Конституция Югославии 1974

КОНСТИТУЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИЯ (1974 Г.)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Союзная Скупщина на заседаниях своих веч 30 и 31 января утвердила, а Вече национальностей 21 февраля 1974 года провозгласило новую Конституцию Социалистической Федеративной Республики Югославии. Этим закончена многолетняя работа. начатая по инициативе Президента Республики Иосипа Броз Тито, который на основании своих конституционных полномочий предложил 9 декабря 1970 года Союзной Скупщине приступить, в соответствии с конституционной поправкой XII, к изменению положений Конституции СФРЮ, принятой 7 апреля 1963 года и дополненной (в 1967 и 1968 гг.) 19-тью конституционными поправками.
На заседаниях веч Союзной Скупщины, состоявшихся с 24 по 28 декабря 1970 года, предложение Президента Республики было принято, а после многомесячной работы Комиссии по конституционным вопросам Союзной Скупщины и двухмесячного общественного обсуждения проекта новых конституционных поправок, 30 июня 1971 года были утверждены конституционные поправки XX–ХXI. Поскольку с ними согласились скупщины всех. социалистических республик и автономных краев, они стали составной частью Конституции СФРЮ.
На том этапе конституционной реформы отчасти га новые основы были поставлены, преимуществен но, взаимоотношения федерации и республик, что соответствовало достигнутому уровню общественно-экономического и политического развития СФРЮ. Помимо определения положения и роли федерации, ее компетенции и соответствующих изменений самой организации федерации, на новых основах и более определенно утверждены некоторые принципы и формы основанных на самоуправлении общественно-экономических отношений Югославии, сформулированные в так называемых рабочих поправках XXI–XXIII. В ходе выполнения этой частичной конституционной реформы проявилась необходимость более полной и четкой разработки некоторых основных вопросов общественно-экономической системы самоуправления, коммунальной, скупщинской, а также политической системы вообще. Поэтому Союзная Скупщина решила немедленно после принятия конституционных поправок XX–ХXI приступить к подготовке второго этапа конституционной реформы, явившегося органическим продолжением первого этапа.
Работа над изменением Конституции СФРЮ поручена Совместной комиссии всех веч Союзной Скупщины по конституционным вопросам. В рамках этой Комиссии особенно важной была роль Координационной комиссии (во главе с председателем Эдвардом Карделем), сформированной 3 июня 1971 года. Ее задачей было согласование позиции и предложений с соответствующими политическими органами, органами общественно-политических организаций социалистических республик и автономных краев, органами общественно-политических организаций федерации и координация деятельности рабочих групп Комиссии по конституционным вопросам. Эти группы были созданы в конце декабря 1970 года, и им была поручена задача изучать, – на основании анализа выполнения Конституции и направлений дальнейшего развития общественно-экономической и политической систем, содержащихся в Предложении Президента Республики, о начале конституционной реформы, – состояние определенных областей конституционной системы и вносить в Комиссию по конституционным вопросам предложения о дальнейших изменениях общественно-экономической и политической систем СФРЮ.
Положительно оценив интенсивную и большую работу своей Координационной комиссии и других рабочих органов. Комиссия по конституционным вопросам, которой руководил председатель Союзной Скупщины Миялко Тодорович, решила 29 июня 1972 года, что результаты проведенной подготовки позволяют начать в Союзной Скупщине процедуру, связанную с дальнейшим изменением Конституции СФРЮ. В связи с этим она внесла в Вече национальностей предложение начать процедуру изменения Конституции СФРЮ.
Получив необходимое согласие остальных веч Союзной Скупщины, а также скупщин всех социалистических республик и автономных краев. Вече национальностей на заседании. 21–22 июля 1972 года приняло решение приступить к изменению Конституции СФРЮ. На основании решения конституционные изменения предусматривались в области: общественно-экономических отношений и системы самоуправления, коммунальной системы и системы скупщин, осуществления функций федерации, участия республик и автономных краев в выполнении отдельных функций федерации и их ответственности за выполнение этих функций, а также в области системы правосудия и конституционного судопроизводства. Одновременно Вече национальностей постановило осуществить конституционные изменения путем утверждения нового полного текста Конституции СФРЮ. Кроме осуществления серьезных изменений в указанных областях, предстояло согласовать с ними остальные положения Конституции 1963 года и все 42 конституционные поправки, принятые в 1967, 1968 и 1971 годах.
Началась многомесячная большая и сложная работа по подготовке Предварительного проекта новой Конституции СФРЮ. Большая часть работы была выполнена Координационной комиссией, которой помогали рабочие группы Комиссии по конституционным вопросам, в сотрудничестве с конституционными комиссиями республиканских и краевых. скупщин. В их работе принимало участие большое число научных и общественно-политических работников и специалистов. Комиссия по конституционным вопросам приняла текст предварительного проекта Конституции СФРЮ на своем заседании 21 мая 1973 года и внесла на рассмотрение Веча национальностей, которое утвердило его 7 июня 1973 года и вынесло на общественное обсуждение.
