Закон о выборах в Финляндии 1906

Закон о выборах для Великого Княжества Финляндского.
Дан в Петергофе, 20 Июля 1906 года.
Государь Император, по всеподданнейшему представлению Земских Чинов Финляндии, в присутствии Своем в Петергофе 7/20 Июля 1906 года, Высочайше соизволил утвердить ниже следующий Закон о выборах для Великого Княжества Финляндского 1).
Глава 1.
Об избирательных округах и учреждениях.
§ 1. Для выборов сеймовых депутатов Финляндия разделяется на следующие избирательные округа:
1. избирательный округ Нюландской губернии;
2. Южный избирательный округ Абоской губернии, обнимающи уезды Аландский, Вехмоский, Вирмоский, Пийккисский, Халиккоский и Маскуский;
3. Северный избирательный округ Абоской губернии, обнимающий уезды Ульфсбюский, Икалисский, Тюрвяский и Лоймииокиский;
4. Южный избирательный округ Тавастгусской губрении, обнимаюий уезды Таммелаский, Хаухоский и Холлолаский;
5. Северный избирательный округ Тавастгусской губернии, обнимающий уезды Биркалаский, Руовесиский и Ямсяский;
6. Западный избирательный округ Выборгской губернии, обнимающий уезды Кюменеский, Лапвесиский и Страндаский;
7. Восточный избирательный округ Выборгской губернии, обнимающий уезды Яскисский, Эйряпяский, Кексгольмский, Кроноборгский, Сердобольский и Сальмисский;
8. Избирательный округ С.-Михельской губернии;
9. Западный избирательный округ Куопиоской губернии, обнимающий уезды Рауталампиский, Куопиоский и Иденсальмиский;
10. Восточный избирательный округ Куопиоской губернии, обнимающий уезды Либелитсский, Иломантсский и Пиелисъярвиский;
11. Восточный избирательный округ Вазаской губернии, обнимающий уезды Лауккасский и Куортанеский;
12. Южный избирательный округ Вазаской губернии, обнимающий Ильмолаский уезд, а также уезд Корсгольмский, за исключением общин Илистаро и Сторкюре;
13. Северный избирательный округ Вазаской губернии, обнимающий общины Илистаро и Сторкюре, Корскольмского уезда, а также уезды Лаппоский и Педерсэреский;
14. Южный избирательный округ Улеоборгской губернии ,обнимающий Салоский, Хапаярвиский и Каянаский уезды и общины Улео, Улеосало, Кемпеле, Лумииоки, Лиминка, Теммес, Тюрнявя, Мухос и Утаярви, Улеоскаго уезда;
15. Северный избирательный округ Улеоборгской губернии, обнимающий Кемиский уезд и общины Куйваниеми, Ийо, Хаукипудас, Кийминки, Иликийминки, Пудасъярви, Тайвалкоски и Кусамо, Улеоскаго уезда, и
16) Лапмаркенский избирательный округ, обнимающий Лапмаркенский уезд.
Город причисляется к тому округу, к которому принадлежит прилегающая к нему местность.
В первый пятнадцати округах избираются посредством прямых и пропорциональных выборов сто девяносто девять сеймовых депутатов, распраделенных по округам соразмерно численности их населения по мантальным спискам. Распределение производится Сенатом каждый десятый год и публикуется в сборнике постановлений.
______________
1) О предполагавшейся реформе избирательного права см. Материалы по пересмотру Сеймового Устава. Спб., 1904 г., Гос. Тип., стр. 14, 141 и след. Об уравнении в правах с финляндскими гражданами других русских подданных см. Приложение 15. О сроках выборов в 1907 году см. Приложение 41.
Лапмаркенский избирательный округ избирает одного депутата в порядке, установленном § 53.
О распределении депутатов по округам см. Приложение 40.
