войска могут быть приглашаемы на службу лишь в силу особого закона.
183. – Лица, обязанные служить во флоте, отбывают воинскую повинность в Европе и вне ее. Закон устанавливает преимущество для служащих в колониях и владениях в других странах света.
184. – Лица, обязанные служить в сухопутной армии, не могут быть назначаемы без их согласия в колонии и владения в других странах света.
185. – Если в случае войны или угрожающей опасности ее, или других исключительных обстоятельствах лица, обязанные отбывать воинскую повинность, но уже не находящиеся на действительной службе, должны быть призваны к ней, все или некоторая часть их, то король должен немедленно представить генеральным штатам законопроект о призыве их на службу в необходимом количестве.
186. – Все расходы, необходимые для содержания войска, относятся на счет государственного казначейства.
Содержание и размещение солдат, транспортировка и доставка всего, что необходимо для войск или для крепостей, не должны быть возлагаемы на счет одного или нескольких жителей, одной или нескольких общин иначе, как в соответствии с общим законом и под условием уплаты вознаграждения.
Исключения из этих общих правил на случай войны или угрожающей опасности войны, или других чрезвычайных обстоятельств устанавливаются законом.
Вопрос о том, существует ли опасность войны в том смысле, в каком это слово употребляется в законе, разрешается королем.
187. – Для охранения внутренней или внешней безопасности любая часть территории королевства может быть объявлена королем или от его имени на военном или в осадном положении. Закон определяет форму такого объявления, случаи, когда оно допускается, и последствия его применения.
В этих случаях может быть решено, что все конституционные функции гражданских властей, касающиеся охранения общественного порядка и полицейского благоустройства, переходят целиком или отчасти в руки военных властей, которым гражданские власти подчиняются.
Кроме того могут быть отменены статьи 7, 9, 158 и 159 конституции.
В случае войны может быть отменена также ч. 1 ст. 156.
ДЕВЯТЫЙ ОТДЕЛ. ВОДНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
188. – Закон устанавливает правила для водной администрации, вверяя ей верховный контроль и надзор, согласно предписаниям следующих статей настоящего отдела.
189. – Королю принадлежит верховный надзор над всей водной администрацией, причем безразлично, уплачиваются ли издержки на ее содержание из государственного казначейства или из других источников.
190. – Провинциальным штатам принадлежит надзор над всеми водными учреждениями, равно и над водными , торфяными и плотинными синдикатами. Теме не менее, закон может предоставить этот надзор и другим учреждениям.
Штаты, с согласия короля, могут вносить изменения в статуты и заставы водных синдикатов, распускать их, создавать новые и издавать для них новые уставы. Администраторы этих учреждений могут делать провинциальным штатам представления относительно изменения статутов и уставов.
191. – Управления местных административных учреждений, заведующих водными, торфяными и плотинными синдикатами, могут издавать, в согласии с законами, распоряжения в интересах этих учреждений.
ДЕСЯТЫЙ ОТДЕЛ. О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРИЗРЕНИИ БЕДНЫХ
192. – Правительство должно относиться с особой заботливостью к делу народного образования.
Организация народного образования регулируется законом, который должен считаться с религиозными убеждениями каждого.
Правительство должно во всем королевстве организовать достаточное первоначальное обучение.
Обучение свободно, под условием правительственного контроля, и кроме того, в области первоначального и среднего образования, оценки способностей и нравственных качеств учащего персонала, в формах, предписанных законом.
Король представляет ежегодно генеральным штатам отчет о состоянии высших, средних и первоначальных школ.
193. – Правительство должно постоянно заботиться о призрении бедных в формах, регулируемых законом.
Король ежегодно представляет генеральным штатам отчет о принимаемых в этом направлении мерах.
ОДИНАДЦАТЫЙ ОТДЕЛ. О РЕВИЗИЯХ КОНСТИТУЦИИ
194. – Всякое предложение об изменении конституции должно заключать в себе ясное обозначение предполагаемого изменения. Закон определяет, должно ли предложение быть принято к рассмотрению в такой форме, в какой оно представлено.
195. – После обнародования этого закона, палаты распускаются. Новые палаты обсуждают предложение и принимают большинством двух третей поданных голосов предложенное, согласно вышеупомянутому закону.
196. – Изменение закона о престолонаследовании не может состояться во время регентства.
197. – Изменения в конституции, принятые королем и генеральными штатами, торжественно обнародуются и присоединяются к конституции.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ
I. – Все существующие власти продолжают функционировать, пока не будут заменены новыми, согласно настоящей конституции.
II. – Все законы, регламенты и распоряжения, действующее в моменте обнародования настоящей конституции, сохраняют свою силу, пока не будут заменены другими.
III. – Сеньориальные права относительно назначения и представления кандидатов на общественные должности отменяются.
Отмена других сеньориальных прав и вознаграждение собственников могут быть установлены и урегулированы законом.
IV. – Ст. 151 конституции не применяется к отчуждению собственности, если последняя входит в состав фондов, которые были подвергнуты в 1886 г. обязательному отчуждению (за известное вознаграждение или без него) в силу закона или обычая, или по другим причинам.
V. – Ч. 1, ст. 152 не будет применяться, пока не будут урегулированы особым законом случаи, в которых не выдается никакого вознаграждения за временное или постоянное ограничение в распоряжении или пользовании собственностью.
VI. – Если король не воспользуется своим правом распустить обе палаты генеральных штатов или одну из них, то обе палаты сохраняют свой состав со дня обнародования настоящих законов, вносящих изменения в конституцию, до дня открытия заседаний новых палат. Если окажутся необходимыми ранее этого срока новые выборы на образовавшиеся вследствие отставки, смерти и других причин вакантные места, они производятся согласно действовавшим в день вышеупомянутого обнародования положениям. Король устанавливает время открытия заседаний новых палат, которое должно иметь место возможно скорее после выборов, упомянутых в ст. 9.
VII. – Эта статья вносит многочисленные изменения в избирательный закон 4 июля 1850 г. и утратила ныне значение.
VIII. – Эта статья посвящена вопросу об избирательных списках 1889 года.
IX. – Выборы новых палат генеральных штатов должны быть произведены в четырехмесячный срок, после дня опубликования изменений в конституции.
X. – Ч. 2 ст. 5 закона 29 июня 1851 г. (Staatsblad n°. 85).
XI. – Эта статья посвящена переходным мерам относительно выборов в провинциальные и общинные советы.
XII. – Король уполномочен обнародовать текст пересмотренной по этому случаю конституции и внести при этом необходимые изменения в нумерацию статей и в ссылки одной статьи на другую.