Общественное обсуждение проекта Конституции СФРЮ по интересу, проявленному общественностью, и участию граждан в критическом рассмотрении предложенных конституционных изменений превзошло все ожидания. В процессе своеобразного всенародного референдума, когда участники десятков тысяч собраний рабочих, граждан, общественно-политических организаций и объединений, а также отдельные лица, со всех концов Югославии направляли Комиссии по конституционным вопросам большое количество замечаний и предложений, – трудящиеся и граждане всех народов и народностей СФРЮ приняли и всесторонне поддержали основные идейно-политические принципы и новые конституционные решения, высказавшись за то, чтобы они были последовательно выражены в новой Конституции.
Все предложения и замечания, внесенные в ходе общественного обсуждения, были основательно рассмотрены и изучены, и Комиссия по конституционным вопросам, изучив также мнения и предложения веч Союзной Скупщины, скупщин социалистических республик и автономных краев приняла и внесла в проект Конституции СФРЮ большое число указанных предложений. Некоторые другие предложения и замечания помогли Комиссии сформулировать по отдельным вопросам более подходящие решения. На своих заседаниях 7 и 8 января 1974 года Комиссия по конституционным вопросам приняла проект Конституции СФРЮ и внесла его на рассмотрение Союзной Скупщины, вместе с подробным докладом о результатах общественного обсуждения предварительного проекта и проектом конституционного закона о проведении в жизнь Конституции СФРЮ.
Вече национальностей на своем заседании 22 января 1974 года утвердило проект Конституции СФРЮ и проект конституционного закона об исполнении Конституции СФРЮ и приняло оба конституционных акта. Затем они были приняты 30 и 31 января остальными вечами Союзной Скупщины. Скупщины всех социалистических республик и автономных краев в течение первой половины февраля 1974 года на своих заседаниях выразили согласие с текстом Конституции СФРЮ, принятой Союзной Скупщиной, и таким образом была окончательно утверждена новая Конституция СФРЮ.
В целях всестороннего информирования об общественно-экономических и политических предпосылках, основных направлениях и содержании конституционных изменений, об основных отличительных чертах новой югославской Конституции, публикуем доклад председателя Союзной Скупщины и ее Комиссии по конституционным вопросам Миялко Тодоровича о проекте Конституции СФРЮ, зачитанный на заседании Веча национальностей 22 января 1974 года, и новую Конституцию Социалистической Федеративной Республики Югославии.
ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗНОЙ СКУПЩИНЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВМЕСТНОЙ КОМИССИИ ВСЕХ ВЕЧ СОЮЗНОЙ СКУПЩИНЫ ПО КОНСТИТУЦИОННЫМ ВОПРОСАМ, МИЯЛКО ТОДОРОВИЧА О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ СФРЮ, ЗАЧИТАННЫЙ НА ЗАСЕДАНИИ ВЕЧА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ 22 ЯНВАРЯ 1974 ГОДА
I
Товарищи депутаты!
Предложенный проект Конституции, который должен быть обсужден и утвержден этим Вечем, подготовила Совместная комиссия всех веч Союзной Скупщины по конституционным вопросам с учетом замечаний и предложений, внесенных в результате общественного обсуждения предварительного проекта Конституции, принятого этим Вечем.
В процессе общественного обсуждения проекта наш рабочий класс и все трудящиеся проявили огромный интерес, принимая в нем массовое творческое участие. Никогда еще принятие подобного документа не вызывало такого всестороннего и всеобъемлющего обсуждения, какое развернулось по проекту настоящей Конституции. Этот интерес, несомненно, является результатом высокого уровня: сознания нашего рабочего класса и трудящихся, которые сознают, что это переломный момент в развитии общественно-экономических и политических отношений в нашем обществе, основанном на самоуправлении, что речь идет о правовом и политическом инструменте, который станет для них незаменимым оружием в борьбе за осуществление их интересов и стремлений.
Общественное обсуждение было тесно связано с идейно-политической борьбой за применение конституционных поправок. Оно способствовало углублению содержания программ и действий, направленных на выполнение непосредственных и перспективных задач, поставленных в Письме председателя Союза коммунистов Югославии и Исполнительного бюро Президиума Союза коммунистов Югославии. И, наконец, вся деятельность по выработке новой Конституции явилась вкладом в подготовку к Х съезду СКЮ, была ее составной частью.
Общественное обсуждение явилось решительной поддержкой идейно-политических основ проекта. Самое большое число замечаний и предложений было направлено на то, чтобы положения Конституции стали более ясными, эффективными и полными. Все предложения были рассмотрены комиссией. В каждом случае, когда они содействовали более ясному выражению конституционных принципов, Комиссия учитывала их и вносила соответствующие изменения в текст. Некоторыми целесообразными замечаниями и предложениями Комиссия не смогла воспользоваться, так как они относились к вопросам, которые регулируются республиканскими и краевыми конституциями или относятся к области законодательства.
Незначительное число замечаний и предложений расходились с основной концепцией проекта, не соответствовали развитию нашего общества на основах самоуправления. Конечно, такие предложения не могли быть учтены Комиссией.
Кроме того, я должен подчеркнуть, что на основании нового анализа и сведений, а также мнений, высказанных в процессе общественного обсуждения, Комиссия пришла к заключению, что в проект Конституции необходимо внести некоторые новые решения и таким образом еще полнее и последовательнее выразить ее общую концепцию.
Как известно, президент Тито выступил с инициативой и внес в Союзную Скупщину предложение приступить к изменению Конституции СФРЮ и в связи с этим неоднократно говорил об идейно-политических основах и значении конституционной реформы, а товарищ Кардель давал подробные разъяснения исходных положений и принципов, на которых основываются новые решения.
