Конституция Румынии 1965

КОНСТИТУЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РУМЫНИЯ
(Закон № 1)
Принята Великим Национальным Собранием СРР 21 августа 1965 г.
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА РУМЫНИЯ
Статья 1.
Румыния является социалистической республикой. Социалистическая Республика Румыния есть суверенное, независимое и единое государство трудящихся города и деревни. Его территория неотчуждаема и неделима.
Статья 2.
Вся власть в Социалистической Республике Румынии принадлежит свободному народу – хозяину своей судьбы.
Власть народа основывается на рабоче-крестьянском союзе. В тесном единстве рабочий класс – руководящий класс в обществе, крестьянство, интеллигенция, другие категории трудящихся независимо от национальности созидают социалистический строй, подготавливая условия для перехода к коммунизму.
Статья 3.
В Социалистической Республике Румынии руководящей политической силой всего общества является Румынская коммунистическая партия.
Статья 4
(В редакции Закона № 1 от 16 февраля 1968 г. об изменении некоторых статей Конституции Социалистической Республики Румынии).
Суверенный носитель власти – народ, осуществляет ее через Великое Национальное Собрание и через Народные советы – органы, избираемые путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.
Великое Национальное Собрание и Народные советы образуют основу всей системы органов государства.
Великое Национальное Собрание является верховным органом государственной власти, под руководством и контролем которого осуществляют свою деятельность все другие органы государства.
Статья 5.
Народное хозяйство Румынии является социалистическим хозяйством, основывающимся на социалистической собственности на средства производства.
В Социалистической Республике Румынии навсегда уничтожена эксплуатация человека человеком и осуществляется социалистический принцип распределения по количеству и качеству труда.
Труд является почетной обязанностью каждого гражданина страны.
Статья 6.
Социалистическая собственность на средства производства является или государственной собственностью – на имущество, принадлежащее всему народу, или кооперативной собственностью – на имущество, принадлежащее каждой кооперативной организации.
Статья 7.
Любого рода богатства недр, шахты, земли государственного земельного фонда, леса, воды, источники естественной энергии, фабрики и заводы, банки, государственные сельскохозяйственные предприятия, станции механизации сельского хозяйства, пути сообщения, государственные средства транспорта и телесвязи, государственный фонд зданий и жилищ, материальная база государственных социально-культурных учреждений принадлежат всему народу, являются государственной собственностью.
Статья 8.
Внешняя торговля является государственной монополией.
Статья 9.
Земля сельскохозяйственных производственных кооперативов, принадлежащие им животные, орудия, оборудование и постройки являются кооперативной собственностью.
Земельный участок, находящийся, согласно уставу сельскохозяйственных производственных кооперативов, в пользовании семейных хозяйств крестьян-кооператоров, составляет кооперативную собственность.
Жилой дом и примыкающие к нему хозяйственные постройки, земля, на которой они находятся, а также, согласно уставу сельскохозяйственных кооперативов, продуктивные животные и мелкий сельскохозяйственный инвентарь составляют личную собственность крестьян-кооператоров.
Орудия, машины, оборудование и постройки промысловых кооперативов и потребительских кооперативов являются кооперативной собственностью.
Статья 10.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы – социалистическая форма организации сельского хозяйства – обеспечивают условия для интенсивного возделывания земли и применения передовой науки, способствуют путем увеличения производства развитию народного хозяйства, постоянному подъему уровня жизни крестьянства и всего народа.
Государство поддерживает сельскохозяйственные производственные кооперативы и охраняет их собственность. Государство поддерживает также другие кооперативные организации и охраняет их собственность.
Статья 11.
В условиях кооперированного сельского хозяйства государство гарантирует крестьянам, которые не могут объединиться в сельскохозяйственные производственные кооперативы, собственность на землю, на которой работают они сами и их семьи, на орудия, используемые в этих целях, равно как собственность на рабочих и продуктивных животных.
Гарантируется также собственность ремесленников на их мастерские.
Статья 12.
Земли и постройки могут быть экспроприированы только для работ, представляющих общественный интерес, и с выплатой справедливого возмещения.
Статья 13.
В Социалистической Республике Румынии вся государственная деятельность направлена на развитие строя и расцвет социалистической нации, постоянное повышение материального и культурного благосостояния народа, обеспечение свободы и достоинства человека, всестороннее утверждение человеческой личности.
В этих целях Румынское социалистическое государство:
– организует, планирует народное хозяйство и руководит им;
– охраняет социалистическую собственность;
– гарантирует полное осуществление прав граждан, обеспечивает социалистическую законность и охраняет правопорядок;
– развивает образование всех ступеней, обеспечивает условия для развития науки, искусства и культуры, осуществляет охрану здоровья;
– обеспечивает оборону страны и организует ее Вооруженные Силы;
– организует отношения с другими государствами.
Статья 14.
Социалистическая Республика Румыния поддерживает и развивает отношения братской дружбы и братского сотрудничества с социалистическими странами в духе социалистического интернационализма, развертывает отношения сотрудничества со странами, имеющими другой социально-политический строй, активно действует в международных организациях в целях обеспечения мира и взаимопонимания между народами.
Внешние отношения Социалистической Республики Румынии основываются на принципах уважения суверенитета и национальной независимости, равноправия и взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела.
Статья 15
(В редакции Закона № 1/1968).
Территория Социалистической Республики Румынии организуется по административно-территориальным единицам, которыми являются: уезд, город и коммуна.
