Диалектическая логика

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА.
Понятие диалектики.
В самом общем виде диалектику можно понимать как искусство вести беседу, спор, философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:
1. Учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит). Гераклит утверждал, что из факта движения и непрерывной изменчивости вещей следует противоречивый характер их существования. Каждая вещь есть единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние. Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единое расщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей и есть вместе с тем переход в противоположное состояние. В то же время об изменении именно данной вещи можно говорить лишь при наличии гармонии её противоположностей.
2. Искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ).
3. Метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон).
4. Учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно).
5. Способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант).
6. Всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель).
7. Учение и метод, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
Cистема диалектики.
Система диалектики как учения о развитии включает три элемента.
Диалектика как методология учения о развитии. Диалектики формирует познавательный инструментарий для исследователя. Диалектика является полной противоположностью метафизики, изучающей природу как нечто неподвижное и застывшее. Диалектика как методология формулирует наиболее общие исследовательские позиции, сам его подход к онтологии бытия природы. В этом смысле диалектика является методом познания и можно употреблять понятие диалектический метод познания. Диалектика воплощает в себе саму идею развития, движения вперед по пути познания.
Диалектическая логика, исследующая развитие бытие природы и ее высшего первоначала. Диалектическая логика исследует несоциальные процессы в природе, исходя из того, что Бог, создав этот мир, наблюдает за ним. Диалектическая логика оперирует понятиями законов в отличие от диалектической социальной логики, в которой употребляются понятие закономерностей.
Диалектическая социальная логика является самостоятельной дисциплиной. Диалектическая социальная логика является социально-философской наукой, изучающей процессы развития общества через разрешение конфликтных противоречий, ведущих к более высокой социальной интеграции. Предметом является механизм, система развития общества через разрешение противоречий, ведущих к более высокой степени социальной интеграции. Представлением человека о данном механизме является социальная концепция, которая носит конкретно-исторический характер, так как создается интеллектуальной элитой в конкретный исторический период и несет на себе отпечаток уровня развития знаний своего времени. Диалектическая социальная логика очень сильно зависит от исторического времени и крайне трудна для создания, означая высокий уровень развития философской мысли в обществе. Объектом являются социальные процессы во всех сферах жизни общества. Принципиальное многообразие социальных объектов очень затрудняет создание диалектической социальной логики.
Система диалектической социальной логики.
Система диалектической социальной логики включает:
• Предмет. Предметом является механизм развития общества через разрешение противоречий, ведущих к более высокой степени социальной интеграции. Понятие механизм условно, можно обозначить его также и как система развития. Главное в этом – развитие.
• Объект. Объектом являются социальные процессы во всех сферах жизни общества, среди которых можно выделить определяющие глубинные, оказывающие самое важное влияние на все остальное. Такие процессы можно обозначить как закономерности.
• Субъект. Субъектом выступают участники социальных процессов, под которыми можно понимать определенным образом организованные социальные субъекты, обладающие возможностью действия.
• Определение. Диалектическая социальная логика является социально-философской наукой, изучающей процессы развития общества через разрешение конфликтных противоречий, ведущих к более высокой социальной интеграции.
• Принципы. Принципами можно считать многомерность социальных процессов, цивилизационную обусловленность социальных процессов, религиозный генезис зарождения процессов социума, постоянную социальную конфликтность, стремление общества к интеграции.
• Закономерности исторического развития. К ним можно отнести концепции цикличности, спиралевидную концепцию, линейную, ризомную.
• Концепции социального развития. В основу любой логики социального характера кладется основополагающая социальная концепция, ядро мировоззрения человека. Такая концепция объясняет методологию социальной логики и выстраивает весь инструментарий познания, опосредуя знание исследователя.
• Историческая социальная ситуация. Любой конфликт вызревает в исторической социальной ситуации, выступающей полем конфликта. Историческая социальная ситуация фиксирует срез жизни общества и расстановку исторических социальных сил.
• Генезис государственности. Государство является стержнем общественной организации, выступающим в различных формах. Хотя государство является формой общества, но оно способно его формировать. Исходя из этого, государство выступает не только главным участником социальных процессов, но и системой этой борьбы, системой разрешения противоречия.
• Социальные противоречия. Конфликт зарождается из-за социальных противоречий, острота которых может привести к смене политического строя. Социальные противоречия естественное состояние общества и их разрешение залог успешного развития данного общества.
• Социальная интеграция через разрешение конфликта. Общество стремится к интеграции, и параметры интеграции устанавливаются через разрешение социальных противоречий, являющихся необходимым условием человеческого развития.
Принципы диалектической социальной логики.
