Акт поднесения титула императора Петру 1721
1721 г., Октября 22
АКТ ПОДНЕСЕНИЯ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ ПЕТРУ I
ТИТУЛА ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКАГО
И НАИМЕНОВАНИЯ: ВЕЛИКАГО
И ОТЦА ОТЕЧЕСТВА
В 20 день сего Октября, по совету в Сенате обще с Духовным Синодом, намерение восприято, Его Величество, в показание своего должнаго благодарения за высокую Его милость и Отеческое попечение и старание, которое Он о благополучии Государства во все время Своего славнейшаго Государствования, и особливо во время прошедшия Шведския войны явить изволил, и Всероссийское Государство в такое сильное и доброе состояние, и народ Свой подданной в такую славу у всего света чрез единое токмо Свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа Российскаго просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: Отца Отечествия, Императора Всероссийскаго, Петра Великаго. И для того отправлен Его Светлость Князь Меншиков от всего Сената с письменным прошением к Его Величеству, в котором оной Сенат, именем Всероссийскаго Государства чинов, Его Величество просил, чтоб к ним милость показал, и тот титул принять благоволил, и им позволил в церкви при отправлении торжества, чрез сочиняемую о том речь Себе представить и принесть. На что Его Величество чрез помянутаго Его Светлость, им объявить повелел, что Он с некоторыми членами из Сената напредь о том изволит говорить, и когда оные к Его Величеству, обще с двумя Архиепископами, а именно, с Новогородским и Псковским, яко Вице-Президентами Синодскими, пришли, и Его Величеству паки то свое покорнейшее прошение повторили: то Его Величество, по Своей обыкновенной и достохвальной модестии или умеренности, того принять долго отрекался, и многими явленными резонами от того уклоняться изволил. Однако ж, по долгом оных Господ Сенаторов прошении и предложенным важным представлениям, последи склонился на то Всемилостивейше позволить. И тако потом то действо следующим образом отправлялось. В 22 день Октября, в день определеннаго ради мирнаго постановления торжества, изволил Его Величество быть в Соборной церкви Пресвятыя Троицы, где по отправлении литургии, в начале трактат с Его Величеством Королем и короною Шведскою заключеннаго и подтвержденнаго вечнаго мира явственно чтен, а потом от Архиепископа Псков-скаго поучение на катедре сказывано, в котором все Его Величества дела и славныя действа со всеми благодеяниями, которыя Он во время сего Своего Государство-вания, особливо же во время сей войны, Своему Государству и подданным показал, пространно показаны, и что Ему имя Отца Отечества, Императора и Великаго по достоинству имети подобает. По окончании же того поучения приступил весь Сенат к Его Императорскому Величеству и Канцлер Господин Граф Головкин говорил от онаго, именем всех Государственных Чинов, Его Величеству последующую речь:
Всепресветлейший, Державнейший Монарх, Всемилостивейший наш Самодержец!
Вашего Царскаго Величества славныя и мужественныя воинския и политическия дела, чрез которыя токмо единыя Вашлми неусыпными трудами и руковождением мы, Ваши верные поданные, из тьмы неведения на феатр славы всего света, и тако рещи, из небытия в бытие произведены, и во общество политичных народов присовокуплены, яко то не токмо нам, но и всему свету известно: и того ради како мы возможем, по слабости своей, довольно благодарных слов изобрести за то и за настоящее исходатайствование толь славнаго и полезнаго Государству Вашему с короною Свейскою вечнаго мира, яко плода трудов рук Ваших, по достоинству возблагодарити. Но ведая Вашего Величества, неимеюща в таких хвалах благоугождения, не смеем оных зде распространять; однакож да не явимся тщи в зазор всему свету, дерзаем мы учрежденный Вашего Величества Сенат именем всего Всероссийского Государства подданных Вашего Величества всех чинов народа Всеподданнейше молити, да благоволите от нас, во знак малого нашего признания толиких отеческих нам и всему нашему отечеству показанных благодеяний, титул Отца Отечествия, Петра Великаго, Императора Всероссийскагб приняти. Из которых, титул Императорский Вашего Величества, досто-хвальным Антецессорам от славнейшаго Императора Рим-скаго Максимилиана, от неколиких сот лет уже приложен, и ныне от многих Потентатов дается. А имя Великаго по делам Вашим Великим, по достоинству Вам уже многие и в печатных письмах прилагают. Имя же Отца Отечествия мы, хотя и недостойни такого Великаго Отца, но по милости Божией нам дарованного, дерзаем Вам приложить по прикладу древних Греческлх и Римских Сигклитов, которые своим, славными делами и милостию прославившимся, Монархам, оное прилагали. Ваше отцелюбивое снисхождение к нам подает нам такое дерзновение, что Вашему Величеству при подданейшем благодарении нашем: Твоя от Твоих и достойное достойному воздаем, всенижайше прося, по славному в свете великодушию Своему, тоя милости нас удостоити, и сие приношение от нас милостивейше восприяти.