Столицей Социалистической Республики Румынии является муниципия Бухарест, которая организуется по секторам.
Наиболее значительные города могут быть организованы как муниципии.
Статья 16.
Румынское гражданство приобретается и утрачивается согласно закону.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 17.
Граждане Социалистической Республики Румынии независимо от национальности, расы, пола или религии равноправны во всех областях экономической, политической, правовой, социальной и культурной жизни.
Государство гарантирует равенство граждан в правах. Никакое ограничение этих прав и никакое различие в их осуществлении на основании национальности, расы, пола или религии не допускаются.
Любое проявление, имеющее целью установление подобных ограничений, националистическо-шовинистическая пропаганда, разжигание расовой или национальной ненависти наказываются по закону.
Статья 18.
В Социалистической Республике Румынии граждане имеют право на труд. Каждому гражданину обеспечивается возможность осуществлять в соответствии со своей подготовкой в экономической, административной, социальной или культурной областях деятельность, оплачиваемую по ее количеству и качеству. За равный труд плата равная.
Законом устанавливаются меры охраны и безопасности труда, равно как специальные меры по охране труда женщин и молодежи.
Статья 19.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право на отдых.
Право на отдых гарантируется тем, кто трудится, путем установления 8-часовой максимальной продолжительности рабочего дня, еженедельного отдыха и ежегодного оплачиваемого отпуска.
На рабочих местах с тяжелым и особо тяжелым трудом продолжительность рабочего дня сокращена и составляет менее 8 часов без снижения заработной платы.
Статья 20.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право на материальное обеспечение по старости, болезни или при нетрудоспособности.
Право на материальное обеспечение реализуется для рабочих и служащих посредством пенсий и пособий по болезни, предоставляемых системой государственного социального страхования, а для членов кооперативных организаций или других общественных организаций – посредством организуемых ими форм обеспечения. Государство обеспечивает медицинскую помощь через свои учреждения здравоохранения.
Оплачиваемый отпуск по материнству гарантируется.
Статья 21.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право на образование.
Право на образование обеспечивается общеобязательным образованием, бесплатностью образования всех ступеней, а также системой государственных стипендий.
Образование в Социалистической Республике Румынии является государственным образованием.
Статья 22
(В редакции Закона № 1/1968).
В Социалистической Республике Румынии совместно проживающим национальностям обеспечивается свободное пользование родным языком, а также книгами, газетами, журналами, театрами, образованием всех ступеней на своем языке. В административно-территориальных единицах, где проживает также население других, кроме румынской, национальностей, все органы и учреждения пользуются устно и письменно также языком соответствующей национальности и назначают служащих из ее среды или других граждан, которые знают язык и образ жизни местного населения.
Статья 23.
В Социалистической Республике Румынии женщина имеет равные права с мужчиной.
Государство охраняет брак и семью, защищает интересы матери и ребенка.
Статья 24.
Социалистическая Республика Румыния обеспечивает молодежи условия, необходимые для развития ее физических и умственных способностей.
Статья 25
(В редакции Закона № 1/1968 и Закона № 66 от 20 декабря 1974 г. об изменении некоторых статей Конституции Социалистической Республики Румынии).
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право избирать и избираться в Великое Национальное Собрание и в Народные советы.
Голосование является всеобщим, равным, прямым и тайным. Право голоса имеют все граждане, которым исполнилось 18 лет.
Граждане с правом голоса, которым исполнилось 23 года, могут избираться депутатами в Великое Национальное Собрание и в Народные советы.
Право выдвижения кандидатов принадлежит Фронту социалистической демократии и социалистического единства – самой широкой демократической революционной постоянной политической организации представительного характера, которая образует под руководством Румынской коммунистической партии организационные рамки объединения политических и социальных сил нашей социалистической нации, всех массовых и общественных организаций для участия всего народа в осуществлении внутренней и внешней политики партии и государства, в руководстве всеми областями деятельности.
Избиратели имеют право в любое время отозвать депутата согласно предусмотренной законом процедуре.
Не имеют право избирать и избираться умалишенные и слабоумные, а также лица, лишенные этих прав на срок, установленный обвинительным судебным приговором.
Статья 26.
Самые передовые и сознательные граждане из рядов рабочих, крестьян, интеллигенции и других категорий трудящихся объединяются в Румынскую коммунистическую партию, являющуюся высшей формой организации рабочего класса, его авангардным отрядом.
Румынская коммунистическая партия выражает чаяния и жизненные интересы народа и преданно им служит, выполняет руководящую роль во всех областях социалистического строительства, направляет деятельность массовых и общественных организаций, а также государственных органов.
Статья 27.
Граждане Социалистической Республики Румынии имеют право объединяться в профсоюзные, кооперативные, молодежные, женские, социально-культурные организации, творческие союзы, в научные, технические, спортивные общества, а также в другие общественные организации.
Государство поддерживает деятельность массовых и общественных организаций, создает условия для развития материальной базы этих организаций и охраняет их имущество.
Массовые и общественные организации обеспечивают широкое участие народных масс в политической, экономической, социальной, культурной жизни Социалистической Республики Румынии и в осуществлении общественного контроля, что является выражением демократизма социалистического строя. Через массовые и общественные организации Румынская коммунистическая партия осуществляет организованную связь с рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией и другими категориями трудящихся, мобилизует их на борьбу за завершение строительства социализма.
Статья 28.
Гражданам Социалистической Республики Румынии гарантируется свобода слова, печати, собраний, митингов и демонстраций.
