Колониальный акт Португалии 1930

КОЛОНИАЛЬНЫЙ АКТ
(7-8 июля 1930 г.)
Отдел I
ОБЩИЕ ГАРАНТИИ
Статья 1. Политическая конституция республики за исключением тех постановлений, которые по своей природе касаются лишь метрополии, применяется к колониям в силу последующих статей.
Статья 2. Историческая миссия португальской нации заключается во владении заморскими землями и в их колонизации, в приобщении к цивилизации их населения и в осуществлении морального влияния, обусловливаемого ее правами патроната на Востоке.
Статья 3. Португальские заморские владения называются колониями, а их совокупность образует Португальскую колониальную империю. Территорией колониальной империи является та, которая существовала ко дню опубликования настоящего декрета.
Единственный §. Португальская нация не отказывается от тех прав, которые она имеет или может иметь в будущем в отношении всяких других колониальных территорий.
Статья 4. Живущим в колониях своим гражданами иностранцам гарантируются в согласии с законом права на свободу, безопасность и владение собственностью. И тем, и другим может быть отказано в разрешении на въезд в колонии; те и другие могут высылаться в соответствии с регламентами, если их присутствие грозит созданием внутренних или международных осложнений. Жалобы на эти меры могут подаваться лишь в совет министров.
Статья 5. Все части Португальской колониальной империи солидарны по отношению друг к другу и все вместе по отношению к метрополии.
Статья 6. Солидарность Португальской колониальной империи заключается главным образом в обязанности содействовать наиболее подходящим образом осуществлению целей каждого из ее членов и обеспечивать оборону нации.
Статья 7. Государство не отчуждает никакой части территории и колониальных прав Португалии; всякое исправление границ должно получать одобрение конгресса.
Статья 8. Никакая часть колониальной территории не может быть приобретена каким-либо иностранным правительством или какой-либо иностранной группировкой в порядке занятия, уступки или каким бы то ни было другим образом. Исключение составляют земельные участки и строения, необходимые для помещения консульских представительств, поскольку они будут существовать в тех местах, выбор которых будет одобрен министром колоний, при условии, что то же по взаимности будет предоставлено португальскому правительству и что законодательная власть даст свое разрешение.
Статья 9. Воспрещаются концессии: 1) в зоне на 80 м от высшей точки прилива на земельных участках, прилегающих к морю внутри или вне рейдов; 2) в зоне на 80 м от нормального уровня воды на земельных участках, прилегающих к судоходным озерам и рекам, открытым для международного судоходства; 3) в зоне не менее чем на 100 м с каждой стороны на земельных участках по соседству с построенными или запроектированными железнодорожными станциями; 4) на земельных участках, защищаемых другими законами, действующими ныне, или теми, которые будут обнародованы.
Единственный §. В виде исключения и в соответствии с государственными интересами: а) может быть разрешено в соответствии с законом временное занятие частей земельных участков, расположенных в зонах, указанных в пунктах 1, 2, 3 этой статьи; б) эти части могут входить в состав территории местечек, общин, сел и городов в соответствии с законом, как скоро центральная власть определенным образом даст свое разрешение по заслушании мнения сведущих лиц; в) могут отдаваться в концессию указанные в предшествующем разделе земельные участки в соответствии с законом и при условии одобрения центральной власти и по заслушании мнения такого же рода лиц.
Статья 10. В той окружности, которая сохраняется за приморским населением колоний или предназначается для его расселения, концессии или субконцессии на земельные участки подчиняются следующим правилам: нужно одобрение совета министров, 1) когда концессионер иностранец, 2) когда дело касается какого-либо лица или общества в концессиях, данных при условии использования их в целях устройства торговых или промышленных заведений или для постройки зданий.
§ 1. В африканских колониях будут воспрещены всякие акты по уступке отдельных прав, противоречащие целям настоящей статьи.
§ 2. Те права, которые эта и предшествующая статьи предоставляют государству, не подлежат действию давности.
Статья 11. Отныне управление торговыми портами колонии и их эксплуатация сохраняются за государством. Закон определит исключения, допускаемые в каждом из портов в отношении некоторых служб или некоторых заведений.
Статья 12. Государство не будет передавать ни в одной из колоний частным или коллективным предприятиям: 1) осуществление привилегий в области публичного управления; 2) право устанавливать или взимать сборы или пошлины, даже и от имени государства; 3) право владения либо земельными участками, либо земельными участками для производства горнопромышленных изысканий с возможностью передавать их в субконцессию другим предприятиям.
Единственный §. Ныне существующие в колониях концессии тех видов, которые воспрещены этой статьей, будут подчинены следующим постановлениям: а) они не могут подлежать продлению или возобновлению ни частично, ни полностью; б) государство будет осуществлять свое право прекращения или выкупа в соответствии с законами или контрактами; в) государство будет стремиться к полной административной унификации колоний.
