Земский устав королевства Богемии 1861

ЗЕМСКИЙ УСТАВ КОРОЛЕВСТВА БОГЕМИИ
26 февраля 1861 года
Патент 26 февраля 1861 года, о котором было сказано выше, заключал в себе, в качестве первого приложения, основной закон об имперском представительстве, ныне утративший обязательную силу, а в качестве второго приложения, под литерами а-р, земские уставы и избирательные земские уставы всех входящих в состав Австрии королевств и земель. Эти уставы доныне продолжают действовать. Ниже следует земский устав Богемии; остальные уставы в основных своих пунктах вполне аналогичны с ним и отличаются между собою лишь числом представителей в ландтаге и наименованиями должностных лиц.
РАЗДЕЛ I. О ЗЕМСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ
§ 1.  Королевство Богемия во всем, что касается земских дел, представлено ландтагом.
§ 2.  Принадлежащие к компетенции земского представительства полномочия осуществляются или самим ландтагом, или земским комитетом (Landesausschuss).
§ 3.  Ландтаг состоит из 242 членов, а именно:
а) князя  архиепископа Праги и епископов Лейтмерица, Кениггреца и Будвейса;
b) ректоров немецкого и чешского Карла Фердинанда университетов в Праге;
с) 236 избранных депутатов, а именно:
I. 70 депутатов от крупного землевладения,
II. 87 депутатов от городов и промышленных центров, означенных в избирательном законе, и от торговых и промышленных палат.
III. 79 депутатов от общин Королевства Богемии.
(Приведенный текст вводной фразы и п. b в § 3 основан на законе 6 октября 1882 года, № 154 L.G.B.).
§ 4.  Император назначает из среды депутатов Обер-Ландмаршала и его заместителя.
§ 5.  Избирательный устав Королевства Богемии содержит ближайшие постановления об условиях, необходимых для того, чтобы быть избирателем и избираемым, о распределении депутатов по территориальным округам и о производстве выборов.
§ 6.  Продолжительность полномочий Обер-Ландмаршала и его заместителя, а равно и депутатов ландтага (период ландтага) определяется в шесть лет.
Выборы депутатов в ландтаг не могут быть отменены избирателями.
Когда истекает установленный срок полномочий ландтага, или если ландтаг будет ранее того распущен, равно как и в случаях, когда кто-либо из депутатов выйдет в отставку, умрет или лишится необходимых для того, чтобы быть депутатом, условий, производятся новые выборы.
Члены предыдущих ландтагов могут быть вновь избираемы.
§ 7.  Депутаты, избранные в ландтаг, не могут получать обязательных инструкций и должны осуществлять право голоса лично.
§ 8.  Ландтаг по Высочайшему созыву должен по правилу собираться раз в год, и притом в главном земском городе, Праге, разве бы император распорядился иначе.
§ 9.  Депутаты ландтага клянутся перед Обер-Ландмаршалом, при вступлении в ландтаг, в верности и послушании императору, в соблюдены законов и добросовестном исполнении обязанностей.
§ 10.  Обер-Ландмаршал открывает созванный императором ландтаг, он председательствует на заседаниях и руководит прениями, он закрывает ландтаг по окончании его работ или по Высочайшему повелению.
Ландтаг может быть распущен императором во всякое время в течение сессии, но под условием одновременного назначения новых выборов.
§ 11.  Земский комитет, исполняя обязанности административного и исполнительного органа земского представительства, состоит из восьми членов, выбранных из среды собрания, под председательством Обер-Ландмаршала. Обер-Ландмаршал назначает одного из членов земского комитета своим заместителем в председательствовании на случай, когда он не может присутствовать.
§ 12.  Для присутствия в комитете из среды ландтага выбираются два члена депутатами избирательного класса крупных земельных собственников (§ 3, I), два  от класса городов и промышленных центров, торговых и промышленных палат (§ 3, II), и два  от класса сельских общин (§ 3, III).
Остальные два члена избираются порознь общим собранием ландтага из своей среды.
Каждое такое избрание совершается по абсолютному большинству голосов, участвующих в голосовании.
Если ни при первой, ни при второй подаче голосов не получится абсолютного большинства, то происходит баллотировка между теми двумя лицами, которые получили при втором голосовании большинство голосов.
В случае равенства голосов решает жребий.
§ 13.  Для каждого члена земского комитета избирается кандидат указанным в предыдущей статье порядком.
Если в то время, как ландтаг не заседает, член земского комитета умирает, подает в отставку или оказывается надолго не в состоянии участвовать в работах комитета, то его место заступает один из двух кандидатов, избранных тем классом избирателей, к которому принадлежал подлежащий замене член.
Если ландтаг в сборе, то для замещения навсегда выбывшего члена происходят новые выборы.