Разрешите мне теперь обратить ваше внимание только на некоторые вопросы, связанные с предложенным проектом Конституции.
II
1. Глубокие изменения в социалистических производственных отношениях на основах самоуправления, совершенные новой Конституцией, являются основой, из которой вытекают и на которой строятся все остальные изменения общественно-экономической и политической системы.
На основании проекта Конституции общественно-экономический строй «основывается на свободном объединенном труде с использованием средств производства, находящихся в общественной собственности, и на самоуправлении рабочих в сфере производства и распределения общественного продукта в основных и других организациях объединенного труда и в сфере общественного воспроизводства в целом». Кроме того в Конституции утверждено неотъемлемое право рабочего «будучи свободным и равноправным с другими рабочими, приобщенными к объединенному труду, управлять своим трудом, условиями и продуктом своего труда».
Эти положения Конституции означают, по своей сущности, ликвидацию любого вида монополии, на средства производства, как частнокапиталистической, так и государственной, и приводят к «обратному превращению капитала в собственность производителей, но уже не в частную собственность разъединенных производителей, а в собственность ассоциированных производителей, в непосредственную общественную собственность» .
Наша революция, последовательнее и полнее, чем любая другая в истории, обеспечивает конституционной реформой переход средств производства и руки объединенных рабочих, причем они бы «относились к ним как к тому, чем эти условия являются па1ига, т.е. как к своим собственным продуктам и предметным элементам своей собственной деятельности» .
Именно ликвидация отчуждения средств производства от рабочих, превращение объединившихся рабочих в непосредственных хозяев продукта своего труда, его условий – важнейший историко-революционный акт и базис, на котором основывается освобождение рабочего класса. Капиталистический гнет, совокупная система капиталистической эксплуатации и угнетения строились на том, что рабочий класс был лишен собственности на средства производства, на противоречии между, – воспользуюсь выражением Маркса, – осуществленным трудом и самим трудом, т.е. живым трудом.
Такой марксистский взгляд на общественную собственность, вернее слияние труда и собственности, определяет нашу концепцию социалистических производственных отношений на основах самоуправления. Но именно в связи с сущностью и характером общественной собственности, т.е. характером прошлого труда, а также в отношении значения и характера основной организации объединенного труда проявилось глубокое непонимание, причем не столько в ходе общественного обсуждения, сколько в практической деятельности по выполнению конституционных поправок.
Так как речь идет о существенных вопросах новых производственных отношений, разрешите мне остановиться на некоторых из них. Подчеркивается, что прошлый труд не создает стоимости и поэтому не может быть фактором, основой или критерием размещения и распределения общественного дохода, т.е. общественного продукта прибавочного труда. Это было бы как бы капиталистическое отношение. Такие воззрения выражаются и в отрицании права основной организации объединенного труда на долю участия в доходе на основании объединения средств, тогда как годовые проценты на средства, объединяемые и хранимые в банках, если и не оспариваются, то допускаются как неизбежное зло. Непонимание нового отношения к прошлому труду выражается и в том, что «право на прошлый труд» сводится только к повышению личных доходов и пенсий на основе трудового стажа и т.п.
Прошлый труд, в самом деле, не создает новую стоимость, однако нельзя оставлять без внимания «стоимость прошлого труда, которую он имеет для настоящего времени», как сказал Маркс, значит, это – средства производства и материальные условия труда, без которых не обойтись. Тем более, 13 этого не следует делать вывода, что прошлый труд нужно отчуждать от живого труда, от рабочего, вложившего этот труд.
Право рабочего на свой вчерашний труд, которым он создавал средства для улучшения условий своего труда, повышения его производительности, сокращения рабочего времени, улучшения условий жизни, увеличения количества товаров потребления для сегодняшнего дня – является реальным материальным интересом и стимулом сегодняшнего труда и общественных накоплений. Лишаясь права на прошлый труд, рабочий лишается собственных объективных условий труда, снова становится наемным рабочим, пролетарием. Прошлый труд, отчужденный от рабочего, превращается в силу, стоящую над рабочим, вместо того, чтобы стать элементом силы рабочего. Такие отношения экспроприации и власти над рабочим возникают не только на основе частнокапиталистической собственности, но и в результате этатистского, технократического и других видов отчуждения результатов труда.
На неотчуждаемости прошлого труда основываются все важнейшие элементы реализации общественно-экономического положения рабочего: во-первых, управление и распоряжение средствами производства и самим производством, вернее продуктом прибавочного труда, что является неотъемлемым правом объединенных рабочих в основных и сложных организациях объединенного труда; во-вторых, распределение по труду, а тем самым и по результатам деятельности в области управления, следовательно, и самоуправления, являющегося составной частью производственного процесса, что значит – на основании образцового хозяйствования в управлении общественными средствами производства, в области накоплений и инвестиций в целях расширения и подъема производства, как в собственной, так и в других трудовых организациях; в-третьих, распределение путем закономерности ценообразования совокупного общественного продукта прибавочного труда между основными организациями объединенного труда на основании их совокупного прошлого и живого труда; в-четвертых, непосредственное участие рабочих в управлении системой отношений в процессе общественного воспроизводства.