§ 2. Для каждого избирательного округа учреждается заблаговременно до сеймовых выборов Центральная Коммисия, в составе пяти членов, заседающая в том городе, где находится Губернское правление. Центральная Коммисия пятнадцатого избирательного округа является в то же время Центральною Коммисиею шестнадцатого округа.
Председатель и два члена Центральной Коммисии, с одним кандидатом, назначаются Сенатом, а два члена и один кандидат – городскими гласными того города, где Коммисия заседает, полномочия их продолжаются впредь до назначения новой Коммисии.
Центральная Коммисия назначает себе в помощь Секретаря, необходимых счетчиков и прочих служащих.
§ 3. Выборы сеймовых депутатов производятся в каждой общине или, если община разделена на несколько избирательных участков, в каждом участке.
Если в сельской общине числится более тысячи пятисот жителей, то она разделяется Общинною Управою на избирательные участки таким образом, чтобы население каждого участка не превышало означенной нормы, поскольку местные условия не требуют отступления от сего правила, чтобы участки составляли цельные части общины, разграниченные сообразно условиям сообщения. Города с населением свыше трех тысяч человек равным образом разделяются Магистратом на необходимое число избирательных участков.
Общины с меньшим числом жителей против вышеуказанного также могут быть разделены на избирательные участки, если Общинная Управа или Магистрат признают это необходимым.
Произведенное Общинною Управою или Магистратом разделение должно служить к руководству, хотя бы и было обжаловано, впредь до вступления в законную силу состоявшегося по жалобе решения.
Помещение для производства выборов отводится в каждом избирательном участке общиною.
§ 4. В каждом сельской общине Общинная Управа, в начале Января месяца того года, в котором истекает трехлетний срок со времени последних сеймовых выборов, назначает Избирательную Коммисию, в составе Председателя и четырех членов, для производства в общине выборов сеймовых депутатов. Если по постановлению Государя Императора и Великого Князя были произведены новые выборы, то новая Избирательная Коммисия назначается в Январе месяце следующего после таковых выборов года.
Если община разделена на избирательные участки, то для каждого участка назначается особая Коммисия.
Председатель и члены коммисии, равно как необходимое число кандидатов к ним, избираются из числа пользующихся избирательным правом лиц, проживающих в общине; срок их поручения продолжается впредь до назначения новой Коммисии.
§ 5. В городах обязанности Избирательной Коммисии исполняет Магистрат.
Если города разделен на избираетлеьные участки, то Магистрат, для производства самих выборов, разделяется на соответствующее число отделений и, в случае надобности, приглашает членов для заседания в этих отделениях.
В городах, где не имеется магистрата, установленные в настоящем законе обязанности Магистрата исполняются Орднингсманским Судом.
Глава 2.
Об избирательных списках.
§ 6. избирательный список составляется для каждого избирательного участка его Избирательною Коммисиею.
Если город разделен на избирательные участки, то избирательный список для каждого участка составляется Магистратом.
§ 7. Для руководства при составлении избирательного списка, подлежащий производитель мантальной переписи доставляет в Избирательную Коммисию, в Январе месяце того года, в котором истекает трехлетний срок со времени последних сеймовых выборов, список всех лиц, достигших к началу этого года двадцатичетырехлетнего возраста и проживающих в избирательном участке по мантальным спискам предыдущего года, с распределением их по деревням и гейматным номерам, а в городах по городским частям и кварталам.
Кроме этого списка, производитель мантальной переписи составляет три дополнительных списка, по одному для каждого из следующих затем трех лет, с показанием, в том же порядке, проживающих в избирательном участке лиц, которым в предшествующем году должно исполниться двадцать четыре года.
Списки эти пишутся на бланках, доставляемых производителю мантальной переписи распоряжением Сената.
Если известны обстоятельства, лишающие показанное в списке лицо избирательного права, то это отмечается в списке против его имени.
См. Приложение 47.
§ 8. Немедленно по поступлении упоминаемого в § 7 списка, Избирательная Коммисия, тщательно проверив его; вносит в список пользующихся избирательным правом лиц, опущенных в нем, и исключает из него всех, кот не пользуется избирательным правом. Затем, список снабжается надписью о том, что это список избирателей данного избирательного участка, и подписывается членами Коммисии.
