Устав Венецианской комиссии
УСТАВ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ЗА ДЕМОКРАТИЮ ЧЕРЕЗ ПРАВО
Резолюция Res(2002)3 о принятии пересмотренного Устава Европейской Комиссии за демократию через право (принята Комитетом Министров 21 февраля 2002 года на 784-ом заседании Постоянных представителей Министров)
Представители Комитета Министров государств-членов Частичного соглашения, создавшие Европейскую комиссию за демократию через право: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, бывшая югославская республика Македония, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония,
Принимая во внимание Резолюцию 90 (6) о Частичном соглашении, учредившую Европейскую комиссию за демократию через право;
Учитывая решение, принятое на заседании 484bis Постоянных представителей Министров в декабре 1992 года, о последующем сохранении структуры Комиссии в качестве Частичного соглашения Совета Европы;
Принимая во внимание Уставную резолюцию (93) 28 о частичных и расширенных соглашениях;
Приветствуя интерес, проявленный многими государствами, не являющимися членами Совета Европы, к деятельности Комиссии, и желая дать этим государствам возможность на равных правах участвовать в ее работе;
Будучи убеждены, что независимый характер Комиссии и гибкость методов ее работы являются залогом ее успеха и должны быть сохранены;
Желая дополнить положения устава Комиссии в свете приобретенного ею опыта,
Постановляют, что Европейская Комиссия за демократию через право будет отныне являться Расширенным соглашением, определяемым положениями нижеприведенного пересмотренного Устава, который вступит в силу с момента принятия настоящей резолюции.
ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ УСТАВ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ
ЗА ДЕМОКРАТИЮ ЧЕРЕЗ ПРАВО
Статья 1
1. Европейская Комиссия за демократию через право является независимым консультативным органом, который сотрудничает с государствами-членами Совета Европы, а также с государствами, не являющимися его членами, и с заинтересованными международными организациями и структурами. Комиссия специализируется в сфере правовых гарантий обеспечения демократии. Комиссия преследует следующие цели:
– углублять изучение правовых систем государств-участников, прежде всего с целью сближения этих систем;
– претворять в жизнь принципы правового государства и демократию;
– исследовать проблемы, связанные с функционированием, укреплением и развитием демократических институтов.
2. В своей работе Комиссия считает приоритетной деятельность, затрагивающую:
а. конституционные, законодательные и административные принципы и инструменты, обеспечивающие эффективность функционирования демократических институтов и их укрепление, а также реализацию принципа верховенства закона;
б. основные права и свободы, особенно те, которые касаются прав участия граждан в деятельности общественных институтов;
в. вклад органов местного и регионального самоуправления в развитие демократии.
3. С целью продвижения основных ценностей правового государства, прав человека и демократии Комиссия поощряет создание аналогичных структур в других регионах мира и может устанавливать с ними контакты для успешного осуществления совместных программ, находящихся в сфере ее деятельности.
Статья 2.
1. Комиссия состоит из независимых экспертов, получивших международную известность благодаря своему опыту работы в демократических институтах или в силу их вклада в укрепление права и политических наук. Члены Комиссии заседают в индивидуальном порядке и не получают и не подчиняются никаким инструкциям.
2. Один член Комиссии, а также один заместитель(-ница) назначаются от имени каждого государства-участника Расширенного соглашения. Член Комиссии и заместитель(-ница) назначаются соответствующим государством-участником и обладают качествами, требуемыми в первом абзаце этой статьи, а также находятся в состоянии и имеют возможность заседать в Комиссии.
3. Члены Комиссии назначаются на четырехлетний период; их полномочия могут быть возобновлены. Во время действия их полномочий члены Комиссии могут быть заменены только в том случае, если они подали в отставку, или если Комиссия отмечает, что указанный член более не в состоянии или более не обладает достаточной квалификацией для исполнения своих обязанностей.
4. Представители Комитета Министров, Парламентской Ассамблеи, Конгресса местных и региональных властей Европы и власти региона Венето могут присутствовать на сессиях Комиссии.
5. Комитет министров может большинством голосов, как это предусмотрено статьей 20.d Устава Совета Европы, принять решение о приглашении любого государства, не являющегося членом Совета Европы, присоединиться к Расширенному соглашению. Члены Комиссии, назначенные государствами, не являющимися членами Совета Европы, не могут голосовать по вопросам, поднимаемым уставными органами Совета Европы.
6. Европейские сообщества имеют право принимать участие в работе Комиссии. Оно может стать членом Комиссии на основании положений, согласованных с Комитетом Министров.
7. Комитет Министров может большинством голосов, как это предусмотрено статьей 20.d Устава Совета Европы, разрешить Комиссии приглашать международные организации и структуры для участия в ее работе.
8. Любое государство, имевшее в прошлом разрешение участвовать в работе Комиссии в качестве ассоциированного члена или наблюдателя, может и далее продолжать это делать, если оно не становится полноправным членом Комиссии. Наблюдатели приглашаются на сессии Комиссии в зависимости от повестки дня. Правила, касающиеся членов Комиссии, распространяются mutatis mutandis на ассоциированных членов и наблюдателей.