Для того, чтобы рабочий в реальных отношениях в производственном процессе, в сфере обмена и распределения (значит и потребления) ко всем общественным средствам производства и продукция действительно относился как к своим, – он должен иметь такое же отношение к той части этих средств, которые осуществляются и непосредственно служат совместному труду в его основной организации объединенного труда. Следовательно рабочий должен распоряжаться совокупным живым и прошлым трудом, реализованным и накопленным в его основной организации объединенного труда.
Не задерживаясь на критических взглядах, которыми открыто отрицается право основной организации объединенного труда на управление полученным доходом, а также категория рынка, остановлюсь на позициях, считающихся с рынком и самоуправлением, но выдвигающих при этом требование о так называемом выравнивании условии хозяйствования путем цен, отвечающих произведенной стоимости, т.е. которые позволили бы от дельным рабочим коллективам располагать только той частью дохода, которая может считаться продуктом их труда.
Как известно, совокупный продукт прибавочного труда, т.е. валовые общественные накопления могут путем цен в сфере товарообмена распределяться между отдельными основными организациями объединенного труда не только пропорционально живому труду, но и на основании совокупного прошлого и живого труда. Это объективная закономерность. В тесной связи с этой объективной закономерностью происходит соответствующее распределение совместного продукта прибавочного труда в результате объединения труда, средств, годовых процентов и т.п.
Эта закономерность может быть нарушена только путем субъективного, волюнтаристского принудительного управления хозяйством, общественно-экономическими отношениями, следовательно, если лишить рабочего и его основную организацию объединенного труда всего или почти всего продукта прибавочного труда и передать его в руки государства или какого-нибудь другого отчужденного центра, чтобы потом снова административным или подобным путем распределить. Это было бы возвращением к этатизму или технократизму.
Больше того, размещение общественного продукта прибавочного труда в целях накоплений, служащих для расширенного воспроизводства, не учитывающее накопленный прошлый труд (не учитывающее разницу между средним органическим составом средств по отраслям производства), было бы в принципе нерациональным в экономическом отношении, нарушало бы равноправие рабочих в труде и противоречило бы принципу распределения по труду. Кроме того, объединенные рабочие и основная организация объединенного труда не могли бы быть носителями функции и средств расширенного воспроизводства.
Стоимость продукции основной организации объединенного труда это не только сегодняшний труд, но и прошлый труд ее рабочих. Путем обмена своих изделий на изделия других организаций объединенного труда рабочие «старую стоимость сохраняют именно тем, что они ее увеличивают».
Следовательно каждая основная организация старается путем реализованной стоимости, путем цены получить из совокупной суммы общественных накоплений часть, соответствующую своему прошлому и живому труду, т.е. вложенному в производство данного товара совокупному труду. Это право основной организации на соответствующую часть общественных накоплений находится в тесной связи с ее обязанностью производить, увеличивать производство, совершать обычное и расширенное воспроизводство в данной отрасли. Поэтому для нормального процесса производства и расширенного воспроизводства необходимо учитывать существование различных соотношений живого и овеществленного труда. Это не правоотношение собственности. Это основа равноправия в совместном – общественном труде, в котором сами рабочие в своей основной организации объединенного труда являются носителями накоплений и расширенного воспроизводства. Политика в области цен и кредитов, другие меры планового согласования и определения условий хозяйствования и развития должны учитывать эту объективную закономерность, опираться на нее и в то же время контролировать ее воздействие.
Трудности, непонимание, противодействие, возникающие в процесс конституирования основных организаций, а также сопротивление, оказываемое технократическими, менеджерскими и бюрократическими силами, по моему мнению, это – результат непонимания, что основная организация объединенного труда является новым видом производственных отношений, новой общественно-экономической категорией. Иногда основная организация объединенного труда воспринимается в качестве простой организационной комбинации, в то время как она является объективно данной общественно-экономической категорией на нынешнем этапе развития социалистических производственных отношений на основе самоуправления.
Мне кажется, что еще не понят до конца двойственный и противоречивый характер основной организации объединенного труда. Во-первых, в рамках совокупного объединенного труда, она – самоуправляемое основное социалистическое трудовое содружество, основная ячейка непосредственной кооперации, непосредственно объединенного труда рабочих на основе использования средств производства, находящихся в общественной собственности.
Во-вторых, организация объединенного труда, и основная и сложная, – предприятие, т.е. самостоятельный производитель товара, экономико-правовой индивид, который более или менее самостоятельно выступает на рынке, в товарно-денежном обращении, в правовых отношениях.
В основной организации объединенного труда и роль рабочего тоже носит двойственный, противоречивый характер.
Во-первых, он – свободно объединившийся производитель, участник коллективного труда, который на основах самоуправления непосредственно управляет, т.е. распоряжается условиями и продуктом своего труда в основной организации. В таких условиях общественные накопления и расширенное воспроизводство становятся сознательной активностью рабочего в целях удовлетворения своих личных и общественных, повседневных и перспективных материальных интересов. Во-вторых, он – коллективный предприниматель, управляющий общественными средствами производства и несущий экономическую ответственность за свои решения. Он теперь как бы свой собственный коллективный предприниматель.
Первая из указанных особенностей и является тем существенным, новым революционным социалистическим качеством, которое нужно укреплять, распространять и углублять в процессе дальнейшего развития.