При проверке должен присутствовать Коронный Ленсман или Городской Фискал; подлежащее же духовенство и настоятели приходов обязаны, на основании церковных книг и реестров, сообщать Коммисии необходимые сведения.
§ 9. Список избирателей должен быть доступен для просмотра, под надлежащим наблюдением в подходящем месте, в пределах избирательного участка, с 1 до 15 Марта включительно, о чем объявляется в порядке, установленном для общинных публикаций.
Если кто полагает, что он неправильно исключен из списка избирателей или что другое лицо неправильно в нем значится, то ему предоставляется, по желанию, подать письменное заявление об изменении списка в Избирательную Коммисию 16 Марта до 12 часов дня, или же ранее того Председателю Коммисии.
§ 10. Поступившие заявления докладываются Избирательной Коммисии 16 Марта после 12 часов.
Если заявление содержит требование об исключении из списка лица, в нем показанного, то Комиссия того же числа, объявлением на имя данного лица, предлагает ему ознакомиться в указанном месте с поступившим заявлением и не позже 1 Апреля до 12 часов дня подать в Коммисию письменное объяснение.
Такие объявления сдаются в ближайшее почтовое учреждение, в конверте, на котором пишется имя и фамилия получателя и местожительство его; Коммисии предоставляется, однако, доставлять такие объявления по принадлежности также иным порядком. Если местожительство данного лица неизвестно, то объявление публикуется аншлагом на подходящем месте в том доме, где собирается общинное собрание, а в городах в Ратуше.
Бланки для таких объявлений доставляются Избирательным Коммисиям распоряжением Сената.
§ 11. По окончании доклада поданных заявлений, равно как и объяснений, поступивших вследствие состоявшихся по пункту 2 § 10 объявлений, документы эти, с написанным на них отзывом Коммисии, представляются Губернатору, который без замедления постановляет резолюцию по сделанным заявлениям.
Объяснения по поводу заявлений, упоминаемых в пункте 2 § 10, могут быть подаваемы также Губернатору, пока дело им еще не решено.
§ 12. Резолюция Губернатора по вопросу, касающемуся списка избирателей, препровождается в Избирательную Коммисию, которая делает распоряжение о публикации ее и представляет Губернатору удостоверение о дне, когда публикация состоялась.
Лица, против которых состоялось решение, извещаются Коммисиею о резолюции посредством объявлений, отсылаемых по почте в конверте, с обозначением имени и фамилии получателя и его местожительства.
В течение семи дней по опубликовании резолюция предъявляется желающим для просмотра, в городах в Магистрате, а в уезде у Председателя Избирательной Коммисии.
§ 13. На резолюцию Губернатора могут быть приносимы всеподданнейшие жалобы, которые подаются Губернатору до 12 часов четырнадцатого дня по опубликовании резолюции.
Губернатор представляет поступившие жалобы, немедленно по исходе означенного срока, вместе с копиею резолюции и делопроизводством, в высшую судебную инстанцию края 1); если жалобы не поступило, то Губернатор извещает Избирательную Коммисию, что резолюция вступила в законную силу.
Высшая судебная инстанция препровождает свое по делу решение черз Губернатора в Избирательную Коммисию.
§ 14. Если в установленный срок в Избирательную Коммисию не поступило заявлений об изменении списка избирателей, то Коммисия делает на списке надпись о вступлении его в законную силу.
В случае поступления такого заявления, Избирательная Коммисия, по решении дела вступившею в законню силу резолюциею, вносит в список вызываемые резолюциею изменения, с указанием по каждому изменению, на основании какой имеено резолюции оно состоялось, после чего список снабжается удостоверением, что он в измененном таким образом виде имеет законную силу.
Список избирателей, вступивший в законную силу, служит затем к руководству при выборах без изменений.