Статья 29.
Свобода слова, печати, собраний, митингов и демонстраций не может быть использована в целях, враждебных социалистическому строю и интересам тех, кто трудится.
Любое объединение фашистского или антидемократического характера запрещается. Участие в такого рода объединении и пропаганда фашистского или антидемократического характера наказываются по закону.
Статья 30.
Свобода совести гарантируется всем гражданам Социалистической Республики Румынии.
Каждый свободен исповедовать или не исповедовать религиозную веру. Свобода отправления религиозного культа гарантирована. Религиозные культы организуются и действуют свободно. Порядок организации и деятельности религиозных культов регулируется законом.
Школа отделена от церкви. Никакое вероисповедание, никакая религиозная конгрегация или община не могут открывать или содержать иные учебные заведения, кроме специальных школ для подготовки служителей культа.
Статья 31.
Гражданам Социалистической Республики Румынии гарантируется неприкосновенность личности.
Ни одно лицо не может быть задержано или арестовано, если против него нет доказательств или основательных улик, подтверждающих совершение им предусмотренного и наказуемого по закону деяния. Следственные органы могут постановить о задержании лица не более чем на 24 часа. Никто не может быть арестован иначе, как на основании ордера на арест, выданного трибуналом или прокурором.
Право на защиту гарантируется в течение всего процесса.
Статья 32.
Жилище неприкосновенно. Никто не может войти в жилище лица без его согласия, кроме как в случаях и при условиях, точно предусмотренных законом.
Статья 33.
Тайна корреспонденции и телефонных переговоров гарантируется.
Статья 34.
Право на обращения гарантируется. Государственные органы обязаны разрешать обращения граждан, касающиеся личных или общественных прав и интересов.
Статья 35.
Тот, чьему праву нанесен ущерб незаконным актом государственного органа, может при предусмотренных законом условиях требовать от компетентных органов аннулирования акта и возмещения ущерба.
Статья 36.
Право личной собственности обеспечивается законом. Объектом права личной собственности могут быть трудовые доходы и сбережения, жилой дом, приусадебное хозяйство и земля, на которой они находятся, а также предметы личного пользования и удобства.
Статья 37.
Право наследования охраняется законом.
Статья 38.
Социалистическая Республика Румыния предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за их деятельность в защиту интересов тех, кто трудится, за участие в борьбе за национальное освобождение или в защите мира.
Статья 39.
Каждый гражданин Социалистической Республики Румынии обязан соблюдать Конституцию и законы, защищать социалистическую собственность, способствовать укреплению и развитию социалистического строя.
Статья 40.
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил Социалистической Республики Румынии является обязательной и составляет почетную обязанность граждан Социалистической Республики Румынии.
Статья 41.
Защита Родины – священный долг каждого гражданина Социалистической Республики Румынии. Нарушение воинской присяги, измена Родине, переход на сторону врага, причинение ущерба обороноспособности государства представляют собой самые тяжкие преступления перед народом и наказываются по всей строгости закона.
РАЗДЕЛ 3. ВЕРХОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Великое Национальное Собрание
Статья 42.
Великое Национальное Собрание – верховный орган государственной власти – является единственным законодательным органом Социалистической Республики Румынии.
Статья 43
(В редакции Закона № 1/1968, Закона № 1 от 28 марта 1974г. об изменении Конституции Социалистической Республики Румынии и Закона № 19 от 23 октября 1986 г. об изменении некоторых положений Конституции Социалистической Республики Румынии).
Великое Национальное Собрание имеет следующие основные полномочия:
1) принимает и изменяет Конституцию Социалистической Республики Румынии;
2) регулирует избирательную систему;
3) постановляет об опросе народа путем референдума относительно мероприятий особой важности, которые касаются верховных интересов страны;
4) принимает единый национальный план социально-экономического развития, государственный бюджет и утверждает общий заключительный отчет об исполнении бюджета;
5) организует Совет Министров; устанавливает общие нормы организации и деятельности министерств и других центральных государственных органов;
6) регулирует организацию суда и прокуратуры;
7) устанавливает нормы организации и деятельности Народных советов;
8) устанавливает административную организацию территории;
9) объявляет амнистию;
10) ратифицирует и денонсирует международные договоры, которые влекут изменение законов;
11) избирает и отзывает Президента Социалистической Республики Румынии;
12) избирает и отзывает Государственный Совет;
13) избирает и отзывает Совет Министров;
14) избирает и отзывает Верховный Трибунал и Генерального прокурора;
15) осуществляет общий контроль за применением Конституции. Только Великое Национальное Собрание постановляет о конституционности законов;
16) контролирует деятельность Президента Социалистической Республики Румынии и Государственного Совета;
17) контролирует деятельность Совета Министров, министерств и других центральных органов государственной администрации;
18) заслушивает отчеты о деятельности Верховного Трибунала и контролирует его руководящие решения;
19) контролирует деятельность прокуратуры;
20) осуществляет общий контроль за деятельностью Народных советов;
21) устанавливает генеральную линию внешней политики;
22) провозглашает в интересах обороны страны, защиты общественного порядка или безопасности государства чрезвычайное положение в отдельных местностях или на всей территории страны;
23) объявляет частичную или общую мобилизацию;
24) объявляет состояние войны. Состояние войны может быть объявлено только в случае вооруженной агрессии против Социалистической Республики Румынии или против другого государства, перед которым Социалистическая Республика Румыния имеет обязательства по взаимной обороне, принятые посредством международного договора, если создалось положение, для которого установлено обязательство объявления состояния войны.
