Структура шариатской судебной системы

СТРУКТУРА ШАРИТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Современные гуманитарные исследования, номер 5 за 2013 год, с. 100-103.
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
Введение.
Все нормы мусульманского права делятся на правила отправления религиозных обязанностей и нормы, регулирующие взаимоотношения людей.
Вторая группа норм, в свою очередь, подразделяется на три основные отрасли частного права:
• так называемое «право личного статута» (брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособности и т.п.);
• деликтное (уголовное) право, отличающееся известной схематичностью и меньшей детализацией по сравнению с двумя указанными выше отраслями. Особенностью данной отрасли является то, что она включает санкции за все право¬нарушения независимо от их характера;
• комплекс норм, условно именуемый мусульманским гражданским правом — муамалат (вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок исполнения обязательств и т. п.).
Современные авторы отмечают, что мусульманское право не знает самостоятельной отрасли торгового права, хотя и уделяет заметное внимание разнообразным формам коммерческих товариществ. Мусульманско-правовая доктрина наряду с этими тремя отраслями выделяла три другие публичной части:
• отрасль «властных норм»;
• судебное право;
• нормы «сийар» — отрасль, которую условно называют «мусульманским международным правом».
Отрасль судебного мусульманского права включает принципы судоустройства и правила процесса и деятельности различных по своему характеру органов правосудия.
Классическое построение шариатской судебной системы.
Классическое построение шариатской судебной системы следующее.
На низовом уровне участковый суд кади, разделения на судей по гражданским и уголовным делам нет. Мелкие гражданские иски и уголовные преступления небольшой и средней тяжести – вот компетенция участкового судьи. На следующей уровне уже апелляционные суды эмиратств — их компетенция: уголовные преступления большой тяжести, арбитражные дела, иски по гражданским делам с большими суммами в качестве суда первой инстанции, а второй – апелляционный суд по решениям кади, не вступившим в силу. Кассационную инстанцию (судопроизводство) шариат не знает, то есть институт обжалования дел, вступивших в законную силу, по аналогии с апелляцией, отсутствует.
Далее Верховный шариатский суд – апелляционная инстанция по уголовным делам большой тяжести, арбитражным делам, искам по гражданским делам с большими суммами.
Возглавляет судебную систему Высшая судебная шура – орган, назначающий всех судей. Также в го компетенцию входит рекомендации по совершенствованию работы судебной системы. Иногда глава исламского государства передает полномочия по помилованию данному органу. В случае, если данный оран занимается только назначением судей, то может быть только Высшая судебная комиссия. Весь состав назначается главой государства.
К вопросу о Высшей судебной шуре.
Прежде всего о статусе высшего судебного органа. Это орган судебной власти и поэтому он воплощает в себе государственное начало, начало государственной власти. Но при этом он не должен пересекаться с органами самоуправления судебного сообщества или с органами отправления правосудия как такового. Должно быть достигнуто равновесие.
Поднимается вопрос о кади всех кади вместо Высшей судебной шуры. Кади всех кади будет совмещать функции и отправления правосудия и возглавлять судебную власть. На наш взгляд это не вполне правильно. Высшая судебная шура — орган административного руководства судебной системой со стороны государства, а кади всех кади будет совмещать такие важнейшие функции. Он физически не сможет справиться с таким объемом работы и поэтому реально все будет решать его канцелярия, готовящая документы, да и в принципе это орган далекого прошлого, мусульманского средневековья.
Главу Судебной власти ИРИ назначает лидер страны (рахбар) на пятилетний срок из числа «сведущих в судебных делах муджтахидов». Глава Судебной коллегии имеет право назначать и увольнять судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически независим от двух других ветвей власти: исполнительной и законодательной, и ответственен только перед Лидером страны. Министр юстиции в исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную судебную роль.
Вряд ли целесообразно создавать единый орган для прокурорского и судейского сообществ, тем более что прокуратура строится целиком на подчинении и централизации. В то же время судебное сообщество внутренне плюралистично и допускает широкое самоуправление.
Высшая судебная Шура – высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства.
Наконец, к вопросу о том, кто будет возглавлять Высшую судебную шуру. Кади всех кади либо глава государства. Думается, что должность кади всех кади как лица, возглавляющего судебную власть, неприменима в современных условиях. Высшую судебную шуру должен возглавлять глава государства как высшее должностное лицо, направляющее государственную политику в области административного руководства судебной системой.
Конституционная юстиция.
Шариатская доктрина не слишком много внимания уделяет вопросам конституционной юстиции, считая это больше западноевропейским нововведением, ведь оценка идет не на соответствие конституции, а на соответствие Корану и Сунне, то есть в принципе другой вектор. В шариате наиболее целесообразно специальное присутствие конституционного характера – Конституционная Шура. Конституционная Шура – специальное присутствие конституционного характера, которое рассматривает вопросы конституционных споров на предмет наличия в них противоречий и передавала бы данные споры на разрешение особому судебному органу – Конституционному пленуму Верховного суда.
Половину членов Конституционной шуры могла бы назначаться главой исламского государства, а вторая половина – Меджлисом аль Шура. Конституционная Шура констатировала бы факт наличия спора и далее дело рассматривает Конституционный пленум Верховного суда. Данные пленум есть особое совещание, члены пленума в количестве 15-20 человек избираются на 2 года членами Верховного суда, Конституционный пленум Верховного суда уполномочен разрешать конституционные споры согласно основному закону. Решения данного органа окончательны и обжалованию не подлежат.
Структура шариатской судебной системы.
Чтобы правильно оценивать шариатскую судебную систему нужно понимать, что основополагающим является деление шариата на частное и публичное право и отсюда прямо вытекает система судов. Главным являются система судов публичного и система судов частного права. Также очень характерно деление на внутреннее исламское право и право народов, то есть международное.
