Проект оснований устава украинского общества “Вольный союз”

М. ДРАГОМАНОВ. ПРОЕКТ ОСНОВАНИЙ УСТАВА УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА «ВОЛЬНЫЙ СОЮЗ», 1884 Г.
Часть I. О целях общества
I. В землях, населенных украинским племенем, должно быть основано общество  «Вольный Союз», которое своей задачей ставит политическое, экономическое и культурное освобождение и развитие украинского народа и живущих среди него иноплеменных колоний.
Примечание. Так как украинский народ живет в разных государствах: в России, в Австрии (в Галиции и Буковине) и в Венгрии (в восточных комитетах) в различных условиях (хотя и при весьма сходных социальных и культурных условиях), то в каждой из этих политических областей приемы общественной деятельности должны быть различны. Поэтому в каждой из вышеупомянутых украинских областей должны быть образованы и особые политические общества – более самостоятельные, чем отделы одного и того же общества, – которые, впрочем, по самой силе вещей должны будут прийти в соглашение между собой относительно известной солидарности в действиях и взаимной помощи.
Настоящий проект, разработанный при участии российских украинцев, имеет в виду исключительно российскую Украину.
II. «Вольный Союз» должен стремиться к достижению своих целей в согласии с подобными ему обществами среди других народов, интересы которых соприкасаются с интересами украинского народа.
Примечание. Для максимального достижения такого согласия «Вольный Союз» должен принимать в число своих членов лица разных национальностей, основывать свои отделы в украинских колониях, среди других племен и содействовать образованию подобных ему обществ среди народов, интересы которых связаны с интересами украинского народа.
III. Важнейшей задачей «Вольного Союза» в России в настоящее и ближайшее время должна быть работа для преобразования этого государства на началах политической свободы приблизительно на следующих основаниях:
1. Под словами «политическая свобода» следует понимать:
А). Права человека и гражданина:
а) неприкосновенность человека для позорных наказаний и смертной казни;
б) неприкосновенность личности и жилища для полиции без судебного постановления;
Примечание I. В случаях задержания кого-либо на месте преступления, любой может арестовать виновного, но должен тот час же передать его в руки судебной власти.
Примечание II. Никто не должен быть судим судом чрезвычайным. Уголовный суд, кроме мирового, должен быть с присяжными.
в) неприкосновенность частных писем и телеграмм;
г) свобода выбора места жительства и занятий;
д) неприкосновенность национальности (языка) в частной и публичной жизни;
е) свобода совести (вероисповедания) и всякого публичного богослужения и обрядов, не противных общественному мнению.
Примечание. Из этой свободы следует отмена государственной церкви и обращение всех церковных учреждений в частные, содержащиеся исключительно за счет желающих, в управляемые сообразно их воле, без всякого пособия или вмешательства гражданских учреждений.
ж) свобода слова, печати, театров и обучения;
з) свобода собраний, публичных прошений и заявлений (с помощью рисунков, знамен, процессий и т.д.) без нарушения внешнего порядка и безопасности в населенных местах;
и) свобода товариществ и обществ;
к) право ношения оружия и проведения военных упражнений без нарушения внешнего порядка и безопасности в населенных местах;
л) право гражданского и уголовного иска против должностных лиц и учреждений за незаконное нарушение интересов лица;
м) право сопротивления незаконным действиям чиновников;
н) равенство всех в гражданских правах и обязанностях.
Примечание I к разд. А. Права человека и гражданина не могут быть ни отменены, ни ограничены ни постановлением, ни законом, за исключением ограничений, установленных в законодательном порядке на время внешней войны. Но и в этом случае никто, не принадлежащий к войску, не может быть судим ни военным, ни другим специальным судом.
Примечание II к разд. А. Охрана вышеперечисленных прав должна вменяться в обязанность местных мировых судей, которым должно быть предоставлено право требовать себе под личную ответственность содействия вблизи стоящих военных сил, обязанных оказывать им такое содействие.
Б). Самоуправление:
а) местное: общинное (сельское и городское); волостное; уездное; областное;
б) государственное.
