Земский устав королевства Богемии 1861

ЗЕМСКИЙ УСТАВ КОРОЛЕВСТВА БОГЕМИИ
26 февраля 1861 года
Патент 26 февраля 1861 года, о котором было сказано выше, заключал в себе, в качестве первого приложения, основной закон об имперском представительстве, ныне утративший обязательную силу, а в качестве второго приложения, под литерами а-р, земские уставы и избирательные земские уставы всех входящих в состав Австрии королевств и земель. Эти уставы доныне продолжают действовать. Ниже следует земский устав Богемии; остальные уставы в основных своих пунктах вполне аналогичны с ним и отличаются между собою лишь числом представителей в ландтаге и наименованиями должностных лиц.
РАЗДЕЛ I. О ЗЕМСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ
§ 1.  Королевство Богемия во всем, что касается земских дел, представлено ландтагом.
§ 2.  Принадлежащие к компетенции земского представительства полномочия осуществляются или самим ландтагом, или земским комитетом (Landesausschuss).
§ 3.  Ландтаг состоит из 242 членов, а именно:
а) князя  архиепископа Праги и епископов Лейтмерица, Кениггреца и Будвейса;
b) ректоров немецкого и чешского Карла Фердинанда университетов в Праге;
с) 236 избранных депутатов, а именно:
I. 70 депутатов от крупного землевладения,
II. 87 депутатов от городов и промышленных центров, означенных в избирательном законе, и от торговых и промышленных палат.
III. 79 депутатов от общин Королевства Богемии.
(Приведенный текст вводной фразы и п. b в § 3 основан на законе 6 октября 1882 года, № 154 L.G.B.).
§ 4.  Император назначает из среды депутатов Обер-Ландмаршала и его заместителя.
§ 5.  Избирательный устав Королевства Богемии содержит ближайшие постановления об условиях, необходимых для того, чтобы быть избирателем и избираемым, о распределении депутатов по территориальным округам и о производстве выборов.
§ 6.  Продолжительность полномочий Обер-Ландмаршала и его заместителя, а равно и депутатов ландтага (период ландтага) определяется в шесть лет.
Выборы депутатов в ландтаг не могут быть отменены избирателями.
Когда истекает установленный срок полномочий ландтага, или если ландтаг будет ранее того распущен, равно как и в случаях, когда кто-либо из депутатов выйдет в отставку, умрет или лишится необходимых для того, чтобы быть депутатом, условий, производятся новые выборы.
Члены предыдущих ландтагов могут быть вновь избираемы.
§ 7.  Депутаты, избранные в ландтаг, не могут получать обязательных инструкций и должны осуществлять право голоса лично.
§ 8.  Ландтаг по Высочайшему созыву должен по правилу собираться раз в год, и притом в главном земском городе, Праге, разве бы император распорядился иначе.
§ 9.  Депутаты ландтага клянутся перед Обер-Ландмаршалом, при вступлении в ландтаг, в верности и послушании императору, в соблюдены законов и добросовестном исполнении обязанностей.
§ 10.  Обер-Ландмаршал открывает созванный императором ландтаг, он председательствует на заседаниях и руководит прениями, он закрывает ландтаг по окончании его работ или по Высочайшему повелению.
Ландтаг может быть распущен императором во всякое время в течение сессии, но под условием одновременного назначения новых выборов.
§ 11.  Земский комитет, исполняя обязанности административного и исполнительного органа земского представительства, состоит из восьми членов, выбранных из среды собрания, под председательством Обер-Ландмаршала. Обер-Ландмаршал назначает одного из членов земского комитета своим заместителем в председательствовании на случай, когда он не может присутствовать.
§ 12.  Для присутствия в комитете из среды ландтага выбираются два члена депутатами избирательного класса крупных земельных собственников (§ 3, I), два  от класса городов и промышленных центров, торговых и промышленных палат (§ 3, II), и два  от класса сельских общин (§ 3, III).
Остальные два члена избираются порознь общим собранием ландтага из своей среды.
Каждое такое избрание совершается по абсолютному большинству голосов, участвующих в голосовании.
Если ни при первой, ни при второй подаче голосов не получится абсолютного большинства, то происходит баллотировка между теми двумя лицами, которые получили при втором голосовании большинство голосов.
В случае равенства голосов решает жребий.
§ 13.  Для каждого члена земского комитета избирается кандидат указанным в предыдущей статье порядком.
Если в то время, как ландтаг не заседает, член земского комитета умирает, подает в отставку или оказывается надолго не в состоянии участвовать в работах комитета, то его место заступает один из двух кандидатов, избранных тем классом избирателей, к которому принадлежал подлежащий замене член.
Если ландтаг в сборе, то для замещения навсегда выбывшего члена происходят новые выборы.