Статья 44
(В редакции Закона № 19 от 14 декабря 1979 г. об изменении ст. 44 Конституции Социалистической Республики Румынии).
Депутаты Великого Национального Собрания избираются по избирательным округам, имеющим одинаковое число жителей.
Норма представительства для выборов депутатов и границы избирательных округов устанавливаются декретом Государственного Совета.
В каждом избирательном округе избирается один депутат.
Статья 45
(В редакции Закона № 1 от 20 апреля 1972 г. об изменении ст. 45, абз. 1,и ст. 81, абз. 3, Конституции Социалистической Республики Румынии; Закона N 66/1974. Статья 81 ныне имеет номер 88).
Великое Национальное Собрание избирается сроком на 5 лет.
Мандат Великого Национального Собрания не может прекратиться раньше окончания срока, на который оно было избрано. Мандат прекращается в день проведения выборов в новое Великое Национальное Собрание.
В случае, когда установлено существование обстоятельств, делающих невозможным проведение выборов, Великое Национальное Собрание может постановить о продлении своего мандата на время существования этих обстоятельств.
Статья 46
(В редакции Закона № 66/1974).
Выборы в Великое Национальное Собрание имеют место в один из нерабочих дней месяца марта года, в котором оканчивается срок предыдущего созыва. В случае, предусмотренном ст. 45, абз. 3, выборы имеют место в течение 2 месяцев после истечения срока, на который был продлен мандат Великого Национального Собрания.
Вновь избранное Великое Национальное Собрание созывается в течение 3 месяцев, следующих за прекращением мандата предыдущего Великого Национального Собрания.
Статья 47.
Великое Национальное Собрание проверяет законность выборов каждого депутата, постановляя об утверждении или аннулировании выборов.
В случае аннулирования выборов права и обязанности депутата прекращаются с момента аннулирования.
Статья 48.
Великое Национальное Собрание принимает свой Регламент деятельности.
Статья 49.
Великое Национальное Собрание устанавливает свой годовой бюджет, который включается в государственный бюджет.
Статья 50.
Великое Национальное Собрание избирает на период созыва Бюро Великого Национального Собрания, состоящее из Председателя Великого Национального Собрания и четырех вице-председателей.
Статья 51.
Председатель Великого Национального Собрания руководит работой сессий Великого Национального Собрания.
Председатель Великого Национального Собрания может поручить любому из вице-председателей выполнение некоторых из своих полномочий.
Статья 52
(В редакции Закона № 1 от 13 марта 1969г. об изменении некоторых статей Конституции Социалистической Республики Румынии; Закона № 66/1974).
Великое Национальное Собрание избирает из числа депутатов постоянные комиссии.
Постоянные комиссии по поручению Великого Национального Собрания или Государственного Совета рассматривают и обсуждают проекты законов, декретов, постановлений или других актов, которые должны быть приняты, а также любые другие вопросы.
По поручению Великого Национального Собрания или Государственного Совета постоянные комиссии, периодически или по вопросам, каждая в соответствии со своей компетенцией, заслушивают также доклады руководителей любых органов государственной администрации, Верховного Трибунала и прокуратуры о деятельности этих органов, а также председателей исполнительных комитетов или исполнительных бюро Народных советов о деятельности этих Советов и анализируют, каким образом указанные органы осуществляют политику Румынской коммунистической партии и обеспечивают применение закона.
Комиссии по всем указанным в абз. 2 и 3 вопросам подготавливают доклады, заключения или предложения, которые представляют Великому Национальному Собранию или Государственному Совету.
Великое Национальное Собрание может избирать временные комиссии по любому вопросу или любой области деятельности, устанавливая полномочия и порядок деятельности для каждой из этих комиссий.
Все государственные органы и служащие обязаны предоставлять в распоряжение комиссий Великого Национального Собрания требуемую информацию и документы.
Статья 53
(В редакции Закона № 2 от 18 марта 1975г. об изменении статьи 53 Конституции Социалистической Республики Румынии).
Для осуществления контроля за конституционностью законов, а также для подготовительных работ по принятию законов Великое Национальное Собрание избирает на период созыва Конституционно-юридическую комиссию.
В Конституционно-юридическую комиссию могут быть избраны специалисты, не являющиеся депутатами, в числе не более одной трети от общего числа членов комиссии.
Конституционно-юридическая комиссия представляет Великому Национальному Собранию доклады или заключения о конституционности законов. Она проверяет также конституционность декретов, содержащих нормы с силой закона, и постановлений Совета Министров, согласно Регламенту деятельности Великого Национального Собрания.
Предписания ст. 52 соответствующим образом применяются и к Конституционно-юридической комиссии.
Статья 54
(В редакции Закона № 1/1974).
Великое Национальное Собрание работает на сессиях.
Очередные сессии Великого Национального Собрания созываются два раза в год по предложению Бюро Великого Национального Собрания.
Великое Национальное Собрание созывается всякий раз, когда это необходимо, на внеочередные сессии по инициативе Государственного Совета, Бюро Великого Национального Собрания или не менее одной трети общего числа депутатов.
Созыв Великого Национального Собрания на сессии производится декретом Государственного Совета.
Статья 55.
Великое Национальное Собрание работает только в присутствии не менее половины плюс один от общего числа депутатов.
Статья 56.
Великое Национальное Собрание принимает законы и постановления.
Законы и постановления считаются принятыми, если собрали голоса большинства депутатов Великого Национального Собрания.
