Положение о коллективных силах по поддержанию мира

ПОЛОЖЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛАХ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА В СНГ.
Принято решением Совета глав государств СНГ 19 января 1996 года.
I. Общие положения.
1. Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ (далее — КСПМ) являются временным коалиционным формированием, которое создается на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства-участника Содружества.
2. Международно-правовую основу создания и применения Коллективных сил по поддержанию мира составляют:
Устав ООН;
Устав СНГ;
Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 года;
Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 года;
Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках СНГ от 15 мая 1992 года;
Протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 года;
двусторонние и многосторонние международные соглашения в области миротворческой деятельности.
3. На проведение каждой операции по поддержанию мира (далее — ОПМ) принимается соответствующее решение. Принципиальное политическое решение о проведении операции с использованием КСПМ принимается Советом глав государств СНГ (далее — Совет глав государств) консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств-участников Содружества, по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.
Мандат на каждую ОПМ утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел государств-членов Содружества (далее — Совет министров иностранных дел) и Совета министров обороны государств-участников Содружества (далее — Совет министров обороны). О принятом решении о проведении ОПМ Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и в соответствии с Уставом ООН, Совет глав государств может запрашивать полномочия (мандат) и финансовые средства у Совета Безопасности ООН на проведение ОПМ. Деятельность КСПМ не должна нарушать суверенитет, территориальную целостность и нерушимость границ государств, на территории которых она осуществляется. ОПМ не заменяет урегулирования конфликта путем переговоров.
4. Выделение воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала в состав КСПМ осуществляется в соответствии с законодательством посылающих государств.
II. Состав, задачи и функции Коллективных сил по поддержанию мира.
5. Состав КСПМ определяется решением Совета глав государств и Мандатом на проведение ОПМ. Исходя из объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта в состав КСПМ может быть включен военный, полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из которого формируются:
Объединенное командование;
боевые части (подразделения);
группа военных наблюдателей;
группа экспертов;
подразделения полиции (милиции);
части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения;
другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
6. При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться следующие задачи:
наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;
обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследования;
контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;
контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;
охрана жизненно важных объектов;
принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;
контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;
содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;
содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;
обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;
участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта.
7. Объединенное командование является органом военного управления, предназначенным для руководства КСПМ, и может состоять из:
командования в составе Командующего КСПМ (далее Командующий), Начальника Штаба — первого заместителя Командующего, заместителей Командующего и других должностных лиц, предусмотренных организационно-штатной структурой Объединенного командования, утверждаемой Советом министров обороны;
Штаба в составе Начальника Штаба, его заместителей, представителей вооруженных сил государств — участников операции по поддержанию мира (далее — государств-участников операции) и соответствующих структурных подразделений;
подразделений родов войск, специальных войск и тыла в соответствии с организационно-штатной структурой Объединенного командования.
8. В функции Объединенного командования входят:
реализация решений Совета глав государств о применении КСПМ в зоне конфликта;
анализ военно-политической обстановки в зоне конфликта и представление докладов с выводами и предложениями Совету глав государств и Совету министров обороны;
управление КСПМ при подготовке и проведении ОПМ;
разработка и осуществление мер по повышению уровня подготовки органов управления, частей и подразделений КСПМ;
взаимодействие с руководством принимающего государства, конфликтующих сторон, местными органами власти, представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта;
взаимодействие с пограничными войсками государств-участников СНГ в зоне конфликта;
участие в переговорном процессе по стабилизации обстановки в зоне конфликта;
осуществление взаимодействия с органами управления государств-участников и штабом по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ (далее Штаб по координации военного сотрудничества) по вопросам комплектования частей и подразделений КСПМ личным составом, обеспечения их вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами.
9. Командующий назначается решением Совета глав государств по совместному представлению Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны. Командующий подотчетен Совету глав государств. Он является прямым начальником для всего личного состава КСПМ.