§ 15. Если, по постановлению Государя Императора и Великого Князя, должны состояться новые выборы до составления вновь списка избирателей в вышеустановленном порядке, то избирательным списком служит последний список избирателей, вместе с упоминаемыми в § 7 дополнительными списками.
§ 16. До производства новых выборов, список избирателей должен быть проверен, по правилам § 8, и немедленно затем в течение десяти дней выставлен для просмотра, под надлежащим наблюдением, в избирательном участке, о чем должна состояться публикация.
Заявления об исправлении избирательного списка подаются в указанный срок Избирательной Коммисии в письменном изложении; если заявление содержит требование об исключении из списка избирателей лица, в нем показанного, то Коммисия извещает его о таком заявлении, установленным в § 10 порядком, с предложением представить в течение семи дней по исходе указанного в пункте 1 срока письменное объяснение.
_______________
1) Примечание составителя. Это выражение употреблено взамен указания на Судебный Департамент Императорского Финляндского Сената, в виду намерения преобразовать его в Высший Суд (см. Приложение 12, отд. 1 ст. 2 п. 5). – Ср. примечание к § 46 Сеймового Устава 1906 года (выноска).
Затем дело подлежит рассмотрению по правилам § 11, причем Губернатор постановленную им по делу разолюцию безотлагательно представляет на усмотрение высшей судебной инстанции края.
§ 17. В следующем году, после производства упоминаемых в § 15 выборов, составляется новый полный список избирателей, с дополнительными списками на два года в порядке, установленном в настоящей главе.
См. Приложение 47.

Глава 3.
Об обществах избирателей и избирательных союзах.
§ 18. Если избиратели какого-либо избирательного округа, в числе не менее пятидесяти, на основании подписанного ими акта, образовали общество для участия в известных сеймовых выборах и в упомянутом акте указали того или тех лиц, относительно выбора которых они вошли в соглашение, то такое общество избирателей имеет право войти в Центральную Коммисию избирательного округа с ходатайством об опубликовании списка кандидатов общества и о внесении его в избирательные записки, посредством которых будут избираться депутаты округа.
§ 19. Акт учреждения общества избирателей должен содержать указание о местонахождении общества и о назначении по крайней мере одного из членов уполномоченным, а также быть помечен месяцем и числом составления. В списке кандидатов должны быть ясно указаны имена и фамилии лиц, предлагаемых в сеймовые депутаты, числом не более трех, а также род занятий и местожительство их; в нем может быть также указан кандидат-заместитель на случаи, предусмотренные в §§ 22 и 23.
В акте может быть обозначена общая задача, которая, по мнению общества, должна быть осуществлена, или известный лозунг, обозначающий точку зрения общества по какому-либо общественному вопросу.
§ 20. Об опубликовании списка кандидатов уполномоченный подает от имени общества письменное прошение. Когда назначено два или несколько уполномоченных, они только сообща могут действовать именем общества; установленные ниже сего правила об уполномоченных применяются к каждому из них.
К прошению прилагается акт учреждения общества и особый экземпляр списка кандидатов. В прошении уполномоченный должен удостоверить, что лица, подписи которых имеются на акте, собственноручно его подписали и пользуются избирательным правом, а также, что лица, предложенные в сеймовые депутаты, согласны принять это поручение.
Прошение должно быть снабжено удостоверением Публичного Нотариуса, Коронного Фохта, Ленсмана или Председателя Общинной Управы и одного свидетеля, в том, что уполномоченный собственноручно подписал прошение.
Уполномоченный, умышленно или по небрежности удостоверивший обстоятельство, несогласное с действительностью, или при исполнении своих обязанностей допустивший иное неправильное действие, подлежит наказанию, как должностное лицо за преступление по службе.
§ 21. Упоминаемое в §20 прошение и приложения подаются уполномоченным, лично или через поверенного, в Центральную Коммисию избирательного округа не позже, как в тридцать первый день до дня выборов.