Статья 13. Государственные концессии, включая и те, которые не могут обойтись без иностранных капиталов, всегда будут подчиняться условиям, гарантирующим национальные и хозяйственные интересы колонии. Все, относящееся к этому вопросу, определят особые законы.
Статья 14. Статьи 8, 9, 10, 11, 12 будут применяться с соблюдением приобретенных до сих пор прав.
Отдел II
О ТУЗЕМЦАХ
Статья 15. Государство гарантирует покровительство и защиту туземцам колоний в соответствии с принципами гуманизма и суверенитета, с постановлениями настоящей части и с международными конвенциями, действующими или будущими. Колониальные власти будут пресекать и карать в соответствии с законом все злоупотребления против личности и имущества туземцев.
Статья 16. Государство создает публичные учреждения и поощряет создание частных португальских учреждений – те и другие в целях улучшения участи туземцев.
Статья 17. Закон гарантирует туземцам собственность и владение их земельными участками и урожаями, причем этот принцип должен соблюдаться во всех государственных концессиях.
Статья 18. Труд туземцев на службе у государства или административных органов оплачивается.
Статья 19. Воспрещаются: 1) все те режимы, при которых государство обязывается снабжать туземными работниками те или иные предприятия, преследующие экономическую выгоду; 2) все те режимы, при которых живущие в территориальных округах туземцы принудительно обязываются работать в том или ином качестве на указанных предприятиях.
Статья 20. Одно лишь государство может принуждать туземцев к выполнению публичных работ общего значения для всех жителей, таких работ, результаты которых должны принадлежать им же, или работ, носящих характер мер наказания в силу судебных решений, или в порядке выполнения мер налогового взыскания.
Статья 21. Трудовые договоры туземцев обеспечивают личную свободу, право на справедливую заработную плату и на страхование, причем власти вмешиваются лишь в целях наблюдения за выполнением закона.
Статья 22. В колониях будет приниматься во внимание состояние эволюции туземцев; будут обнародованы особые статуты, составленные в духе португальского публичного и частного права и создающие режим терпимости в отношении обычаев и личных нравов, не противоречащих нравственности и гуманитарным принципам.
Статья 23. Государство гарантирует в своих заморских территориях свободу совести и свободное отправление различных культов с соблюдением прав суверенитета Португалии и общественного порядка, в соответствии с международными договорами и соглашениями.
Статья 24. Так как заморские религиозные миссии являются орудием национальной цивилизации и национального влияния, то те учреждения, в которых готовится их персонал и персонал, предназначенный для осуществления португальского патроната, будут иметь права юридического лица и будут пользоваться покровительством и поддержкой государства в качестве просветительных установлений.
Отдел III
О ПОЛИТИЧЕСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СТРОЕ
Статья 25. Колонии управляются по особым органическим законам и по другим колониальным регламентам в соответствии с постановлениями этой части.
Статья 26. Колониям гарантируется административная децентрализация и финансовая автономия, совместимые с политической конституцией Португальской республики, со степенью их развития и с их собственными ресурсами в согласии со статьей 47.
Единственный §. В каждой колонии политическое единство будет обеспечиваться наличием одной единственной столицы и одного единственного общего правительства или правительства колонии.
Статья 27. К исключительному ведению конгресса по предложениям, вносимым министром колоний, относятся:
1) законы, устанавливающие или видоизменяющие основы устройства колоний;
2) законы: а) дающие правительству право вести войну и заключать мир или б) одобрять договоры, конвенции или соглашения с другими нациями; в) разрешающие займы или другие контракты, требующие особых поручительств или гарантий; г) определяющие крут ведения правительства метрополии или колониальных правительств в отношении срока и пространства действия концессий на земельные участки или других концессий, связанных с особыми привилегиями.
Единственный §. В случаях крайней срочности министр колоний на основании согласного заключения высшего совета колоний, высказанного в сессии под его председательством, может принимать законодательные меры по вопросам, предусмотренным в пункте 1) и в разделах б) и в) пункта 2 настоящей статьи, если конгресс в данный момент не в сборе или если он, будучи в сборе, не разрешит проблемы в 30-дневный срок по внесении относящегося к ней законопредложения.
Статья 28. Не предусмотренные предшествующей статьей декреты относятся к кругу ведения исполнительной власти или правительства колонии. Тем не менее: 1) от одобрения министра колоний зависят те соглашения или конвенции, которые колониальные правительства, имея должные полномочия, будут заключать с другими португальскими или иностранными колониями; 2) колониальные правительства не могут устанавливать или видоизменять режимы в вопросах, предусмотренных в статьях 15-24.
Статья 29. Колонии будут управляться лишь общими правительствами или колониальными правительствами, причем ни те, ни другие не могут получать в какой бы то ни было форме правомочий, сохраненных колониальным актом за конгрессом, за исполнительной властью или за министром колоний; исключение составляют те, которые им будут передоверены высшими властями по определенным предметам при чрезвычайных обстоятельствах.
Единственный §. Не могут назначаться губернаторами лица, заинтересованные в руководстве предприятиями, имеющими в колонии свое правление или ведущими в ней свою экономическую деятельность.