В функции Командующего входят:
обеспечение реализации решений Совета глав государств о применении КСПМ;
представление докладов Совету глав государств и Совету министров обороны о военно-политической и оперативной обстановке в зоне конфликта, результатах выполнения задач и предложений о дальнейших действиях КСПМ;
координация и согласование с Главой миссии по поддержанию мира или Специальным представителем (в случае их назначения Советом глав государств Содружества) деятельности КСПМ в целях содействия решению задач политического урегулирования конфликта;
руководство КСПМ при подготовке и проведении операции по поддержанию мира;
организация и поддержание рабочих контактов с представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта, министерствами иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел государств-участников Содружества, политическим руководством принимающего государства и представителями конфликтующих сторон;
ведение в пределах своих полномочий переговоров с представителями конфликтующих сторон и международных организаций;
предоставление представителям миссий и других органов ООН и ОБСЕ оперативной информации о деятельности КСПМ в объеме, необходимом для решения ими задач в зоне конфликта, а также возможности посещения частей и подразделений, входящих в их состав;
организация и руководство специальной подготовкой подчиненных штабов и войск;
распоряжение финансовыми и материально-техническими средствами, выделенными для обеспечения деятельности Объединенного командования;
организация и руководство выводом войск из зоны конфликта по завершении или прекращении ОПМ.
Командующему предоставляется право вносить в организационно-штатную структуру Объединенного командования изменения по увеличению или уменьшению до 10 процентов установленной штатной численности личного состава по согласованию с министрами обороны посылающих государств.
10. Штаб является основным органом управления Объединенного командования КСПМ. Он формируется на коалиционной основе с участием представителей всех государств-участников операции.
В функции Штаба входят:
сбор и анализ данных военно-политической обстановки в зоне конфликта, подготовка выводов и предложений для доклада Командующему;
выработка предложений по подготовке и проведению операции;
планирование применения КСПМ и своевременное доведение задач до частей и подразделений в соответствии с решением Командующего;
организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
поддержание взаимодействия с генеральными (главными) штабами вооруженных сил государств-участников операции по поддержанию мира, Штабом по координации военного сотрудничества по вопросам всестороннего обеспечения КСПМ;
содействие ведению переговоров, официальных встреч и других мероприятий в интересах урегулирования конфликта и достижения целей, определенных Мандатом на проведение операции по поддержанию мира;
ведение учета боевого, численного состава и дислокации частей и подразделений КСПМ;
подготовка докладов Совету глав государств и Совету министров обороны о ходе ОПМ;
контроль за выполнением поставленных задач.
11. Начальник Штаба возглавляет Штаб, является первым заместителем Командующего и прямым начальником для всего личного состава КСПМ.
В функции Начальника Штаба входят:
организация сбора, обобщения и учета данных об обстановке в зоне конфликта;
представление Командующему выводов из оценки военно-политической, оперативной обстановки в зоне конфликта и предложений о применении КСПМ, докладов о ходе выполнения задач;
координация работы Штаба и других органов Объединенного командования при планировании ОПМ, организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
организация и поддержание взаимодействия с органами военного управления, безопасности и внутренних дел государств-участников ОПМ, представителями миссий и других органов ООН и ОБСЕ в интересах выполнения поставленных задач, а также с командованием пограничных войск, дислоцированных в зоне конфликта;
обеспечение, по указанию Командующего, представителей миссий и других органов ООН и ОБСЕ оперативной информацией о деятельности КСПМ, а также посещение этими представителями частей и подразделений, входящих в их состав;
организация взаимодействия и поддержание контактов с руководством конфликтующих сторон, местными органами власти и общественными организациями в зоне конфликта;
участие в организации переговоров, официальных встреч и других мероприятий в интересах урегулирования конфликта;
организация учета боевого, численного состава и дислокации частей и подразделений КСПМ;
организация и осуществление контроля за выполнением принятых Командующим решений и поставленных задач.
12. Боевые части (подразделения) составляют основу КСПМ. Комплект боевых частей создается за счет национальных воинских контингентов, выделяемых государствами-участниками ОПМ. Их состав и численность определяется Мандатом на проведение ОПМ.
13. Группа военных наблюдателей является специальным подразделением, в состав которого входят военнослужащие государств-участников ОПМ. Она может выполнять задачи в составе КСПМ или самостоятельно. Группа военных наблюдателей, как правило, используется для контроля и проверки того, как стороны, участвующие в конфликте, соблюдают взятые на себя обязательства, например, соглашения о прекращении огня, ограничении уровня численности вооруженных сил в данном районе, выводе из указанных районов своих войск и их демобилизации.