Разрешается также отсылать прошение с приложениями по почте, с таким расчетом, чтобы оно было доставлено в Коммисию не позже указанного срока.
§ 22. Если лицо, внесенное в кандидатский список избирательного общества, умрет или окажется неимеющим более права быть избранным, то уполномоченный должен исключить его из списка.
Когда в кандидатском списке значится также кандидат-заместитель, то уполномоченному следует включить его в число кандидатов.
§ 23. Если кандидат, значащийся в кандидатском списке общества избирателей, включен также в кандидатский список другого общества, то обществу разрешается исключить его из своего списка и заменить другим.
Когда в акте учреждения общества не оговорено положительно право уполномоченного на такое распоряжение, то оно может состояться не иначе, как на основании письменного объявления, помеченного месяцем и числом за подписью по крайней мере половинного числа лиц, подписавших акт учреждения общества.
§ 24. Заявления об изменении кандидатского списка общества избирателей подаются уполномоченным, в письменном изложении, в Центральную Коммисию избирательного округа не позже как за шестнадцать дней до выборов; относительно удостоверения таких заявлений применяются определения § 20.
Если уполномоченный не в праве сам сделать изменение, то к заявлению должно быть приложено упоминание в пункте 2 § 23 объявление, с удостоверением уполномоченного, что подписи на нем учинены собственноручно.
§ 25. Если два или несколько обществ избирателей желают действовать при выборах сообща, то им разрешается соединиться в избирательный союз.
Для образования такого союза требуется постановление каждого общества об учреждении союза и заявление о том Центральной Коммисии данного избирательного округа.
Общее число кандидатов избирательного союза не должно превышать всего числа сеймовых депутатов, избираемых от округа.
§ 26. Упоминаемые в §25 постановления должны быть изложены письменно и содержать указание всех обществ, входящих в состав союза, и окончательно одобренные ими кандидатские списки.
Такое постановление должно быть помечено месяцем и числом и подписано по крайней мере половиною лиц, подписавших акт об учреждении союза. Относительно заявления об учреждении союза служат к руководству определения § 24.
§ 27. Общество избирателей, принадлежащее уже к одному союзу, не может присоединиться к другому. Не разрешается также соединение союза с союзом.
§28. По заявлении об образовании союза обществ избирателей, в кандидатских списках, значащихся в постановлении об его учреждении, допускаются только изменения, предусмотренные в §22.

Глава 4.
О приготовительных к выборам распоряжениях Центральных Коммисий.
§ 29. Центральная Коммисия собирается первый раз по приглашению Председателя не позже как за сорок пять дней до производства выборов сеймовых депутатов, для назначения Секретаря и определения места и времени принятия поступающих в Коммисию бумаг, а затем в тринадцатый, двадцать второй и пятнадцатый день до выборов и, наконец, на второй день после выборов, в десять часов утра; Коммисия каждый раз остается в сборе до тех пор, пока этого требует рассмотрение поступивших дел.
§ 30. В тридцатый день до выборов докладываются и рассматриваются прошения, поступившие от общества избирателей.
Когда окажется неправильность в отношении подданного прошения или же в отношении порядка учреждения общества, то уполномоченный извещается об отклонении прошения, с указанием мотивов отказа.
§ 31. Прошения, надлежащим образом подданные от обществ, учрежденных законным порядком, снабжаются соответствующим номером в порядке их поступления.
Номер прошения выставляется также вверху приложенного к прошению экземпляра кандидатского списка, причем непосредственно под номером обозначается местонахождение общества, общая задача его или лозунг, буде таковой указан.
§ 32. Затем Центральная Коммисия немедленно делает распоряжение о безотлагательном отпечатании всех снабженных номерами кандидатских списков, с имеющимися на них надписями, таким образом, чтобы они были напечатаны вместе на одной стороне листа, по порядку номеров, с отделением друг от друга ясными чертами.
