Н. Павлов-Сильванский о русском феодализме

НИКОЛАЙ ПАВЛОВ-СИЛЬВАНСКИЙ О РУССКОМ ФЕОДАЛИЗМЕ
В общем ходе нашего общественного и государственного развития выделяются, как основные переходные эпохи, не время петровской реформы, а XVI век, век образования московского государства, и раньше эпоха перехода к удельному порядку, в XII–XIII веках. В этих переходных эпохах, продолжавшихся по несколько десятилетий, так как в социальном развитии центр тяжести очень медленно перемещается с одного учреждения на другое, выделяются два исторических события, знаменательных социологически: в XVI веке опричнина Ивана Грозного, 1565 года, и в XII веке взятие Киева Андреем Боголюбским в 1169 году. Это последнее, историческое военное событие знаменательно, как поворот стрелки весов, указывающий на переместившийся центр тяжести отношений. Оно свидетельствует, что северо-восточная Русь в это время уже достаточно населилась и развилась экономически, раз она могла восторжествовать над Русью южной, с богатой столицей Киевом. А тот факт, что, взяв Киев, Андрей отдал его младшему брату, а сам остался на севере, во Владимире-на-Клязьме, знаменует начало вотчинного порядка, появление князей-вотчинников, начало землевладельческой оседлости князей и дружин.
Столь же знаменательным с общеисторической точки зрения событием является в позднейшее время опричнина 1565 года, грандиозная конфискация наследственных княжеских земель, завершившая, вместе с террором Ивана Грозного, постепенный упадок политического значения княжат, и знаменующая торжество нового государственного порядка. Как в удельном периоде главной движущей силой развития является крупное землевладение на основе натурального хозяйства, так в образовании государства основное значение имеет рост денежного народного хозяйства, которое обусловливает объединение отдельных районов страны и господство центральной власти над обширной территорией. Две переходные эпохи, с их поворотными событиями 1169 и 1565 годов, делят русскую историю на три периода, глубоко различающиеся по господствующим в каждом из них началам социального и государственного строя.
В первом периоде, от доисторической древности до XII века, основным учреждением является община или мир, мирское самоуправление, начиная с низших самоуправляющихся вервей до высшего самоуправляющегося союза: земли, племени, с полновластным народным собранием, вечем. Этот мирской строй идет из глубокой древности, связываясь с древнейшими союзами родовыми; он сохраняется и в киевскую эпоху, когда пришлые князья, с своими дружинами и с посадниками, являются элементом, наложенным сверху на строй мирского самоуправления, и вече сохраняет свою уверенную власть, призывая князей и изгоняя их, «указывая им путь». Во втором периоде, с XIII до половины XVI века, основное значение имеет крупное землевладение, княжеская и боярская вотчина, или боярщина-сеньерия. Мирское самоуправление сохраняется в ослабленном значении; оно живет и под рукою боярина на его земле. Но центр тяжести отношений переходит от мира к боярщине, к крупному землевладению, и на основе его развивается удельный феодальный порядок. Наконец, в третьем периоде XVI–XVIII и частью XIX веков, основным учреждением является сословное государство. Этот период распадается на две, тесно связанные между собою, половины: эпоху московской сословной монархии и петербургского абсолютизма, на основе того же сословного строя. В течение этих трех периодов последовательно сменяют одно другое, в качестве основных, преобладающих над другими, элементов порядка, три учреждения: 1) мир, 2) боярщина, 3) государство.