2. Самоуправление должно быть представлено сходами граждан либо же избранными собраниями, пред которыми должны быть ответственны все должностные лица, кроме судей, положение которых должно быть определено особо.
Примечание. В основных своих чертах теперешнее судоустройство по уставу 20 Ноября 1864 г. может быть признано удовлетворительным.
3. Все лица, достигшие 21-летнего возраста, должны пользоваться избирательным правом и правом быть избираемыми во всякие представительные собрания и на общинные, волостные и уездные должности; для права же быть избранным в собрания, на областные и государственные должности необходимо достижение 25-летнего возраста.
Примечание I. Законы об избирательных сходах и округах должны быть составлены таким образом, чтобы избранные могли представлять не только жителей всех местностей, но и по возможности всех родов занятий, а также не только большинства, но и меньшинства.
Примечание II. Избиратели должны иметь право выдвигать своим представителям требования.
4. В селах общественными делами должен заведовать сход граждан, избранное им правление во главе со старшиной.
5. В городах (и поселках), волостях, уездах и областях для заведования общественными делами должны быть учреждены думы, избираемые на основании особых, составленных без нарушения пункта 3-го законов об избирательных сходах и округах, а также управления, избираемые думами.
6. Сельские сходы, а также городские, волостные и областные думы должны иметь право поручать исполнение своих постановлений, кроме своих старшин и управлений, еще и особым лицам или комитетам.
7. Сельские сходы, а также городские, уездные и областные думы должны иметь право поручать своим управлениям вести гражданские и уголовные иски против всякого рода должностных лиц за незаконные их действия.
8. Указанные в §§ 4 и 5 общинные, волостные и уездные учреждения должны заведовать в своих округах делами местного общественного хозяйства (общественное имущество, базары, ярмарки и т. п.), благоустройства (пути сообщения, публичные здания, почты и т. п.) и благосостояния (оздоровление, продовольствие, призрение, страхование, охрана скота от эпидемий и т. п.), общественным начальным и (по мере средств) средним обучением.
9. Областным думам, определенным их управлениям и другим органам должно принадлежать: заведование делами местного общественного хозяйства, благоустройства и благосостояния, которые превосходят средства одного уезда, принятие общих мер по области по всем делам общественного хозяйства, благоустройства и благосостояния, надзор за всей экономической деятельностью в области (земледелием, копями, лесами, промыслами, заводами, фабриками и др.), принятие мер для сохранения природных богатств области и для правильного их использования, а также для обеспечения и увеличения всеобщего богатства населения области; надзор (инспекция) за публичным обучением в области и заведование средними школами, школами, содержащимися за областной счет, а также школами высшими и учеными учреждениями (академиями и пр.).
10. Сельские сходы, а также волостные, городские, уездные и областные думы, должны иметь право издавать по всем делам, входящим в круг их действия, обязательные постановления (не противные основным законам и общим интересам государственного союза), назначать для удовлетворения подлежащих их ведению общественных нужд налоги и сотрудничать с другими подобными учреждениями в пределах государства относительно удовлетворения общих их нужд.
Примечания к пар. 4-10. I. Подробности об отношениях между названными выше учреждениями, с более или менее широким кругом действия, должны быть определены особыми уставами. Но необходимо, чтобы эти уставы контролировали, чтобы учреждение с более широкой компетенцией не руководило учреждениями с менее широкой компетенцией, чтоб каждое учреждение имело максимально возможную самостоятельность в своей сфере, особенно в делах, которые оно оплачивает за свой счет. Упомянутый надзор в делах образовательных должен иметь значение исследования и совета, а не командования.
11. Равными образом, особыми постановлениями должны быть определены и отношения к органам местного самоуправления представителей общегосударственного правительства (министров и областных наместников). Но для того, чтобы местное самоуправление было действительным, чтоб представители государства могли приостанавливать только такие постановления и действия органов местного самоуправления, которые не согласны с основными законами и общими интересами государственного союза, и чтоб возникшее таким образом столкновение разрешалось Сенатом (высшим судом) с ответственностью государственного чиновника за последствия произведенной им остановки, полиция в городах, уездах и подразделениях последних должна находиться в ведении соответствующих дум, перед которыми должны быть ответственны начальники местной полиции, каким бы способом они ни назначались.