(Этот текст § 13 установлен законом 19 июля 1863 года, № 30 LGВ).
§ 14.  Продолжительность полномочий членов земского комитета и кандидатов в члены та же, что и выбравшего их ландтага. Деятельность комитета продолжается однако и после истечения полномочий ландтага или после его роспуска, до того времени, когда новый ландтаг вновь выберет комитет.
Выход из ландтага влечет за собою выход из состава земского комитета.
§ 15.  Члены земского комитета обязаны проживать в Праге.
Они получают ежегодное вознаграждение из земских сумм в размере, определяемом ландтагом.
РАЗДЕЛ II. ВЕДОМСТВО ЗЕМСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
I. Ведомство ландтага
§ 16.  Ландтаг призван участвовать в осуществлении законодательной власти согласно постановлениям Императорского диплома 20 октября 1860 года (№ 226 RGВ).
(Дальнейшие постановления этого параграфа, касающиеся выбора депутатов рейхсрата, утратили обязательную силу после издания закона 2 апреля 1873 года, см. заметку выше).
§ 17.  Законопроекты относительно земских дел представляются в ландтаг как предложения правительства.
Ландтаг также имеет право вносить законопроекты по земским делам.
Согласие ландтага и санкция императора необходимы для каждого земского закона. Законопроекты, отвергнутые императором или ландтагом, не могут вновь вноситься в продолжение той же сессии.
§ 18.  Земскими делами признаются:
I. Всякие распоряжения, касающиеся:
1. культуры страны;
2. общественных построек, воздвигаемых на земский счет;
3. благотворительных учреждений, пользующихся поддержкой из земских средств;
4. предложений и отчетов касательно:
а) земских доходов от управления земскими имуществами, от земских налогов и от пользования земским кредитом;
b) обыкновенных и чрезвычайных земских расходов.
II. Ближайшие распоряжения в пределах общих законов, касающиеся:
1. общинных дел;
2. дел церковных и школьных;
3. снабжения фуражом и съестными припасами войска и его расквартирования;
III. Распоряжения касательно всех других вопросов, затрагивающих благосостояние и нужды земли, которые будут отнесены к ведомству ландтага специальными указами.
§ 19.  Ландтаг призван:
I. обсуждать и формулировать предложения:
1. об издаваемых общих законах и распоряжениях с точки зрения, в частности, влияния их на благосостояние страны;
2. об издании общих законов и распоряжений, могущих содействовать удовлетворению нужд и благосостоянию страны;
II. делать предложения по всем делам, по которым правительство будет спрашивать его совета.
§ 20.  Ландтаг заботится о сохранности имущества земских сословий (Domestical-Vermögen) и о других имуществах, составляющих собственность Богемии по своему происхождению или назначению, а равно о фондах и учреждениях, основанных или содержащихся на сословные или земские средства.
Решения ландтага, влекущие за собой отчуждение, постоянное обременение или залог общественных имуществ, должны быть санкционированы императором.
§ 21.  Ландтаг управляет земскими сословными имуществами, кредитной и долговой частью и заботится об исполнении лежащих на королевстве обязанностей. Он управляет земским фондом и земельным фондом Королевства Богемии и тратит его, точно сообразуясь с законными целями и назначением этих фондов.
§ 22.  Ландтаг обсуждает и устанавливает способы получения средств, необходимых для осуществления его деятельности в земских интересах, и для управления имуществами, фондами и учреждениями страны, поскольку не хватает доходов с существующих земских имуществ.
Он может с этою целью установить и взимать дополнительный сбор в десять процентов к прямым государственным налогам. Более высокий дополнительный к какому-либо прямому налогу сбор или установление каких-либо других земских сборов требуют соизволения императора.
§ 23.  Деятельность ландтага в вопросах, касающихся общин, определяется законом об общинах и специальными статутами общин.
§ 24.  Участие и надзор ландтага в податных делах и в частности в отношении установления, взимания и расходования прямых государственных налогов определяется особыми постановлениями.
§ 25.  Ландтаг устанавливает состав и содержание личного состава чиновников и служащих, состоящих при земском комитете или при той или другой отрасли управления; он определяет порядок их назначения, дисциплинарные правила, права на пенсию и на выход в отставку и наблюдает за служебной деятельностью подчиненных ему чиновников и служащих.
II. Ведомство земского комитета
§ 26. – Земский комитет заведует обыкновенными делами по управлению земским имуществом, земскими фондами и учреждениями, руководить служебной деятельностью подчиненных ему чиновников и служащих и наблюдает за нею.
Он обязан о сем давать отчет ландтагу, равно как и об исполнении решений последнего и подготовлять для ландтага, по его поручению или по собственному почину, предложения, касающиеся земских дел.