Конституция принимается и изменяется голосами не менее двух третей общего числа депутатов Великого Национального Собрания.
Законы и постановления Великого Национального Собрания подписываются Председателем или вице-председателем Великого Национального Собрания, который руководил заседанием.
Статья 57
(В редакции Закона № 1/1974).
После принятия их Великим Национальным Собранием законы публикуются в «Булетинул офичиал ал Републичии Сочиалисте Ромыния» («Официальный бюллетень Социалистической Республики Румынии»), в срок не более 10 дней за подписью Президента Социалистической Республики Румынии.
Статья 58.
Каждый депутат Великого Национального Собрания имеет право задавать вопросы и обращаться с запросами к Совету Министров или любому из его членов.
Депутат в рамках осуществляемого Великим Национальным Собранием контроля может задавать вопросы и обращаться с запросами к Председателю Верховного Трибунала и Генеральному прокурору.
Тот, к кому обращен вопрос или запрос, обязан дать устный или письменный ответ в срок не более 3 дней и в любом случае на этой же сессии.
Статья 59.
Для подготовки к обсуждениям в Великом Национальном Собрании или запросов депутат имеет право требовать необходимую информацию от любого государственного органа, обращаясь с этой целью в Бюро Великого Национального Собрания.
Статья 60.
Каждый депутат обязан периодически представлять избирателям отчеты о своей деятельности и о деятельности Великого Национального Собрания.
Статья 61.
Ни один депутат Великого Национального Собрания не может быть задержан, арестован или предан уголовному суду без предварительного согласия Великого Национального Собрания во время сессии, а между сессиями – Государственного Совета.
Только в случае поимки на месте преступления депутат может быть задержан без такого согласия.
Государственный Совет
Статья 62.
Государственный Совет Социалистической Республики Румынии является постоянно действующим верховным органом государственной власти, подчиненным Великому Национальному Собранию.
Статья 63
(В редакции Законов №1/1968, №1/1974 и № 19/1986).
Государственный Совет постоянно осуществляет следующие основные полномочия:
1) устанавливает дату выборов в Великое Национальное Собрание и Народные советы; ;
2) устанавливает порядок организации и проведения референдума;
3) организует министерства и другие центральные государственные органы;
4) ратифицирует и денонсирует международные договоры, за исключением тех, ратификация которых относится к компетенции Великого Национального Собрания;
5) устанавливает воинские звания;
6) учреждает награды и почетные звания.
Статья 64
(В редакции Законов №1/1968, №1/1974 и № 66/1974).
Государственный Совет в период между сессиями Великого Национального Собрания осуществляет следующие основные полномочия:
1) устанавливает, без права изменять Конституцию, нормы с силой закона. Нормы с силой закона представляются на обсуждение Великого Национального Собрания на первой сессии в соответствии с процедурой принятия законов. Единый национальный план социально-экономического развития, государственный бюджет, а также общий заключительный отчет об исполнении бюджета могут быть приняты Государственным Советом только тогда, когда Великое Национальное Собрание не может собраться по причине исключительных обстоятельств;
2) назначает и отзывает Премьер-министра;
3) назначает и отзывает Совет Министров и Верховный Трибунал тогда, когда Великое Национальное Собрание не может собраться по причине исключительных обстоятельств;
4) дает общеобязательное толкование действующих законов;
5) объявляет амнистию;
6) контролирует применение законов и постановлений Великого Национального Собрания, деятельность Совета Министров, министерств и других центральных органов государственной администрации, а также деятельность прокуратуры; заслушивает отчеты Верховного Трибунала и контролирует его руководящие решения; контролирует постановления Народных советов;
7) объявляет в неотложном случае частичную или общую мобилизацию;
8) объявляет в неотложном случае состояние войны. Состояние войны может быть объявлено только в случае вооруженной агрессии против Социалистической Республики Румынии или против другого государства, перед которым Социалистическая Республика Румыния имеет обязательства по взаимной обороне, принятые посредством международного договора, если создалось положение, для которого установлено обязательство объявления состояния войны.
Полномочия, предусмотренные в настоящей статье, могут осуществляться Государственным Советом и во время сессий Великого Национального Собрания в случае, когда экономическая и социальная необходимость требует принятия незамедлительных мер, а Великое Национальное Собрание не может быть собрано на свое пленарное заседание; принятые нормы с силой закона представляются на обсуждение Великого Национального Собрания в соответствии с процедурой принятия законов при возобновлении его работы на пленарных заседаниях.
Статья 65.
Государственный Совет избирается Великим Национальным Собранием на его первой сессии из числа его членов на период созыва. Государственный Совет действует до выборов нового Государственного Совета во время следующего созыва.
Статья 66
(Включена Законом № 1/1974. Этим законом соответственно изменена нумерация последующих статей).
Президент Социалистической Республики Румынии является Председателем Государственного Совета.
Статья 67
(В редакции Закона № 66/1974).
Государственный Совет состоит из Председателя, вице-председателей и членов.
Статья 68.
Государственный Совет осуществляет свою деятельность согласно принципу коллективного руководства.
Статья 69
(В редакции Закона № 1/1974).
Государственный Совет издаёт декреты и принимает постановления.
Декреты и постановления подписываются Президентом Социалистической Республики Румынии. Нормативные декреты публикуются в «Булетинул офичиал ал Републичии Сочиалисте Ромыния».
Статья 70.