12. Кроме перечисленных в пар. 8, 9, 10 и 11 дел, местным выборным учреждениям должны принадлежать сбор и распределение прямых государственных податей. Областным же думам должно принадлежать также предварительное рассмотрение всех проектов общегосударственных финансовых законов и представление о них заключений в законодательные государственные учреждения, а также законодательство по вопросам местной жизни (применение избирательных законов, территориальные разделения, кодификация обычного права и т. п.).
13. Заведование делами, общими всему российскому государственному союзу, и общегосударственное законодательство должно принадлежать двум думам:
А) Государственной Думе, гласные которой должны быть определены особым на этот счет установлением на основании № 3-го,
Б) Союзной Думе, гласные которой должны избираться областными думами.
Примечание. Областные думы должны давать своим представителям в Союзной Думе указы и иметь право во всякое время заменять этих представителей другими.
14. Обе общегосударственные думы на время перерыва своих собраний должны составлять из своих представителей Наблюдательную Комиссию.
15. Министры, назначаемые Главою Государства, должны быть ответственны перед обеими думами и могут быть отданы ими под суд.
16. Думе Союзной, как представительнице областей, кроме участия в общегосударственном законодательстве и управлении, должно принадлежать, в частности, заведование государственным имуществом как общим для всех областей государства запасом. Относительно употребления этого запаса в общую пользу Союзная Дума должна принимать меры на основании изданных совместно с Государственной Думой законов по согласованию с Думами уездными и областными, которые должны сообщать Союзной Думе о нуждах, которые могут быть удовлетворены из упомянутого запаса.
17. Все названные думы должны обязательно собираться в определенные сроки на очередные собрания. На чрезвычайные же собрания эти думы должны созываться по приглашению соответственных управлений и Наблюдательной Комиссии или по желанию трети своих членов. В случае войны или восстания в одной из областей, Государственная и Союзная Думы должны собираться сами, если их не созовет ни Глава Государства, ни Наблюдательная Комиссия, и не расходиться, пока сами о том не постановят.
18. Глава Государства с согласия Союзной Думы может распустить Государственную Думу, но в таком случае распускается и Союзная Дума, а в манифесте о том должен быть назначен и срок избрания новых членов этих дум. Одновременно с изданием этого манифеста должны собираться областные думы, которые и должны заседать до собрания новых общегосударственных дум.
19. В случае незаконного захвата государственной власти с чьей бы то ни было стороны, должны собираться по собственной инициативе областные думы, которые и примут меры для восстановления законного порядка. В таком случае войска, расположенные в областях, должны подчиняться областным думам.
20. Для суда над министрами за преступления по должности, а также над членами Государственной и Союзной Думы за государственную измену должен собираться Верховный Суд из членов уголовного департамента Сената и Союзной Думы.
21. Сенаторы должны назначаться пожизненно Главою Государства из кандидатов, предложенных ему Союзною Думою, непременно из лиц, получивших высшее юридическое образование и бывших уже членами судебных палат, областных или общегосударственных дум.
22. Думы уездные и областные, а также Глава Государства должны иметь право поднимать вопрос о несоответствии постановлений Государственной и Союзной Думы основным законам (уставам, конституции) государства. Вопросы эти должны разрешаться Сенатом на общем собрании его департаментов.
23. Никакие изменения в основных законах государства не должны производиться без предварительного согласия двух третей голосов Государственной и Союзной Дум и без утверждения Государственного Собора.
24. Государственный Собор состоит из членов Государственной и Союзной Думы, а также из специальных представителей, избранных областными собраниями в таком количестве, чтоб число членов Союзной Думы и этих специальных представителей было равно числу членов Государственной Думы.
25. Глава государства обязан обнародовать законы, принятые общегосударственными собраниями, и постановления Сената, лишающие их силы, а также постановления Государственного Собора, наблюдать за исполнением законов и преследовать в законном порядке их нарушения.