Второй противоречивой особенностью являются пережитки старого, но такие пережитки, которые не только неминуемы и неизбежны до тех пор, пока существует товарный характер производства, производство стоимости, но и в то же время являются отражением и гарантией освобождения непосредственного производителя, основой его самостоятельности и инициативы. Эта особенность является видом осуществления освобождения труда и личности рабочего на основе социалистического самоуправления. В качестве пережитков старого она, безусловно, чревата определенными опасностями и отрицательными тенденциями. Однако из-за этого не следует упускать из вида ее указанной незаменимой положительной роли в подавлении новых форм отчуждения и монополии, – этатистских, технократических и других.
В ответ на критику, что основная организация объединенного труда означает распыление экономики, мы обязаны сказать, что лишь с возникновением основной организации объединенного труда наше хозяйство получает настоящую естественную основу, носителя рациональной и устойчивой интеграции на основах самоуправления. Ведь общественно-экономическое положение рабочего в основной организации объединенного труда, и через ее посредство – в совокупных отношениях, стимулирует и готовит рабочего к интеграции в производстве, обороте, научно-исследовательской деятельности и т.д. Интересы рабочих, объединенных в основной организации объединенного труда, все больше укрепляют его сознание, что успешное общественное воспроизводство, а тем самым успешная работа его организации объединенного труда, требуют обеспечения согласованности в совокупном процессе общественного воспроизводства, устранения в товарном производстве автаркии и анархии. Таким образом указанные противоречия разрешаются в процессе развития на основах самоуправления, путем непосредственных связей трудящихся в процессе труда и новых социалистических отношений между людьми, основанных на взаимности и солидарности.
По своему характеру в качестве выражения новых производственных отношений, по роли и функции рабочих в производстве и совокупном общественном воспроизводстве и по тому, что принятие решений в основной организации объединенного труда, по природе вещей, вызывает в дальнейшем принятие решений во всех других формах объединения труда и средств, основная организация объединенного труда не может быть замкнутой, автократичной организацией. Она на самом деле представляет собой первичную ячейку единого организма объединенного труда, без которой этот организм не мог бы в нынешних условиях функционировать. Основная организация объединенного труда может существовать только как часть этого организма. В ней рабочие осуществляют и распределяют доход, являющийся частью валового общественного дохода, результатом совокупного объединенного прошлого и живого труда. Она – вид диалектического видоизменения «классического» автаркичного предприятия.
В то же время указанные противоречия и их воздействие необходимо постоянно подвергать общественному контролю и постепенно, по мере создания объективных предпосылок, устранять их. Именно эти противоречия предостерегают, что социалистические производственные отношения не могут развиваться стихийно, и, что в наше время постоянная организованная деятельность сознательных социалистических сил играет решающую роль как в направлении общественного развития в целом, так и в борьбе внутри основных организаций объединенного труда.
В каждой отдельной ячейке идет борьба между старым и новым, также как и в масштабах всего общества. Организованная деятельность социалистических сил должна обеспечить объединенным рабочим условия, чтобы они везде были хозяевами условий, средств и продукта своего труда. В противном случае могут возникать условия для проявления групповых собственнических, технократично-менеджерских, и других искаженных отношений.
Указывая на характер борьбы рабочего класса в настоящее время, товарищ Тито подчеркивает, что «существенным элементом борьбы рабочего класса за осуществление принадлежащей ему роли является обуздание этатистско-бюрократических, технократических сил, находящих опору в остатках государственно-собственической монополии и других ее видов». Следовательно, эти вопросы – важнейший участок классовой борьбы рабочих, а осуществление указанных производственных отношений является одной из крупнейших побед рабочего класса на нынешнем этапе борьбы за социализм во главе с Союзом коммунистов и товарищем Тито.
2. В проекте Конституции еще более четко определены положения о самых различных формах объединения труда и средств, образования обычных и сложных организаций объединенного труда, интеграции сферы производства и оборота, о банках, страховых объединениях и т.д. Банки создаются как совместные организации, прежде всего, организаций объединенного труда; через банки они, осуществляя контроль и соблюдая совместные интересы, объединяют и распределяют свои средства. Сфера оборота определена на основании Конституции как продолжение производственного процесса и составная часть совокупного процесса воспроизводства.
Значительные изменения внесены в область удовлетворения совместных и общих потребностей. Их финансирование осуществляется из личных доходов и из доходов организаций объединенного труда, в зависимости от назначения и целей, которым служат соответствующие средства.
Предложенными конституционными положениями вводятся меры против чрезмерного обременения личных доходов, а также доходов организаций объединенного труда. Платежные обязательства – налоги и сборы – утверждаются в зависимости от способности трудовой организации обеспечить, на основании успехов ее работы, удовлетворение личных и совместных потребностей рабочих, а также определенный уровень расширенного воспроизводства.
3. Новыми конституционными положениями в области общественной деятельности, в особенности путем дальнейшего улучшения и ускорения развития самоуправляемых объединений, основанных на общности интересов, обеспечивается последовательное осуществление социалистических отношений и самоуправления в широких сферах человеческой деятельности вне материального производства, изо дня в день становящихся все более значительными в жизни человека.