Если в случае, предусмотренном в п. 2 § 30, общество избирателей, в семидневный срок, представило новое прошение, исправленное согласно сделанным замечаниям, но без иных изменений, то оно докладывается и рассматривается в двадцать второй день до выборов. Тогда же рассматриваются прошения запоздавшие не по вине просителей. Если при этом прошение окажется правильным, то кандидатский список отпечатывается особо, в вышеуказанном порядке.
§ 33. Немедленно по отпечатании кандидатских списков указанным в § 32 порядком, печатный сводный список кандидатов, а в случаях, предусмотренных в п. 2 §32, и особый кандидатский список, рассылаются всем обществам избирателей, Общинным Управам, Магистратам и Орднингсманским Судам в пределах округа и выдаются также желающим.
§ 34. На заседании, открывающемся в пятнадцатый день до выборов, докладываются и проверяются поступившие заявления об изменении уже обнародованных кандидатских списков и об избирательных союзах.
Если заявление не может быть одобрено, то надлежит поступать по правилам п. 2 §30.
Затем, на основании одобренных заявлений, надлежащим образом исправляется печатный сводный список кандидатов, причем все принадлежащие к тому же союзу кандидатские списки сопоставляются в нем под общим заголовком, отдельно от прочих кандидатских списков так, чтобы ясно обозначались союзы и принадлежащие к ним списки. Составленный таким образом свод окончательных списков кандидатов немедленно должен быть отпечатан.
§ 35. Затем Центральная Коммисия безотлагательно делает распоряжение об отпечатании избирательных записок для всего округа и отсылает необходимое число записок в Избирательную Коммисию каждого участка, в конверте, за печатью избирательного округа, с обозначением на конверте числа записок.
На внутренней стороне каждой избирательной записки оставляется свободное место для заполнения избирателем и приводятся все опубликованные Центральною Коммисиею кандидатские списки, с точным соблюдением правил §§ 32 и 34, однако без показания кандидатов-заместителей.
Избирательная записки должны быть сделаны так, чтобы ясно было видно, каким образом они должны быть сложены и закрыты; они не должны содержать ничего, кроме вышеуказанного.
§ 36. Кроме избирательных записок, Избирательным Коммисиям доставляется достаточное число исправленного сводного списка кандидатов и штемпель с принадлежностями; сводный список кандидатов, кроме того, распространяется в порядке, указанном в §33.
Штемпеля должны быть одинаковы для всех участков избирательного округа.

Глава 5.
О выборах.
§ 37. Первого Июля того года, в котором истекает трехлетний срок со времени последних сеймовых выборов, в каждом избирательном участке производятся выборы с 9 часов утра до 8 часов вечера, а на следующий день также с 9 часов до 8 часов, с перерывом каждый день не свыше двух часов по определению Избирательной Коммисии.
Если состоялось постановление Государя Императора и Великого Князя о производстве новых выборов, то выборы начинаются первого числа ближайшего календарного месяца, по исходе шестидесяти дней со времени обнародования постановления, и продолжаются затем в порядке, указанном в пункте 1.
См. выноску к § 3 Сеймового Устава 1906 года и Приложение 47.
§ 38. Избирательная Коммисия делает все необходимые для производства выборов распоряжения.
В частности должны быть приняты меры к тому, чтобы никто не получил избирательной записки до признания за ним избирательного права и чтобы избиратели имели возможность, при полном соблюдении тайны выборов, отмечать в записках, за кого они подают голоса, а также, чтобы имелись необходимые для сего принадлежности.
Коммисия должна также озаботиться, чтобы рядом с комнатою, где производятся выборы, отведено было достаточно просторное место для избирателей, ожидающих своей очереди, и чтобы место это к тому часу, когда производство выборов вечером должно быть приостановлено или окончено, было закрыто. В случае перерыва выборов в течение дня, Коммисия решает, должно ли это место быть закрыто или нет.
Избирательная урна доставляется в каждый избирательный участок распоряжением Сената, на счет казны.