Примечание. Главой Государства может быть как наследный Император, так и избранный на срок Председатель Всероссийского Государственного Союза. В первом случае за его действия должны отвечать министры в порядке, указанном в §§ 15 и 21, а во втором – он отвечает сам в том же порядке.
IV. Из вышеизложенных начал политического преобразования Россия должна считать особенно важными:
1) права человека и гражданина;
2) местное самоуправление, правление всей Россией посредством центрального представительного собрания.
Без признания и обеспечения этих прав и местного самоуправления преобразованное правительство следует считать таким же слабо охраняющим свободу вообще и интересы Украины в частности, как и теперешнее руководство Российской империи.
V. После осуществления вышеизложенного или подобного плана политического преобразования России в целом или в важнейших его частях, члены «Вольного Союза» должны взять на себя обязанность обратить свои усилия на облегчение общественных тягот, угнетающих в настоящий момент жителей российской Украины, и на обеспечение каждому из них средств для существования и развития. Для этого члены «Вольного Союза» должны обязаться проводить без препятствий через органы самоуправления любые мероприятия, направленные:
1. На уменьшение тягот военной повинности до тех пор, пока общие международные отношения дадут возможность заменить постоянную армию временно собираемыми народными ополчениями.
Примечание. Между прочим, облегчение тягот военной повинности может быть достигнуто разделением их между общегосударственной армией и областными ополчениями при сокращении армии и срока службы в ней.
2. На обращение всех налогов в прямые подоходные подати, постепенно увеличивающиеся согласно величине дохода плательщика.
Примечание. Само собой разумеется, что теперешние вопиюще несправедливые налоги и поборы: подушные, паспортные, акцизные и т. п., должны быть, прежде всего, или уничтожены, или совершенно преобразованы.
3. На установление доступного для каждого обучения в начальных, средних и высших школах. Чтобы для детей бедных семей первоначальное обучение было бесплатное и сопровождалось пособиями или, в случае необходимости, полным содержанием ученика за государственный счет. Причем более способные ученики содержались бы подобным же образом и в средних, и в высших школах.
4. На организацию для бедных людей общественных приютов: для детей, больных, увечных и престарелых, а также общественных пенсионных касс для потерявших силы и престарелых работников всех видов полезного обществу труда.
5. На ограничение часов дневного труда, прежде всего для женщин и детей, при котором было бы возможно сохранение здоровья и развитие телесное и нравственное.
Примечание. Фабричная работа для недостигших 14-летнего возраста должна быть, безусловно, запрещена.
6. На установление посреднических судов между хозяевами и рабочими из избранных представителей от обеих сторон.
7. На создание для рабочих нормального жилья, на удешевление его найма и на облегчение покупки его семействами и артелями рабочих.
8. На предоставление, по возможности, каждому земледельцу участия в пользовании или во владении землею и лесом посредством раздачи их из государственной казны, переселения на незанятые места, выкупа в кредит и при содействии общественных учреждений, покупки общественными учреждениями земель и лесов у частных лиц.
Примечание I. Заключенные при введении Положения о крестьянах 19 февраля 1861 г. договоры, обезземеливающие крестьян или дающие им так называемый четвертый надел, должны быть проверены с применением, в случае необходимости, обязательного выкупа.
Примечание II. В местностях, в которых совершенные с 1861 г. выкупные сделки налагают на крестьян платежи, превышающие действительную доходность с земли, выкупные платежи эти должны быть облегчены посредством перенесения погашения выкупного долга со специального крестьянского налога на общегосударственные расходы.
9. На увеличение поземельного дохода и всякого заработка трудящихся людей посредством устройства общественных товарных складов, заказов всякого рода подрядов на общественные нужды прямо земледельцам и работникам под руководством общественных учреждений (преимущественно общинных).
10. На поддержание и развитие общественного и товарищеского землевладения и аренды, всякой другой товарищеской и артельной работ.
11. На выкуп копей, вод, лесов, железных дорог и т. п. в собственность государства, областей, уездов, волостей или общин и на предоставление их в пользование населению, по возможности по низким ценам и с применением артельного способа добывания и обработки продуктов.