Принципами диалектической социальной логики выступают:
• Многомерность социальных процессов, социальные процессы бесконечно многообразны и в этом их сложность. Сегодня не существует однозначного понимания исторических законов, не говоря уже о формулах развития.
• Цивилизационную обусловленность социальных процессов, их культурно-религиозный фактор. Каждая цивилизация создает свой способ мышления и порождает свои особенности протекания социальных процессов при всем единстве генезиса.
• Религиозный генезис зарождения процессов социума, под религией понимается способ духовного бытия человека при присутствии высшего начала в природе. Развитие религии таково, что человек все больше отходит от конкретно-исторических представлений религии и приближается к ее философскому пониманию как основе культуры, даже если человек не верит во все ее догматы.
• Постоянную социальную конфликтность. Через конфликтность создается интеграция, единое развитие, через устранение противоречий создаются новые организационные структуры управления социальными процессами и сами новые процессы.
• Стремление общества к интеграции и это лежит в природе вещей. Не стоит абсолютизировать конфликтность, она есть необходимое условие интеграции и только через разрешение конфликта можно выйти на новую ступень интеграции.
Закономерности исторического развития.
Можно говорить, объясняя развитие общества, только о закономерностях. Применять понятие закон вряд ли приемлемо, так как это ведет к механистичности понимания развития общества, срезанию определенных фрагментов действительности, не укладывающихся в закон, и таким образом влечет тяжелые ошибки. Законы характерны для догматических официозных политических учений, живая творческая логика оперирует закономерностями, признавая вероятностность развития в системе факторов, воздействующих на развитие. Поппер законы истории назвал историцизмом, вызвавшим тяжелейшие социальные явления стагнации и регресса.
Общие закономерности исторического развития представлены следующими моделями:
• Циклическая. Идея циклов очень распространена, все повторяется, проходя через стадии зарождения, расцвета и умирания. Идеи цикличности считаются продуктивными для объяснения истории в самых различных ее проявлениях. Цивилизации подобны жизни человека, возникая и разрушаясь.
• Линеарная. Прогресс развивается по прямой, переходя на новые стадии развития. Данная концепция представляет собой если так можно выразиться апофеоз историцизма, то есть логики действия неумолимых исторических законов.
• Спиралевидная. Этапы развития не повторяются на новом этапе, но содержат в себе черты предыдущих. История не может повториться, но содержит в себе связи и элементы предыдущего опыта.
• Ковариантная. Развитие современной цивилизации началось в осевое время зарождения различных цивилизаций в мировом масштабе. Именно в осевое время возникли современные формы цивилизаций и основные очаги мировой культуры. Это время было ключевым в мировой истории на всех континентах.
• Ризомная. История представляет собой переплетенность множества вариантов развития, внезапно развивающихся или внезапно прерывающих свое развитие и предугадать это невозможно. Так как слишком сложны и неожиданны условия воздействия.
Концепция социального развития.
Общество представляет собой систему развития, включающую три элемента:
• Государственно-исторически-социальное начало. В конкретный исторический период времени оно воплощается в социально-политическом строе.
• Материально-технико-экономическое начало. Данное начало выражает себя в стадиях роста материальной сферы.
• Духовно-религиозно-культурное начало. Оно представляет себя в цивилизациях.
Система развития воспроизводит себя через способ производства и в каждом начале он свой. В государственно-исторически-социальном начале это способ производства социальных отношений, в материально-технико-экономическом начале способ производства материальных благ, в духовно-религиозно-культурном начале способ производства духовных ценностей.
На деятельность цивилизации влияют:
• Историческое развитие данной цивилизации, воплощенное в ее историческом опыте, передаваемом, в том числе и генетически.
• Формы взаимодействия с другими цивилизациями, которые могут быть продолжительными и кратковременными, отрицательными и положительными.
• Фундамент самой цивилизации, который включает географическую среду, национальную психологию и историю традиции как наследие.
Технологией исторического воспроизводства является историческая метатехнология. Исторические метатехнологии:
• Рабское производство – традиционное мифолологическое знание, энергетика – мускульная сила человека. Духовная зависимость от носителей знания.
• Феодальное – коллективно-субъективное знание, энергетика – тягловое животное. Зависимость по предмету: материальному (производители – крестьяне и ремесленники), политическому (феодалы), духовному (духовенство).
• Капиталистическое – объективно-научное знание, энергетика машины. Предметно-функциональная зависимость: управление, создание программ, овеществление.
• Ноосферное – переход к самореализации в условиях обеспечения потребностей человека в определенной равновесии ресурсов биосферы.
Развитие общества.
Сравним феодальное, индустриальное и информационное общества.