Статья 3.
1. Без ущерба для компетенции органов Совета Европы Комиссия по собственной инициативе может проводить исследования и, в случае необходимости, изучать и разрабатывать ведущие направления, законы и международные соглашения. Любое предложение Комиссии может быть обсуждено и принято уставными органами Совета Европы.
2. В рамках своих полномочий Комиссия может давать свои заключения по запросам Комитета Министров, Парламентской Ассамблеи, Конгресса местных и региональных властей Европы, Генерального Секретаря, а также по просьбе государств, международных организаций или структур, участвующих в работе Комиссии. Когда одно государство обращается с просьбой дать заключение по вопросу, касающемуся другого государства, Комиссия должна об этом проинформировать последнее и, если только оба имеющих к этому отношение государства не достигли договоренности, передать вопрос на рассмотрение Комитету Министров.
3. Любое государство, не являющееся членом Расширенного соглашения, может воспользоваться результатами деятельности Комиссии, направив запрос в Комитет Министров.
4. Комиссия сотрудничает с конституционными судами и аналогичными инстанциями на двусторонней основе через посредничество с объединениями, представляющими эти суды. В целях развития данного сотрудничества Комиссия может создать смешанный конституционно-правовой совет, включающий в себя членов Комиссии и представителей судов и их объединений, сотрудничающих с Комиссией.
5. Комиссия может также устанавливать связи с институтами и центрами документации, обучения и исследований.
Статья 4.
1. Из числа своих членов Комиссия избирает бюро в составе председателя, трех заместителей председателя и других четырех членов Комиссии. Срок полномочий председателя, трех заместителей председателя и других членов бюро составляет два года. Председатель, заместители председателя и другие члены бюро могут быть переизбраны на следующий срок.
2. Председатель руководит работой Комиссии и осуществляет ее внешнее представительство. Заместитель заменяет Председателя в случае вынужденного отсутствия последнего.
3. Комиссия созывается на пленарную сессию, как правило, четыре раза в год. Ее подкомиссии созываются по мере необходимости.
4. Комиссия устанавливает процедуры и методы работы в своем внутреннем регламенте, принимает решение о распространении информации о своей деятельности. Рабочими языками Комиссии являются английский и французский.
Статья 5
1. Комиссия может, если считает это необходимым, прибегать к помощи консультантов.
2. Комиссия может также в случае необходимости проводить слушания и приглашать участвовать в своей работе любого специалиста или неправительственную организацию, действующих в области компетенций Комиссии и способных помочь Комиссии в достижении ее целей.
Статья 6
1. Расходы, направленные на реализацию программы деятельности, и общие расходы секретариата покрываются из бюджета Расширенного соглашения, который финансируется государствами-членами Расширенного соглашения. Он подчиняется финансовым правилам, предусмотренным для бюджетов расширенных соглашений Совета Европы с учетом следующих особенностей:
а. размер взносов государств, не являющихся членами Совета Европы, в бюджет Расширенного соглашения равен одной трети взноса, исчисляемого согласно правилам, применяемым к государствам-членам Совета Европы, но не превышает одной трети от размера взноса основных плательщиков.
б. Комиссия выносит свой проект годового бюджета на утверждение Комитетом Министров, предварительно проконсультировавшись с государствами-членами Расширенного соглашения, не являющимися членами Совета Европы.
2. Кроме того, Комиссия может принимать добровольные взносы, которые поступают на специальный счет, открытый согласно статье 4.2 Постановления о финансах Совета Европы. Другие добровольные взносы могут быть направлены на целевые исследования.
3. Регион Венето безвозмездно предоставляет в распоряжение Комиссии штаб-квартиру. Средства на содержание местного секретариата и функционирование штаб-квартиры Комиссии обеспечиваются регионом Венето и правительством Италии согласно условиям, определяемым вышеуказанными органами власти.
4. Расходы на проезд и пребывание каждого члена Комиссии несет государство, его назначившее. Если Комиссия дает некоторым членам особые задания, то расходы на них покрываются из бюджета Комиссии.
Статья 7.
Комиссия ежегодно представляет Комитету Министров отчет о своей работе, содержащий также основные направления ее будущей деятельности.
Статья 8.
1. Комиссия получает поддержку со стороны Генерального Секретариата Совета Европы, который помимо этого осуществляет связь с персоналом, прикомандированным итальянскими властями к штаб-квартире Комиссии.
2. Персонал, прикомандированный итальянскими властями к штаб-квартире Комиссии, не входит в состав сотрудников Совета Европы.
3. Штаб-квартира Комиссии расположена в Венеции.
Статья 9.
1. Предварительно проконсультировавшись с Комиссией, Комитет Министров может большинством голосов, как это предусмотрено статьей 20.d Устава Совета Европы, принять любую поправку к настоящему Уставу.
2. Комиссия может вынести любую поправку к настоящему Уставу на рассмотрение Комитета Министров, который примет решение вышеупомянутым большинством голосов.