Классово-эксплуататорские отношения, монополистические, технократические и этатистские тенденции в современных общественных системах уже привели к тому, что большинство трудящихся в этих областях подвергается все более суровой эксплуатации и лишено права на самостоятельную деятельность и инициативу. С другой стороны, трудящимся, интересы и потребности которых должны удовлетворяться через эти виды деятельности, чаще всего отводится роль пассивного объекта, без подлинного влияния на объем и способ использования средств, которые они сами дают в целях развития указанных видов деятельности.
В результате развития самоуправления в этих областях, в нашем обществе удалось подавить частично указанные тенденции и урегулировать только некоторые из упомянутых проблем. Теперь, когда на основании проекта Конституции формируются новые самоуправляемые объединения, основанные на общности интересов, создаются все необходимые условия для новых социалистических отношений на принципах самоуправления как между трудящимися в указанных сферах деятельности, так и между ними и теми, кто пользуется их услугами.
Создание указанных объединений позволяет освободиться от бюджетно-административной зависимости и устранить отношения, регулируемые законами рынка, где они действовали в извращенном виде, открывается процесс свободного обмена труда, совершается непосредственная оценка и согласование труда на основе общности интересов всех, кто образует самоуправляемое объединение, создаются условия для установления непосредственных отношений между людьми на основе взаимности и солидарности. Путем свободного обмена труда осуществляется интеграция всех сфер общественного труда – материального производства и других видов общественного труда, формируется единый процесс общественного воспроизводства и создаются условия для одинакового общественно-экономического положения трудящегося во всех сферах объединенного труда. В этом смысле самоуправляемые объединения, основанные на общности интересов, являются также формой объединения труда, в особенности, когда речь идет об удовлетворении потребностей и интересов воспроизводства в этих областях.
Проект конституции разрешает некоторые дилеммы, которые возникали в связи с претворением в жизнь конституционных поправок и на которые указывалось еще в ходе общественной дискуссии. Четко установлено, что в определенных областях обязательно создание самоуправляемых объединений, основанных на общности интересов, а организованы они должны быть таким образом, чтобы могли принимать участие в непосредственном самоуправлении и принятии решений в указанных областях труда. Установлено несколько видов самоуправляемых объединений, основанных на общности интересов, с учетом характера отношений, методов удовлетворения потребностей и интересов каждой из них, а также различного общего значения в сфере общественного воспроизводства.
4. В предложенных новых конституционных решениях особое внимание уделено отношениям на селе, которые нашли свое полное и четкое выражение в Конституции. Права и гарантии, предоставляемые крестьянам, как индивидуальным сельскохозяйственным работникам, обеспечиваются на основании Конституции и членам их хозяйств, занимающимся земледелием. Это дальнейший шаг к ликвидации пережитков патриархальных отношений и, нередко, неравноправного положения на селе членов семьи крестьянина.
Дополнены и определены положения, касающиеся кооперативов; подчеркнуты добровольность и установление их внутренних отношений на свободных началах; поощряются разные виды взаимного сотрудничества крестьян, на основе объединения труда и средств, в целях повышения производительности их труда и жизненного уровня.
Члены кооперативов на свободных началах регулируют отношения в связи со средствами, которые вкладываются в кооператив, они могут сохранить право собственности, или им выплачивается компенсация за эти средства. Они имеют право на долевое участие в доходах кооператива в зависимости от вложенных средств и труда. Часть дохода кооператива, превышающая объем средств, принадлежащих членам кооператива на основании труда и объединенных средств, служит в качестве общественной собственности для развития кооператива. Крестьяне, как и трудящиеся, осуществляющие доход на основе своего личного труда, имеют на основании Конституции, в принципе, одинаковое общественно-экономическое положение и, по существу, одинаковые права и обязанности, как и работники организаций объединенного труда. Такие конституционные решения явятся дальнейшим стимулом для развития сельского хозяйства, земледельческой кооперации и социалистических отношений на селе.
5. В ходе общественного обсуждения с особой силой было выражено требование о более четком урегулировании планирования на основе самоуправления.
Конституцией определены основные принципы планирования, которые должны разрабатываться путем принятия соответствующих законов, дальше развиваться и дополняться по мере развития новых производственных отношений. Планирование становится одним из существенных элементов общественно-экономической системы. С помощью планирования на основах самоуправления усиливаются прежде всего, общественная роль и прямое воздействие непосредственного производителя на совокупный процесс общественного производства за пределами его основной организации объединенного труда. Планирование утверждается в качестве общей обязанности, чего не было до сих пор.
Кроме того субъекты планирования обязаны согласовывать свои планы между собой, а также с общественными планами общественно-политических содружеств. Таким образом, каждая организация в своей отрасли деятельности содействует плановому направлению развития и сама развивается в его рамках.
В целях укрепления взаимной ответственности и плановой дисциплины на основании положений Конституции определено, что трудовые и другие самоуправляемые организации и содружества не могут односторонне расторгнуть взаимные обязательства, принятые в целях выполнения совместного плана, в течение периода, на который он утвержден.
Особо подчеркнута ответственность органов общественно-политических содружеств, которые в рамках своих, Конституцией определенных прав, принимают меры для выполнения плановых задач. С этой целью и ради устранения осложнений на едином рынке Конституция предоставляет общественно-политическим содружествам много разных средств (в том числе и право на основании закона осуществлять обязательное объединение средств в определенных, ограниченных целях), но только не связанных с отчуждением средств основной организации объединенного труда.