VI. Проведение внеочередных экономических мер составляет наименьшее из обязанностей, принимаемых на себя членами «Вольного Союза» по установлению в России начал политической свободы. Члены же, которые будут считать эти меры недостаточными, могут после этих изменений без нарушения своего слова выйти из состава общества для принятия решений по своему усмотрению.
Заключение. После всего сказанного цели украинского общества «Вольный Союз» в настоящий момент могут быть кратко изложены в следующих пунктах:
I. Цели общегражданские:
а) права человека и гражданина как необходимое условие личного достоинства и развития;
б) самоуправление как основа для движения к социальной справедливости.
II. Цель частнонациональная:
Политическая свобода как средство для возвращения украинской нации в семью культурных наций.
Области, на которые должна быть разделена Российская империя, сообразно совокупности географических, экономических и этнографических условий, могут быть приблизительно следующие:
– Северная: губернии Архангельская и Вологодская.
– Озерная: губернии Оловецкая, С.-Петербургская, Псковская, Новгородская и Тверская.
– Балтийская: губернии Эстляндская, Лифляндская, латышские уезды (Люцынский, Речицкий и Динабургский) Витебской губернии и Курляндская.
– Литовская: губернии Ковенская, Сувалкская к северу от г. Сувалок, северо-западная половина Виленской губернии.
– Польская: губернии царства Польского, кроме литовской части Сувалкской и восточных частей Седлецкой и Люблинской (бывшая униатская Холмская эпархия), и западной части уездов Гродненского и Белостоцкого Гродненской губернии.
– Белорусская: губерния Витебская (кроме латышских уеэдов), западная половина Смоленской губ., Могилевская губ.. Минская, кроме Пинского и Мозырского уеэдов в губ. Гродненская, кроме южных уездов (Бельского, Пружанского, Брестского и Кобринского).
– Полесская: восточные части Седлецкой и Люблинской губ., южные уезды Гродненской губ., Пинский и Мозырский уезды Минской губ. и Волынская губ., кроме юго-восточной части (уездов Житомирского и Новград-Волынского по р. Случ).
– Киевская: юго-восточная часть Волынской губ., Киевская губерния, Черниговская и Полтавская, без юго-восточной части (уездов Констинтиноградского, Полтавского, Кобеляцкого и половины Кременчугского).
– Одесская: губ. Подольская, Бессарабская, Херсонская, западная часть Екатеринославской (по р. Днепр) и Таврическая губ., кроме уездов Мелитопольского и Бердянского.
– Харьковская: Мелитопольский и Бердянский уезды Таврической губ., юго-восточные уезды Полтавской губ., Харьковская губ. и южные, Слободско-украинские уезды Курской и Воронежской губ.
– Московская: северные уезды Курской губ., губ. Орловская, Тульская, Калужская, Смоленская (кроме Белорусских уездов), Московская и Рязанская.
– Нижегородская: губ. Ярославская, Костромская, Владимирская и Нижегородская.
– Казанская: губ. Вятская, Казанская, Симбирская и Самарская, кроме южных уездов (Николаевского и Новоузенского).
– Приуральская: губ. Пермская, Уфимская и Оренбургская.
– Саратовская: северо-восточные уезды Воронежской губ., губ. Тамбовская, Пензенская, Николаевски и Новоузенский у. Сам. губ. и Астраханская губ.
– Кавказская: Закавказье с Ставропольской губ. (временно).
– Западная Сибирь.
– Восточная Сибирь.
– Земли казачьи (Донская, Кубанская, Тверская и Уральская) должны оставаться как особые области вплоть до преобразования казачьей военной службы и всего строя этих земель на началах всесословности. После чего земля уральских казаков примкнет, вероятно, к области Саратовской, а первые три составят с губернией Ставропольской одну область, с сохранением местных отличий.
– Области Среднеазиатские, как слишком разнообразные по своему населению и недавно еще присоединенные, должны находиться на особом положении с возможным применением начал самоуправления.
Женева, 1884 г.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.