Статья 30. Законодательные функции колониальных губернаторов в относящейся к кругу их ведения области всегда осуществляются под надзором метрополии и вообще в согласии с пожеланиями советников правительства, при выборе которых будут учитываться социальные условия.
Статья 31. Исполнительные функции будут осуществляться в каждой колонии под надзором исполнительной власти губернатором, в помощь которому в предусмотренных органической хартией колонии случаях будет совещательный орган, состоящий из членов правительственного совета.
Статья 32. Муниципальное и местное управление будут представлены в колониях муниципалитетами, муниципальными комиссиями и местными собраниями в зависимости от значительности, степени развития и от количества европейского населения округов.
§ 1. Право создавать или упразднять муниципалитеты принадлежит губернатору колонии на основании благоприятного мнения правительственного совета и по одобрении министра колоний.
§ 2. Иностранцы, проживающие в колонии в течение 5 лет и умеющие читать и писать по-португальски, могут входить в состав муниципалитетов, муниципальных комиссий и местных собраний, но с тем, однако, чтобы их число не превышало 1/3 общего числа членов.
Статья 33. Высшим долгом губернатора во всех владениях Португалии является защита суверенных прав нации и развитие благосостояния колонии в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Колониальном акте.
Отдел IV
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ГАРАНТИЯХ
Статья 34. Метрополия и колонии в силу их моральных и политических связей имеют в основе своей хозяйственной жизни признанную законом естественную общность и солидарность.
Статья 35. Экономические режимы колоний строятся в соответствии с нуждами их развития на основе взаимности между ними и соседними странами, а также на основе прав и законных интересов метрополии и Португальской колониальной империи.
Статья 36. Метрополии принадлежит право оказывать путем своих решений, но без ущерба для децентрализации, желательное покровительство тем интересам, которые в силу предшествующей статьи должны приниматься во внимание во всех вообще экономических режимах колоний.
Статья 37. Каждая колония является юридическим лицом, имеющим право приобретать, заключать сделки и выступать в судах.
Статья 38. Колонии имеют каждая свой актив и свой пассив; они свободно распоряжаются своими доходами, актами и сделками, а также своими долгами – в соответствии с законом.
Статья 39. Собственностью каждой колонии считаются: никому не принадлежащие движимые и недвижимые имущества в пределах своей территории; те имущества, которые колония приобрела вне этой территории; те государственные или частные ценные бумаги, которыми она владеет или будет владеть; причитающиеся ей всякого рода дивиденды, годичные взносы или проценты и доли в прибылях.
Единственный §. Могут уступаться, но исключительно лишь государственному казначейству или общей сохранной кассе, или же закладываться в них принадлежащие колонии акции и облигации концессионных компаний или доходы по этим ценным бумагам от финансовых операций.
Статья 40. Каждая колония имеет свой собственный бюджет, составленный по единому образцу.
§ 1. Общий бюджет колонии подлежит одобрению министра колоний, причем в него не могут вноситься никакие расходы, на которые не имеется разрешения законов.
§ 2. Когда при наличии особых обстоятельств бюджет будет посылаться в министерство колоний с пропуском законных сроков или если министр колоний не одобрит его, то временно будут сохранять силу, помесячно и лишь в отношении очередных расходов, бюджет предшествующего года и одобренные в течение указанного года кредиты на новые нужды постоянного характера.
§ 3. Роль министра колоний, поскольку то касается бюджета каждой колонии, состоит в проверке исчисления доходов и точности расходов и во внесении всех нужных поправок. При наличии дефицита в бюджет для обеспечения его равновесия будут вноситься необходимые изменения.
Статья 41. Колониальная администрация должна будет устанавливать: 1) расходы, ложащиеся либо на колонии, либо на метрополию; 2) правила и ограничения в целях поддержания колониальными правительствами финансового порядка.
Статья 42. Счетная часть колоний будет построена по образцу счетной части метрополии с теми отступлениями, которые будут вызываться особыми обстоятельствами.
Статья 43. Колонии будут посылать в министерство в законные сроки свои ежегодные отчеты.
Статья 44. Метрополия будет оказывать колониям свою финансовую поддержку под необходимые гарантии.
Статья 45. Колонии не могут заключать займов в чужих странах.
Единственный §. Если будет встречаться необходимость в обращении к внешним рынкам для получения необходимых правительству колонии капиталов, то финансовая операция будет производиться исключительно за счет метрополии, а колонии будут принимать на себя ответственность лишь по отношению к ней, и будут давать ей необходимые гарантии.
Статья 46. Права, принадлежащие казначейству метрополии или общей сохранной кассе и вытекающие из тех долгов, которые уже сделаны или будут сделаны, не подлежат действию давности.
Статья 47. Финансовая автономия колоний может нарушаться в исключительных случаях, если это оправдывается их финансовым кризисом или основательными опасениями, что положение их финансов может заставить их искать помощи метрополии.