§ 39. В помещении, где производятся выборы, или около него, не разрешается произносить речи, а равно вывешивать печатные или писанные воззвания и раздавать таковые избирателям.
§ 40. Избирательная Коммисмя должна озаботиться, чтобы опубликованный Центральною Коммисиею окончательный сводный список заявленных кандидатов выставлен был аншлагом и выдавался желающим как в самой комнате, где производятся выборы, так и в соседних комнатах и в сенях.
§ 41. При выборах сеймовых депутатов должно присутствовать назначенное Избирательною Коммисиею особое лицо, которое обязано, по просьбе избирателя, оказывать ему содействие при внесении в избирательную записку необходимых отметок.
Лицо это должно добросовестно исполнять указания избирателей и хранить в тайне все, что ему при производстве выборов станет известным, под опасением наказания, как должностное лицо за преступление по службе.
§ 42. При производстве выборов Председатель Избирательной Коммисии, непосредственно перед подачею голосов. Показывает присутствующим, что избирательная урна пуста, и затем вскрывает конверт, в котором вложены доставленные Коммисии избирательные записки.
§ 43. Избиратель, желающий участвовать в выборах, должен заявить о том Коммисии для получения избирательной записки.
§ 44. При выборах каждый избиратель имеет право подать голос на более как за трех лиц и должен, согласно правилам §45, указать порядок, в котором он желает их избрать.
§45. Если избиратель желает подать голос в пользу включенного в избирательную записку кандидатского списка известного избирательного общества, то ему надлежит отметить этот список красною чертою. Если он хочет изменить порядок поименованных в кандидатском списке кандидатов, то ему следует выставить номер 1 перед именем кандидата, которому он желает отвести первое место, и номер 2 перед именем кандидата, которому отводится второе место.
Если избиратель не одобряет ни одного из включенных в записку кандидатских списков, то ему надлежит выписать имя и фамилию своего кандидата или кандидатов на имеющемся для сей цели в записке свободном месте, независимо от того, значатся ли они в кандидатских списках или нет, и притом в порядке, в котором он желает их избрать, с обозначением рода занятий и место жительства каждого кандидата.
Затем избиратель предъявляет сложенную или закрытую записку Избирательной Коммисии для наложения штемпеля, после чего он опускает ее в избирательную урну.
§ 46. Избирателю, значащемуся в списке избирателей одного участка, предоставляется осуществить свое право выбора в другом участке, буде он предъявил выданную ему для сей цели выпись из списка избирателей его участка.
Избиратель, числящийся в другом округе, имеет право подать голос в польллзу списка кандидатов какого-либо избирательного общества этого округа; в таком случае он должен внести имя и фамилию этих кандидатов в свою записку.
Когда в выборах таким образом участвует избиратель из другого округа, то название этого округа должно быть обозначено на наружной стороне его записки до опущения ее в избирательную урну.
§ 47. Когда избиратель опустил избирательную записку в урну, в списке избирателей отмечается, что он осуществил свое право выбора. Такая же отметка делается при выдаче избирателю выписки из списка избирателей, с указанною в § 46 целью.
§ 48. В случае перерыва в производстве выборов, избирательная урна, за печатью не менее трех присутствующих, ставится на хранение в надежном месте. При возобновлении затем производства, Коммисия, до снятия печатей, должна удостовериться в их целости.
До начала перерыва в производстве выборов или до объявления выборов оконченными, всем избирателям, явившимся ранее назначенного для сего часа, должно быть предоставлено право подать свой голос.
§ 49. Немедленно по окончании подачи голосов опущенные в урну записки вынимаются и подсчитываются, без вскрытия их. Равным образом подсчитывается число лиц, участвовавших в подаче голосов, согласно отметкам в списке избирателей и в протоколе.
Все поданные записки вкладываются затем в прочную обложку, которая тщательно запечатывается наложением печати по крайней мере трех членов Коммисии.
На обложке пишется затем адрес Центральной Коммисии округа, с указанием содержания посылки.