Государственный Совет представляет Великому Национальному Собранию отчеты об осуществлении своих полномочий, а также о соблюдении и исполнении в государственной деятельности законов и постановлений Великого Национального Собрания.
Государственный Совет в целом и каждый из его членов ответственны перед Великим Национальным Собранием за всю деятельность Государственного Совета.
Президент Социалистической Республики Румынии
(Подраздел включен Законом N8 1/1974)
Статья 71.
Президент Социалистической Республики Румынии является главой государства и представляет государственную власть во внутренних и международных отношениях Социалистической Республики Румынии.
Статья 72.
Президент Социалистической Республики Румынии избирается Великим Национальным Собранием на его первой сессии на период созыва и остается в должности до выборов Президента во время следующего созыва.
Статья 73.
При своем избрании Президент Социалистической Республики Румынии приносит перед Великим Национальным Собранием следующую присягу:
«Клянусь верно служить Родине, решительно действовать в интересах защиты независимости, суверенитета и целостности страны, в интересах благосостояния и счастья своего народа, в интересах построения социализма и коммунизма в Социалистической Республике Румынии!
Клянусь соблюдать и защищать Конституцию и законы страны, делать все для последовательного применения принципов социалистической демократии, для утверждения в жизни общества норм социалистической этики и справедливости!
Клянусь неуклонно проводить внешнюю политику дружбы и союза со всеми социалистическими странами, сотрудничества со всеми нациями мира независимо от общественного строя на основе полного равноправия, солидарности со всеми революционными, прогрессивными силами, силами мира и дружбы между народами!
Клянусь всегда честно и преданно выполнять свой долг во славу и величие нашей социалистической нации – Социалистической Республики Румынии!»
Статья 74.
Президент Социалистической Республики Румынии является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами и Председателем Совета обороны Социалистической Республики Румынии.
Статья 75
(В редакции Закона № 66/1974 и Закона № 19/1986).
Президент Социалистической Республики Румынии осуществляет в соответствии с Конституцией и законами следующие основные полномочия:
1) председательствует в Государственном Совете;
2) председательствует на заседаниях Совета Министров ‘тогда, когда возникает необходимость;
3) определяет мероприятия особой важности, затрагивающие верховные интересы страны и относительно которых Великое Национальное Собрание должно постановить об опросе народа путем референдума;
4) назначает и отзывает по представлению Премьер-министра вице-премьер-министров, министров и председателей других центральных органов государственной администрации, которые входят в состав Совета Министров; назначает и отзывает руководителей центральных государственных органов, которые не входят в состав Совета Министров; назначает и отзывает членов Верховного Трибунала;
5) в то время, когда Великое Национальное Собрание не собралось на свое пленарное заседание, назначает и отзывает Председателя Верховного Трибунала и Генерального прокурора;
6) присваивает звания генерала, адмирала и маршала;
7) производит награждение и присваивает почетные звания; разрешает ношение наград, присужденных другими государствами;
8) осуществляет помилование;
9) предоставляет гражданство, утверждает отказ от гражданства и лишает румынского гражданства; утверждает установление места жительства в Румынии для граждан других государств;
10) предоставляет право убежища;
11) устанавливает ранги дипломатических миссий, аккредитует и отзывает дипломатических представителей Социалистической Республики Румынии;
12) принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств;
13) заключает международные договоры от имени Социалистической Республики Румынии; может давать полномочия с этой целью Премьер-министру либо членам Совета Министров или дипломатическим представителям;
14) в интересах обороны Социалистической Республики Румынии, обеспечения общественного порядка или безопасности государства объявляет в неотложном случае в отдельных местностях или на всей территории страны чрезвычайное положение.
В осуществление своих полномочий Президент Социалистической Республики Румынии издает президентские декреты и решения.
Статья 76.
Президент Социалистической Республики Румынии ответствен перед Великим Национальным Собранием за всю свою деятельность.
Президент Социалистической Республики Румынии периодически представляет Великому Национальному Собранию отчеты об осуществлении своих полномочий и о развитии государства.
РАЗДЕЛ 4. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 77
(В редакции Законов № 81/1968, N81/1974 и № 66/1974).
Совет Министров является верховным органом государственной администрации.
Совет Министров осуществляет общее руководство исполнительной деятельностью на всей территории страны, имея следующие основные полномочия:
1) устанавливает общие меры по проведению в жизнь внутренней ‘ и внешней политики;
2) постановляет о необходимых мерах по организации и обеспечению исполнения законов;
3) руководит деятельностью министерств и других центральных органов государственной администрации, координирует и контролирует ее;
4) разрабатывает проект единого национального плана социально-экономического развития и проект государственного бюджета, а также любые другие проекты законов; разрабатывает проекты декретов;
5) устанавливает меры по реализации единого национального плана социально-экономического развития и государственного бюджета; составляет общий отчет о выполнении единого национального плана социально-экономического развития и общий заключительный отчет об исполнении бюджета;
6) основывает государственные хозяйственные организации, предприятия и учреждения республиканского значения;
7) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защиты интересов государства и охраны прав граждан;
8) принимает меры в соответствии с постановлениями Совета обороны по общей организации Вооруженных Сил и по определению ежегодных контингентов граждан, которые подлежат призыву для несения военной службы;
9) осуществляет общее руководство в области отношений с другими государствами и принимает меры для заключения международных соглашений;
10) поддерживает деятельность массовых и общественных организаций;
11) осуществляет в соответствии с предусмотренными законом условиями свои полномочия по руководству и контролю за деятельностью исполнительных комитетов и исполнительных бюро Народных советов.