Феодальное общество:
• Базовые связи – кровно-родственные и религиозные связи.
• Цель – служение в религиозном космосе.
• Религия – определяющее значение.
• Господство – основано на земельной собственности.
• Церковь – церковь для ведения политических дел уполномочивает государства.
Индустриальное общество:
• Базовые связи – социально-экономические связи.
• Цель – накопление собственности.
• Религия – сфера личной свободы человека.
• Господство – основано на промышленных средствах производства.
• Церковь – церковь является институтом гражданского общества
Информационное общество:
• Базовые связи – информационные связи.
• Цель – информационное познание.
• Религия – одна из теориий мира.
• Господство – основано на производстве информации.
• Церковь – церковь один из институтов духовной свободы.
Историческая социальная ситуация.
Историческая социальная ситуация выражает собой совокупность конкретно-исторических факторов и условий возникновения социального противоречия. Ситуация всегда выражает собой конкретные противоречия в данный период времени, которые можно типологизировать в абстрактном мышлении. Историческая социальная ситуация выражает собой реальность возникшей системы противоречий. Историческая социальная ситуация, возникнув из-за противоречий, подлежит разрешению, иначе она воспроизводится в той же сущности в другое историческое время, видоизменившись.
Историческая социальная ситуация представляет собой поле действия различных социальных сил, стремящихся победить и разрешить ситуацию в свою пользу. Ситуация всегда содержит в себе и пути ее разрешения, но сам способ выхода из кризиса зависит от расстановки социальных сил.
Историческая социальная ситуация является операциональным полем конфликта, включающим:
• Участники конфликта или акторы, они могут быть самыми разными, главное – возможность участия в политической борьбе и определенная структуированность, организация,
• Политические ресурсы – качественно и количественно выраженная совокупность определенным образом организованных материально-духовных образований, которые можно использовать в политической борьбе,
• Связи между участниками конфликта по поводу использования ресурсов, это то, что выстраивает порядок использования ресурсов.
• Факторы поля – внешние условия, задающие параметры борьбы.
Генезис государственности.
Формы развития человеческой организации по критерию внутренней организации:
Земные формы:
Первобытная община – первая исторически возникшая форма человеческой организации, в основе которой лежит факт осознания человеком себе отдельным от природы, стремящимся к упорядочиванию своего развития. Никакой власти в первобытной общине на основе осознания необходимости коллективной жизни не было, господствовал стадный инстинкт сильного.
Родовое общество – вторая историческая форма развития человеческого общества. Ее можно классифицировать по двум направлениям: по месту возникновения и по сложности (этапности) развития. По сложности можно выделить простой вождизм и сложный вождизм, по месту возникновения четко выделяются ирригационный, скотоводческая и земледлеьческая община. Все первые общины были скотоводческими, но впоследствии в некоторых обществах родового типа произошел переход к земледельческой и ирригационной, причем земледельческая развилась гораздо позже на более высоком этапе развития техники обработки земель. Таким образом, можно выделить:
 Простой вождизм (скотоводческая родовая община) – патриархальные отношения внутри племени, потестарная власть, тотемная религия, кочевой характер.
 Сложный вождизм (ирригационная и впоследствии земледельческая (лесная) родовая община) – организация труда, распределение функций, территориальная определенность, система сакрализующихся норм. Особым подвидом является горское родовое общество или горская демократия как симбиоз земледелия и скотоводства при ярко выраженном преобладании земледелия. Эта община наиболее устойчива в своих традициях. В сложном вождизме появляется религиозная структура власти как прообраз будущей сложной иерархии. Свое развитие она получит в наибольшем масштабе только в государстве. Получает развитие такая этническая структура как племя.
Переходная форма – военное общество князя (военная демократия по марсизму) и теократическое вождество. Ключевой момент в понимании первой системы – князь – дружина. Князь был не просто наследственным вождем, он отправлял функции главы общества как сложной формальной системы с производством благ и услуг при преобладании военной составляющей. Князь набирал личную дружину по принципу верности, и дружина кормилась с дани, собираемой ею для всей дружины и князя. Князь был первый среди равных и не отделял себя от дружины. Вся дань шла в общую казну без изъятия. Особым ритуалом были пиры и гуляния, объезд дани, общий суд князя на глазах у дружины «по справедливости». Проще говоря, князя и дружину связывали отношения личного военного братства, а не родственность племени. На данном этапе важна уже не принадлежность к племени, а к братству. Не всегда военная демократия имеет место быть. Иногда родовое общество эволюционирует в сторону теократического вождизма в силу особого «властного «потенциала господствующего культа. В этом случае религия выступает катализатором формализации общественных отношений, в принципе теократическое вождество реально есть город-государство, переход очень незаметен и, фактически, это как бы предыстория города-государства. Объединяет эти две формы недолговечность, переходность от общества к государству. В принципе, военное общество было более распространенным, чем теократическое.