III
1. Общественное обсуждение поддержало и подтвердило идейно-политическую основу предложенных изменений и в политической системе. Единодушно поддержана сущность изменений, в результате которых рабочий класс, в союзе с крестьянством и остальными трудящимися, непосредственно осуществляет политическую власть. Политическая система демократии на основах самоуправления и делегатской системы, предложенная новыми конституционными положениями, открывает процесс ликвидации исторического дуализма государства и общества, создает возможности для нового типа интеграции сферы власти и сферы труда, чем как писал Маркс, возвращается обществу контроль над отчужденной политической властью.
Вся эволюция нашей политической системы – начиная с народно-освободительных комитетов вплоть до сегодняшнего дня, – невзирая на неравномерность развития, блуждания и застои, была определена этой основной марксистской идеей. И хотя весь процесс развития нашей политической системы, – от народно-освободительных комитетов до сегодняшнего дня, – по сути своего основного направления означал отрицание представительной системы, в нем постоянно проявлялись значительные признаки представительно-посреднической демократии.
В Конституционном законе 1953 года, когда было начато построение цельной системы социалистического самоуправления, было выражено требование более решительного продвижения к непосредственной социалистической демократии и системе скупщин. Серьезный шаг в этом направлении означало введение института веча производителей и впоследствии, в 1963 году – нескольких трудовых содружеств.
За истекшее 20-летие скупщины все больше становились формой интеграции самоуправления и политической власти. Тем не менее, нашей политической системе не удалось окончательно выйти из рамок буржуазного парламентаризма, невзирая на коренные изменения структуры скупщин. Попытка путем создания веч трудовых содружеств выразить в работе скупщин интересы «крупных сфер общественного труда», не имеющая прецедента в истории представительных учреждений, была доведена только до половины пути. В скупщинах продолжали существовать политические веча с общей компетенцией, формировавшиеся на основании общего политического представительства, причем я веча трудовых содружеств образовывались не на делегатской системе, а на основе общих выборов. Поэтому в них постоянно была выражена тенденция воспроизводства классических отношений представительства, как в отношении избирателей, так и в самом процессе принятия решений скупщинами.
Определенные элементы буржуазного парламентаризма сохранялись и под воздействием некоторых тенденций в развитии общественных отношений на основах самоуправления. Застой в развитии самоуправления, усиление отчужденных центров технократического, менеджерского, а также государственного экономико-политического могущества вызывали тенденции бюрократизации общественных отношений и укрепления технократическо-бюрократической монополии, а все это неизбежно отражалось на характере и функционировании скупщин, приводя к ограничению их власти.
Исторический опыт говорит, что система представительной демократии основана на таком типе производственных отношений, в которых воплощена эксплуатация наемного труда капиталом. Основанное на собственности монопольное положение капиталистического класса в данных производственных отношениях получает свое выражение в политическом господстве этого класса в сфере политических отношений и политической власти.
В политической области изолированный эгоистичный индивидуум может осуществлять свое представительство только путем отчужденного посредника, общего представителя, выступающего в качестве носителя каких-то вымышленных общих интересов. Функция политической власти, в качестве выражения «единых общественных интересов» и на этом основании – «законности» реальной власти буржуазии, не может основываться на человеке как таковом, определенном совокупностью общественных отношений, интересов, положением его класса. Поэтому основой классической представительной системы и является «абстрактный гражданин», воображаемый человек, взятый вне основных общественных отношении, вне отношений в сфере производства, в которых он воспроизводится в качестве общественного бытия.
Развитие парламентско-представительной демократии подтверждает историческую ограниченность такой формы политического строения общества. Самой природе парламентаризма присущ процесс превращения представительных органов в «парламентские говорильни» и перемещения центра политического могущества из представительной в исполнительную сферу. Почти до конца доведен процесс монополизации политической жизни сильными, централизованными и бюрократизированными политическими партиями. Разные попытки исправить и преобразовать буржуазные парламенты остаются бесплодными и безрезультатными в силу реальности экономических и политических отношений, основанных на интересах крупного капитала. Некоторые новейшие примеры из парламентской жизни стран буржуазной демократии показывают, до какой степени выродились и стали беспомощными представительные учреждения.
2. Настоящие конституционные изменения означают крутой поворот в стремлении преодолеть буржуазный парламентаризм. Исторически новая позиция рабочего класса в сфере политических отношений обеспечивается путем предложенных конституционных решений, на основании которых политическая система и вся политическая власть непосредственно связаны с положением и интересами рабочего класса, крестьян и всех остальных трудящихся, организованных на основах самоуправления и политической власти.
Делегатский принцип является институтом, с помощью которого обеспечивается именно такое положение объединенного труда в сфере политических отношений. Речь идет о введении такой политической системы, которая должна предоставить каждому трудящемуся, организованному по экономическому и политическому принципу, возможность самостоятельно принимать деятельное участие в политической жизни и построении государства. Основой и сущностью политической системы при социалистической демократии на основах самоуправления являются не изолированное отдельное лицо, гражданин вне общественно-экономических отношений, определяющих его классовую принадлежность, а трудящиеся, политически и на основах самоуправления объединенные в своих трудовых организациях, местных содружествах и в общественно-политических организациях, и, будучи тесно связанные между собой через свои делегации и своих делегатов, осуществляющие власть и управляющие общими общественными делами.