Статья 78.
Совет Министров избирается Великим Национальным Собранием на его первой сессии на период созыва. Совет Министров действует до выборов нового Совета Министров во время следующего созыва.
Статья 79.
В осуществление своих полномочий Совет Министров принимает постановления на основе и во исполнение законов.
Постановления нормативного характера публикуются в «Булети-нул офичиал ал Републичии Сочиалисте Ромыния».
Статья 80
(В редакции Законов N81/1968, №1/1974 и № 66/1974).
Совет Министров состоит из: Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров, министров – государственных секретарей, а также председателей других центральных органов государственной администрации, предусмотренных законом.
В состав Совета Министров входят также в качестве членов Председатель Центрального совета Всеобщего объединения профессиональных союзов, Председатель Национального союза сельскохозяйственных производственных кооперативов. Председатель Национального совета женщин и Первый секретарь Центрального Комитета Союза коммунистической молодежи.
Совет Министров может образовать Исполнительное бюро для оперативного решения текущих вопросов и наблюдения за исполнением постановлений Совета Министров.
Статья 81.
Совет Министров осуществляет свою деятельность согласно принципу коллективного руководства, обеспечивая единство политических и административных действий министерств и других центральных органов государственной администрации.

Статья 82.
Совет Министров в целом и каждый из его членов ответственны перед Великим Национальным Собранием, а в период между сессиями – перед Государственным Советом. Каждый член Совета Министров ответствен как за свою собственную деятельность, так и за всю деятельность Совета Министров.
Статья 83.
Министерства и другие центральные органы государственной администрации осуществляют политику государства в отраслях или в областях деятельности, для которых были учреждены.
Они руководят находящимися в их подчинении государственными предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями, направляют и контролируют их.
Статья 84.
Министры и руководители других центральных органов государственной администрации издают на основе и во исполнение законов и постановлений Совета Министров инструкции и приказы, а также другие предусмотренные законом акты; их акты нормативного характера публикуются в «Булетинул офичиал ал Репу-бличии Сочиалисте Ромыния».
Статья 85
(В редакции Закона № 1/1968).
Министры и руководители других центральных органов государственной администрации отвечают за деятельность руководимых ими органов перед Советом Министров.
РАЗДЕЛ 5. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 86
(В редакции Закона № 1/1968).
Народные советы являются местными органами государственной власти в административно-территориальных единицах, в которых были избраны.
Народные советы руководят деятельностью на местах, обеспечивая экономическое, социально-культурное, хозяйственное развитие и благоустройство административно-территориальных единиц, в которых были избраны, защищая социалистическую собственность, охраняя права граждан, социалистическую законность и поддерживая общественный порядок.
Народные советы организуют участие граждан в решении на местах государственных и общественных дел.
Статья 87
(В редакции Закона № 1/1968, Закона № 56 от 26 декабря 1968 г. об изменении некоторых статей Конституции Социалистической Республики Румынии и Закона № 66/1974).
Народный совет осуществляет следующие основные полномочия:
1) принимает местный хозяйственный план и бюджет, утверждает заключительный отчет об исполнении бюджета;
2) избирает и отзывает исполнительный комитет или, соответственно, исполнительное бюро;
3) основывает государственные хозяйственные организации, предприятия и учреждения местного значения;
4) руководит деятельностью своего исполнительного комитета или, соответственно, исполнительного бюро, подчиненных местных специализированных органов государственной администрации, хозяйственных организаций, предприятий и учреждений, направляет и контролирует ее;
5) контролирует постановления нижестоящих Народных советов;
6) избирает и отзывает согласно закону судей, народных заседателей и главного прокурора уезда или муниципии Бухареста.
Статья 88
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Народные советы состоят из депутатов, избранных по избирательным округам по одному депутату от каждого округа.
Избирательные округа, образованные для выборов депутатов одного Народного совета, имеют одинаковое число жителей.
Срок мандата уездных и Бухарестского муниципального Народных советов – 5 лет, а муниципальных, секторальных в муниципии Бухаресте, городских и коммунальных Народных советов – 2 с половиной года.
Дата выборов в Народные советы устанавливается согласно закону.
Статья 89
(В редакции Закона № 1/1968).
Народные советы избирают из числа депутатов постоянные комиссии, которые помогают Народным советам выполнять их задачи.
Статья 90
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Народные советы работают на сессиях; созыв на сессии производится исполнительным комитетом или, соответственно, исполнительным бюро Народного совета.
Народные советы созываются всякий раз, когда это необходимо, на внеочередные сессии по инициативе исполнительного комитета или, соответственно, исполнительного бюро либо не менее одной трети общего числа депутатов.
Статья 91
(В редакции Законов № 1/1968 и № 56/1968).
Народные советы работают в присутствии не менее половины плюс один от общего числа депутатов.
Статья 92
(В редакции Закона № 1/1968).
Каждый депутат обязан периодически представлять избирателям отчеты о своей деятельности и о деятельности Народного совета, в который избран.
Статья 93
(В редакции Закона № 1/1968).
Народные советы принимают постановления. Постановление считается принятым, если собрало голоса большинства депутатов Народного совета.
Постановления нормативного характера доводятся до сведения граждан в формах, предусмотренных законом.
Статья 94
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Исполнительный комитет Народного совета и исполнительное бюро Народного совета являются местными органами государственной администрации общей компетенции в административно-территориальной единице, в которой избран Народный совет.