Записки, помеченные названием другого избирательного округа, откладываются немедленно при подсчете и засим, тем же порядком, помещаются в обложку с адресом Центральной Коммисии подлежащего округа.
§ 50. Если подсчет записок, за поздним временем, не может состояться немедленно, то с избирательной урною надлежит поступать по правилам § 48; подсчет поданных записок и вложение их в обложку должны состояться на следующий день.
§51. На выборах один из членов Коммисии ведет протокол, в котором означается день производства выборов, присутствующие члены Коммисии, в котором часу приступлено к производству, когда сделан перерыв и когда подача голосов объявлена оконченною, какие лица участвовали в подаче голосов на основании выписи из списка избирателей другого участка и кто из них числится в другом округе, сколько подано записок и сколько человек участвовало в подаче голосов и когда запечатаны были упоминаемые в § 49 обложки, причем на протоколе делается оттиск употребленных для того печатей.
Производство заканчивается прочтением протокола, верность которого удостоверяется затем надписью Председателя Коммисии, после чего протокол вкладывается в обложку, с обозначением адреса Центральной Коммисии округа.
Печатные бланки протоколов доставляются Избирательным Коммисиям распоряжением Сената.
§ 52. Председатель и один из членов Коммисии должны, в возможно скорейшем времени, лично сдать в ближайшее почтовое учреждение упоминаемые в § 49 записки и протокол о выборах, в соответственных обложках.
§ 53. На выборах сеймовых депутатов в Лапмаркенском избирательном округе каждый избиратель подает голос только за одного кандидата, причем избирателям предоставляется пользоваться какими угодно избирательными записками. Засим в отношении выборов в Лапмаркенском округе, в применимых частях, действуют определения настоящего закона.

Глава 6.
Об основаниях для исчисления голосов.
§ 54. Кандидат, поставленный избирателем на первом месте, получает один голос, второй полголоса, а третий одну треть.
Общий итог полученных таким образом каждым кандидатом голосов составляет число его голосов.
§ 55. Если один из кандидатов избирателя не имеет права быть избранным в сеймовые депутаты или неясно обозначен, то в отношении прочих кандидатов голос избирателя все-таки признается действительным.
Если избиратель в своей записке отметил более одного кандидатского списка, или в отмеченном им кандидатском списке сделал другое изменение, кроме изменения порядка кандидатов,
или если избиратель в своей записке приписал более трех кандидатов,
или выставил на записке особый знак или свою подпись,
или воспользовался не тою запискою, которою он получил от Избирательной Коммисии,
или если на записке не имеется штемпеля,
то такая избирательная записка признается недействительною.
§ 56. Записки, поданные в пользу кандидатского списка того же общества избирателей, образуют вместе особую группу голосов.
§ 57. Кандидаты той же группы голосов имеют преимущество друг перед другом соразмерно числу голосов, полученных каждым из них по данной группе, согласно правилам § 54, и считаются кандидатами всех избирателей данной группы в установленном таким образом порядке.
Каждый кандидат получает согласно с сим, в видах определения взаимного преимущества между ним и кандидатами прочих групп, особую цифру пропорции, которая для первого по каждой группе кандидата равна общему числу записок данной группы, для второго – половине и для третьего – одной трети этого числа.
§ 58. Если две или несколько групп голосов принадлежат к тому же избирательному союзу, то они образуют соединенную группу голосов, в которой взаимное преимущество кандидатов определяется по цифре пропорции, исчисленной для них согласно п. 2 § 57. Для кандидата, значащегося в двух или нескольких простых группах, место его, по сравнению с прочими кандидатами, определяется соответственно общему итогу числящихся за ним цифр пропорции.
Все кандидаты, получившие голоса в соединенной группе голосов, считаются кандидатами всех избирателей этой группы в определенном таким образом порядке, и согласно с сим для них исчисляются новые цифры пропорции таким образом, что первому из них в виде цифры пропорции назначается

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.