(Этот текст § 13 установлен законом 19 июля 1863 года, № 30 LGВ).
§ 14.  Продолжительность полномочий членов земского комитета и кандидатов в члены та же, что и выбравшего их ландтага. Деятельность комитета продолжается однако и после истечения полномочий ландтага или после его роспуска, до того времени, когда новый ландтаг вновь выберет комитет.
Выход из ландтага влечет за собою выход из состава земского комитета.
§ 15.  Члены земского комитета обязаны проживать в Праге.
Они получают ежегодное вознаграждение из земских сумм в размере, определяемом ландтагом.
РАЗДЕЛ II. ВЕДОМСТВО ЗЕМСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
I. Ведомство ландтага
§ 16.  Ландтаг призван участвовать в осуществлении законодательной власти согласно постановлениям Императорского диплома 20 октября 1860 года (№ 226 RGВ).
(Дальнейшие постановления этого параграфа, касающиеся выбора депутатов рейхсрата, утратили обязательную силу после издания закона 2 апреля 1873 года, см. заметку выше).
§ 17.  Законопроекты относительно земских дел представляются в ландтаг как предложения правительства.
Ландтаг также имеет право вносить законопроекты по земским делам.
Согласие ландтага и санкция императора необходимы для каждого земского закона. Законопроекты, отвергнутые императором или ландтагом, не могут вновь вноситься в продолжение той же сессии.
§ 18.  Земскими делами признаются:
I. Всякие распоряжения, касающиеся:
1. культуры страны;
2. общественных построек, воздвигаемых на земский счет;
3. благотворительных учреждений, пользующихся поддержкой из земских средств;
4. предложений и отчетов касательно:
а) земских доходов от управления земскими имуществами, от земских налогов и от пользования земским кредитом;
b) обыкновенных и чрезвычайных земских расходов.
II. Ближайшие распоряжения в пределах общих законов, касающиеся:
1. общинных дел;
2. дел церковных и школьных;
3. снабжения фуражом и съестными припасами войска и его расквартирования;
III. Распоряжения касательно всех других вопросов, затрагивающих благосостояние и нужды земли, которые будут отнесены к ведомству ландтага специальными указами.
§ 19.  Ландтаг призван:
I. обсуждать и формулировать предложения:
1. об издаваемых общих законах и распоряжениях с точки зрения, в частности, влияния их на благосостояние страны;
2. об издании общих законов и распоряжений, могущих содействовать удовлетворению нужд и благосостоянию страны;
II. делать предложения по всем делам, по которым правительство будет спрашивать его совета.
§ 20.  Ландтаг заботится о сохранности имущества земских сословий (Domestical-Vermögen) и о других имуществах, составляющих собственность Богемии по своему происхождению или назначению, а равно о фондах и учреждениях, основанных или содержащихся на сословные или земские средства.
Решения ландтага, влекущие за собой отчуждение, постоянное обременение или залог общественных имуществ, должны быть санкционированы императором.
§ 21.  Ландтаг управляет земскими сословными имуществами, кредитной и долговой частью и заботится об исполнении лежащих на королевстве обязанностей. Он управляет земским фондом и земельным фондом Королевства Богемии и тратит его, точно сообразуясь с законными целями и назначением этих фондов.
§ 22.  Ландтаг обсуждает и устанавливает способы получения средств, необходимых для осуществления его деятельности в земских интересах, и для управления имуществами, фондами и учреждениями страны, поскольку не хватает доходов с существующих земских имуществ.
Он может с этою целью установить и взимать дополнительный сбор в десять процентов к прямым государственным налогам. Более высокий дополнительный к какому-либо прямому налогу сбор или установление каких-либо других земских сборов требуют соизволения императора.
§ 23.  Деятельность ландтага в вопросах, касающихся общин, определяется законом об общинах и специальными статутами общин.
§ 24.  Участие и надзор ландтага в податных делах и в частности в отношении установления, взимания и расходования прямых государственных налогов определяется особыми постановлениями.
§ 25.  Ландтаг устанавливает состав и содержание личного состава чиновников и служащих, состоящих при земском комитете или при той или другой отрасли управления; он определяет порядок их назначения, дисциплинарные правила, права на пенсию и на выход в отставку и наблюдает за служебной деятельностью подчиненных ему чиновников и служащих.
II. Ведомство земского комитета
§ 26. – Земский комитет заведует обыкновенными делами по управлению земским имуществом, земскими фондами и учреждениями, руководить служебной деятельностью подчиненных ему чиновников и служащих и наблюдает за нею.
Он обязан о сем давать отчет ландтагу, равно как и об исполнении решений последнего и подготовлять для ландтага, по его поручению или по собственному почину, предложения, касающиеся земских дел.