Необходимо заметить, что согласно исламской доктрине шариатская судебная система выглядит так:
1. Высшая судебная шура, возглавляемая главой государства – назначение судей и высшая апелляционная инстанция по наиболее значимым делам.
2. Система шариатских общих судов:
• Верховный шариатский суд (в составе Конституционного пленума, Пленума, Президиума (в порядке надзора), коллегий по гражданским, уголовным, делам с участием иностранцев, трудовым и экономическим делам),
• Региональные апелляционные суды эмиратств (на решения участковых судов в качестве второй инстанции и в качестве первой инстанции экономические споры),
• участковые суды кади.
3. Система административных шариатских трибуналов, в исламе право делится на частное (отношения между гражданами) и отношения с государством (публичное), то есть вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов:
• Высший административный шариатский трибунал (в составе Пленума, Президиума (в порядке надзора), коллегий по социальным, финансовым, административным делам)
• Региональные административные трибуналы эмиратств (в качестве первой инстанции).
4. Отдельный суд по трудовым делам (отношения между работником и работодателем) – такая судебная система стала допускаться в 20 веке среди мусульманских ученых, хотя систему не вписывается.
5. Отдельный суд по спорам с участием иностранцев и немусульман как отдельное судебное присутствие, хотя это не вполне желательно.
Решение данного вопроса зависит напрямую от понимания сущности шариата. Если шариат понимается как божественный закон, данный в неизменном виде, то структура будет следующая. В данном случае на самом деле будет две структуры: для мусульман и немусульман. Для мусульман наиболее вероятен такой вариант: Верховный шариатский суд, Апелляционный окружной шариатский суд и первичный (участковый) шариатский суд кади. Для немусульман западноевропейская система права и соответственно — и судебная система. Обычно это Верховный суд по уголовным делам, участковые суды по уголовным делам, Высший суд по гражданским делам и Суд по социальным и трудовым делам.
Более своеобразным является второй вариант построения шариатской судебной системы на союзной уровне Халифата (у султанатов своя система):
1. Муджтахид судебной власти – назначает судей всех уровней, кроме членов Конституционной палаты (назначаются Меджлисом аль Шура)
2. Система шариатских общих судов:
• Верховный шариатский суд в составе:
 Высшая судебная шура – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, надзорный судебный орган и для общей юрисдикции и для административных трибуналов,
 Высшая конституционная палата – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, состав назначается Меджлисом аль Шура, разрешает вопросы судебного конституционного надзора,
 Комиссия по фетвам – назначается Меджлисом аль Даава, решает вопросы судебного толкования законов и обобщения судебной практики,
 Палата по экономическим делам (в качестве второй инстанции),
 Палата по уголовным делам (в качестве третьей инстанции).
 Палата по трудовым делам (в качестве третьей инстанции),
 Палата по делам с участием иностранцев (в качестве третьей инстанции),
 Палата по гражданским делам (в качестве третьей инстанции)
 Верховный шариатский суд в составе:
• Региональные апелляционные суды эмиратств в составе:
 Палата по экономическим делам (в качестве первой инстанции),
 Апелляционная палата по уголовным делам (в качестве второй инстанции),
 Апелляционная палата по трудовым делам (в качестве второй инстанции),
 Апелляционная палата по делам с участием иностранцев (в качестве второй инстанции)
• участковые суды кади.
3. Система административных шариатских трибуналов ведомства мухтасиба (хисбы), в исламе право делится на частное (отношения между гражданами) и отношения с государством (публичное), то есть вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов:
• Высший административный шариатский трибунал (в составе Палат по административным, социальным, финансовым делам второй инстанции)
• Региональные административные трибуналы эмиратств (в качестве первой инстанции).
Если же шариат понимается как развивающееся государственное право с общими принципами функционирования, но проявляющее себя в разнообразных правовых формах мусульманских государств, то может быть возможна и такая система. Конституционная юстиция, система арбитражных шариатских судов во главе с Высшим шариатским арбитражным судом, система судов общей юрисдикции, включающая Верховный суд и суды по уголовным и гражданским делам. Административные шариатские трибуналы как органы административной юстиции наиболее целесообразно включить в структуру хисбы.
Структура шариатской судебной системы.
К особенностям шариатской судебной системы можно отнести следующие.
Во-первых, определяющим для структуры шариатской судебной системы является деление на суды общей юрисдикции и административные трибуналы в отличие от европейской системы права с делением в основном на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Отметим, что речь идет об изначальных доктринальных основах, хотя в последней трети 20 века в Европе стала распространятся система административных судов.
Во-вторых, в системе шариатского судопроизводства отсутствует кассация как обжалование решений судов, вступивших в законную силу. Допускается только апелляционное обжалование решений судов как не вступивших в законную силу.
В-третьих, надзорное производство возможно только по инициативе прокурора или самого суда, но никак ни стороны в процессе.
В-четвертых, присутствие адвокатов не приветствуется в шариатском суде, адвокат может подготовить жалобу, но излагать фактические обстоятельства должен сам истец без помощи адвоката.
Заключение.
В принципе на самом деле, структура шариатской судебной системы во втором случае очень будет похожа на то, что мы видим в западноевропейских странах, но, возможно, будет создано и что-то глубоко оригинальное. В любом случае параллели будут очевидны. В данном случае мусульманским странам придется в какой-то степени повторить путь западного мира, творчески перерабатывая его.
Наиболее положительным здесь является опыт Германии в части построения разнообразной судебной системы и опыт Франции в области административной юстиции. Также рациональным кажется и опыт России в области арбитражных судов. В любом случае все это позволит мусульманам создать подлинно исламскую судебную систему.