Содержание делегатской системы выражается в формировании общественно-политического отношения между основанным на самоуправлении базисом и центром политической власти общественно-политических содружеств. Характерным для новой позиции делегатов является конституционное положение, на основании которого делегаты в политической сфере руководствуются указаниями своих самоуправляемых организаций и содружеств, а также общими общественными интересами и потребностями.
Необходимой предпосылкой создания такой системы политических отношений и обеспечения такой роли рабочего класса являются, прежде всего, основанное на самоуправлении положение рабочих, их всесторонняя деятельность в основных организациях объединенного труда, введение предохранительных мер против любого вида монополии и отчуждения продукта прибавочного труда, затем высокая степень информированности и гласность работы, активность и инициативность организованных сил общественного сознания. Без организованного воздействия социалистического сознания, в особенности Союза коммунистов, в основных естественных ячейках труда и общества вряд ли удастся претворить в жизнь делегатский тип политической организации. Стихийность и спонтанность привели бы к спекуляциям за счет рабочего класса и его интересов, извратили бы делегатскую систему и сделали из нее не инструмент рабочего класса, а средство узурпации и вмешательства технократическо-менаджерских и бюрократических групп, способствовали бы усилению других антисоциалистических сил.
Делегатская система должна позволить политически и на основах самоуправления организованному рабочему классу «организоваться как государство», как говорил Маркс, но такое, „которое большей частью уже не является государством”. Речь идет об особом типе социалистического государства, исторической форме диктатуры пролетариата, отвечающей нынешнему уровню развития социалистического самоуправления.
3. В ходе общественного обсуждения высказывались замечания, несомненно, содействовавшие улучшению предложенных конституционных решений. Но были и такие, которые, хотя на словах означали согласие с основной идейной концепцией построения политической системы на делегатском принципе, считали на самом деле эту систему одной из форм косвенных выборов, более или менее косвенного участия в принятии решений. Делегатская система воспринималась таким образом как нечто, напоминающее «улучшенную форму» классической представительной системы.
Такие идейно-политические концепции с особой силой выражались в спорах о принятии решений прямым или косвенным путем, которые механистически разделялись. При этом допускалась определенная вульгаризация взглядов, что непосредственное принятие решений – это только личное высказывание на собраниях, референдумах и т.п. Подобные ошибки допускаются и когда самоуправление «делится» на «прямое» и «косвенное». Но ведь самоуправление как таковое, может быть только непосредственным! Если оно «косвенное» то это – смешение самоуправления и непосредственной демократии на основах самоуправления с буржуазным парламентаризмом, или же речь идет попросту о мелкобуржуазном анархизме.
Введение делегатской системы важно, прежде всего, тем, что функция власти в широких общественно-политических содружествах осуществляется не посредством общих политических представителей, а путем такого типа политических учреждений, которыми в центрах политической власти обеспечивается непосредственное присутствие интересов, вытекающих из самого базиса общества.
Делегации и делегаты не являются общеполитическими представителями, наделенными полномочиями общеполитического характера, в которых отражены общеполитические права избирателей. Они являются инструментом в руках политически и на основах самоуправления организованного рабочего класса, выражением реальных интересов трудящихся, с ясной и определенной ответственностью перед самими рабочими и всеми трудящимися в их основных организациях и содружествах, перед обществом в целом. Базируясь на ассоциации и свободной кооперации, на организованном воздействии всех основных содружеств, делегации выступают в роли коллективных носителей интересов указанных содружеств в широких форумах власти. А поскольку сами делегаты являются составной частью указанных содружеств, они, на самом деле, – носители собственных интересов, а не представители интересов кого-либо другого.
4. Изменения, предлагаемые проектом Конституции в системе скупщин, направлены именно к этой цели. Скупщины должны быть конституированы 1аким образом, чтобы позволить делегациям не только выражать, но связывать и согласовывать все виды интересов политически и на основании самоуправления организованных трудящихся. Это основные организации объединенного труда, местные содружества а также общины, объединения, основанные на общности интересов, и общественно-политические организации.
В целях упорядочения совокупной политической системы, для осуществления всех общественно-важных интересов, проектом Конституции более четко определяется и положение объединений, основанных на общности интересов, т.е. положение собраний указанных объединений, которое они занимают в системе скупщин. Основной замысел предложенного решения, как указано и в ходе общественного обсуждения, в том, чтобы исключить возможность всяких импровизаций в виде спорадического или консультативного участия указанных объединений в работе скупщин. Таким образом Конституцией закрепляются политические завоевания трудящихся в области науки, образования, культуры, здравоохранения и т. д. Их позиции в системе скупщин приобретают более реальный характер.
Опыт развития нашей политической системы и осознанный на протяжении всего периода развития характер политических отношений на нынешнем этапе подтвердили, что совокупные реальные общественные интересы трудящихся могут осуществляться в системе скупщин только с помощью механизма делегаций и делегатов от основных организаций объединенного труда, других основных самоуправляемых организаций и содружеств, и что не могут допускаться спонтанность и стихийности в сфере политической власти. В недостаточно развитом обществе, в котором имеют место внутренние противоречия, необходимо обеспечить полное сочетание личных и общих интересов общества, полное слияние повседневных и исторических интересов рабочего класса.

Pages: 1 2 3 4 5 6

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.