Виват, виват, виват Петр Великий, Отец Отечествия, Император Всероссийский!
И по окончании той речи, от всего Сената вокликнуто виват трижды, которые и от всего народа, как внутрь, так и вне церкви сущаго, великим и радостным воплем повторены, и при том трубным гласом и литаворным и барабанным боем украшены; а потом пушечною стрельбрю, как из крепости Санктпетербургской, так и Адмиралтейской, и потом как от гвардии, на площади стоящей, так и со 125 галер, которыя в тот день из Финляндии, под командою Генерала Князя Голицына в 23 полках состоящих прибыли, купно беглым огнем из мушкетов стрелено. Потом же изволил Его Императорское Величество в кратких, но зело сильных словах, Господам Сенаторам на речь их ответствовать, которой ответ в следующем состоял:
По поздравлении.
1. Зело желаю, чтоб Наш весь народ прямо узнал что Господь Бог прошедшею войною и заключением сего мира Нам сделал.
2. Надлежит Бога всею крепостию благодарить; однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с Нами не так сталось, как с Монархиею Греческою.
3. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, которой Бог Нам пред очьми кладет, как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ.
И Сенат Его Величество, с нижайшим поклонением, за такую Императорскую милость и отеческое увещевание благодарствовал, и потом начат благодарной молебен; и как скончали на оном Евангелие, тогда в другой ряд, как из пушек, так и из мушкетов такая же стрельба учинена; потом при окончании молебна, и как благодарственная молитва от Рязанскаго Митрополита при всенародном коленопреклонении прочтена, и тако тем то действо окончалось. И Его Величество при выходе из церкви паки с восклицанием вивата от народа, и потом третий раз из пушек и мелкаго ружья поздравлен. Сенат же и прочия знатныя особы пошли потом к Ея Величеству Императрице, и оную нижайше поздравляли; а потом и Их Высочествам Императорским Принцесам поздравление отправили, на что от оных с милостивым благодарением ответствовано.
ПСЗ, т. VI, № 3840
Комментарий
Настоящий акт о преподнесении царю Петру I титула «Императора Всероссийского» и наименования его «Великим» и «Отцом Отечества» свидетельствует об укреплении в России самодержавной неограниченной монархии – абсолютизма. Успешное проведение экономической политики и реформа всей системы органов государственного управления благоприятствовали победоносному завершению двадцатилетней войны с Швецией. Тем самым престиж государства Российского во внешнеполитических отношениях с иноземными государствами значительно поднялся. Это обстоятельство и дало повод высшему органу государственного управления – Сенату совместно с Духовным Синодом вынести решение о присвоении царю Петру I титула императора.
Принятие Петром I титула императора повлекло за собой и изменение названия государства – не Московское царство, а Всероссийская империя.
В Петербурге состоялась торжественная церемония провозглашения Петра I императором и устроено празднество, подробно описанное в реляции Сената 1 ноября 1721 г. Описание торжества приводится в Полном собрании законов Российской империи в подстрочном примечании к тексту настоящего документа.