Контроль и проверка включают не только наблюдение за выполнением соглашений, но и деятельность, направленную на то, чтобы убедить стороны уважать свои обязательства, например, путем восстановления статус-кво после нарушения соглашения о прекращении огня. Группа военных наблюдателей может выполнять и многие другие функции, в том числе мониторинг ситуации и представление сообщений о ней, а также поддержание связи со сторонами в конфликте.
14. Группа экспертов предназначена для изучения и оценки военно-политической обстановки, процессов урегулирования, действий КСПМ, прогнозирования развития обстановки и подготовки обоснованных предложений для принятия решений Командующим. Она может привлекаться для подготовки предложений по решению спорных вопросов, требующих специальных знаний.
15. Подразделения полиции (милиции) включают персонал, выделенный государствами-участниками ОПМ. Они предназначены для содействия в обеспечении законности, правопорядка, прав человека и нормального функционирования государственных институтов в районе проведения ОПМ. Подразделения полиции (милиции), выделенные государствами-участниками ОПМ в состав КСПМ, подчиняются Командующему.
16. Части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения включают выделенные государствами-участниками ОПМ воинские формирования, предназначенные для всестороннего обеспечения КСПМ.
III. Комплектование и порядок подготовки Коллективных сил по поддержанию мира.
17. КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств-участников ОПМ.
18. Комплектование органов управления, частей и подразделений осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах посылающих государств по контракту и призыву, а также гражданским персоналом на добровольной основе с предварительным отбором. При этом солдаты и сержанты, проходящие службу по призыву, должны иметь срок службы в войсках не менее шести месяцев. При подборе в состав КСПМ военнослужащие и гражданский персонал должны пройти медицинское освидетельствование и по состоянию здоровья быть способными выполнять задачи в климатических условиях района конфликта. Группа военных наблюдателей формируется из числа офицеров вооруженных сил государств-участников ОПМ.
19. Посылающие государства несут полную ответственность за состояние, подготовку, укомплектование, оснащение военнослужащих и гражданского персонала и отправку их в район конфликта.
20. Военнослужащие и гражданский персонал (далее — личный состав) откомандировываются в КСПМ временно на срок до шести месяцев, без исключения из списков воинской части, учреждения, организации. Весь личный состав на период прохождения службы в КСПМ заключает контракт в соответствии со своим национальным законодательством.
21. Подготовка личного состава КСПМ осуществляется централизованно — на базе единых для Содружества центров подготовки или самостоятельно — на базе учебных центров посылающих государств и проводится по единой программе, утверждаемой Советом министров обороны по согласованию с Советом министров иностранных дел. Основной задачей подготовки является получение личным составом знаний и практических навыков, связанных с выполнением миротворческих задач. Координация и контроль за выполнением мероприятий по отбору и подготовке личного состава КСПМ возлагаются на Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны в части, касающейся их компетенции.
22. Подготовка военных наблюдателей проводится в учебных центрах (на курсах) по специальным программам обучения, утверждаемым Советом министров обороны. Целью обучения является получение ими необходимых специальных знаний и приобретение навыков, позволяющих успешно выполнять поставленные задачи.
23. Гражданский персонал должен иметь соответствующее задачам миротворческой миссии образование (политическое, военное, юридическое, гуманитарное и т.д.), быть способным на своем уровне разбираться в сложной общественно-политической обстановке и принимать обоснованные решения.
IV. Основы применения Коллективных сил по поддержанию мира.
24. КСПМ могут быть введены в район конфликта только после достижения между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня или перемирии и выполнения ими этих соглашений. Действия КСПМ не должны выходить за рамки полномочий, определенных Мандатом.
25. Национальные контингенты переходят в прямое подчинение Командующему с момента доклада их командира (начальника) о прибытии в район конфликта.
26. Основные принципы действия КСПМ:
беспристрастность и нейтральность;
соблюдение законов принимающего государства;
уважение обычаев и традиций местного населения;
неучастие в боевых действиях;
неприменение оружия, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящего Положения;
транспарентность (открытость деятельности).