Государство – это форма человеческой организации, для которой характерно выражение политических интересов через институциональные процедуры с соответствующим механизмом их согласования с все возрастающей тенденцией правового оформления общественных отношений. Государство в Древнем мире и в Средневековье:
 Город-государство – первый уровень государства, выделение жрецов как отдельного сословия и управляющей элиты, территория ограничена городом, экономический товарообмен.
 Территориальное государство – объединение городов-государств политической властью путем подчинения с помощью различных средств, территориальное построение власти (центральные и местные органы государственной власти), единая система права, участие общин в центральной власти, общая историческая судьба, профессиональный госаппарат, государственная религия, наследственная династия. Восточная деспотия как вид территориального государства является первой протоисторической формой тоталитарной политической системы.
 Территориальная религиозная империя – все контролирующий на местах центр, наднациональная бюрократия, отделяющая себя от остального населения, наличие мессианской идеи просвещения, деление на цивилизацию (мы) и варвары (они), опора имперского госаппарата на армию. Империя направлена на непрерывное расширение путем экспорта идей и нестабильна с исторической точки зрения, хотя ее мощь, идеология и размеры очень привлекательны.
Суперрелигиозные общины пророков мировых религий – очень спорны вопросы статуса посланников мировых религий с точки зрений не данной религии, а по отношению к ней других религий. По крайне мере Моисей в иудаизме и Мухаммед в исламе однозначно признаются пророками всеми, фигура Христа спорна с точки зрения ислама, считающего его пророком, тогда как в христианстве он Бог-сын, часть Божественной Троицы, пророками можно назвать апостолов Христа, фигура же Будды в буддизме считается сам Бог, тогда как ни ислам, ни христианство, ни иудаизм не рассматривали данный вопрос по существу, возможно, из-за географической удаленности региона распространения буддизма. Община Мухаммеда была общиной пророка в Медине, община Моисея в Синайской пустыне до возвращения в Израиль, после Христа первые христианские общины апостолов. Для такой общины характерна непосредственная власть пророка, основанная на данном ему Откровении, слове Божьем, аппарат управления прост, чрезвычайная религиозная активности по распространению веры, право творит сам пророк и его слова сразу же становятся нормой.
Государство в Новое время – это форма человеческой организации, основанная на публичном порядке в сфере общественных отношений, вытекающем из правового регулирования выражения политических интересов. Государство в Новое и Новейшее время:
 Государство-нация – создание национальной культуры на селе, а позднее – и массовой, единая история, единый рынок, национальная политика, теория суверенитета нации.
 Национальная империя – регионы главная составляющая, федеративный союз народов, народы как союзники, федераты, расцвет местных культур.
Орден – иерархическая религиозная организация, наднациональная религиозная бюрократия, мессианская идея распространения своей веры, все контролирующий на местах центр, источник права – религиозное откровение.
Мафия – особое качество, состояние, высший тип развития организованной преступности, отличающийся изощренностью методов управления, гибкостью структуры, стремлением подчинить государственную власть. Организованная преступность – сложная, многоуровневая, централизованная, устойчивая, иерархически структурированная организация профессиональных преступников, обладающая коррумпированными связями в органах государственной власти, осуществляющая контроль и руководство специализируемой и планируемой преступной деятельностью на контролируемой территории в целях получения максимального материального дохода.
Планетарная система:
Кратосный союз – цивилизационное сообщество федераций мегаполисов, форма организации общества в будущем, вытекающая из пороговых предпосылок к изменениям во всех сферах жизни общества, основанная на началах религиозного союзничества, направленная на познание мира и выражающая себя через гармоничное бытие теосов (регионов) как органически вытекающих из исторического прошлого и политико-информационные связи между ними.
Галактика:
Галактический орден – братство покорителей космоса, первопроходцев, построенное на началах взаимопомощи, взаимоподдержки, преобразующееся со временем в галактическую ассоциацию.
Галактическая ассоциация – форма организации человеческого общества в будущем, построенная как многообразная многоуровневая система власти сообщества над планетарными системами, входящими в его состав.
Вселенная:
Теократосный союз – непосредственное божественное бытие человека под духовным руководством пророков перед Судным днем. Теократосный союз покоится на Софии теосов, через которую божественная сущность человека получает свое воплощение. Теократосный союз есть союз с софолическим мироустройством, реализующий через органы власти созидания и исполнения.
Идеал – богочеловечество, так как мы созданы богом для познания его сущности в мире.