§ 27. – Принадлежащие земле или прежним земским сословиям права патроната или назначения кандидатов, а равно право выбора кандидатов или назначения лиц на места в благотворительных учреждениях или для пользования стипендиями и право принятия в сословные установления и учреждения осуществляются земским комитетом.
§ 28. – Земский комитет представляет ландтаг во всех судебных делах.
Всякий документ от имени земского представительства должен быть скреплен подписью Обер-Ландмаршала и двух членов земского комитета и снабжен земскою печатью.
§ 29. – Земский комитет ведает сверх того дела прежней сословной управы, если только эти дела не переданы другим органам или не потеряли значения вследствие изменившихся условий.
§ 30. – Земский комитет делает необходимым приготовления для заседаний ландтага и заботится об устройстве, содержании в порядке и обзаведении всем необходимым помещений для земского представительства и для непосредственно подчиненных последнему учреждений и органов.
§ 31. – Земский комитет проверяет правильность избраний вновь вступающих в ландтаг депутатов и делает соответствующей доклад ландтагу, которому принадлежит решающий голос относительно допущения избранных.
§ 32. – Устав, имеющий быть составленным ландтагом, будет определять ближайшим образом дела, относящиеся к ведению земского комитета, и способ их направления, а право вмешательства в общинные дела и в вопросы о прямых государственных налогах будет определено особыми законами об общинах и о налогах.
РАЗДЕЛ III. О ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ
§ 33. – Ландтаг, правильно созванный, рассматривает на заседаниях дела, принадлежащие к его ведомству.
Заседания назначаются, открываются и закрываются Обер-Ландмаршалом.
§ 34. – Заседания ландтага публичны.
В виде исключения допустимы закрытые заседания, если того потребуют председательствующей или, по крайней мере, пять членов, и если ландтаг в отсутствие публики согласится на это.
§ 35. – Вопросы, подлежащее обсуждению ландтага, вносятся:
а) или в виде правительственных предложений Обер-Ландмаршалом;
b) или в виде предложений земского комитета или специальной комиссии, выбранной из среды ландтага в течение сессии;
с) или в виде предложений отдельных членов.
Самостоятельные, не относящиеся ни к какому проекту правительства, земского комитета или комиссии, предложения отдельных членов должны быть предварительно в письменной форме заявлены Обер-Ландмаршалу и обсуждены комиссией.
Обер-Ландмаршал отклоняет обсуждение всякого предложения, предмет которого не входит в ведомство ландтага.
§ 36. – Обер-Ландмаршал определяет порядок рассмотрения дел.
Предложения правительства должны быть представляемы ранее других дел на обсуждение и решение ландтага.
§ 37. – Наместник (Statthalter) Королевства Богемии или уполномоченные им комиссары имеют право входа в ландтаг и право во всякое время потребовать слова; в голосовании они принимают участие только в том случае, если состоят членами ландтага.
Если присутствие какого-либо правительственного должностного лица необходимо или желательно для получения справок или разъяснений по отдельным вопросам, то Обер-Ландмаршал непосредственно извещает об этом начальника этого должностного лица.
§ 38. – Для принятия решения в ландтаге требуется присутствие более половины общего числа членов, а для обязательности решения – абсолютное большинство голосов присутствующих.
При равенстве голосов обсуждаемое предложение считается отвергнутым.
Присутствие, по меньшей мере, трех четвертей всех членов и согласие, по крайней мере, двух третей присутствующих членов необходимы для всякого решения, имеющего своим предметом изменение земского устава.
§ 39. – По общему правилу голосование происходит словесно; но последнее может происходить посредством вставания и сидения, если того пожелает председательствующей.
Выборы и назначения происходят баллотировкой по запискам.
§ 40. – Решения ландтага с приложением протоколов заседаний представляются императору чрез посредство наместника.
Ландтаг устанавливает способ опубликования своих решений.
§ 41. – Ландтагу запрещено вступать в сношения с земским представительством других коронных земель; равным образом он не может издавать манифесты.
Депутации не должны быть допускаемы на заседания ландтага, и петиции могут быть приняты ландтагом только, если они переданы чрез члена его. Ландтаг не может посылать депутаций к императору, пока не получит предварительного на то соизволения.
§ 42. – Земский комитет коллегиально обсуждает и решает дела, принадлежащие к его ведомству.
Присутствие, по крайней мере, пяти членов необходимо для того, чтобы решение было действительно.
Если Обер-Ландмаршал полагает, что решение земского комитета противно общественному благу или существующим законам, то он имеет право и должен остановить его исполнение и безотлагательно представить дело чрез наместника на высочайшее благоусмотрение.
§ 43. – Земский комитет может вступать в сношения только с тем ландтагом, который его избрал, и публиковать объявления только по тем делам управления, которые ему переданы.
Он не может принимать депутаций.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.