§ 27. – Принадлежащие земле или прежним земским сословиям права патроната или назначения кандидатов, а равно право выбора кандидатов или назначения лиц на места в благотворительных учреждениях или для пользования стипендиями и право принятия в сословные установления и учреждения осуществляются земским комитетом.
§ 28. – Земский комитет представляет ландтаг во всех судебных делах.
Всякий документ от имени земского представительства должен быть скреплен подписью Обер-Ландмаршала и двух членов земского комитета и снабжен земскою печатью.
§ 29. – Земский комитет ведает сверх того дела прежней сословной управы, если только эти дела не переданы другим органам или не потеряли значения вследствие изменившихся условий.
§ 30. – Земский комитет делает необходимым приготовления для заседаний ландтага и заботится об устройстве, содержании в порядке и обзаведении всем необходимым помещений для земского представительства и для непосредственно подчиненных последнему учреждений и органов.
§ 31. – Земский комитет проверяет правильность избраний вновь вступающих в ландтаг депутатов и делает соответствующей доклад ландтагу, которому принадлежит решающий голос относительно допущения избранных.
§ 32. – Устав, имеющий быть составленным ландтагом, будет определять ближайшим образом дела, относящиеся к ведению земского комитета, и способ их направления, а право вмешательства в общинные дела и в вопросы о прямых государственных налогах будет определено особыми законами об общинах и о налогах.
РАЗДЕЛ III. О ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ
§ 33. – Ландтаг, правильно созванный, рассматривает на заседаниях дела, принадлежащие к его ведомству.
Заседания назначаются, открываются и закрываются Обер-Ландмаршалом.
§ 34. – Заседания ландтага публичны.
В виде исключения допустимы закрытые заседания, если того потребуют председательствующей или, по крайней мере, пять членов, и если ландтаг в отсутствие публики согласится на это.
§ 35. – Вопросы, подлежащее обсуждению ландтага, вносятся:
а) или в виде правительственных предложений Обер-Ландмаршалом;
b) или в виде предложений земского комитета или специальной комиссии, выбранной из среды ландтага в течение сессии;
с) или в виде предложений отдельных членов.
Самостоятельные, не относящиеся ни к какому проекту правительства, земского комитета или комиссии, предложения отдельных членов должны быть предварительно в письменной форме заявлены Обер-Ландмаршалу и обсуждены комиссией.
Обер-Ландмаршал отклоняет обсуждение всякого предложения, предмет которого не входит в ведомство ландтага.
§ 36. – Обер-Ландмаршал определяет порядок рассмотрения дел.
Предложения правительства должны быть представляемы ранее других дел на обсуждение и решение ландтага.
§ 37. – Наместник (Statthalter) Королевства Богемии или уполномоченные им комиссары имеют право входа в ландтаг и право во всякое время потребовать слова; в голосовании они принимают участие только в том случае, если состоят членами ландтага.
Если присутствие какого-либо правительственного должностного лица необходимо или желательно для получения справок или разъяснений по отдельным вопросам, то Обер-Ландмаршал непосредственно извещает об этом начальника этого должностного лица.
§ 38. – Для принятия решения в ландтаге требуется присутствие более половины общего числа членов, а для обязательности решения – абсолютное большинство голосов присутствующих.
При равенстве голосов обсуждаемое предложение считается отвергнутым.
Присутствие, по меньшей мере, трех четвертей всех членов и согласие, по крайней мере, двух третей присутствующих членов необходимы для всякого решения, имеющего своим предметом изменение земского устава.
§ 39. – По общему правилу голосование происходит словесно; но последнее может происходить посредством вставания и сидения, если того пожелает председательствующей.
Выборы и назначения происходят баллотировкой по запискам.
§ 40. – Решения ландтага с приложением протоколов заседаний представляются императору чрез посредство наместника.
Ландтаг устанавливает способ опубликования своих решений.
§ 41. – Ландтагу запрещено вступать в сношения с земским представительством других коронных земель; равным образом он не может издавать манифесты.
Депутации не должны быть допускаемы на заседания ландтага, и петиции могут быть приняты ландтагом только, если они переданы чрез члена его. Ландтаг не может посылать депутаций к императору, пока не получит предварительного на то соизволения.
§ 42. – Земский комитет коллегиально обсуждает и решает дела, принадлежащие к его ведомству.
Присутствие, по крайней мере, пяти членов необходимо для того, чтобы решение было действительно.
Если Обер-Ландмаршал полагает, что решение земского комитета противно общественному благу или существующим законам, то он имеет право и должен остановить его исполнение и безотлагательно представить дело чрез наместника на высочайшее благоусмотрение.
§ 43. – Земский комитет может вступать в сношения только с тем ландтагом, который его избрал, и публиковать объявления только по тем делам управления, которые ему переданы.
Он не может принимать депутаций.