27. Личный состав КСПМ при выполнении задач и ни дежурстве имеет при себе штатное оружие и несет персональную ответственность за его сохранность и правильное применение.
28. При выполнении своих функций личный состав КСПМ, в порядке исключения, имеет право применять оружие:
в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;
в случае попыток насильственного отстранения от выполнения возложенных на него функций;
для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания;
для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на его жизнь и здоровье.
Оружие может быть также использовано для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
29. При применении оружия должны быть приняты все возможные меры для обеспечения безопасности лиц преклонного возраста, женщин, детей и других гражданских лиц, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения группового нападения, угрожающего жизни личного состава КСПМ и других граждан, если иными способами, средствами отразить такое нападение невозможно. О всех случаях применения оружия немедленно докладывается по команде и проводится служебное расследование. Недопустимо использование тяжелых видов вооружений, особенно оружия неизбирательного действия, против гражданского населения.
V. Техническое обеспечение Коллективных сил по поддержанию мира.
30. Воинские контингенты, в том числе части (подразделения) боевого, технического и тылового обеспечения снабжаются вооружением и военной техникой, боеприпасами и военно-техническим имуществом, средствами технического обслуживания, эвакуации и ремонта в полном объеме по специально разработанным для них штатам, табелям и нормам с учетом физико-географических условий района выполнения задач в соответствии с отдельными соглашениями.
31. Средства технического обеспечения КСПМ, ремонт техники и восполнение ее потерь предоставляются и осуществляются посылающими государствами.
32. Недостающие у посылающего государства средства технического обеспечения приобретаются им у других государств-участников Содружества на основе договоров и взаиморасчетов.
VI. Тыловое обеспечение Коллективных сил по поддержанию мира.
33. Тыловое обеспечение и бытовые услуги национальным воинским контингентам, военным наблюдателям и гражданскому персоналу возлагаются на посылающее государство. Принимающее государство предоставляет воинским контингентам, военным наблюдателям и гражданскому персоналу жилые и служебные помещения, средства связи и другие элементы инфраструктуры.
34. Недостающие материальные средства посылающие государства приобретают у других государств-участников Содружества на основе договоров и взаиморасчетов.
35. В соответствии с имеющимися международными соглашениями и нормами перемещение материальных средств для обеспечения КСПМ на территории государств-участников Содружества осуществляется по взаимному согласованию беспрепятственно. При этом государства-участники Содружества, по территории которых перемещается груз, предпринимают все необходимые меры, обеспечивающие его сохранность и своевременность перемещения.
36. Медицинское обеспечение КСПМ организуется Объединенным командованием во взаимодействии с медицинскими органами принимающего государства и осуществляется за счет посылающих государств.
37. Финансовое обеспечение воинских контингентов, полицейского (милицейского) и гражданского персонала КСПМ осуществляется посылающими государствами или в соответствии с другим порядком, который может быть определен Советом глав государств.
38. Финансовое обеспечение Объединенного командования осуществляется за счет долевых взносов государств-участников ОПМ.

VII. Статус и социально-правовая защищенность личного состава Коллективных сил по поддержанию мира.
39. В период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и настоящим Положением.
40. Непрерывный срок пребывания личного состава в составе КСПМ не должен превышать шести месяцев. Продление указанного срока может быть осуществлено только с личного согласия и решаться в индивидуальном порядке.
41. Личному составу КСПМ сохраняется выплата денежного содержания (заработной платы), надбавок и дополнительных денежных выплат по месту штатной службы (работы) в полном объеме.
42. Социальные и правовые гарантии, указанные в настоящем Положении, не распространяются на лиц, самовольно оставивших воинскую часть или место службы (работы), совершивших уголовно наказуемое деяние в период выполнения задач в составе КСПМ.
43. Период нахождения личного состава в КСПМ определяется приказом Командующего.
VIII. Символика Коллективных сил по поддержанию мира.
44. КСПМ имеют собственные отличительные знаки, которые должны быть легко опознаваемыми на значительном расстоянии и при ограниченной видимости. Знаки опознавания носятся на форменном обмундировании личного состава, наносятся на боевую технику и транспортные средства, устанавливаются на командных пунктах и позициях КСПМ, а также демаркационных линиях (линиях разъединения конфликтующих сторон) в соответствии с приложением.