Статья 95
(В редакции Законов № 1/1968, №56/1968 и N8 66/1974).
Исполнительный комитет Народного совета и исполнительное бюро Народного совета имеют следующие основные полномочия:
1) проводят в жизнь законы, декреты, а также постановления Совета Министров и другие акты высших органов;
2) исполняют постановления избравших их Народных советов,
3) разрабатывают проекты местного хозяйственного плана и бюджета;
4) выполняют местный хозяйственный план и бюджет, составляют отчет о выполнении местного хозяйственного плана, а также заключительный отчет об исполнении бюджета;
5) руководят деятельностью местных специализированных органов государственной администрации, направляют и контролируют ее;
6) руководят деятельностью подчиненных хозяйственных организаций, предприятий и учреждений, направляют, координируют и контролируют ее;
7) руководят деятельностью исполнительных комитетов или, соответственно, исполнительных бюро Народных советов, нижестоящих по отношению к избравшим их Народным советам, направляют и контролируют ее.
В период между сессиями Народного совета исполнительный комитет или, соответственно, исполнительное бюро выполняет также его полномочия, за исключением предусмотренных в ст. 87, пп. 1, 2, 4, 5 и 6, представляя принятые решения на утверждение Народного совета на первой же его сессии.

Статья 96
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Народные советы уездов, муниципии Бухареста, ее секторов, а также Народные советы муниципий избирают исполнительные комитеты, а Народные советы городов и коммун избирают исполнительные бюро.
Исполнительный комитет или исполнительное бюро избирается из числа депутатов Народного совета на первой после выборов сессии на период мандата этого Совета.
По истечении мандата Народного совета исполнительный комитет или, соответственно, исполнительное бюро продолжает действовать до выборов нового исполнительного комитета или бюро.
Статья 97
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Исполнительный комитет или исполнительное бюро Народного совета состоит, согласно закону, из председателя, одного или нескольких вице-председателей и других членов.
Статья 98
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Осуществляя свои полномочия исполнительный комитет или исполнительное бюро Народного совета издает решения на основе и во исполнение закона.
Решения нормативного характера доводятся до сведения граждан в формах, предусмотренных законом.
Статья 99
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Исполнительный комитет и исполнительное бюро осуществляют свою деятельность согласно принципу коллективного руководства.
Исполнительный комитет или исполнительное бюро в целом и каждый из его членов ответственны перед избравшим их Народным советом, а также перед исполнительным комитетом или исполнительным бюро вышестоящего Народного совета и перед Советом Министров.
Каждый член исполнительного комитета или исполнительного бюро ответствен как за свою собственную деятельность, так и за всю деятельность органа, в который он входит.
Статья 100
(В редакции Законов № 1/1968 и № 66/1974).
Народные советы организуют, согласно закону, при своих исполнительных комитетах или, соответственно, при своих исполнительных бюро местные специализированные органы государственной администрации. Местные специализированные органы государственной администрации подчинены как Народному совету и исполнительному комитету или, соответственно, исполнительному бюро, так и вышестоящим местным и центральным органам государственной администрации.
РАЗДЕЛ 6. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
Статья 101
(В редакции Закона № 1/1968).
В Социалистической Республике Румынии правосудие осуществляется, согласно закону, Верховным Трибуналом, уездными трибуналами, судами, а также военными трибуналами.
Статья 102
(В редакции Закона № 1/1968).
Судебной деятельностью трибуналы и суды защищают социалистический строй и права лиц, воспитывая граждан в духе соблюдения законов.
Трибуналы и суды, применяя уголовные наказания, добиваются исправления и перевоспитания преступников, а также предупреждения совершения новых преступлений.
Статья 103
(В редакции Закона № 1/1968).
Трибуналы и суды рассматривают гражданские, уголовные дела и любые другие дела, отнесенные к их компетенции.
В предусмотренных законом случаях трибуналы и суды осуществляют контроль за постановлениями административных или общественных органов, осуществляющих юрисдикционную деятельность.
Трибуналы и суды рассматривают ходатайства тех, чьим правам нанесен ущерб административными актами, будучи вправе высказываться на предусмотренных законом условиях также о законности этих актов.
Статья 104
(В редакции Закона № 1/1968).
Верховный Трибунал осуществляет общий контроль за судебной деятельностью всех трибуналов и судов. Порядок осуществления этого контроля устанавливается законом.
В целях единообразного применения законов в судебной деятельности Верховный Трибунал издает на своем Пленуме руководящие решения.
Статья 105.
Верховный Трибунал избирается Великим Национальным Собранием на его первой сессии на период созыва.
Верховный Трибунал действует до выборов нового Верховного Трибунала во время следующего созыва.
Статья 106.
Верховный Трибунал отвечает за свою деятельность перед Великим Национальным Собранием, а между сессиями – перед Государственным Советом.
Статья 107
(В редакции Закона № 1/1968).
Организация судов и трибуналов, их компетенция и судопроизводство устанавливаются законом.
Судебные процессы по первой инстанции в судах, уездных трибуналах и военных трибуналах проводятся с участием народных заседателей, кроме случаев, когда законом предписано иное.
Статья 108.
Судьи и народные заседатели избираются в соответствии с процедурой, установленной законом.

Статья 109.
(В редакции Закона № 1/1968).
В Социалистической Республике Румынии судопроизводство ведется на румынском языке с обеспечением использования родного языка населения в административно-территориальных единицах, где проживает население также других, кроме румынской, национальностей.

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.